Клитарх Колофонский
T 1a Suda, Lexikon (ed. Adler), Κλείταρχος; κ 1764 Adler:
Клитарх
T 1b Anonymus, P. Oxy., 4808:
Клитарх потом еще хвастливо писал истории, но безупречно в его расположение материи. Он был назначен на … как… говорит… и наставник… Филопатора…
T 2 Pliny (G. Plinius Secundus), Natural History, 10, 136:
Динон, отец знаменитого автора Клитарха
T 3 Diogenes Laertios, Lives of the Philosophers [Vide: Demetrius Magnes & Sosibius apud Diogenem Laertium], 2, 113:
У Феофраста он отбил Метродора Теоретика и Тимагора из Гелы, у Аристотеля Киренского — Клитарха и Симмия, и даже среди самих диалектиков он сманил Пеония из Аристидовой школы, а Дифила Боспорского, сына Евфанта, и Мирмека, сына Эксенета, вышедших спорить против него, сделал своими страстными приверженцами
T 4 Pliny (G. Plinius Secundus), Natural History, 3, 57:
[Итак, Теофраст], писавший не по слухам, определил окружность Керкей в 80 стадиев, [говоря, что это] остров. Он уже, [в отличие от Теопомпа и Клитарха, передавал] нечто большее, чем молву.
T 5 Diodoros of Sicily, Historical Library, 2, 7, 3:
согласно Клитарху и тем, кто позже побывал в Азии с Александром
T 6 Quintilian (M. Fabius Quintilianus), Institutes of Oratory, 10, 1, 74:
Клитарх похваляется за разум, за неточность хулится.
T 7 Cicero, M. Tullius, Brutus, 42:
от такую же сказку, какую ты сейчас рассказал о Кориолане, Клитарх и Стратокл сочинили о Фемистокле.
T 8 Curtius Rufus, Q., History of Alexander the Great, 9, 5, 21:
Историки Клитарх и Тимаген
T 9 Pseudo–Longinus, On the Sublime, 3, 2:
Не возвышенны, а лишь выспренны некоторые фразы Каллисфена, а особенно Клитарха, его сочинения напоминают надутые пузыри, а он сам, говоря словами Софокла, дует «в цевницы нежные без всякой перевязки»
T 10 Demetrios of Phalerum, On Elocution, 304:
Клитарх, описывая осу, насекомое, вроде пчелы, выбирает такие выражения: «Она опустошает возвышенности и устремляется к дуплистым дубам». Это было бы уместно сказать разве что о диком быке или эриманфском вепре, но уж никак не о какой–то пчелке. Таким образом, вся речь становится напыщенной до назойливости. И эти два качества как–то всегда сопутствуют друг другу.
T 11 Philodemos, On Rhetorics (ed. Sudhaus), 4, 1, col. 7, 6-8, 4; 1, p. 151:
Если нет, естественного, красивого стиля, это было необходимо, чтобы довольствоваться одним установленным произвольной властью. Но есть, естественный, красивый стиль это позор, искать другого. Для произвольного стиля не принятого всеми, не всегда один и тот же автор; некоторые имитируют стиль Исократа, другие, Фукидида… что характерно для одного Клитарха. Кому же тогда должны мы подражать…
T 12 Philodemos, On Rhetorics (ed. Sudhaus), 4, 1, col. 21, 15-25; 1, p. 180 Sudhaus:
Многие из тех, кто получил образование и кто знаком с науками не только обратились к вышеупомянутой вещи, но они также используют метафоры, почти столь же часто, как софисты, если кто–то из них, как, например, Алкидамас, Гегесий, Клитарх Александрийский, Де[метрий…
T 13 Cicero, M. Tullius, On Laws, 1, 7:
Однако в вашем кругу Сисенну никогда не считали оратором, и историю свою он излагал как–то по–ребячески, так что он, из всех греческих писателей читавший, по–видимому, одного лишь Клитарха, а кроме него не читавший никого, одному ему и хочет подражать; однако, если бы он и смог с ним сравняться, ему все же было бы далеко до совершенства.
T 14a Pliny (G. Plinius Secundus), Natural History, 1, 6:
Содержание: места, народы … из … Бетона, Тимосфена, Патрокла, Демодама, Клитарха, Эратосфена, Александра Великого.
T 14b Pliny (G. Plinius Secundus), Natural History, 1, 7:
Содержание: замечательные расовые телесные конфигурации… Авторитеты … Онесикрит, Клитарх, Дурис…
T 14c Pliny (G. Plinius Secundus), Natural History, 1, 12-13:
Содержание: деревья и их различные качества… Авторитеты… Каллисфен, Исигон, Клитарх, Анаксимен, Дурис, Неарх…
О делах Александра
Книга первая
1. Clemens AI. Strom. I, 21, p. 145 , 45 Svlb.:
От взятия Трои до прихода Гераклидов — 120 или 180 лет; (4) с этого последнего события до архонта Эвенета, во времена которого, как говорят, Александр пришел в Азию, по свидетельству Фания, протекло 715 лет, по Эфору же — 735, по Тимею и Клитарху — 820…
1 a. Athenaeus IV, p. 148, D:
Клитарх в первой книге «Истории Александра» сообщает, что «после завоевания города Александром всего добра у них оказалось на 440 талантов; люди они были мелочные, а в пище скаредные; на пирах у них подавался фарш в фиговых листьях, вареные овощи, сардины и другая рыбья мелочь, колбасы, грудинка, похлебка. Так угостил Мардония и пятьдесят других персов Аттагин, сын Фринона, о котором Геродот в девятой книге говорит, что он был отменно богат. После этого вряд ли могли персы одержать победу, и грекам не было надобности при Платеях ходить в бой против тех, кого уже успела погубить подобная пища».
Книга четвёртая
2. Athenaeus ΧII, p. 530 , A:
Клитарх в четвертой книге «Об Александре» пишет, что Сарданапал умер в старости, свергнутый с [ас]сирийского престола.
3. Cicero Ep. ad fam. II, 10:
Таким образом, после надлежащей победы, я был под Иссом провозглашен императором, — в этом же месте, как я часто слыхал от тебя, Александр одержал победу над Дарием, о нем тебе рассказал Клитарх…
Книга пятая
3 a. Stobaus Floril. 64, 36 (tom. II, p. 487 Gaisf.):
Тиант Библский красотой внешности превзошёл человеческую природу и дочь по имени Мирра была охвачена любовью к нему.
4. Diodor. II, 7, 3:
Оставив Евфрат в центре, она окружила город стеной в триста шестьдесят стадиев и снабдила большими башнями, установленными на небольшом расстоянии друг от друга, как говорит об этом Ктесий Книдский, но, согласно Клитарху и тем, кто позже побывал в Азии с Александром, трёмстам шестидесяти пяти стадиям.
5. Athenaeus XIII, 576 E:
А великий Александр разве не держал при себе Таиду, афинскую гетеру? Клитарх говорит, что это из–за нее был сожжен царский дворец в Персеполе.
6. Plinius 11. Ν. VI, 13, 15:
Последнее вливается из Скифского океана в заднюю сторону Азии и носит по прибрежным жителям много названий, из которых наиболее известны два: Каспийское и Гирканское. По мнению Клитарха, оно не меньше Понта Эвксинского, а Эратосфен дает и измерение, именно: с юго–востока по берегу Кадусии) и Албании — 5300 стадиев; оттуда, через земли атиаков, амарбов) и гирканов, до устья реки Зона3) — 4900 стадиев, отсюда до устья Яксарта) — 2400; все это в итоге дает 1575000 шагов).
7. Slrabo XI, p. 491:
Однако есть писатели, которые настолько же суживают перешеек, как это делает Клитарх, полагающий, что этот перешеек затапливается обоими морями, но о них не стоит, пожалуй, даже и упоминать.
8. Demetrius De eloc. § 304:
Но часто предметы сами по себе приятные кажутся неприятными из–за слов, выбранных для их обозначения. Так, Клитарх, описывая осу, насекомое, вроде пчелы, выбирает такие выражения: «Она опустошает возвышенности и устремляется к дуплистым дубам». Это было бы уместно сказать разве что о диком быке или эриманфском вепре, но уж никак не о какой–то пчелке. Таким образом, вся речь становится напыщенной до назойливости. И эти два качества как–то всегда сопутствуют друг другу.
9. Strabo XI, ρ, 505:
По словам Клитарха, Фалестрия даже прибыла к Александру от Каспийских Ворот и Фермодонта, между тем как расстояние от Каспийской области до Фермодонта больше 6000 стадий.
Книга десятая
9 a. Scliol. Aristophan. Av. 487:
Всем персидские тиары однако неправильные, разрешено носить, как пишет Клитарх в десятой книге, только одни цари использовали правильные остальные завитые тиары и в спереди опущенные как правило носить.
10. Schol. Apoll. Rh. II, 904:
Что Дионис победил индийцев, Дионисий говорит, как и Аристодем в первой книге Фиванских эпиграмм и Клитарх в Рассказах об Александре …
11. Curtius IX, 5, 21:
Историки Клитарх и Тимаген утверждают, будто Птолемей, который позднее стал царем, принимал участие в этой битве. Сам же он хотя и не был склонен умалять свою славу, оставил свидетельство, что он не участвовал в деле, но был послан в поход. Вот каковы были у составителей старинных записей о деяниях небрежность или, что не меньший порок, легковерие.
12. Curtius IX, 8, 13:
Итак, разрушив крепость и продав в рабство всех пленных, царь вступил в пределы царя Самба; приняв там сдачу многих городов на милость, сильнейший город этой страны он взял при помощи подкопа. 14. Варвары, неопытные в этом деле, приняли врагов за чудовищ, так как они почти в центре города выходили вооруженными из–под земли, хотя прежде не было никаких следов ее рытья. В этой области, по свидетельству Клитарха, было перебито до 80 тысяч индов; много пленных было продано в рабство.
13. fragm. 22 a.
14. Plinius II. Ν. VII, 2:
А другие, граничащие с макробиями, у которых женщины рожают только один раз, живут не более сорока лет. То же самое передает и Агатархид и добавляет, что они питаются саранчой и очень быстры. Клитарх дал им имя мандов, а Мегасфен насчитывает у них триста деревень. Женщины у них рожают в возрасте семи лет, а старости достигают к сорока годам.
15. Elian. N. A. XVII, 2:
Клитарх в своем труде об Индии говорит, что есть змеи в длину шестнадцать локтей. Он также сообщает, что есть ещё один вид змей, отличный по внешнему виду от остальных, ибо он намного короче и окраска его выглядит пёстрой, как будто он окрашен пигментами: некоторые имеют бронзовые полосы, нисходящие от головы к хвосту, другие выглядят подобно серебру, третьи окрашены красным, и есть даже некоторые с золотистым отливом. Это самый писатель утверждает, что укус у них ужасный и убивает мгновенно.
16. Elian. N. A. XVII, 25:
Клитарх говорит, что в Индии есть обезьяны пёстрой окраски и огромных размеров. В горных районах их так много, что, говорит Клитарх, Александр, сын Филиппа, и армия под его командованием были весьма напуганы видом их невообразимого количества, вообразив, что видят отмобилизованную армию, ожидающую их в засаде. Видите ли, обезьяны встали, когда те (македоняне) появились. Эти существа нельзя поймать ни сетями, ни с помощью гончих, преследуя по запаху, хотя и велико их мастерство охоты. Но эти обезьяны готовы плясать, если увидят танцующего человека; они даже будут играть на дудочке, если смогут узнать как дуть. Кроме того, если она подсмотрит как кто–то надевает обувь, она повторит действие; и если человек подведёт глаза ламповым нагаром, она захочет повторить и это. Соответственно, люди вместо указанных предметов подкладывают полые, тяжелые ботинки, сделанные из свинца, к которым снизу прикрепляют петлю, так что когда обезьяна всовывает ногу в них, она ловится в силки и не способна сбежать. И в качестве приманки для глаз люди подсовывают птичий клей вместо сажи. И инды после пользования зеркалом на виду обезьян…[показывают не подлинные зеркала, но таковые другого рода, на которые накинуты крепкие петли. Таково приспособление, которым они пользуются. И так обезьяны приходят, пристально наблюдают, и подражают увиденному. И от отражательной поверхности, когда они пристально вглядываются в неё, прямо в лицо брызжет сильно липкое вещество, и запечатывает им веки. Поэтому, будучи ослеплены, они ловятся без труда, потому что они не могут сбежать.
17. Strabo XV, p. 718:
А Клитарх упоминает о четырехколесных повозках, на которых везли деревья с большими листьями; на них сидели разного рода ручные птицы. Из этих птиц, по его словам, красивее всех пел орион, а так называемый катрей был самым прекрасным на вид и отличался наиболее пестрым оперением. По внешнему виду эта птица ближе всего к павлину. Остальное описание интересующийся может взять у Клитарха.
18. Elian. H. A. XVII, 22:
Давайте дадим слово и Клитарху. Он говорит, что в Индии водится птица с сильными любовными пристрастиями и что она называется орион. Что ж, давайте изобразим её так, как он описал её. Этот «орион» имеет такие же размеры как цапля, и ноги у него красные подобно им; глаза темные (в этом отношении они отличаются), и Природа научила её издавать сладкозвучные мелодии, словно какую–нибудь свадебную песнь с её обворожительными прелестями…
18 a. Elian. ibid. c. 23:
Клитарх говорит, что так называемый Catreus уроженец Индии, и птица эта величественной красоты. Он примерно такого же размера как павлин; кончики перьев цвета изумруда, и когда он смотрит в другом направлении, вы не сможете ничего сказать о его глазах. Но если он смотрит прямо на вас, будете утверждать, что они киновариевые, кроме зрачков, и что последние имеют серый оттенок и острый взгляд. И то что белое в глазах всех других птиц — палевое у катрея. Перья на голове серо–голубые и шафрановыми пятнышками, разбросанными тут и там! Ноги оранжевого цвета, а его пение мелодичное и чистое как у соловья. Использование этих птиц в пищу индами <запрещено>, с тем чтобы зрители могли бы любоваться ими. Во всяком случае видели в Индии птиц полностью алых, цвета чистейшего пламени, и они летают в такими массами, что их можно принять за облака. Другие однако крапчатые, и не очень легко сказать как они выглядят, но красота и чистота их пения являются непревзойдёнными; они могли быть, если это выражение не слишком сильное, сиренами, ибо эти сказочные девицы, прославленные поэтами и изображаемые художниками, имели крылья.
19. Strabo VII, p. 223:
Однако остров замечателен и тем, что здесь уже истощенные рудники с течением времени снова наполняются рудой, как это, говорят, происходит с каменными пластами на Родосе, с мраморной скалой на Паросе и с упоминаемыми Клитархом залежами каменной соли в Индии.
20. Strabo VII, p. 293:
Но и Клитарх не прав. Ведь он говорит, что всадники, увидев наступление моря, скачут прочь, а во время бегства их едва не поглощают волны. Нам известно, что, во–первых, прилив движется не с такой быстротой, море подступает незаметно; во–вторых, то, что происходит ежедневно и что еще издали поражает слух тех, кто приближается к морю (даже прежде чем увидеть), не может внушить такого страха, чтобы заставить людей бежать, как если бы это случилось совершенно неожиданно.
21. Athenspus XIII, p. 586, C:
О Гликере тот же Гиперид в речи «Против Мантифея об оскорблении действием» говорит следующее «Везя с собой «морскую» Гликеру в повозке парою». Остается неясным, та ли это Гликера, что жила с Гарпалом. Об этой последней Феопомп пишет в «Письмах о Хиосе», что после кончины Пифионики Гарпал выписал из Афин Гликеру, поселил ее в Тарсе в царском дворце, и народ падал перед нею ниц, величая царицей, и велено было, поднося венки Гарпалу, непременно подносить и Гликере. В Россе дошли даже до того, что установили ее бронзовую статую рядом со статуей Гарпала. Не расходится с этим и то, что пишет в «Рассказах об Александре» Клитарх.
21. а. Plinius Η. Ν. VII, 2, p. 8. Tchn.:
Оритов от индов и арабов отделяет река. Как сообщает Клитарх, они не признавали никакой другой пищи, кроме рыбы, которую они, разделав ногтями, сушат на солнце и таким образом делают из нее хлеб.
22. Idem VI, 36. p. 392:
Клитарх же [сообщает] о ставшем известном царю Александру [острове] настолько богатом, что за коня его жители давали золотой талант, [а также] о другом, где была обнаружена священная гора, покрытая тенистым лесом с деревьями, струящими удивительно приятный аромат.
Книга двадцатая
22 a. Diog. L. Proaem. § 6:
Гимнософисты и друиды, по их словам, говорили загадочными изречениями, учили чтить богов, не делать зла и упражняться в мужестве; гимнософисты презирали даже смерть, как свидетельствует Клитарх в XII книге.
23. Plinius Η. N. III, 9:
Теофраст, первый из иноземцев писавший о римлянах более или менее основательно (primus externorum aliqua de Romanis diligentius scripsit) — ибо Теопомп, до которого упоминаний вообще нет, всего лишь сказал, что галлы взяли Рим; следующее упоминание у Клитарха — только о [римском] посольстве к Александру [Македонскому].
[Итак, Теофраст], писавший не по слухам, определил окружность Керкей в 80 стадиев, [говоря, что это] остров. Он уже, [в отличие от Теопомпа и Клитарха, передавал] нечто большее, чем молву.
24. Plutarch. Themist. c. 27:
Фукидид и Харон из Лампсака рассказывают, что Ксеркса тогда уже не было в живых и что Фемистокл имел свидание с его сыном; но Эфор, Динон, Клитарх, Гераклид и еще несколько других авторов говорят, что он пришел к самому Ксерксу.
Cicero, Brut. c. 11:
Вот такую же сказку, какую ты сейчас рассказал о Кориолане, Клитарх и Стратокл сочинили о Фемистокле. (43) В самом деле, Фукидид, сам афинянин, сам высокого рода и высокого положения и сам живший не намного позже Фемистокла, сообщает лишь, что тот умер от болезни и был тайно погребен в Аттике, и добавляет: есть подозрение, что он отравился. А Клитарх и Стратокл утверждают, что Фемистокл заклал быка, нацедил в чашу его крови, выпил ее и упал замертво. Такую смерть им было удобнее расписать на трагический и риторический лад; обыкновенная же смерть не давала никакого материала для ораторских украшений.
(25.) Phlegon Mirab. c. 4:
Гесиод, Дикеарх, Клеарх, Каллимах и другие авторы передают о Тиресии следующее. Говорят, что Тиресий, сын Эвера, увидев спаривающихся змей на горе в Келене, в Аркадии, ударил одну из них {палкой}, за что тотчас же был превращен в женщину. Став женщиной, он вступил в половую связь с мужчиной. (2) Аполлон возвестил в оракуле, что если Тиресий увидит снова этих змей спаривающимися и тотчас же поразит змею, он вновь станет мужчиной. Тиресий поступил так, как велел бог и снова стал мужчиной. (3) Между Зевсом и Герой возник спор: Зевс заявлял, что женщина получает большее наслаждение при половом общении, чем мужчина, а она утверждала обратное. Они решили послать за Тиресием и спросить у него, поскольку он знает свойства обоих полов. Когда его спросили, Тиресий ответил, что мужчине достается 1/10 наслаждения, в женщине — 9/10. Разгневанная Гера выдавила ему глаза, оставив слепым, однако Зевс наделил его даром прорицания и продолжительностью жизни в семь раз превышающей обычную.
Сентенции
26. Stob. Floril. 53, 13:
Из Клитарха. Историк Клитарх утверждает: «любая дерзость превосходит даже меру возможности».
Anton. Melissa I, 13:
Из Клитарха. Если вы защищаете то, что вы сделали беспричинно, вы дважды совершили несправедливость.
Ibid. I, 31(et ap. S. Maxim, 12, p. 177):
Многочисленные подарки детей лучше не делают.
27. Ibid. 1, 36:
Ibid. I, 48:
Из Клитарха. На встрече не пытайся говорить первым: говори после многих ты будешь лучше видеть то, что является наиболее удобным.
28. Ibid. I, 55:
О душе заботятся как наставники о ребёнке, о теле как о солдате.
29. Ibid. II, 1:
Из Клитарха. Если ты властвуешь, старайся быть мягким; если ты командуешь, старайся быть великодушным.
31. S. Maximus I, p. 164:
Считай прекрасным не просто иметь добродетель, но иметь ее как должно и именно то что нужно.
Ibid. II, ρ. 165:
Сила тела да не станет слабостью души силой же души считай разумение.
32. Ibid. ΙII, p. 167 et Apostol. Prov. XX, 22:
лю6я то что не подо6ает ты не любишь [тем самым] то, что подо6ает. Ненасытимо вожделение поэтому и бедно.
33. Ibid. VI, ρ. 171:
Несчастья друзей считай своими, а своих удач — делай их о6щниками.
Об умерших друзьях плакать не благородно, за6отиться же о6 их домашних — полезно.
34. Ibid. XII, ρ. 177:
Воздержание — основа благочестия жажда прио6ретений — начало корьыстолю6ия; и6о из сребролюобия рождается несправедливость.
35. Ibid. LIV, p. 204:
Словно железо от ржавчины так и завистливые от своего нрава разъедаются.
Ibid. 13:
Мы должны се6я приучать довольствоваться в жизни немногим чтобы не научиться ничему позорному ради денег.