Онесикрит Астипалейский
T 1: Diogenes Laertios 6.84
Онесикрит — некоторые говорят, что он был с Эгины, а Деметрий Магнесийский — что с Астипалеи. Он тоже был одним из самых известных учеников Диогена. Его судьба похожа на судьбу Ксенофонта: как тот ходил в поход с Киром, так этот — с Александром; как один написал «Воспитание Кира», так другой — о том, как рос Александр; как первый сочинил похвальное слово Киру, так второй — Александру. Даже в слоге он сходствовал с Ксенофонтом, хотя и был ниже его как подражатель, который ниже образца.
T 2: Strabo 15.1.65
После этого Манданий, говорит Онесикрит, спросил, существуют ли подобные учения у греков. Онесикрит ответил, что не только Пифагор учит в таком же роде и велит воздерживаться от мяса животных, но также Сократ и Диоген и что сам он был учеником Диогена.
T 3: Diogenes Laertios 6.75–76
Этот человек обладал поразительной силой убеждения, и никто не мог противостоять его доводам. Говорят, что эгинец Онесикрит послал однажды в Афины Андросфена, одного из двух своих сыновей, и тот, послушав Диогена, там и остался. Отец послал за ним старшего сына, вышеупомянутого Филиска, но Филиск точно так же не в силах был вернуться. На третий раз приехал сам отец, но и он остался вместе с сыновьями заниматься философией. Таковы были чары Диогеновой речи.
T 4: Arrian, Historia Indica 18.9
На корабле же самого Александра кормчим был Онесикрит из Астипалеи.
T 5 a: Plutarch, De Alexandri Magni fortuna aut virtute 1.10.331e
Онесикрита, ученика киника Диогена, как сообщают многие историки, он назначил начальником кормчих.
T 5 b: Plutarch, Alexander 66
После этого он начал обратный путь. Кораблям он приказал плыть вдоль суши так, чтобы берег Индии находился справа, начальником флота назначил Неарха, а главным кормчим — Онесикрита.
T 5 c: Strabo 15.2.4
Флот Александр отдал под начальство Неарха и Онесикрита, главного кормчего, с приказанием выбрать подходящие места для стоянок и затем следовать за войском, плывя вдоль берега параллельно линии его пути.
T 6: Arrian, Alexandri Anabasis 7.5.6
Затем увенчал он Неарха в награду за путешествие от земли индов по Великому морю, — он в это время уже прибыл в Сузы, — затем Онесикрита, кормчего корабля, на котором ехал царь, и еще Гефестиона и остальных телохранителей.
T 7: Lucian, How to write history 40
И по этому поводу можно вспомнить слова Александра, который сказал: «Я хотел бы, Онесикрит, после смерти ненадолго воскреснуть, чтобы видеть, как люди тогда будут читать твою работу. Если они теперь ее хвалят и приветствуют, — не удивляйся: они думают, что это является как бы приманкой, на которую каждый из них поймает мое благоволение».
T 8: Plutarch, Alexander 46
Рассказывают, что, когда много времени спустя Онесикрит читал Лисимаху, тогда уже царю, четвертую книгу своего сочинения, в которой написано об амазонке, Лисимах с легкой усмешкой спросил историка: «А где же я был тогда?»
T 9 a: Pseudo—Lucian, Macrobii 14
Онесикрит, историк Александра
T 9 b: Arrian, Alexandri Anabasis 6.2.3
Всем флотом Александра командовал Неарх, а кормчим корабля, где находился Александр, был Онесикрит.
T 10: Strabo 15.1.28
Последнего скорее следовало бы назвать главным кормчим небылиц, а не кормчим Александра. Действительно, хотя все спутники Александра предпочитали выслушивать чудесные истории вместо правды, Онесикрит, по–видимому, превзошел всех их по части басен.
T 11: Strabo 2.1.9
Онесикрит же, Неарх и другие подобные писатели помаленьку начинают уже бормотать правду.
T 12: Gellius, Attic nights 9.4.1–3
Все это были греческие книги, полные чудес и сказочных историй: вещи неслыханные и невероятные, а авторы их — древние, пользовавшиеся большим авторитетом: Аристей Проконнесский, Исигон Никейский, Ктесий, Онесикрит, Филостефан и Гегесий;
T 13 a: Pliny, Natural history 1.2
где и когда нет теней из…Онесикрита, Эратосфена
T 13 b: Pliny, Natural history 1.6
Местности, народы… из Онесикрита,
T 13 c: Pliny, Natural history 1.7
Замечательные тела людей … из… Онесикрита
T 13 d: Pliny, Natural history 1.10
Природа птиц…из… Онесикрита
T 13 e: Pliny, Natural history 1.12.13
природа деревьев; … о внешних деревьях … из …Онесикрита
T 13 f: Pliny, Natural history 1.14.15
Плодоносящие деревья…из… Онесикрита
F 1: Plutarch, Alexander 46.1-3 (Scriptores rerum Alexandri Magni 8.5)
Многие, в том числе Клитарх, Поликлет, Онесикрит, Антиген и Истр, рассказывают, что в тех местах к Алесандру явилась амазонка, но Аристобул, секретарь Александра Харет, Птолемей, Антиклид, Филон Фиванский, Филипп из Феангелы, а также Гекатей Эретрийский, Филипп Халкидский и Дурид Самосский утверждают, что это выдумка.
F 2: Plutarch, Alexander 15.2
Средств на содержание войска у Александра было, как сообщает Аристобул, не более семидесяти талантов, по словам Дурида, продовольствия было только на тридцать дней, кроме того, по сведениям Онесикрита, царь задолжал двести талантов.
F 3: Pliny, Natural history 12.34
Онесикрит сообщает, что в долинах Гиркании есть деревья, похожие на инжир, который называют «окки», из которых капает мед в течение двух часов утром.
F 4: Pliny, Natural history 15.68
Онесикрит пишет, что в Гиркании винные ягоды гораздо слаще наших, а смоковницы урожайнее; некоторые деревья дают по 270 модиев.
F 5: Strabo 11.11.3
В прежние времена образ жизни и обычаи согдийцев и бактрийцев мало отличались от образа жизни кочевников, но все же обычаи бактрийцев были немного более цивилизованными; однако и о последних Онесикрит отзывается далеко не похвально. По его словам, людей, изнуренных старостью и болезнями, они бросали живыми собакам, нарочно содержимым для этого, которых на своем родном языке они называли «могильщиками». Территория вне стен столицы бактрийцев имела чистый вид, тогда как бо́льшая часть пространства внутри стен была полна человеческих костей; Александр уничтожил этот обычай.
F 6: Arrian, Historia Indica 3.6
Ктесий из Книда утверждает, что Индия равна всей остальной Азии, но он ошибается, так же как и Онесикрит, который считает ее равной третьей части всей земли.
F 7: Arrian, Historia Indica 6.8
Что там идут дожди, подобно тому как в Индии, вовсе не является невероятным, так как и в других отношениях Индия очень похожа на Эфиопию: в реках Индии, подобно эфиопскому и египетскому Нилу, водятся крокодилы, и в них есть рыба и другие водяные животные, как и в Ниле, исключая гиппопотама; но Онесикрит говорит, что там водятся и гиппопотамы.
F 8: Strabo 15.1.20
С этими сообщениями о наводнениях рек и об отсутствии ветров с суши сходятся данные Онесикрита. Ведь последний утверждает, что морское побережье мелководно, в особенности у устьев рек, из–за речных отложений, приливов и преобладающего воздействия ветров с открытого моря.
F 9: Pliny, Natural history 2.183
Подобным же образом в городе Сиене [Асуане], в пяти тысячах стадиев к югу от Александрии, в день летнего солнцестояния теней нет, и колодец, специально вырытый для проверки этого наблюдения, был весь освещен, откуда становится ясно, что Солнце в тот день стоит прямо над головой. Онесикрит утверждает, что сходное в тот же день имеет место в Индии на реке Гипанис [Гарра].
F 10: Pliny, Natural history 2.184-185
Бывший у Александра проводником Онесикрит пишет, что живущие в лишенных [в полдень] тени местах Индии не видят Медведиц, места эти так и называются бестенными, и часов там не считают
F 11: Pliny, Natural history 7.28
Онесикрит передает, что в тех местах Индии, где нет теней, люди достигают в рост пяти локтей и двух ладоней, и живут по 130 лет, и не стареют, а умирают как бы в середине жизни.
F 12: Strabo 15.1.15
Так, например, Онесикрит сообщает о Тапробане, что ее величина составляет 5000 стадий, не различая длины и ширины острова, отстоящего, по его словам, от материка на 20 дней пути; корабли здесь плавают с трудом, так как несут слабое парусное вооружение и построены по обеим сторонам без шпангоута в трюмах.
F 13: Pliny, Natural history 6.81
Тапробану долгое время считали другим земным кругом под названием земли антихтонов. Время и деяния Александра Великого показали с ясностью, что это остров. Онесикрит, командующий его флотом, пишет, что слоны там крупнее и воинственнее, чем в Индии
F 14: Strabo 15.1.43
По словам Онесикрита, слоны живут до 300 лет, а в редких случаях даже до 500. Наибольшей силы они достигают около 200 лет; самки способны производить детенышей целое десятилетие. Не только Онесикрит, но и другие утверждают, что индийские слоны крупнее и сильнее ливийских. Встав на задние ноги, они хоботом опрокидывают башенные зубцы и вырывают деревья с корнем.
F 15 : Strabo 15.1.18
Онесикрит говорит, что босмор это — хлебный злак меньше пшеницы. Он произрастает в междуречьях. После обмолота зерна его поджаривают, предварительно принеся клятву в том, что не вынесут с току не поджаренного зерна, чтобы не вывозить его на семена.
F 16 a: Strabo 15.1.28
Действительно, хотя все спутники Александра предпочитали выслушивать чудесные истории вместо правды, Онесикрит, по–видимому, превзошел всех их по части басен. Впрочем, он рассказывает и кое–что правдоподобное, и стоящее упоминания, так что даже недоверяющий ему не может обходить молчанием его сообщения. Во всяком случае относительно змей передают и другие писатели, что их ловят в Эмодских горах и держат в пещерах.
F 16 b: Aelian, On the nature of animals 16.39
Онесикрит из Астипалы говорит, что во время похода Александра, сына Филиппа, в Абисаре в Индии были две змеи, и что одна из них была сто сорок локтей, а другая восемьдесят. Он говорит, что Александр имел большое желание увидеть их.
F 16 c: Tzetzes, Chiliades 3.940–949
Элиан рассказывает, что Онесикрит говорит … (о гигантском змее), которого Александр Великий очень хотел видеть. После оформления приказа армии, оставаться в покое, как индеец наставил его и присоединил, что они не должны охотиться на них на марше, он видел его глаза, что в цепи своих шаров, равные по размеру македонскому щиту.
F 17 a: Strabo 14.1.63–65
Онесикрит сообщает, что он сам был послан для собеседования с этими софистами. До Александра дошли слухи, что эти люди ходят голыми, упражняются в выносливости и пользуются великим почетом; других людей они не посещают по приглашению, но велят приходить к себе всем, кто желает их видеть и заинтересован их делами и речами. При таких обстоятельствах, так как царю не подобало самому идти к ним или принуждать их против воли к совершению чего–нибудь несогласного с отеческими обычаями, Онесикрит и был послан к софистам. Он встретил 15 человек из них в 20 стадиях от города; эти люди голыми в разных позах неподвижно стояли, сидели или лежали до вечера и затем возвращались в город. Самым трудным было выдерживать солнечный зной, столь сильный, что в полдень никто из прочих людей не мог бы легко даже ступить на землю босыми ногами.
Онесикрит беседовал с одним из этих софистов — Каланом, который сопровождал царя до Персиды и там умер по отеческому обычаю — взойдя на костер. Он застал Калана лежащим на камнях. Приблизившись к софисту, Онесикрит обратился к нему с приветствием и сказал, что послан царем поучиться мудрости софистов и сообщить о ней царю. Поэтому, если нет возражений, он готов слушать его поучения. Увидев, что Онесикрит носит плащ, войлочную шляпу и сапоги, Калан, засмеявшись, сказал: «В древнее время все было полно ячменной и пшеничной муки, как теперь пыли. Одни источники текли водой, другие — молоком, а также медом, иные — вином, а иные — елеем. От пресыщения и роскоши люди сделались высокомерными. Зевс, возненавидев такое положение, уничтожил все это и обрек человека на жизнь в труде. Когда вновь появились на свет умеренность и другие добродетели, снова вернулось изобилие благ. Теперь человеческие дела уже опять приближаются к пресыщению и высокомерию и существует опасность истребления всего». После этих слов софист велел ему, рассказывает Онесикрит, если он хочет слушать, снять одежды, голым лечь на те же камни и выслушивать его поучения. Когда Онесикрит недоумевал, как ему поступить, Манданий, старейший и мудрейший из софистов, высказал порицание Калану за то, что тот, обвиняя других в надменности, сам оказался надменным; затем Манданий позвал Онесикрита и сказал ему, что хвалит царя за то, что тот, управляя такой великой державой, жаждет мудрости; ведь царь — единственный человек, занимающийся философией с оружием в руках, которого он видел. Действительно, полезнее всего на свете было бы, если бы мудростью обладали люди, которые имеют силу одних добровольно привести к скромности, а других против воли вынудить к этому. Он должен просить прощения, продолжал Манданий, если, ведя беседу с помощью трех переводчиков (которые, кроме языка, в своем понимании стоят не выше толпы), не в состоянии дать Онесикриту доказательство пользы своего учения. Это ведь все равно, что требовать, чтобы чистая вода текла через грязь.
По словам Онесикрита, речь софиста сводится к тому, чтобы показать, что самое лучшее учение — то, которое избавляет душу от радости и печали. Печаль и страдание различны, так как первая вредна для человека, а последнее любезно ему. Люди приучают свои тела к труду, чтобы укрепить духовные силы; этим они могут прекращать восстания и готовы всем давать благие советы, как государству, так и отдельным лицам. В самом деле, он посоветовал бы теперь Таксилу принять Александра, [говоря ему], что если он примет человека лучшего, чем он сам, то получит благо, а если худшего, то сам сделает его лучше. После этого Манданий, говорит Онесикрит, спросил, существуют ли подобные учения у греков. Онесикрит ответил, что не только Пифагор учит в таком же роде и велит воздерживаться от мяса животных, но также Сократ и Диоген и что сам он был учеником Диогена. Манданий на это возразил, что он, правда, считает греков вообще мыслящими разумно, но они неправы в одном отношении — в том, что ставят обычай выше природы. Ведь иначе они не стыдились бы ходить голыми, как он, и жить в бедности. Самый лучший дом, добавил Манданий, тот, где меньше всего нужно домашней утвари. Софисты, рассказывает далее Онесикрит, занимаются также исследованием физических явлений, изучают приметы, причины дождей, засухи, болезней. Когда они появляются в городе, то расходятся по рынкам и у первого встречного, несущего смоквы или виноградные гроздья, берут все это как добровольный дар. Если есть оливковое масло, то их обильно умащают маслом и они натираются им. Каждый богатый дом открыт для них, включая и женскую половину. Войдя в дом, софисты разделяют трапезу и принимают участие в беседе. Телесный недуг они считают величайшим позором. Заподозрив болезнь в своем теле, они лишают себя жизни огнем: воздвигают костер, умащаются маслом и, взойдя на него, приказывают зажечь и затем недвижимо сгорают.
F 17 b: Plutarch, Alexander 65.1-3
Богато одарив этих гимнософистов, Александр отпустил их, а к самым прославленным, жившим уединенно, вдали от людей, послал Онесикрита, через которого пригласил их к себе. Онесикрит был сам философом из школы киника Диогена. (2) По его словам, Калан принял его сурово и надменно, велел ему снять хитон и вести беседу нагим, так как иначе, дескать, он не станет с ним говорить, будь Онесикрит посланцем даже самого Зевса. 3Дандамид был гораздо любезнее. Выслушав рассказ Онесикрита о Сократе, Пифагоре и Диогене, он сказал, что эти люди обладали, по–видимому, замечательным дарованием, но слишком уж почитали законы. (3) По другим сведениям, Дандамид произнес только одну фразу: «Чего ради Александр явился сюда, проделав такой огромный путь?»
F 18: Lucian, De morte Peregrini 25
Ну, а Протей чего ради пойдет бросаться в огонь? А вот, говорят нам, для того, чтобы показать свое мужество наподобие брахманов; ведь Феаген нашел нужным и с ними его сравнить, как будто среди индийцев не может быть также глупых и тщеславных людей. Но уж в таком случае пусть он действительно подражает им. Те не прыгают в костер, как уверяет кормчий Александра Онесикрит, который видел сожжение Калана, а, соорудив костер, стоят неподвижно вблизи и дают себя поджаривать с одной стороны; затем они поднимаются на костер, сохраняя благородную осанку, и подвергаются сожжению, не делая ни малейшего движения.
F 19: Plutarch, Alexander 60.1-7
Из–за непогоды Гидасп вздулся и рассвирепел, во многих местах берег обрушился, и туда бурным потоком устремилась вода, к суше нельзя было подступиться, так как нога не держалась на скользком, изрытом дне. Рассказывают, что Александр воскликнул тогда: «О, афиняне, знаете ли вы, каким опасностям я подвергаюсь, чтобы заслужить ваше одобрение?» (4) Так говорит Онесикрит, сам же Александр сообщает, что они оставили плоты и, погрузившись в воду по грудь, с оружием в руках двинулись вброд.
F 20: Plutarch, Alexander 61.1
Битва с Пором стоила жизни Букефалу. Как сообщает большинство историков, конь погиб от ран, но не сразу, а позднее, во время лечения. Онесикрит же утверждает, что Букефал издох от старости тридцати лет от роду.
F 21: Strabo 15.1.30
Относительно Кафеи передают как самое необыкновенное, что там исключительно высоко ценят красоту как коней, так и собак. По словам Онесикрита, самого красивого человека они выбирают царем, а относительно всякого новорожденного двухмесячного ребенка публично выносят решение, имеет ли он требуемую законом красоту и достоин ли он жить или нет. По приговору назначенного для этой цели должностного лица ребенок остается жить или его убивают. Мужчины раскрашивают свои бороды множеством пестрых красок, чтобы стать красивыми. Этому обычаю тщательно следуют многие другие индийцы (так как в их стране производятся замечательные краски), окрашивая волосы и одежду. Население, хотя во всем прочем и отличается простотой, страстно любит украшения.
F 22: Strabo 15.1.21–24
По мнению Онесикрита, именно дождевая вода является причиной своеобразия у животных; в доказательство он приводит изменение масти чужеземного скота, пьющего эту воду, на масть туземных животных. В этом он прав, но вовсе не прав, считая причиной черного цвета и курчавых волос эфиопов только воды и критикуя Феодекта, который возводит причину этих особенностей к солнцу. Феодект говорит так:
Близ их пределов Солнце совершает путь,
И в ярко–черный красит сажи цвет
Тела мужей, и в кольца вьет власы,
Сплавляя формой неизменною огня.
Но все же Онесикрит, может быть, и прав в своем утверждении. Ведь, по его словам, солнце вовсе не ближе к эфиопам, чем к остальным народам, но оно стоит перпендикулярно над ними и, следовательно, тепло его сильнее. Поэтому неправильно называть солнце «близпредельным», так как оно находится на одинаковом расстоянии от всех народов.
F 23: Servius Danielis, Ad Vergilii Aeneidem 1.649
Варрон сообщает так: Онесикрит говорит, что в Индии есть деревья, которые несут шерсть и Эпикад говорит там же, в Сицилии, — из чьих цветов, в который вплетаются когда ядра были сорваны с них, женщины делают различные одежды; эти одежды называются «акантина».
F 24: Strabo 15.1.34
По словам Онесикрита, побережье в этой части света большей частью мелководное, особенно у устьев рек из–за наносов и приливов, а также в силу отсутствия ветров, дующих с суши: напротив, в этих областях большей частью господствуют ветры с открытого моря. Онесикрит подробно говорит и о стране Мусикана, восхваляя ее многие достоинства, из которых иные приписываются другим индийским областям; так, например, он говорит о долголетии жителей, потому что те, сверх 100, живут еще 30 лет (впрочем, некоторые утверждают, что серы еще долговечнее их), о простоте жизни и здоровье, хотя страна отличается изобилием всех продуктов. Особенностью их является обычай устраивать общие обеды вроде лаконских, причем они обедают на общественный счет, а мясо добывают на охоте. Золото и серебро у них не в ходу, хотя есть рудники этих металлов. Вместо рабов им служат юноши цветущего возраста, подобно тому как у критян афамиоты, у лаконцев — илоты. Они не занимаются подробно науками, кроме медицины, так как углубленное занятие некоторыми науками они считают даже преступлением, как например военным делом и подобными. Судебные процессы у них встречаются только из–за убийства и оскорбления, так как подвергаться подобным несчастьям не зависит от самого человека; напротив, ущерб в деловых отношениях зависит от самого участника, поэтому нужно мириться, когда кто–либо злоупотребляет чьим–нибудь доверием, а также быть осторожным в выборе тех, кому можно доверять, и не наполнять город судебными процессами.
F 25: Strabo 15.1.54
По словам Мегасфена, ни у кого из индийцев нет рабов; Онесикрит, напротив, объявляет рабство особенностью индийцев в стране Мусикана, считая это нововведение положительным достижением, подобно тому как он упоминает и о многих других достижениях этой страны, как имеющей самые лучшие законы.
F 26: Strabo 15.1.33
Последняя область — Паталена, которую образует Инд, разделенный на 2 устья. По словам Аристобула, устья эти отстоят на 1000 стадий друг от друга. Неарх же добавляет еще 800 стадий. Онесикрит определяет каждую сторону заключенного между ними острова, по форме треугольного, в 2000 стадий, а ширину реки в том месте, где происходит разветвление на устья, приблизительно в 200 стадий. Остров он называет Дельтой, неправильно считая объем его схожим с египетской Дельтой.
F 27: Arrian, Alexandri Anabasis 6.2.3
Филиппу, оставленному сатрапом земель от Инда до Бактрии, ведено было переждать три дня и затем двинуться со своим войском. Нисейских всадников он отослал обратно в Нису. Всем флотом Александра командовал Неарх, а кормчим корабля, где находился Александр, бы Онесикрит, который в сочинении своем об Александре налгал и тут, назвав себя, простого кормчего, навархом.
F 28: Pliny, Natural history 6.96-100
Но прежде чем мы проследим все это по частям, уместно сказать о том, что передал Онесикрит, совершивший с флотом Александра круговое плавание из Индии во внутренние места Персиды, а совсем недавно подробно изложено Юбой, затем о том морском пути, которым, открытым в эти годы, следуют сегодня.
В описании этого плавания Онесикрита и Неарха нет ни <всех> названий стоянок, ни расстояний между ними; и прежде всего что касается Ксилинеполя, основанного Александром, откуда они пустились в плавание: у какой реки или где он был — недостаточно объясняется. Вот что, однако, достойное упоминания сообщается ими: город, основанный Неархом во время плавания,1) и река Арбий, судоходная; напротив — остров, отстоящий на 70 стадиев; Александрия, основанная Леоннатом по велению Александра в пределах этого народа; Аргенуус с здоровой гаванью; река Тонбер, судоходная, окрест которой пасиры; затем ихтиофаги, на таком большом протяжении, что мимо них плыли в течение 30 дней; остров, который называется островом Солнца, а также Ложем Нимф, красный, на котором любое живое существо погибает по неизвестным причинам; народ оры; река Кармании Гиктанис, с гаванями и золотоносная. Они отмечают, что лишь после нее впервые появились Семизвездия, что Арктур был виден и не каждую ночь и никогда всю ночь; что власть Ахеменидов простиралась до нее; что разрабатываются медь и железо, арреник и миний. Далее — мыс Кармании, откуда проплыв до противолежащего берега, к народу Аравии макам, составляет 50000 шагов; три острова, из которых обитаем только Оракта, имеющий воду, в 25000 шагах от материка; четыре острова, уже в заливе, перед Персидой, — подплывавшие вокруг них морские гидры в двадцать локтей нагнали страху на флот. остров Атотадр, а также Гаураты, на которых народ гианы; река Гиперис в середине Персидского залива, судоходная для грузовых судов, река Ситиоган, по которой на седьмой день плавания достигают Пасаргад, судоходная река Фристим, безымянный остров, река Гранис, судоходная для средних судов, — она течет по Сусиане, вправо от нее живут дексимонтаны, которые добывают битумин, — река Заротис, с устьем, доступным только для опытных, два маленьких острова; далее плавание проходит по мелистым местам, похожим на болотистые, однако по некоторым проходам проплывают; (100) устье Евфрата, озеро, которое образуют Эвлей и Тигр около Харака; далее по Тигру — Сусы. Они застали Александра праздновавшим там, на седьмой месяц после того, как он расстался с ними в Паталах, на третий месяц плавания.1) Так совершил плавание флот Александра. Потом считалось, что самый надежный путь — это от Сиагра, мыса Аравии, до Паталы, с фавонием, который там называют гиппалом, определяемый в 1332000 шагов.
F 29: Pliny, Natural history 6.109
Онесикрит и Неарх писали, что от реки Инд до Персидского залива, а оттуда до Вавилона через болота Евфрата 1700 миль. В углу Кармании есть черепооеды, которые освещают свои дома черепахами и питаются их плотью. Они обитают на мысе реки Арабис; они покрыты волосами по всему их тела, за исключением головы, и одеты в кожу рыб.
F 30: Pliny, Natural history 6.124
Неархос и Онесикрит записали что можно плыть до Вавилона от Персидского моря по Евфрату, на расстоянии 412 миль.
F 31: Aelian, On the nature of animals 17.6
И Онесикрит и Ортагор говорят, что у побережья Гедросии(это незначительная часть Индии) водятся морские чудища в полстадии длиной, и настолько сильные, что когда выдыхают (воздух) из своих ноздрей, они часто поднимают такую высокую волну, что невежественные люди принимают их за смерч.
F 32: Strabo 15.2.14
По словам Онесикрита, какая–то река в Кармании несет вниз по течению золотой песок; там есть и рудники, где добывают золото, серебро и киноварь, а также 2 горы: одна содержит желтый аурипигмент, а другая — соль.
F 33: Strabo 15.3.5
При устье Евфрата лежит селение, которое принимает товары из Аравии, потому что аравийское побережье непосредственно примыкает к устью Евфрата и Паситигра. Во всем промежутке находится озеро, в которое впадает Тигр. Если проплыть по Паситигру вверх 150 стадий, то встретим понтонный мост, ведущий из Персиды в Сусиду; мост находится в 607 стадиях от Сус; Паситигр же отстоит от Ороатиды приблизительно на 2000 стадий. Путь через озеро вверх до устья Тигра составляет 600 стадий. Близ устья, в 500 стадиях от Сус, расположено сусианское селение; водный путь внутрь страны от устья Евфрата до Вавилона по густонаселенной местности составляет больше 3000 стадий. По сообщению Онесикрита, все реки, а также Евфрат и Тигр впадают в озеро; но Евфрат снова выходит из озера и особым устьем впадает в море.
F 34: Strabo 15.3.7
Онесикрит, впрочем, сообщает, что башня была десятиэтажной и Кир лежал в самом верхнем этаже; там была надпись, вырезанная персидскими буквами на греческом языке:
Здесь покоюсь я, Кир, великий царь над царями;
и другая — на персидском языке того же содержания.
F 35: Strabo 15.3.8
У Онесикрита есть упоминание и о следующей надписи на гробнице Дария: «Я был другом моим друзьям; я был самым искусным наездником и стрелком из лука и лучшим охотником; я мог совершить все!».
F 36: Pseudo—Lucian, Macrobii 14
Кир Старший, царь персидский, как явствует из персидских и ассирийских летописей, — с которыми, по–видимому, согласен и Онесикрит, историк Александра, — уже столетним старцем однажды стал осведомляться о каждом из друзей своих и узнал, что большинство из них погибло от руки его сына, Камбиза, причем Камбиз утверждал, что сделано это им по приказанию самого Кира; тогда последний, с одной стороны, видя, что на него самого падает обвинение за жестокость сына, а с другой — обвиняя себя в безумии, — с горя окончил жизнь.
F 37 : Epitoma rerum gestarum Alexandri Magni 97 Wagner
Теперь это не кажется неуместным, чтобы выявить, кто присутствовал (т. е. на банкете Медия), который Онесикрит отказался упомянуть для того, чтобы избегнуть неприязни. Там были Пердикка, Медий, Леоннат …
F 38: Plutarch, Alexander 8.2-3
Он считал, и нередко говорил об этом, что изучение «Илиады» — хорошее средство для достижения военной доблести. Список «Илиады», исправленный Аристотелем и известный под названием «Илиада из шкатулки», он всегда имел при себе, храня его под подушкой вместе с кинжалом, как об этом сообщает Онесикрит.
F 39: Historia Alexandri Magni Wagner 29-38
О нём (т. е. Александре) — это говорили древние мудрецы Египта — одно из них заключается в том, что ассириец Онесикрит, который записал о нем все в подробностях — что у него был отец несчастный Нектанеб и родила красивая Олимпиада, как мать, она, будучи коварно обманута Нектанебом и сильно подпав под влияние его магии … родила Александра.