Евстафий Епифанийский

Составитель: 

1. Euagrius Hist. Eccl. I, 19: В те времена царствования Феодосия, когда над Римом владычествовал Валентиниан, в Европе происходили непрестанные возмущения, которые Феодосий подавлял, высылая морем и сушей великие массы сухопутного и морского войска. Подобным образом одолевал он и высокомерие персов, когда царствовал над ними Исдигерд, отец Варарана, или, по мнению Сократа, сам Вараран; так что через посольство их даровал им мир, который продолжался до двенадцатого года царствования Анастасия. Об этом повествуют и другие; но в сокращенном виде весьма занимательно рассказывает и епифанский сириец Евстафий, описавший также взятие Амиды.
2. Euagrius II, 15: Царь Лев принял к дочери своей Ариадне зятя Зенона, который с детства назывался Арикмисием, и уже после брака стал называться Зеноном - в честь какого-то весьма знаменитого у исавров лица, носившего это имя. А откуда происходил Зенон и почему Лев предпочел его всем другим, о том повествует сириец Евстафий.
3. Idem III , 25: Против Зенона восстал Теодорих, родом скиф. Собрав свои войска во Фракии, он отправился в поход против Зенона и, опустошив все, что ни встречалось ему, почти до пролива Понтийского, едва не овладел столицей. Он, конечно, и овладел бы ею, если бы некоторые из самых приближенных к нему людей, будучи подкуплены, не замыслили умертвить его. Узнав о злодейском замысле своих подданных, он отправился в обратный путь; но, спустя немного времени, присоединился к числу отошедших (из этой жизни) Я расскажу и то, как он умер. По обычаю варваров, перед его шатром было повешено копье. Однажды, для упражнения телесных сил; он приказал привести себе лошадь и, по привычке обходиться без конюха, сам бросился на нее. Но лошадь - неукротимая и ретивая - в то время, как Теодорих еще не успел сесть на нее верхом, став на дыбы, начала пятится назад. Тогда Теодорих, борясь с ней, и однако, не смея осадить ее уздой, чтобы не упасть, сидел на седле не твердо и, качаясь туда и сюда, наткнулся на острие копья, так, что оно вошло в него и ранило его в бок. От этого он слег в постель и через несколько дней скончался от раны.
(26). После сего, поссорившись с Зеноном, хотел лишить его власти Маркиан, сын Анфимия, который был правителем Рима, родственником Льва, царствовавшего до Зенона, потому что имел в замужестве за собой младшую его дочь - Леонтию. Около дворца произошла сильная схватка и, хотя многие пали как с той, так и с другой стороны, Маркиан однако же обратил в бегство своих противников и мог бы овладеть дворцом, если бы не упустил удобного случая, отложив дело до завтра. А случай, что - птица; пока у ног, может быть, и поймаешь ее. Но лишь вырвалась из рук, улетает в воздух и смеется над своими ловцами, не думая когда-либо возвратиться к ним. Вот почему живописцы и ваятели, изображая случай, спереди покрывают его волосами, а сзади обривают голову до кожи. Этим они очень остроумно выражают, что случай удобно схватить за волосы, когда настигает нас; а находясь впереди, он решительно не уловим, потому что тогда гонящемуся не за что ухватить его. Тоже случилось, и с Маркианом. Упустив благоприятный случай, он после уже не мог возвратить его; потому что на другой день был выдан сообщниками и, оставшись один, убежал в храм св. Апостолов. Отсюда однако же извлекли его силой и сослали в Кесарию каппадокийскую. Здесь он собрал около себя несколько монахов и был обличен в намерении уйти. Посему император выслал его в Тарс Киликийский, там он был пострижен и рукоположен в пресвитеры. Это происшествие красиво описано Евстафием Сирским.
4. Idem ib. c. 27: Тот же Евстафий пишет, что Зенон строил множество козней теще своей Верине и наконец выслал ее в Киликию. Впоследствии же, когда Илл устремился к верховной власти. Верина переселилась в так называемую Папириеву крепость и там скончалась. Дела Илла весьма красноречиво описал Евстафий. Он рассказывает, как Илл избегал замыслов Зенона и как Зенон отдал Илла на смерть тому, кого поручено было умертвить самому Иллу - в возмездие за неудачу в отсечения ему головы; как он, желая скрыть свои замыслы против Илла, объявил его начальником восточных войск; и как Илл, приняв к себе в дружбу Леонтия, знатного человека Марса и Пампрепия, жил в восточных областях. Потом Евстафий рассказывает о происходившем в Тарсе Киликийском провозглашении Леонтия и о том, чего достигли они своим тиранством, когда против них с войском римским и чужеземным выслан был Теодорих, родом гот, человек, у римлян знаменитый. Евстафий же очень искусно описал и то, что Зенон подверг некоторых людей страшной казни, за их приверженность к себе, и что Теодорих, заметив устроенные Зеноном против себя козни, пошел на старейший Рим.
5. Idem III , 29: Когда Зенон, после восемнадцатилетнего царствования, умер от падучей болезни бездетным; тогда брат его Лонгин, достигший высокого значения (в государстве), возымел надежду получить верховную власть. Однако надежда его не исполнилась; потому что Ариадна возложила венец на Анастасия, который в то время еще не достиг сенаторского достоинства, но принадлежал к так называемой схоле силенциариев. Евстафий повествует, что от начала царствования Диоклетиана до смерти Зенона и наречения царем Анастасия прошло 207 лет; от единодержавия Августа 532 года и 7 месяцев; от владычества Александра Македонского 832 года и около 7 месяцев; от основания римского царства и от Ромула 1052 года и 7 месяцев; наконец от взятия Трои 1636 лет и 7 месяцев. Этот Анастасий, родом из Эпидамна, что ныне называется Диррахий, вместе с престолом Зенона получил и руку его супруги Ариадны. Первым его делом было - выпроводить на родину брата Зенона Лонгина, который был в достоинстве магистра или, как говорили в старину, начальника дворцовой стражи; потом - и многих других исавров, которые будто бы просили его об этом.
6. Idem III , 35: К настоящему повествованию, согласно с данным нами прежде обещанием, не неуместно присоединить в нашей истории рассказ и о других достопамятных происшествиях из времен Анастасия. Родственник Зенона, Лонгин, прибыв в свое отечество, как было сказано выше, стал открыто готовится к войне с автократором. Но, несмотря на то, что он там и сям собрал множество войска, в котором находился и Конон, бывший епископ епархии в сирийской Апамее который, как исавр, ополчился с исаврами, война была окончена: ополчившиеся с Лонгином исавры побиты все до одного; а головы Лонгина и Феодора скифом Иоанном были отосланы в столицу. Император приказал воткнуть их на копья и выставить в так называемых Сиках, лежащих против Константинополя, византийцам, терпевшим много зла от Зенона и исавров, приятно было такое зрелище. Другой же Лонгин, по прозванию Селинунций, главная опора заговора, и с ним Инд, были взяты Иоанном, по прозванию Горбатый, и отосланы к Анастасию живыми. Это обстоятельство весьма много ободрило как императора, так и византийцев, когда по большой константинопольской дороге и через конское ристалище торжественно проводили Лонгина и Инда, скованных и по рукам и по ногам железными цепями. С тех пор дары, называвшиеся исаврийскими, стали вносить в царскую казну. Они состояли в золоте, которое ежегодно отвешивалось варварам, весом в 5000 литров.
(36.) Но и кочевые варвары, не без вреда для самих себя, домогались власти над римской империей, когда опустошали Месопотамию, обе Финикии и Палестину. Они были поражаемы каждым из римских военачальников, и, наконец, успокоились, заключив целым народом мир с римлянами.
(З7.) При царе Каваде нарушили союз и персы. Оставив свои жилища, они напали с войском сперва на Армению и, взяв местечко, по имени Феодосиополь, отправились к укрепленному городу Месопотамии, Амиде, который, после продолжительной осады, также заняли. Но римский император в скором времени и с великим трудом возобновил упомянутый город. Кто хочет узнать эти происшествия подробно и исследовать обстоятельно, тот пусть прочтет Евстафия, который очень умно, с немалым трудом и весьма красноречиво представил и описал их. Он свою историю довел до этого времени и присоединился к отошедшим, закончив ее двенадцатым годом царствования Анастасия.
7. Malala p. З98 , 1 1 cd. Bonn. : В его царствование были захвачены Амида, главный и весьма укрепленный город в Месопотамии, и Феодосиополь, которыми овладел во время войны царь персов, вторгшийся с большой армией. Царь персов пленил Константина, опытного римского стратега, охранявшего Феодосиополь, и многих других, ко-торым было [суждено] окончить дни в персидских пределах. Император Анастасий начал против персов войну, послав [на нее] Ареовинда, военного магистра Востока, сына Дагалайфа и мужа Юлианы, Патрикия, презентального военного магистра, Ипатия, [другого] презентального военного магистра, сына патрикия Секундина, и патрикия Аппиона, сделав его префектом претория Востока, а с ними бесчисленное множество пехоты и конницы. Оба войска сошлись в сражении, и с обеих сторон многие были убиты и пали; об этой войне написал мудрейший хронограф Евстафий, который, однако, внезапно умер, не доведя до конца свое повествование.