Евполем Иудейский
Эвполем жил в втором веке до н.э., и написал историю "О царях Иудеи", из которых несколько фрагментов сохранились в цитатах христианских писателей, хотя кажется, что они нашли цитаты в трудах Александра Полигистора, а не непосредственно читали историю.
T 1: Old Testament, Maccabees, 1, 8, 17
Тогда избрал Иуда Евполема, сына Иоаннова, сына Аккосова, и Иасона, сына Елеазарова, и послал их в Рим, чтобы заключить с ними дружбу и союз
T 2: Eusebios of Caesarea, Ecclesiastical History, 6, 13, 7
Вспоминает он и «Слово к эллинам» Татиана; вспоминает Кассиана — он тоже писал хронику, а также Филона, Аристовула, Иосифа, Димитрия и Эвполема, еврейских писателей — все они доказывали в своих сочинениях, что Моисей и народ иудейский старше древних эллинов
T 3: Josephus, T. Flavius, Against Apion, 1, 215-218
Впрочем, Деметрий Фалерский, Филон Старший и Эвполем не на много отклонились от истины, и в этом их можно понять, поскольку они были не в состоянии со всей тщательностью изучить наши писания.
1. EUSEB: PE.9.25.4: А по поводу Моисея тот же автор [Александр Полигистора] снова выдвигает много вещей, которые стоит послушать. Но Эвполем говорит, что первый мудрец Моисей, и что он был первым, научившим письменности евреев, и от евреев финикийцы получили их, и у финикийцев греки, и что Моисей был первым, кто писал законы евреев.
О царях иудейских
[CLEM.AL:STROM.1.23: И Эвполем, в своей книге О царях в Иудее, говорит, что "Моисей был первый мудрый человек, и первое, что передал грамоту иудеям, что финикийцы получили от евреев, и греки от финикийцев".
2. CLEM.AL:STROM.1.21: Соответственно легко воспринимать, что Соломон, который жил во времена Менелая (который был во время Троянской войны), был на много лет ранее, чем мудрецы среди греков. И на сколько лет Моисей предшествует ему, мы показали, в чем мы говорили выше. И Александр, прозванный Полигистор, в своей работе о евреях, пишет о несколько письмах Соломона Уафресу, царю Египетскому, и к царю финикийцев в Тире, и их Соломону; в которых показано, что Уафрес отправил восемьдесят тысяч египетских мужчин с ним для строительства храма, а другой, как многие, вместе с ремесленника тирского, сына еврейского матери, из колена Данова, которого как там написано …звали Гиперон...
EUSEB PE.9.30.1-8 (?): Но Эвполем говорит, в каком-то комментарии на пророчества Илии, что Моисей пророчествовал сорок лет; Затем Иисус, сын Навина тридцать лет, и он жил сто десять лет, и расположились станом в святую скинию в силосов. А потом Самуил стал пророком, и затем по воле Бога Саул был выбран царём Самуиломм, и умер после правления двадцати одного года. Тогда его сын Давид царствовал, который покорил сирийцев, которые живут на берегу реки Евфрат, и Коммагену, и ассирийцев в Галадене, и финикийце, он также совершил экспедиции против идумеев и аммонитян, и моавитян, и итуреян и набатеев и набдеев. И он снова совершил экспедицию против Сурона царя Тира и Финикии; и вынудил эти народы, чтобы воздать должное евреям; и заключил товарищеский союз с Варфвесом царя Египта. И когда Давид хотел построить храм для Бога, он умолял Бога указать ему место для алтаря; после чего явился ему ангел стоял над местом, где алтарь, построенный в Иерусалиме, который приказал ему не строить храм, потому что он был осквернен людской крови и провёл много лет на войне. И имя ангела был Дианатан; и он велел ему оставить строительство здания храма его сыну, но самому подготовить вещи, относящиеся к зданию, золото, серебро, латунь, камень, дерева и кипарис. Давид построил корабли в (?) Айлане, городе Аравии, и послал шахтеров на остров Урфа который находится в Красном моря, и содержит золотые рудники. И оттуда шахтеры перевозили золото в Иудею. Когда Давид царствовал сорок лет, он передал царствование Соломону, сыну его, которому было двенадцать лет, в присутствии Илии первосвященника и двенадцати князей племен, и доставил к нему золото и серебро, и медь, и камень и кипарис дерево и кедр. Давид умер, и Соломон стал царем, и написал Уарфесу царю Египта письмо, которое транскрибируется ниже.
3. EUSEB: PE.9.34.20: И Эвполем говорит, что сделал Соломон также тысячу золотых щитов, каждый из которых весил пятьсот статеров золота. Он жил пятьдесят два года, из которых он царствовал сорок в мире.
4. CLEM.AL:STROM.1.21: Кроме того, Эвполем, в (?) той же работе, говорит, что все эти годы от Адама до пятого года царствования Деметрия, и двенадцатый год Птолемея, царя Египта [? 158 г. до н.э.], при добавлении, сумма пять тысяч сто сорок девять; и с того времени, Моисей вывел евреев из Египта до вышеуказанной даты, есть, всего две тысячи пятьсот восемьдесят лет. И от этого времени до консульства в Риме Гая Дометиана и Касиана [? Гней Домиций и Азиний, 40 г. до н.э.], сто двадцать лет насчитываются.
5. EUSEB: PE.9.39.1-5: Кроме того, [Александр] Полигистор сделал упоминания о пророчестве Иеремии, было бы наиболее неразумно, для нас, умолчать о нём. Пусть это тогда также будет изложено: «Тогда правил Ионахим: в его время пророчествовал пророк Иеремия. он был послан Богом, и узнал, что евреи приносят жертвы золотому идолу, имя которого было Ваал. И он обявил им о бедствии, которое должно было прийти. Ионахим затем попытался сжечь его заживо: но он сказал, что с на этих дровах, они должны готовить пищу для вавилонян, и, как военнопленные должны копать каналы на Тигре и Евфрате. Когда Навуходоносор, царь вавилонян, услышал о предсказаниях Иеремии, он призвал Астибара, царя из Мидии, присоединиться к нему в экспедиции. И, взяв с собой вавилонян и мидян, и собрал сто восемьдесят тысяч пехоты и сто двадцать тысяч всадников и десять тысяч колесниц, он впервые покорил Самарию, и Галилею, и Скифополь, и евреев, которые жили в области Галаад; а потом взял Иерусалим и взял в плен Ионахима, царя Иудейский. И золото, что было в храме, и серебро и медь, они забрали, и послал в Вавилон, за исключением ковчега и скрижалей, которые были в нем: потому что Иеремия спрятал его.