Книга I
FRAGM. II. Arr. Exped. Alex., V. 6. 2-11.[1]
Границы Индии, ее общий характер, и её реки.
Так утверждают Эратосфен и Мегасфен, который живал у Сибиртия, сатрапа Арахозии, и часто бывал, по его словам, у индийского царя Сандракотта. Самая малая из этих частей находится между Евфратом и нашим Внутренним морем. Две остальных лежат между Евфратом и Индом, и обе вместе не могут и сравниться с землей индов. Границами индийской страны являются: на востоке и на юге Великое море; на севере гора Кавказ вплоть до того места, где она соединяется с Тавром; на западе и с той стороны, откуда дует япиг, вплоть до Великого моря, река Инд. Значительную часть страны занимает равнина, которую, как предполагают, образовали речные наносы. Есть и по другим местам в Азии поблизости от моря много равнин, созданных реками. И названы они с давних пор по рекам: есть, например, долина Герма (река Герм берет начало с горы Матери Диндимены у города Смирны и впадает в Эолийское море); в Лидии есть долина Каистра, названная по этой лидийской реке; в Мисии долина Каика; в Карий до самого ионийского города Милета идет долина реки Меандра. Египет же историки Геродот и Гекатей (может быть, впрочем, сочинение о земле египетской принадлежит не Гекатею, а кому-то другому) оба называют даром реки, и Геродоту приведены были убедительные доказательства в подтверждение того, что земля эта названа по имени реки. Египтом в древности называлась река, которую теперь и египтяне, и чужестранцы называют Нилом: это ясно засвидетельствовано Гомером, который говорит, что Менелай поставил свои корабли в устье Египта. И если одна единственная река и притом не из больших в состоянии сбросить в море столько земли, снося с верховьев, от самых истоков своих, ил и грязь, то нечего сомневаться и относительно того, что индийская страна представляет в значительной части своей равнину, образованную речными наносами. Ни Герм, ни Каистр, ни Каик, ни Меандр, ни множеств о других азийских рек, впадающих в наше Внутреннее море, не могут, даже если соединить их вместе, сравниться по обилию воды ни с одной индийской рекой, не говоря уже о великом Ганге, с которым нельзя сравнивать ни Нил в Египте, ни Истр в Европе. И Инду они все вместе взятые равны не будут: это большая река уже от самых истоков; приняв в себя пятнадцать рек, которые все больше других азийских, дав свое имя всей стране, впадает он в море.
FRAGM. III. Arr. Indica, II. 1. 7.[2]
О границах Индии
Те же местности, которые идут от Инда к востоку, я называю Индией и живущих в них - индийцами. Границею Индии с севера является горный хребет Тавра. В этой стране он уже не называется Тавром; начинается он от моря около Памфилии, Ликии и Киликии и тянется вплоть до восточного моря, перерезая всю Азию. В разных местах этот хребет имеет разные названия: в одном месте он называется Парапамисом, в другом - Эмодом, в третьем - Имаем; и очень может быть, что где-нибудь он имеет и другие названия. Македоняне, которые совершили поход с Александром, называли его Кавказом; это другой Кавказ, не скифский; отсюда-то и сложилось предание, будто Александр перешел и этот Кавказ. Западную границу Индии составляет река Инд, вплоть до великого моря, куда он и сам впадает двумя устьями; эти устья расположены не рядом друг с другом, как пять устьев Истра, но так, как устья Нила, которыми образуется Дельта Египта; так и в Индии река Инд образует Дельту, не меньшую, чем египетская; она на языке индийцев называется Паттала. Для той же части Индии, которая обращена к южному ветру и к полудню, границей служит само великое море, и оно же является границей ее с востока.
FRAGM. IV. Strabo, XV. i. 11.[3]
Границы и пределы Индии.
(11) С севера Индия отделена на пространстве от Арианы до Восточного моря самыми крайними частями Тавра, которым местные жители дают по частям названия Паропамис, Эмод, Имай и другие, а македоняне - Кавказ. На западе границей Индии является река Инд. Что же касается ее южной и восточной сторон, то они гораздо больше остальных и выдаются в Атлантическое море. Таким образом, фигура этой страны становится ромбоидальной, причем каждая из бо́льших сторон превышает противоположную на 3000 стадий; на столько же стадий простирается и общий для восточного и западного побережий мыс, одинаково далеко выдающийся в обоих направлениях по сравнению с остальным побережьем. Длина западной стороны от Кавказских гор до Южного моря обычно считается 13 000 стадий, вдоль реки Инда до ее устьев, так что длина противоположной, восточной стороны, к которой надо прибавить еще 3000 стадий длины мыса, составит 16 000 стадий. Это наименьшая и наибольшая ширина страны. Что касается длины, то она считается с запада на восток. Часть этой длины до Палибофров можно определить более надежно, так как она измерена измерительным шнуром и является царской дорогой на расстоянии 10 000 стадий. Длину частей за Палибофрами исчисляют предположительно во время плавания с моря вверх по реке Гангу до Палибофров. Эта длина может составить что-то около 6000 стадий. Таким образом, общая длина страны, именно наименьшая, будет 16 000 стадий; эта цифра, согласно Эратосфену, взята из "Списка дорожных станций", обычно самого достоверного. С Эратосфеном согласен и Мегасфен, тогда как Патрокл принимает на 1000 стадий меньше. Если к этому расстоянию прибавить еще длину мыса, выдающегося далее на восток, то эти 3000 стадий составят наибольшую длину. Последняя есть расстояние от устьев реки Инда вдоль следующего дальше побережья до упомянутого мыса и восточных пределов Индии, где обитают так называемые кониаки.
FRAGM. V. Strabo, II. i. 7.
Размеры Индии.
Во II книге Гиппарх говорит далее, что сам Эратосфен подвергает сомнению достоверность свидетельства Патрокла ввиду его разногласия с Мегасфеном о длине северной стороны Индии (Мегасфен определяет ее в 16 000 стадий, а Патрокл утверждает, что она на 1000 стадий короче). Ибо Эратосфен, исходя из какого-то "Списка путевых станций", не доверяет обоим из-за их разногласий, придерживаясь указаний этого "Списка". Итак, если, говорит Гиппарх, из-за разногласия в этом пункте Патроклу не стоит доверять, хотя разница показаний составляет всего лишь около 1000 стадий, то насколько же с большим недоверием следует относиться к тем показаниям, где разница составляет около 8000 стадий, именно в отношении показаний двух человек, притом еще согласных друг с другом; ибо тот и другой определяют ширину Индии в 20 000 стадий, тогда как Патрокл в 12 000.
FRAGM. VI. Strabo, XV. i. 12.
Размеры Индии.
Отсюда можно видеть, насколько расходятся сообщения прочих писателей. Так, например, Ктесий утверждает, что Индия не меньше остальной Азии; по Онесикриту, она составляет третью часть обитаемого мира, а Неарх считает, что путешествие только по равнине занимает 4 месяца. Однако Мегасфен и Деимах более умеренны в своих расчетах, так как полагают расстояние от Южного моря до Кавказа "свыше 20 000 стадий", а, по словам Деимаха, "в некоторых пунктах расстояние свыше 30 000 стадий". Свои возражения этим писателям я уже представил в первых разделах моего труда. Теперь достаточно заметить, что мой взгляд согласуется с мнением тех писателей, которые просят снисхождения, если, говоря об Индии, они не утверждают ничего определенно.
FRAGM. VII. Strabo, II. I. 4.
Размеры Индии.
Это положение Эратосфена критикует Гиппарх, стараясь подорвать его доказательства. Во-первых, говорит он, Патрокл не является достойным доверия автором, так как против него с опровержениями выступили автора - Деимах и Мегасфен, утверждающие, что в одних местах Индии расстояние от южного моря равняется 20 000 стадий, в других - даже 30 000. Таково утверждение этих двух авторов, и древние карты согласуются с ним. По мнению Гиппарха, недопустимо положение, при котором нам приходится верить только одному Патроклу, пренебрегая столькими свидетельствами его противников, и совершенно исправлять древние карты ввиду этих спорных пунктов, вместо того чтобы оставить их так, как есть, пока не получим более достоверных сведений по этому вопросу.
FRAGM. VIII. Arr. Indica, III. 7-8.
Размеры Индии.
Мегасфен же расстояние с запада на восток считает шириною Индии: то, что другие принимают за ее длину. Мегасфен еще говорит, что в самом узком месте она равна 16 000 стадиям. Расстояние же с севера на юг он принимает за длину и в самом узком месте считает ее равной 22 300 стадиям.
FRAGM. IX. Strabo, II. L.
Положение Медведицы, и тени, падающие в противоположных направлениях.
Далее, Эратосфен желает выставить Деимаха профаном и человеком несведущим в подобных вопросах. Ведь, по мнению Деимаха, говорит он, Индия лежит между осенним равноденствием и зимним тропиком; Деимах противоречит Мегасфену, утверждавшему, что в южных частях Индии Медведицы заходят и тени падают в противоположных направлениях; Деимах считает, что подобных явлений нигде в Индии не бывает. Такое утверждение Деимаха Эратосфен считает невежественным.
FRAGM. X. Pliny, Hist. Nat. VI. 22.6.[4]
Положение Медведицы.
За ними, но дальше во внутренних областях есть монеды и суары, в стране которых есть гора Малей, на которой по шесть месяцев зимой тени падают на север, а летом на юг. Бетон утверждает, что северный полюс в этой части виден только однажды и только пятнадцать дней в году; тогда как Мегасфен говорит, что тоже самое случается в многих частях Индии.
Сравни. Solin, 52.13:
За Палиботрой есть гора Малей, на которой тень зимой падает на север, а летом на юг, по шесть месяцев соответственно. В этой области Медведицы видны раз в год и не больше пятнадцати дней, как Бетон сообщает нам, который допускает, что такое явление бывает во многих частях Индии.
FRAGM. XI. Strabo, XV. i. 20.
Плодородие Индии.
Мегасфен, отмечая плодородие Индии, указывает, что земля там приносит дважды в год двойной урожай. Подтверждает это и Эратосфен, который называет один посев зимним, а другой - летним (равно как и дожди). Действительно, говорит он, не бывает ни одного года без дождей в эти два срока. Отсюда и происходят изобильные годы, так как земля никогда не остается бесплодной. Плодовые деревья приносят также много плодов; в изобилии встречаются корни растений, в особенности большого тростника; они сладки в сыром и вареном виде, так как и дождевая вода, и речная нагревается от солнца. Поэтому Эратосфен хочет в некотором смысле сказать, что процесс, называемый у других "созреванием плодов или соков", у индийцев носит имя "сваривания", и при "созревании" плоды получают столь же приятный вкус, как от варки на огне. В силу этого, говорит он, так гибки и ветви деревьев, из которых делают ободья для колес, и по этой же причине на некоторых деревьях появляется "шерсть".
Сравни. Eratosth. ap. Strabo. XV. i. 13.
По словам Эратосфена, вследствие испарений таких больших рек и воздействия пассатных ветров Индия орошается влагой летних дождей, а равнины заболачиваются. Во время дождей сеют лен и просо; кроме того, сесам, рис и босмор; в зимнее время - пшеницу, ячмень, бобовые и другие съедобные растения, которые у нас неизвестны.
FRAGM. XII. Strabo, XV. i. 37.
О некоторых диких зверях Индии.
По словам Мегасфена, в стране прасиев водятся самые большие тигры, по размеру почти что вдвойне превосходящие львов; эти животные настолько сильны, что один ручной тигр, хотя его вели 4 человека, схватил задней ногой мула и силой привлек его к себе. Далее, хвостатые обезьяны там крупнее самых больших собак; они белого цвета, за исключением морды, которая черная (у других же, наоборот). Хвосты у них длиннее 2 локтей; обезьяны эти совершенно ручные и не опасны в смысле нападений и воровства. Там выкапывают из земли камни цвета ладана, слаще фиг и меда. В других местах водятся змеи длиной в 2 локтя с перепончатыми крыльями, как у летучих мышей; они летают по ночам, испуская капли мочи или даже пота, что вызывает нагноение кожи у всякого, кто не уберегся от этого. Встречаются там и крылатые скорпионы огромной величины; произрастает также эбеновое дерево, есть сильные собаки, которые, закусив зубами свою жертву, не выпускают ее до тех пор пока им в ноздри не нальют воды; у некоторых при кусании от ярости выворачиваются глаза, а иногда даже выпадают из орбит. Одна собака удержала как-то льва и быка, а бык, схваченный такой собакой за морду, был даже умерщвлен, прежде чем успел освободиться.
FRAGM. XIII. Aelian, Hist. Anim. XVII 39.
Об индийских обезьянах.
Сравни. Fragm. XII. 2.
В стране праксиев, которые являются индийским народом, сообщает Мегасфен, есть обезьяны по размеру не уступающие крупнейшим собакам. У них хвосты пять локтей длины, на лбу растут волосы, а пышные бороды свисают на грудь. Их лица полностью белые, а все остальное тело черное. Они ручные и привязаны к человеку, и совсем не злые по природе, как обезьяны других стран.
FRAGM. XIV. Aelian, Hist. Anim. XVI. 41.
О крылатых скорпионах и змеях.
Сравни. Fragm. XII. 4.
Мегасфен говорит о наличии в Индии крылатых скорпионов огромного размера, которые имею жало отчасти похожее на жало европейских скорпионов. Есть также крылатые змеи. Днем они не показываются, а только ночью, и они выпускают мочу, которая вызывает жестокие язвы на тех частях тела, куда она попала. Так говорит Мегасфен.
FRAGM. XV. Strabo, XV. i. 56.
О зверях Индии и тростнике.
Так, Мегасфен сообщает, что жители Кавказа открыто сообщаются с женщинами и поедают тела своих родственников. Есть там хвостатые обезьяны, сбрасывающие камни; животные взбираются на кручи и сбрасывают оттуда камни на своих преследователей. Большинство наших домашних животных у них встречается в диком состоянии. Мегасфен сообщает о лошади-единороге с оленьей головой, о стоящих прямо тростниках в 30 оргий длины и о других - стелющихся по земле в 50 оргий, и столь толстых, что диаметр одних в 3 локтя, а других - в 2 раза больше.
FRAGM. XV. B. Aelian, Hist. Anim. XVI. 20.21.
О некоторых животных Индии.
Сравни. Fragm. XV. 2.1.
(20) В некоторых районах Индии (я говорю о тех, что находятся в глубине страны), говорят, есть неприступные горы, кишащие дикими зверями, и которые в тоже время являются домашними в наших краях, за исключением тех, которые и у нас дикие; например дикие овцы, говорят, здесь бегают, а также собаки, козы и быки, которые бродят по округе в свое удовольствие, будучи независимы и свободны от власти пастуха. Их число не поддается никакому расчету, так утверждают не только описатели Индии, но и ученые мужи этой страны, среди которых брахманы заслуживают того, чтобы считаться с их мнением. Также говорят, что в Индии есть однорогий зверь, называемый туземцами картазон. Размером он со взрослую лошадь, имеет гребень и мягкую как пряжа желтую шерсть. Он снабжен очень крепкими ногами и весьма резв. Ноги у него негнущиеся, наподобие слоновьих, а хвост похож на свиной. Рог растет между бровями, и он не прямой, а изогнут очень естественным образом, и он черного цвета. Говорят, что он очень острый, этот рог. У животного, как я выяснил, голос ни на что не похожий, громозвонный и неприятный. Всех других животных он подпускает к себе и дружелюбен с ними, хотя, как говорят, со своими сородичами он скорее сварлив. Самцы, как рассказывают, имеют природную склонность не только биться между собой, но и бодаться рогами, но и выказывают подобную враждебность к самкам, и настолько упорны в своей вражде, что не гнушаются убийством поверженного противника. Опять-таки, не только каждый член тела этого животного наделен огромной силой, но мощь рога такова, что ничто не может противостоять ей. Он любит кормиться на укромных пастбищах и бродить в одиночку, но во время гона он стремится к обществу самки, и тогда он нежен к ней и даже пасется в компании с ней. В сезон когда самки беременеют, индийский картазон снова становится свирепым и стремится к уединению. Говорят, что для царя прасиев ловят жеребят, пока они еще молодые, и настраивают их на борьбу друг с другом на крупных общественных представлениях. А вот о поимке матерого зверя не упоминается.
(21) Путешественник, который пересекает горы, что образую внешнюю границу Индии, в самой глубине встречает, мол, равнины густо поросшие лесом, в области, которую инды называют Коровда. Эти равнины, говорят, место обитания особого животного, похожего на сатира, покрытого длинной шерстью и имеющего хвост похожий на лошадиный. Если этих существ не беспокоить, они держатся перелесков, добывая пропитание от диких плодов; но стоит им услышать крики охотников и лай собак, они устремляются с невероятной скоростью на кручи, потому что привычны к восхождения на горы. Они защищаются, скатывая камни на преследователей, часто убивая некоторых из них. Очень трудно поймать тех, которые скатывают камни. Говорят, нескольких привозили в Прасии, хотя с большими трудностями и после долгих перерывов, но они были либо больными, слишком слабыми, чтобы бежать, либо самками, отягощенные детенышем, бежать которым мешало бремя в утробе.
FRAGM. XVI. Pliny, Hist. Nat. VIII. 14. 1.
Об удавах
Мегасфен пишет, что в Индии змеи достигают таких огромных размеров, что целиком заглатывают оленей и быков
Solinus, 52.33.
Змеи достигают здесь такой величины, что целиком глотают оленей и других животных такого же размера.
FRAGM. XVII. Aelian, Hist. Anim. VIII. 7.
Об электрическом угре.
Я узнал из Мегасфена, что в Индийском море есть вид небольших рыб, которых никто не видел живыми, так как живет она на большой глубине и всплывает на поверхность только мертвая. Если кто прикоснется к ней, то становится слабым и падает в обмороки, - а потом даже может умереть.
FRAGM. XVIII. Pliny, Hist. Nat. VI. 24. 1.
О Тапробане.
По словам Мегасфена, Тапробана отделена от материка[5] рекой; что жители называются палаигоноями, а их страна богаче Индии золотом и крупным жемчугом.
Solin. 53.3.
Тапробана отделена от Индии рекой текущей между: с одной стороны она изобилует дикими зверями и слонами намного крупнее, чем водятся в Индии, а с другой стороны - люди требовательнее.
FRAGM. XIX. Antigon. Caryst. 647.
О морских деревьях.
Мегасфен, автор Индики, упоминает, что деревья растут в Индийском море.
FRAGM. XX. Arr. Ind. 4. 2-13.
Об Инде и Ганге.
Из этих двух величайших рек, Ганга и Инда, по словам Мегасфена, Ганг намного превосходит своей величиной реку Инд; это утверждают и все другие, кто упоминает о Ганге; он и сам с самых истоков является огромной рекой, и принимает в себя реки Каин, Эраннобой и Коссоан, которые все судоходны; кроме того реки Сон и Ситтокатис, которые тоже судоходны; затем он принимает в себя реки Кондохат, Самб, Магон, Агоранис и Омалис; впадают в него и большая река Комминас, Канутис и Андоматис, текущая из области индийского племени мадиадинов; за ними - Амистис у города Катадупы, Оксимагис у так называемых Пазал; впадает в Ганг и Эрренисис, в области индийского племени матов. Ни одна из них, по словам Мегасфена, не уступает по величине Меандру, где Меандр судоходен. Ширина Ганга, в самом узком его месте, до 100 стадий; но во многих местах, там, где почва низкая и на ней не поднимаются холмы, он разливается озером, так что не видно другого берега. С Индом то же самое: Гидраот в области камбистолов, приняв в себя Гифазис в стране астрибов, Саранг, текущий из области кекеев, и Невдр из области аттакенов, впадает в Аксин;) Гидасп же, в области оксидраков, приняв в себя Синар в области ариспов, тоже впадает в Акесин. Акесин же в области маллов впадает в Инд; впадает в Акесин и другая большая река - Тутап. Ставший благодаря им полноводным и удержав свое название, сам Акесин уже под своим собственным именем впадает в Инд. Кофен же, в области Певкелаитиде, приняв в себя Малант, Соаст и Гарройю, впадает в Инд. Раньше их, в верховьях Инда, Парен и Синар, на небольшом расстоянии друг от друга, впадают в Инд; в него же вливается и Соан, текущий из горной области абиссареев, один, без всяких притоков. И о многих из них Мегасфен говорит, что они судоходны. Относительно Инда и Ганга ни в коем случае нельзя даже сомневаться, что по количеству воды Истр и Нил не могут даже и сравниваться с ними.
FRAGM. XX. B. Pliny. Hist. Nat. VI. 21.9-22. 1.
Реки Прина и Каина (которые впадают в Ганг) судоходные. Племена, называемые калинги, живут рядом с морем, на вершинах - мандеи, а малли - это те, родина которых гора Малл. Границей этой местности является Ганг.
(22) Эта река по некоторым данным, подобно Нилу, берет начало из неизвестных источников, и схожим образом заливает страны, лежащие по течению; другие говорят, что ее истоки в Скифских горах, и она имеет девятнадцать притоков, из которых, помимо уже упомянутых, Кондохат, Эраннобой, Косоаг и Сон судоходны. Другие утверждают, что она вытекает сразу с мощным ревом из своего источника, затем, ниспадая по скалистому и крутому руслу, тотчас впадает в озеро на равнине, откуда уже течет спокойным потоком, будучи в самом узком месте восемь миль, а в среднем сто стадий в ширину, и никогда не бывает в глубину меньше двадцати шагов (сто футов).
Solin. 52. 6-7.
Величайшие реки Индии - Ганг и Инд, и некоторые утверждают, что Ганг берет начало из неизвестных источников и заливает страну наподобие Нила, тогда как другие склоняются к мысли, что он вытекает из Скифских гор. Наименьшая ширина Ганга восемь миль, а наибольшая двадцать. Глубина в самом мелком месте достигает ста футов.
Сравни. Fragm. XXV.1.
Так, одни считают его наименьшую ширину в 30 стадий, другие - только 3 стадии;[6] а по словам Мегасфена, средняя ширина доходит даже до 100 стадий, а наименьшая глубина - 20 оргий.
FRAGM. XXI. Arr. Ind. 6. 2-3.
О реке Силе.
К тому же рассказывает и Мегасфен об одной индийской реке, что ее имя Сила, что она течет из источника, одноименного с этой рекой, по стране силов, получивших свое имя от этой реки и ее источника, и что будто бы вода ее обладает следующим свойством: на ее воде ничто не может держаться, нельзя ни плавать в ней, ни плыть по ее поверхности, так как все идет ко дну; настолько вода этой реки самая легкая из всех и больше всех похожа на воздух.
FRAGM. XXII. Boissonade, Anecd. Graec. I.
О реке Силе.
Есть в Индии река называемая Сила, названная по источнику, из которого она вытекает, и в которой никакие брошенные предметы не плавают, а погружаются на дно, вопреки обычному закону.
FRAGM. XXIII. Strabo, XV. i.38.
О реке Силе.
В горной стране, продолжает Мегасфен, есть река Сила, на поверхности воды которой ничего не держится. Демокрит, впрочем, не верит этому (а он исходил бо́льшую часть Азии). Не допускает этого и Аристотель; хотя существуют такие тонкие слои воздуха, что ни одно крылатое существо не может держаться на них.
FRAGM. XXIV. Arr. Ind. 5. 2.
О числе индийских рек.
Кроме этих рек, Магасфен сообщает имена и многих других, которые по ту сторону Ганга и Инда впадают в восточное и южное море; итак, всего, по его словам, в Индии 58 рек, и все они судоходны.
[1] Пер. М. Е. Сергеенко. Арриан. Поход Александра. М.: МИФ, 1993. Здесь и далее фрагменты из «Похода Александра» даны в данном переводе.
[2] Здесь и далее Индика Арриана дана в переводе. О. В. Кудрявцева. ВДИ №2 1940 г.
[3] Здесь и далее. Пер. Г. А. Стратановского. Страбон. География. М. «Наука». 1964.
[4] Если переводчик не указан, то перевод наш. Agnostik.
[5] Курсив МакКриндла. Весьма странное место никак не прокомментированное. Ни в одном из просмотренных мною переводов (два русских, французский, английский (LCL)) нет этих слов. Все они дают иной смысл: «Согласно Мегасфену Тапробана разделена рекой». Agnostik.
[6] Fragm. XXV начинается с этого места.