ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вышедшая из устного народного творчества греческая литература на всем протяжении своего развития была отражением общественной жизни - сначала только народа, говорившего по-гречески (населения собственно Греции и Малой Азии), а затем и других народов Средиземноморья.
Литература на древнегреческом языке существовала не одно столетие. За это время на территории Греции произошел переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому и на смену античному рабству успели прийти новые общественные отношения. Естественно, что все эти общественно-исторические сдвиги нашли отражение в древнегреческой литературе, вызывая к жизни не только новое содержание литературных произведений, но и новые художественные формы. Так, на заре греческой литературы (VII-VI вв. до н. э.) хоровая лирика служила идеологической пропаганде аристократии, цеплявшейся за обломки старого уклада. Ярчайшим отражением разных этапов истории афинской рабовладельческой демократии было творчество великих греческих драматургов. Мифологические сюжеты не мешали им откликаться в своих трагедиях на современную действительность. Да и самый жанр драмы, действа, рассчитанный на широкую аудиторию и предполагающий тесный контакт с ней автора, мог получить полное развитие именно в условиях демократических Афин. В эпоху Александра Македонского, когда замерла общественная жизнь Афин, оказавшихся под македонской гегемонией, на смену политически острой, публицистической древней комедии приходит комедия бытовая, построенная в основном на любовной интриге.
Таким образом, рассматривая историю греческой литературы в свете ленинской теории отражения, мы можем на ряде фактов проследить связь идейного содержания произведений и их литературной формы с социальной историй античности.
Греческая литература всегда была в значительной мере связана со своими истоками - народным творчеством. Однако древнегреческая литература, как всякая литература классового общества, не была литературой "единого потока". Подобно тому, как в греческой философии существовало два направления: передовое, материалистическое, и реакционное, идеалистическое, - в греческой литературе во все периоды ее развития были писатели различных общественных направлений. Были писатели передовые, выступавшие против пережитков старины, против религиозных предрассудков, отстаивавшие в своем творчестве человеческое достоинство. Но были и такие авторы, которые выражали настроения враждебной народу аристократии, или подчеркивали ничтожество людей в сравнении с богами, или преследовали чисто развлекательные цели.
Представление о различных идейных установках писателей одной и той же эпохи дает сопоставление творчества таких, например, древних поэтов, как воинствующий враг "черни" аристократ Феогнид и Солон, который "открыл ряд так называемых политических революций... с вторжением в отношения собственности"[1].
Греческая литература - древнейшая литература Европы. На образцах ее мы можем проследить процесс зарождения всех более поздних литературных форм. Поэтому изучение греческой литературы особенно плодотворно для историка любой литературы. Оно дает возможность на конкретном материале уяснить такие общетеоретические вопросы, как связь возникновения литературы с устным творчеством народа, отражение в литературе борьбы классов, обусловленность появления жанров новыми историческими условиями.
[1] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. I, стр. 93.