Сидаш Т.Г.

От составителя и переводчика

Автор: 

Мы рады представить читателю самый значительный корпус сочинений Порфирия на русском языке. Выбор публикуемых здесь произведений обусловливался не в последнюю очередь мерой малодоступности их для русского читателя; поэтому в том не вошли, например, многократно издававшиеся: Жизнь Пифагора, Жизнь Плотина и О пещере нимф. Для самостоятельного издания мы оставили также логические трактаты Порфирия, требующие отдельного, весьма пространного комментария, неуместного в этом посвященном этико-теологическим и психологическим проблемам томе. В основу нашей книги положено французское издание Э. Лассэ (Париж, 1982).

Порфирий. Сочинения

Автор: 
Переводчик: 
Источник текста: 
Издательство, С.-Петербургского университета, 2011. ακμη

О богах и мире

Автор: 
Переводчик: 
Переводчик: 

I. α' О том, каковы должны быть слушатели, и об общих понятиях.
β'. О том, что Бог не изменяется.
II. γ'. О том, что весь Бог не рожден и вечен.
δ'. О том, что весь Бог бестелесен,
ε'. О том, что Он не находится в каком-либо месте.
ΙΙΙ. ζ'. О мифах и о том, что мифы божественны.
ζ''. О том, почему божественны мифы,
IV. η' О том, что есть пять видов мифов. Примеры для каждого из видов.
V. θ' О первой причине.
VI. ι'. О сверхкосмических богах.
ια'. О двенадцати внутрикосмических богах,
ιβ'. О том, что сфер двенадцать.
VII. ιγ'. О природе космоса и его вечности.
ιδ'. О том, что Земля срединна, и почему.
VIΙΙ. ιε'. Об уме и душе.
ιζ' О том, что душа бессмертна.

Император Юлиан

Автор: 

Император Юлиан. Сочинения

Автор: 
Переводчик: 
Источник текста: 
ИЗДАТЕЛЬСТВО С. — ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2007

Опубликованный впервые на русском языке корпус основных сочинений императора Юлиана составляют все платонические и кинические речи, а также наиболее интересные образцы риторики и эпистолярного жанра. В своих сочинениях автор предстает не только страстным последователем ямвлиховской философии, но и блестящим литератором, близким к кинизму.
Издание предназначено для всех интересующихся историей философии и религии.

О полемике Плутарха со стоиками

Автор: 

ВВЕДЕНИЕ
Тот, кто не понимает духовной причины пунических войн, никогда не поймет смысла полемики Плутарха со стоиками. Такому человеку текст Плутарха будет казаться предвзятым, запутанным и надуманным. Для нас же ключевым должно быть понимание смысла той великой войны, которая началась между Европой и Азией, народами арийскими и семитскими в год 264 до Р. Х. - в год, когда умер Зенон и началась Первая пуническая война[1]. О ее смысле, и вообще, о типе сирийско-финикийской духовности лучше всего сказал Г. К. Честертон, - приведем из многого немногое, чтобы хотя бы в общих чертах обрисовать смысл происходившего:

Об общих понятиях. Против стоиков

Περί των κοινών εννοιών προς τους Στωικούς

Автор: 
Переводчик: 
Источник текста: 
Издательство С.-Петербургского университета 2008 г.

Подлинность данной работы (№77 в каталоге Ламприя и №74 по списку Планудия) опровергалась и оспаривалась, однако аргументы сомневающейся стороны оказались слабы и были успешно опровергнуты. Правда, отражая некоторые из них, защитники подлинности порой превышали собственные полномочия, пытаясь обнаружить в этой работе ссылки на трактат О противоречиях стоиков, и наоборот. Но ни в одной из этих работ не содержится вполне определенных ссылок на другую; из того факта, что в обеих цитируется и пересказывается множество сходных фрагментов, еще рано делать выводы о том, что при написании одной из них Плутарх имел перед собой другую.

Конспект трактата О том, что стоики говорят еще более нелепо и противоречиво, чем поэты

Ότι παραδοξότερα οι Στωικοί των ποιητών λέγουσιν

Автор: 
Переводчик: 
Источник текста: 
Издательство С.-Петербургского университета 2008 г.

Среди работ Плутарха, внесенных в Каталог Ламприя, есть одна (№79), названная Ότι παραδοξότερα οί Στωικοί των ποιητών λέγουσι, и еще одна (№ 143) под названием Ότι παραδοξότερα ο'ι Επικούρειοι των ποιητών λέγουσι. От последней ничего не сохранилось. Первую иногда отождествляют с настоящим небольшим отрывком, хотя он назван Σΰνοψις у Планудия, у которого только и сохранился, и где заним следует Έπιτομή утраченной работы Άριστοφάνους καί Μενάνδρου σΰγκρισις (№ 121 в Каталоге Ламприя), а также Επιτομή του περί της έν τω Τιμαίω ψυχογονίας (1030d-1032f выше).

О противоречиях стоиков

Περί Στωικών εναντιωμάτων

Автор: 
Переводчик: 
Источник текста: 
Издательство С.-Петербургского университета 2008 г.

Критика стоической доктрины Плутархом в его дошедших до нас философских работах не ограничивается лишь теми трактатами, в названии которых заявлена полемика со стоиками; возможно, это распространяется также и на несохранившиеся трактаты; однако подлинные названия, помещенные в Каталоге Ламприя, ясно указывают на восемь трактатов, направленных против стоиков, и девятый, посвященный сразу и стоикам, и эпикурейцам. Этот последний трактат Избранные места и опровержения стоиков и эпикурейцев (№ 148) утрачен; из остальных восьми до нас дошли только два, и так называемый "конспект" третьего. Таким образом, сохранились следующие тексты: О противоречиях стоиков (№ 76), Об общих понятиях.

Syndicate content (C01 _th3me_)