Апулей

Апулей

Жизнь, датировка
Апулей из Мадавра в Нумидии горд как своим родным городом, где и его отец, и он сам были видными гражданами (apol. 24), так и Карфагеном как культурным центром (flor. 20). Уже в этих фактах отражаются новые процессы: наряду с галлами и испанцами теперь носителями культуры будущего выступают уроженцы северной Африки; двумя поколениями позже Плиния и Тацита крупному писателю не приходится делать карьеру в Риме; возникают самостоятельные, не столь зависимые от столицы культурные ландшафты.

Глава XVII АПУЛЕЙ

Автор: 

АПУЛЕЙ

Автор: 
Переводчик: 

Биографические сведения о Луции Апулее почерпнуты главным образом из его собственных произведений. Родился он около 124 г. н. э. в Северной Африке в городе Мадавре. Начальное образование получил в родном городе, риторскую школу закончил в Карфагене и отправился в Афины, чтобы там продолжать изучение философии. Потом он поехал в Рим, где начал с успехом выступать в суде, но из-за отсутствия средств пробыл там недолго. Подобно многим другим ораторам-софистам, Апулей много путешествовал по Италии, Греции и Востоку, выступая со своими речами и одновременно знакомясь с нравами и обычаями различных народов. Во время одного из таких путешествий он заболел и вынужден был остановиться в городе Эе (ныне Триполи).

О божестве Сократа

DE DEO SOCRATIS

Автор: 
Переводчик: 
Источник текста: 
Апулей. Метаморфозы и другие сочинения. "Художественная литература". Москва. 1988

«О божестве Сократа» («De deo Socratis») — единственная дошедшая до нас декламация Апулея на философскую тему. Дата и обстоятельства сочинения неизвестны; достоверно только авторство Апулея (принадлежность ему других его философских сочинений с большим или меньшим основанием оспаривается). Перевод сделан по изданиям: Арulее. Oposcules philosophiques et fragments (Texte et., trad, et comm. par J. Beaujее. Paris, 1973; Apulei Platonici Madauriensis De philosophia libri) réc. P. Thomas. — Lipsiae, 1908.

Флориды

Автор: 
Переводчик: 

Флориды

II

Но Сократ, мой великий предшественник,[1] придерживался совсем другого мнения. Как-то раз он довольно долго глядел на красивого юношу, все время хранившего молчание, и, наконец, попросил его: "Теперь, чтобы я мог тебя увидеть, скажи что-нибудь". Стало быть, если человек молчал, Сократ его не видел. Это и понятно: ведь он считал, что когда рассматриваешь человека, следует полагаться на взор души, на остроту разума, а не глаза. В этом вопросе он расходится с солдатом у Плавта, который говорит так:

Двум глазам скорей поверим мы, чем двадцати ушам.[2]

Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии

Автор: 
Переводчик: 

(§ 4, 18 - 21, 37, 57 - 60, 74 - 77, 98, 61 - 64, 92)

4. Итак, ты выслушал только что начало обвинительного акта, где было сказано следующее: "Мы обвиняем перед тобою философа красивой наружности и - вот ведь грех! - столь же красноречиво изъясняющегося по-гречески, как и по-латыни". Этими самыми словами, если не ошибаюсь, начал свое обвинение против меня Танноний Пудент;[1] - вот уж он человек, право же, ни в какой мере не красноречивый. Ах, если бы он действительно имел основание обвинять меня в таких тяжелых преступлениях, как красота и дар слова! Ни минуты не задумываясь, я ответил бы ему то же, что гомеровский Александр Гектору:[2]

Апулей

Луций Апулей (ок. 124 — 180) из Мадавры в Африке известен более всего как автор романа «Метаморфозы» (или «Золотой осел»), отрывки из которого помещены в сборнике «Памятники поздней античной поэзии и прозы»; там читатель найдет и биографическую заметку об Апулее. Здесь же Апулей представлен в своем основном жанре — красноречии. Памятниками этого жанра среди его сохранившихся сочинений являются «Апология» — судебная речь в защиту самого себя — и «Флориды» — отрывки из декламаций.

Синдикация материалов (C01 _th3me_)