V. ОТРЫВКИ ИЗ СОЧИНЕНИЙ И ПИСЕМ

Автор: 

А. ВАТИКАНСКОЕ СОБРАНИЕ ИЗРЕЧЕНИЙ
I. Главные мысли I.
II. Главные мысли II.
III. Главные мысли IV.
IV. Всякое [телесное] страдание достойно презрения: страдание, заключающее в себе интенсивную боль, продолжаетcя короткое время, а долговременное страдание в теле причиняет· боль слабую.
V. Главные мысли V.
VI. Главные мысли XXXV.
VII. Преступнику остаться скрытым трудно, а получить уверенность в том, что скроется, невозможно.
VIII. Главные мысли XV.
IX. Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
IX. Метродор. Помни, что, будучи смертным по природе и получив ограниченное время [жизни], ты восшел, благодаря размышлениям о природе, до бесконечности и вечности и узрел "то, что есть и что будет, и то, что минуло".]
XI. У большинства людей спокойствие есть оцепенение, а движение [деятельность]-безумие.
XII. Главные мысли XVII.
XIII. Главные мысли XXVII.
XIV. Мы рождаемся один раз, а дважды родиться нельзя, но мы должны уже целую вечность не быть. Ты же, не будучи властен над завтрашним днем, откладываешь радость; а жизнь гибнет в откладывании, и каждый из нас умирает, не имея досуга.
XV. Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет: так должно ценить и характер других, если они к нам расположены.
XVI. Никто, видя зло, не выбирает его, но попадается, прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом.
XVII. Не юношу надо считать счастливым, а старца, прожившего жизнь хорошо: юноша в цвете сил, меняя мысли, носится сильным течением случая; а старец причалил в старость, словно в пристань, замкнув в надежных воспоминаниях благодарности блага, на которые прежде трудно было надеяться.
XVIII. Когда отнимается возможность видеться, разговаривать, общаться, кончается любовная страсть.
XIX. Кто не помнит о прежнем счастье, тот - сегодня уже старик.
XX. Главные мысли XXIX.
XXI. Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей; а мы будем повиноваться ей, необходимые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя.
XXII. Главные мысли XIX.
XXIII. Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет от пользы.
XXIV. Сны не имеют божественной природы и вещей силы; опи происходят от впадения [в человека] образов.
XXV. Бедность, измеряемая целью природы, есть великое богатство, а неограниченное богатство есть великая бедность.
XXVI. Следует понять, что как долгий разговор, так и короткий клонится к одной и той же цели.
XXVII. Во всех занятиях плод с трудом приходит по окончании их,. а в философии рядом с познанием бежит удовольствие: не после изучения бывает наслаждение, а одновременно бывает изучение и наслаждение.
XXVIII. Не следует испытывать ни тех, кто быстро готов на дружбу, ни тех, кто нерешителен: ради дружбы следует и рискнуть.
XXIX. Я предпочел бы, исследуя природу, откровенно, как оракул, вещать полезное всем людям, хотя бы и никто не понял меня, чем, приспособляясь к людским мнениям, пожинать в обилии уделяемую хвалу от толпы.
[XXX. Метродор. Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни, не видя, что во всех нас влито при рождении смертное зелье [смертельный яд].]
XXXI. Против всего можно добыть себе безопасность, а что касается смерти, мы, все люди, живем в неукрепленном городе.
XXXII. Почитание мудреца есть великое благо для почитающих.
XXXIII. Голос плоти - не голодать, не жаждать, не зябнуть. У кого есть это, и кто надеется иметь это и в будущем, тот даже с Зевсом может поспорить о счастье.
XXXIV. Мы пе столько имеем надобность [в помощи] от друзей, сколько в уверенности относительно помощи,
XXXV. Не следует портить то, что есть, желанием того, чего нет, а надо думать о том, что и это было желанным предметом.
[XXXVI. Жизнь Эпикура по сравнению с жизнью других относительно кротости и довольства своим [умеренности] можно счесть сказкою. ]
XXXVII. Природа слаба против зла, но не против блага; удовольствиями она спасается, страданиями разрушается.
XXXVIII. Совсем ничтожен тот, у кого есть много основательных причин для ухода из жизни.
XXXIX. Не друг ни тот, кто постоянно ищет пользы, ни тот, кто никогда не соединяет ее с дружбой; один торгует расположением, чтобы получить обмен, другой отсекает добрую надежду на будущее.
XL. Кто говорит, что все происходит в силу необходимости, тот не может сделать никакого упрека тому, кто говорит, что все происходит не в силу необходимости: ибо он утверждает, что это самое происходит в силу необходимости.
XLI. Следует смеяться и философствовать и в то же время заниматься хозяйством и пользоваться всеми остальными способностями и никогда пе переставать изрекать глаголы истиной философии.
XLII. Время возникновения величайшего блага и наслаждения [им] - одно и то же.
XLIII. Любовь к деньгам, приобретенным нечестным путем, нечестива; к деньгам, приобретенным честным путем, позорна: грязная скаредность непристойна даже при честности.
XLIV. Мудрец, приспособившись к нужде, умеет скорее давать, чем брать: такое великое сокровище нашел он в довольстве своим.
XLV. Изучение природы создает людей не хвастливых и велеречивых и не выставляющих па показ образование, предмет соперничества в глазах толпы, по людей смелых, довольных своим, гордящихся своими личными благами, а не благами, которые им даны обстоятельствами.
XLVI. Будем совершенно выбрасывать дурные привычки, все равно как скверных людей, долгое время приносивших нам большой вред.
[XLVII. Метродор. Я предупредил тебя, случайность, и отгородился от всякого твоего тайного проникновения. Ни тебе, ни другому какому обстоятельству мы не выдадим себя. Но когда необходимость поведет нас, мы, с презрением плюнув на жизнь и на тех, кто за нее попусту цепляется, уйдем из жизни, в прекрасной песне победно восклицая, что жизнь нами хорошо прожита.]
XLVIII. Надо стараться делать последнюю часть пути лучше первой, пока мы находимся в дороге; а когда дойдем до конца, надо с легким сердцем радоваться..
XLIX. Главные мысли XII,
L. Главные мысли VIII.
LI. Я узнал от тебя, что у тебя довольно сильно вожделение плоти к любовным наслаждениям. Когда ты не нарушаешь законов, не колеблешь добрых обычаев, не огорчаешь никого из близких людей, не вредишь плоти, не расточаешь необходимого, удовлетворяй свои желания, как хочешь. Однако невозможно не вступить в столкновение с каким-нибудь из выше указанных явлений: ведь любовные наслаждения никогда не приносят пользы; довольно того, если они не повредят.
LII. Дружба обходит с пляской вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни.
LIII. Никому не следует завидовать: хорошие люди не заслуживают зависти а дурные, чем счастливее бывают, тем более вредят себе.
LIV. Не следует делать вид, что занимаешься философией, но следует на самом деле заниматься ею: ведь нам нужно не казаться здоровыми, а быть поистине здоровыми.
LV. Должно врачевать несчастья благодарным воспоминанием о том, что погибает, и сознанием, что нельзя сделать несделанным то, что произошло.
LVI-LVII. Когда мудрец сам подвергается пытке, он страдает не больше, чем когда видит, что друг подвергается пытке. [Но если друг сделает ему зло], то вся его жизнь вследствие недоверия придет в расстройство и перевернется.
LVIII. Надо высвободиться из уз обыденных дел и общественной деятельности.
LIX. Не желудок ненасытен, как говорят люди толпы, но лживое представление о желудке, как о чем-то, не имеющем предела наполнения.
LX. Всякий уходит из жизни, как будто он только что родился.
LXI. Прекрасно и лицезрение близких людей, когда близкие родственники живут в согласии: лицезрение оказывает сильное влияние на это,
LXII. Ведь если гнев у родителей на детей бывает за дело, то, разумеется, глупо противиться, вместо того чтобы просить прощения; если же не за дело, а неразумно, то совсем смешно еще разжигать это неразумие своим раздражением, вместо того чтобы благоразумно стараться утишить его [гнев] другими способами.
LXIII. Есть и в опрощении предел: человек, нерассудительный по отношению к нему, находится приблизительно в таком же положении, как и человек, выходящий из нормы вследствие чрезмерности.
LXIV. Похвала со стороны других должна следовать сама собою; а мы должны заниматься врачеванием себя.
LXV. Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.
LXVI. Будем выказывать сочувствие [умершим] друзьям не оплакиванием их, а размышлением о них.
LXVII. Свободная жизнь [свободный человек] не может приобрести много денег, потому что это не легко сделать без раболепства пред толпой или правителями; но она имеет все в непрерывном изобилии. А если как-нибудь она и получит много денег, то легко можно разделить и их для приобретения расположения близких людей.
LXVIII. Ничего не достаточно тому, кому достаточное мало [кажется малым].
LXIX. Неприятное сластолюбие души заставляет живое существо желать разнообразия пищи до бесконечности.
LXX. Да не будешь ты делать в жизни ничего, что может внушать тебе страх, если оно станет известно другому.
LXXI. Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что со мною будет, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?
LXXII. = Главные мысли XIII.
LXXIII. Наличие некоторых телесных страданий полезно для охранения себя от страданий, подобных им.
LXXIV. При философской дискуссии больше выигрывает побежденный - в том отношении, что он умножает знания.
LXXV. По отношению к прошедшим благам неблагодарны слова: "Взирай на конец долгой жизни".
LXXVI. Старясь, ты таков, каким я советую тебе быть, и ты познал, каково заниматься философией для себя и каково - для Эллады. Я радуюсь вместе с тобой.
LXXVII. Величайший плод довольства своим [ограничения желаний] - свобода.
LXXVIII. Благородный человек всего более занят мудростью и дружбой: одна из них есть благо смертное, другая - бессмертное.
LXXIX. Человек спокойный и другому пе докучлив.
LXXX. Первое дело для спасения [для счастья]- наблюдение над юностью и охранение ее от всего оскверняющего ее пагубными страстями.
LXXXI. Не уничтожает душевной тревоги и не рождает значительной радости ни обладание огромным богатством, ни почет и уважение со стороны толпы, ни другое что-либо, соединенное с причинами неограниченных желаний.

В. ОТРЫВКИ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ СОЧИНЕНИЙ

I. О выборе и избегании
1. Диог. Л. X. 136 - Узенер, фргм. 2. Безмятежность [атараксия] и отсутствие страданий тела суть удовольствия покоя [пассивные удовольствия], а радость и веселье рассматриваются как удовольствия движения [активные удовольствия].

II. Недоуменные вопросы
2. Плутарх, Против Колота, гл. 34, стр. 1127 А- Узенер, фргм. 18. Сделает ли мудрец что-нибудь, воспрещаемое законами, зная, что это останется неизвестным? Простой ответ не легко найти.

III. Малое сокращение
3. Диог. Л. X. 136 - Узенер, фргм. 27. Если даже и существует искусство гадания, хотя оно не существует, то события, [о которых оно говорит], надо думать, не имеют к нам отношения.
IV. Против Феофраста
4. Плутарх, Против Колота, гл. 7, стр. 1110.С = Узенер, фргм. 29. Но даже помимо этого аргумента я не знаю, как можно утверждать, что эти предметы, находясь в темноте, имеют цвета.

V. Пир
5. Плутарх, Против Колота, гл. 6, стр. 1109 Ε = Узенер, фргм. 58. Полиэн сказал: "Ты говоришь, Эпикур, что от вина нет согревания?" - Кто-то перебил речь и заметил, что, по его мнению, вино не вполне способно согревать. - Немного после: "Да, кажется, вино вполне не способно согревать; но столько-то вина, можно сказать, способно согревать известное тело".
6. Плутарх, Против Колота, гл. 6, стр. 1109 Ε = Узенер, фргм. 69. Так вот почему не следует говорить вообще, что вино способно согревать, но [надо говорить], что столько-то вина способно согревать такую-то природу [такое-то тело], находящуюся в таком-то положении, или что столько-то вина способно охлаждать такую-то природу. Ибо в таком сложном теле есть такие природы [атомы, частицы], из которых мог бы составиться холод, если бы в случае надобности они, соединившись с другими, образовали природу, производящую холод. Вот почему, введенные в обман, один говорит, что вино всецело способно охлаждать, другие-что оно способно согревать.
7. Плутарх, Против Колота, гл. 6, стр. 1110 А = Узенер, фргм. 60. Часто вино входит в тело, даже не внося в него согревательной или охладительной силы; но когда сочетание частиц нарушено и произошла перестановка телец, то атомы, образующие тепло, то сходятся в одно место и своим числом дают тепло и воспламенение телу, то, выпавши, охлаждают его.
8. Диог. Л. X. 118 = Узенер, фргм. 62. Половое сношение никогда пе приносит пользы; довольно того, если оно не повредит.
9. Филодем, О реторике 11, кол. X. Странно, что возраст, как ты сам можешь сказать, нисколько не мешал тебе, несмотря на твою молодость, далеко превосходить в искусстве реторики всех современников твоих, людей старых и знаменитых... Странно, говорю я, что возраст нисколько не мешал тебе быть выдающимся в искусстве реторики, что, как кажется, требует много практики и навыка; а изучению свойств природы возраст может мешать, чему, как может показаться, более способствует знание, чем практика и навык.

VI. О цели жизни
10. Афиней XII, 546е. Диог. Л. X., 6 = Узенер, фргм. 67. Я со своей стороны не знаю, что разуметь мне под благом, если исключить удовольствия, получаемые посредством вкуса, посредством любовных наслаждений, посредством слуха и посредством зрительных восприятий красивой формы.
11. Плутарх, О том, что нельзя счастливо жить по наставлениям Эпикура, гл. 4, стр. 1089Д - Узенер, фргм. 68. Устойчивое благосостояние тела и твердая надежда относительно его [тела] доставляют величайшую, вполне уверенную радость людям, могущим рассуждать.
12. Афиней XII, 546f = Узенер, фргм. 70. Красоту, добродетель и тому подобное следует ценить, если они доставляют удовольствие; если же не доставляют, то надо с ними распрощаться.

VII. О природе
Книга I
13. Секст Эмпирик, Против догматиков III, 333 - Узенер, фргм. 75. Природа вселенной - это тела и пустота.
14. Плутарх, Против Колота, гл. II, стр. 1112 Е = Узенер, фргм. 76. Природа сущего - это тела и пространства.
Книга XI
15. Диог. Л. X. 91 - Узенер, фргм. 81. Если бы оно [Солнце] потеряло свою величину вследствие расстояния, то и подавно оно потеряло бы цвет: ибо нет никакого другого расстояния, более пригодного для этого.

Отрывки из неизвестных сочинении
16. Схолии к Дионисию Фракийскому - Узенер, фргм. 92. Атом есть тело твердое, непричастное примеси пустоты; пустота есть природа, недоступная прикосновению.
17. Диог. Л. Х.7 - Узенер, фргм. 93. Ну их! у него ведь при работе было это словесное хвастовство, софистическое, как и у многих других рабов.

С. ОТРЫВКИ ИЗ ПИСЕМ
18. Φилодем = Узенер, фргм. 97. Если они держат это в уме, они побеждают несчастья от недостатка и бедности.
19. Филодем = Узенер, фргм. 99. Если бы даже случилась война, он не счел бы ее страшной, если боги милостивы. Он провел жизнь в чистоте и будет вести ее с самим Матроном, если боги милостивы.
20. Феон-Узенер, фргм. 105. Говори же мне, Полиэн, знаешь ли ты, что было для нас великой радостью?

Письма к нескольким лицам
Митиленским философам
21. Диог. Л. X. 8 - Узенер, фргм. 113. Это привело его в такое исступление, что он начал ругать меня и обзывать "учителем".
22. Секст Эмпирик, Против математиков 1.3 = Узенер, фргм. 114. Я, со своей стороны, полагаю, что эти горланы подумают, что я - ученик Моллюска и слушал его учение вместе с какими-нибудь мальчишками, бывшими с похмелья.
И действительно, он был скверный человек и занимался такими вещами, посредством которых нельзя достичь мудрости.

Письма к отдельным лицам
Анаксарху
23. Плутарх, Против Колота, гл. 17, стр. 1117 А = Узенер, фргм. 116. А я зову тебя к непрерывным удовольствиям, а не к добродетелям, плоды которых- надежды пустые, тщетные и полные тревог.
Апеллесу
24. Афиней XIII, 588а - Узенер, фргм. 117. Счастлив ты, Апеллес, что устремился к философии, чистый [свободный] от всякого образования.
Φемисте
25. Диог. Л. X. 25 = Узенер, фргм. 125. Если вы ко мне не придете, я могу сам клубком катиться, куда бы ни звали меня вы с Фемистой.
Идоменею
26. Плутарх, Против Колота, гл. 18, стр. 1117 Д = Узенер, фргм. 130. Так, присылай нам начатки [пожертвования] для ухода за нашим священным телом ради тебя самого и твоих детей. Так говорить мне пришлось.
27. Феон = Узенер, фргм. 131. О ты, с молодости считавший все мои движения [поступки] усладительными!
28. Стобей, Антология XVII, 24 = Узенер, фргм. 135. Если хочешь сделать Пифокла богатым, не прибавляй ему денег, но убавляй страсть [к деньгам].
29. Стобей, Антология XVII, 14 = Узенер, фргм. 135а. Мы стремимся к ограничению желаний не для того, чтобы всегда употреблять пищу дешевую и простую, но чтобы не бояться этого [употребления такой пищи].
30. Диог. Л. X., 22=Узенер, фргм. 138. В этот счастливый и вместе с тем последний день моей жизни я пишу вам следующее. Страдания при мочеиспускании и кровавый понос идут своим чередом, не оставляя своей чрезмерной силы. Но всему этому противоборствует душевная радость при воспоминании бывших у нас рассуждений. А ты, достойно твоего с отроческих лет расположения ко мне и к философии, заботься о детях Метродора.
Колоту
31. Плутарх, Против Колота, гл. 17, стр. 1117 В= Узенер, фргм. 141. Из уважения к тому, что я тогда говорил, тебе пришло желание, несогласное с учением о природе, -обхватить мои колени, обнять меня и оказать мне знаки уважения, которые обыкновенно оказываются людьми при почитании некоторых лиц и обращении к ним с мольбами. Таким образом, ты заставляешь и меня ответить поклонением тебе и уважением. Ходи у меня бессмертным и меня считай бессмертным.
Леонушке
32. Диог. Л. X. 5 = Узенер, фргм. 143. О целитель владыка [Аполлон]! Милая Леонушка, какой шумной радостью наполнило меня твое письмецо, когда я читал его!
Πифоклу
33. Диог. Л. X. 6 - Узенер, фргм. 163. Образования всякого, милейший, беги на всех парусах!
34. Диог. Л. X. 5 = Узенер, фргм. 165. Буду сидеть в ожидания желанного, богоравного твоего прибытия.

Письма к неизвестным лицам
Мальчику или девочке
35. Геркулаиские свитки 176, кол. 18 = У зенер, фргм. 176. Мы прибыли в Лампсак в добром здоровье- я, Пифокл, Эрмарх и Ктесипп-и нашли там в добром здоровье Фемисту и остальных друзей. Как хорошо, что ты здоров [а] и твоя мама и что ты, как и прежде, слушаешься во всем папы и Матрона. Будь уверен [а], причина, почему я и все остальные очень любим тебя, -та, что ты их во всем слушаешься!
Письмо, написанное в последние дни
36. Филодем - Узенер, фргм. 177. На седьмой день, когда я это пишу, у меня получилось полное задержание мочи и были такие боли, какие приводят к последнему дню. Так если что случится со мною, ты имей попечение о детках Метродора года четыре или пять, но не трать на них нисколько больше, чем теперь тратишь па меня в год.

Отрывки из неизвестных писем
37. Стобей, Антология XVII. 34 = Узенер, фргм. 181. Я ликую от радости телесной, питаясь хлебом с водою, и плюю на дорогие удовольствия, -не за них самих, но за неприятные последствия их.
38. Геркуланские свитки. Как я говорил тебе и при твоем отъезде, заботься и об его брате Аполлодоре. Он- но дурной [мальчик], но причиняет мне тревогу, если делает что-нибудь, чего не хочет.
39. Диог. Л. Х. 11 = Узенер, фргм. 182. Пришли мне горшечного сыра, чтобы мне можно было пороскошествовать, когда захочу.
40. Плутарх, О том, что нельзя жить счастливо по наставлениям Эпикура, гл. 15, стр. 1097 Ε - Узенер, фргм. 183. Вы чудесно, роскошно позаботились обо мне насчет доставки пищи и высказали такие знаки расположения ко мне, которые до неба восходят.
41. Филодем = Узенер, фргм. 184. Пенсия, которую... назначил.., я требую, чтобы ее одну они мне посылали, хотя бы были среди Гиперборейцев. Именно только сто двадцать драхм в год от каждого из обоих я желаю получать... Ктесипп принес мне ежегодную пенсию, которую ты послал мне за отца и за себя.
42. Филодем - Узенер, фргм. 185. Как дорогое ответное даяние он будет иметь данное мною ему образование.
43. Парижский сборник изречений = Узенер, фргм. 187. Я никогда не стремился нравиться толпе. Что им нравилось, тому я не научился; а что знал я, то было далеко от их чувств.
44. Порфирий, К. Марцелле - Узенер, фргм. 200. Пе считай нисколько не согласным с учением о природе [т. е. неестественным] то, что, когда кричит плоть, кричит душа. Голос плоти: не голодать, но жаждать, но зябнуть. Душе трудно помешать этому и опасно не внимать природе, повелевшей ой вследствие присущего ей ежедневного довольства своим.
45. Порфирий, К. Марцелле = Узенер, фргм. 202. Итак, кто следует природе, а но вздорным мыслям, тот довольствуется своим во всем, ибо по отношению к тому, что достаточно природе, всякое владение есть богатство, а по отношению к безграничным стремлениям и огромное богатство есть не богатство, а бедность.
46. Порфирий, К Марцелле = Узенер, фргм. 203. Поскольку ты находишься в затруднении, ты находишься в затруднении вследствие забвения о природе; ибо ты сам себе создаешь безграничные страхи и желания.
47. Ватиканское собрание изречений XIV.
48. Порфирий, К Марцелле - Узенер, фргм. 207. Лучше тебе не тревожиться, лежа на соломе, чем быть в тревоге, имея золотое ложе и дорогой стол.
49. Филодем-= Узенер, фргм. 202.... Вспоминая письмо от тебя и рассуждение твое о людях, которые но могли усмотреть ни аналогии между невидимыми предметами и видимыми явлениями, ни согласия между ощущениями и невидимыми предметами, ни, наоборот, противоречия...
50. Плутарх, О том, что нельзя жить счастливо по наставлениям Эпикура, гл. 28, стр. 1105 Д=У зенер, фргм. 213. Приятное дело - воспоминание об умершем друге.
51. Максим, гл. 8=Узенер, фргм. 214. Не избегай делать мелкие услуги: будут думать, что ты также способен и на большие.
52. Максим, гл. 66 = Узенер, фргм. 215. Если попросит враг, не отвращайся от его просьбы; но только принимай меры предосторожности для себя: ведь он ничем не отличается от собаки.

Отрывки из неизвестных источников
О мудрости и мудреце
53. Ватиканское собрание изречений LIX.
54. Порфирий, К Марцелле = Узенер, фргм. 221. Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души.

Физика
55. Плутарх, Строматы 8 - Узенер, фргм. 266. Ничто новое во вселенной не возникает вне уже происшедшего безграничного времени.
56. Филодем = Узенер, фргм. 356. Ведь мы не будем представлять их [богов] более счастливыми и неразрушимыми, если они не говорят и не разговаривают друг с другом, а похожи на немых людей.
57. Филодем = Узенер, фргм. 387. Мы по крайней мере будем приносить жертвы благочестиво и правильно там, где подобает, и будем исполнять все правильно, по законам, нисколько не тревожа себя [обычными] мнениями относительно существ самых лучших и самых уважаемых [т. е. богов]. Кроме того, будем свободны от всякого обвинения по отношению к высказанному мнению: ведь так можно жить согласно с природой.
58. Парижский сборник изречений = Узенер, фргм. 388. Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая много зла друг другу.

Этика
59. Афиней XII, 546 f = Узенер, фргм. 409. Начало и корень всякого блага-удовольствие чрева: даже мудрость и прочая культура имеют отношение к нему.
60. Стобей, Антология XVII, 35 = Узенер, фргм. 422. Тогда мы имеем потребность в удовольствии, когда из-за отсутствия его страдаем; а когда, находясь в сознании, мы не испытываем этого страдания, тогда нет никакой потребности в удовольствии, потому что не удовольствие, возникающее от природы, делает извне зло человеку, но стремление, связанное со вздорными мыслями.
61. Плутарх, О том, что нельзя жить счастливо по наставлениям Эпикура, гл. 7, стр. 1091 А = У зенер, фргм. 423. То, что производит радость непревосходимую [выше которой ничего нет], есть избавление от большого зла. Природа блага состоит в том, что человек правильно постигнет его, потом остановится и не будет разгуливать, попусту болтая о благе.
62. Аристокл у Евсевия -Узенер, фргм. 442. Лучше вытерпеть эти некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от этих некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.
63. Порфирий, К Марцелле = Узенер, фргм. 445. Не будем винить плоть, считая ее виновницей великих зол, и не будем наши неприятности сваливать на обстоятельства.
64. Плутарх, О слушании поэтов, гл. 14, стр. 36 В = Узенер, фргм. 447. Большие страдания быстро выводят из жизни, а длительные не имеют величины [не велики].
65. Плутарх, О слушании поэтов, гл. 14, стр. 36 В = Узенер, фргм. 447. Чрезмерное страдание приведет к смерти.
66. Порфирий, К Марцелле - Узенер, фргм. 457. Истинной любовью к философии уничтожается всякое желание, тревожное и тягостное.
67. Стобей, Антология XVII, 23 = Узенер, фргм. 469. Благодарение блаженной природе за то, что она сделала необходимое логкодобываемым, а труднодобываомое- необходимым.
68. Порфирий, К Марцелле = Узенер, фргм. 471. Нередко можно найти человека, бедного по отношению к конечной цели природы и богатого вздорными мыслями. Ведь ни один безумец не довольствуется тем, что имеет, а скорее горюет о. том, чего пе имеет. Таким образом, как больные лихорадкой вследствие дурного свойства этой болезни постоянно чувствуют жажду и желают самых вредных вещей, так и люди, у которых душа в дурном состоянии, постоянно бывают - бедны всем и по своей алчности впадают в многообразные страсти.
69. Элиан, Пестрая история IV, 13 = Узенер, фргм. 473. Кому малого недостаточно, тому ничего недостаточно.
70. Климент Алекс. = Узенер, фргм. 476. Довольство своим-величайшее из всех богатств.
71. Порфирий, К Марцелле = Узенер, фргм. 478. Большая часть людей, боясь простоты стола, из страха обращается к действиям, могущим в очень большой степени произвести его [страх].
72. Порфирий, К Марцелле - Узенер, фргм. 479. Многие, получив богатство, находят в нем не избавление от зол, но перемену на большие.
73. Порфирий, К Марцелле = Узенер, фргм. 480. От зверских занятий количество имущества накапливается кучей, но жизнь образуется несчастная.
74. Порфирий, К Марцелле = Узенер, фргм. 485. Человек бывает несчастлив или вследствие страха, или вследствие безграничной, вздорной страсти; обуздывая их, он может приобрести себе способность счастливо мыслить.
75. Порфирий, К Марцелле = Узенер, фргм. 486. Страдание заключается не в том, чтобы не иметь недостатка в этом, а скорее в том, чтобы переносить бесполезное страдание от вздорных мыслей.
76. Парижский сборник изречений = Узенер, фргм. 488. Низкая душа от удач [способна] возгордиться, а от несчастий смириться.
77. Порфирий, К Марцелле - Узенер, фргм. 489. Природа учит считать ничтожным то, что дается случаем, и, находясь в счастье, признавать себя несчастным, а находясь в несчастье, не придавать большого значения счастью и принимать без шума [спокойно] блага, которые даются случаем, и быть готовыми к бою с кажущимся злом, которое дастся им: ведь бренно все, что толпа считает благом и злом, а мудрость не имеет ничего общего со случаем.
78. Плутарх, О спокойствии духа, гл. 17, стр. 474 С = Узенер, фргм. 490. Кто наименее нуждается в завтрашнем дне, тот с наибольшим удовольствием приступит к завтрашнему дню.
79. Афиней XII, стр. 547а = Узенер, фргм. 512. Я плюю на красоту и на тех, кто попусту [зря] восхищается ею, когда она не доставляет никакого удовольствия.
80. Климент Алекс. = Узенер, фргм. 519. Величайший плод справедливости-безмятежность.
81. Стобей, Антология XLIII, 139 - Узенер, фргм. 530. Законы изданы ради мудрых, -не для того, чтобы они не делали зла. а для того, чтобы им не делали зла.
82. Плутарх, О том, что нельзя жить счастливо по наставлениям Эпикура, гл. 6, стр. 1090 С = Узенер, фргм. 532. Если даже могут они [преступники] остаться скрытыми, то получить уверенность в том, что останутся скрытыми, невозможно. Поэтому постоянный страх за будущее, гнетущий их, не дает возможности радоваться и не тревожиться за настоящее.
83. Геркуланские свитки = Узенер, фргм. 533. Кто достиг конечной цели человеческого рода, тот одинаково хорош, хотя бы никто [при этом] не присутствовал.
84. Парижский сборник изречений -Узенер, фргм. 531L. Кто кажется страшным, тот не может быть свободным от страха.
85. Плутарх, О слушании поэтов, гл. 14, стр. 37 Узенер, фргм. 548. Благополучие и счастье - не в обилии денег, не в высоте положения, не в должностях каких-либо или силе, но в свободе от печали, в умеренности чувств и расположении души, полагающих [всему] пределы, назначенные природой.
86. Плутарх, Правильно ли сказано "Живи незаметно", стр. 1128 и сл. = Узенер, фргм. 551. Живи незаметно!
87. Плутарх, Против Колота, гл. 31, стр. 1125 С = Узенер, фргм. 554. Надо сказать о том, как лучше всего человек соблюдает цель жизни, назначенную природой, и как никто не будет добровольно стремиться с самого начала к власти над массами.