Амазонки в Скифии

Легенда об амазонках, происхождение которой связано с древними культами божеств плодородия, возникла из ритуальных действий, относящихся к магии плодородия и к символическому воспроизведению обрядов группового брака. Обнаруживая свои древнейшие следы на античной почве в культуре минойского Крита, она развивалась также в малоазийских и скифских странах - в этой связи у нас и будет идти о ней речь.
Малоазийские греки знают амазонок в качестве эпонимов и основательниц некоторых древних городов и святилищ: Мирина, Смирна, Мартезия, Отрера, Антиопа, Сииопа и др. Амазонки имеют самое прямое отношение к основанию и поддержанию культа Артемиды Эфесской,[1] которой, по преданию, женщины (очевидно, иеродулы-жрицы) приносили в дар в качестве символа плодородия свои отрезанные груди, что получило отражение во многогрудом образе самой богини и в представлении об амазонках, как об одногрудых женщинах. В качестве таковых их представляет и общепринятая этимология этого имени,[2] господствующая также и в новой науке, несмотря на то, что его первооснова угадывается, как это было усмотрено уже давно[3] в арамейском эпитете сирийской Афродиты - ammazzon, "сильная, великая мать", - быть может, приблизительно соответствующем греческому θεός ίσχυρός - эпитету, известному из северочерноморской эпиграфики.[4]
Наряду с чисто культовыми чертами, характеризующими амазонок в их принадлежности к кругу представлений, связанных с почитанием женского божества плодородия, уже на малоазийской почве мы сталкиваемся с чертами этнографического порядка. Древнейшими мифологическими фактами, связанными с легендой об амазонках на малоазийской почве, являются: поход против амазонок Беллерофонта[5] и тот поход, в котором в юности своей принимал участие Приам.[6] Этих амазонок гомеровский эпос локализует в Ликии. Позднейшие писатели в один голос подчеркивают матриархальные черты социального быта ликийцев.
Из Геродота мы узнаем о том, что счет родства велся у ликийцев по женской линии и поэтому‑де ликийцы именовали себя не по отцу, а по матери (I, 137). Николай Дамасский сообщает в дополнение к этому, что в Ликии право наследования осуществлялось также не по мужской, а по женской линии.[7] Поскольку подобные гинекократические бытовые признаки распространялись малоазийскими греками также на карийцев, лидийцев и другие местные племена,[8] совершенно естественно, что классическим местом локализации мифа об амазонках стали внутренние области Малой Азии, и более всего северная Каппадокия, а в ней долина р. Термодонта (совр. Терме-чай) с расположенным у ее устья полумифическим поселением Темискирой.
Как увидим дальше, распространение легенды об амазонках на североевропейские и азиатские области и включение в её круг тех или иных варварских племен производилось греками в дальнейшем по признакам, свидетельствующим о наличии у этих племен гинекократии и других пережитков матриархата, как в культе божеств плодородия, так и в общественном и военном быту. Столкновение представлений культового и этнографического порядка в формировании легенды об амазонках на р. Териодонте сказывается в перенесении наименования Термодонт - реки, священной в беотийском культе плодородия,[9] и в наименовании долины Темискиры άμαξονιχόν πεδιόν, подобно беотийскому и аттическому Амазониону. Наряду с наличием священного для Ареса и амазонок острова Аретиады на Черном море у малоазийского побережья[10] каппадокийские амазонки делятся, по свидетельству, восходящему к Гекатею Милетскому между тремя поселениями - Ликастией, Темискирой и Халибией (Хадисией),[11] из коих первое и последнее связываются с племенными именами лейкосиров (северных каппадокийцев) и халибов. Слава же о Темискире, которую Страбон (XII, 3, 15), сам родом каппадокиец, называет долиной, находящейся по соседству с другой долиной - Фанароей или Фанагорией,[12] - держалась в древности весьма упорно, и такие компетентные авторы, как Плиний и Птолемей, продолжали в угоду традиции помещать в этой местности амазонок.
По свидетельству схолиаста к Аргонавтике Аполлония Родосского (II, 299), амазонки у Гекатея Милетского именовались хадисиями по имени обитаемого ими города Хадисии или Халибии. Таким образом, несомненно, что при мысли о каппадокийских амазонках - этих наиболее знаменитых, так сказать, классических амазонках древности - греки думали о лейкосирах и о халибах, знаменитых металлургах, которых Гекатей относил к числу скифских племен, равно как и Кавказ в широком смысле слова относился тогда к Скифии. О том, что с представлением об амазонках связывались реальные варварские племена, свидетельствует употребление имени амазонок в мужском роде (οί άμαςώνες у Страбона, XII, 3, 21), а также форма амазониды (άμαςονίδες у Диодора, II, 44), образованная от первоначальной - амазоны (άμαξόνες), мыслившейся, очевидно, в мужском роде.
Особенно же остро скифская этнографическая струя, пронизывающая представления о северомалоазийских амазонках, дает себя чувствовать в изобразительной традиции, и прежде всего на вазовых изображениях, отличающихся зачастую особенной непосредственностью, особенной близостью к своему литературному или мифологическому источнику. Если для древнейших изображений амазонок характерно одеяние греческого гоплита, то на аттических вазах начиная уже с VI столетия до п. э. амазонки изображаются конными или пешими, в подчеркнуто восточном одеянии. Характерной деталью последнего является башлыкообразный головной убор, подпоясанный в талии кафтан и анаксириды. Отступления от этого скифско-иранского убранства весьма нередки, но этнографически неопределенны.
Из сказанного следует, что конкретно этнографические представления об амазонках были связаны более всего с северо-восточной припонтийской средой. Для вооружения амазонок особенно характерны луки, а также двулезцийные топоры (λάβρις) - оружие, употребление которого очень обычно для круга культовых изображений критско-малоазийского женского божества плодородия. Однако позднее и на этих предметах сказалось стремление к этнографической конкретизации амазонского вооружения, и на некоторых вазах[13] двойные секиры амазонок похожи на те бронзовые топоры "амазонского" типа, какие известны из круга Кобанской культуры на Кавказе и были находимы также и на малоазийской почве, вплоть до Сирии.[14]
Вышеописанная этнографическая конкретизация облика амазонок могла преследовать наряду с чисто мифологической также и известную культовую цель. Известно, например, что восточный головной убор (так называемый фригийский колпак), равно как и восточное платье вообще, служил ритуальной одеждой жрецов Кибелы и других переднеазиатских божеств на эллинистической почве. Совершенно к тому же несомненно, что перенесение греками представлений об амазонках на реальные припонтийские племена производилось не только по чисто бытовым, но и по культовым признакам.
По наиболее распространенному мнению относительно происхождения каппадокийских амазонок считалось, что они пришли из Скифии[15] или из Фракии.[16] Фракинянками, вслед за некоторыми более древними авторами, называет амазонок и Виргилий.[17] Эти восходящие к древнеионийским эпическим и мифографическим сочинениям мнения опираются на реальный факт проникновения в Малую Азию в VIII‑VII столетиях до н. э. фракийских (фригов, вифинов, мариандинов, треров) и скифских (под общим именем киммерийцев) племен, которые народная фантазия малоазийских греков отождествила с амазонками.[18]
В рассказе же о происхождении северочерноморского племени савроматов Геродот передает, видимо, местную понтийскую легенду, сложившуюся среди колонизовавших северочерноморские берега греков, в соответствии с которой савроматы происходят от скифских юношей и прибывших из Малой Азии по морю на кораблях амазонок. Легенда эта могла возникнуть, во-первых, лишь в результате знания о малоазийских амазонках, а во-вторых, в результате опыта морских сношений брегов Малой Азии с северными берегами Понта. Амазонское происхождение приазовских племен было установлено колонизовавшими Боспор Киммерийский греками на том основании, что в быту названных племен обнаружилось много черт, знакомых грекам уже и ранее по их культовым и мифологическим представлениям об амазонках. Среди этих черт, помимо подчеркиваемой многими авторами гинекократии и чрезвычайной воинственности скифских (савроматских, массагетских и др.) женщин, о чем Геродот и в особенности Пс. Гиппократ сообщают некоторые чисто этнографические подробности, вроде обычая, в силу которого савроматские девушки воздерживаются от брака, пока не убьют на войне хотя бы одного врага,[19] - среди этих знакомых грекам черт значительное место занимали наблюдения, почерпнутые из культового ритуала женского божества плодородия.
Вне круга представлений и легенд, связанных с этими культами, оставались бы совершенно не понятны сообщения Геродота и Пс Гиппократа, например, о кастрированных жрецах Великой матери - энареях. Описывая явления "женской болезни" у скифов, оба упомянутые автора не называют вещи своими именами, оставляя читателю широкое поле для догадок и толкований по причинам, имеющим прямое отношение к таинственности и мистическому характеру культа Кибелы, разоблачение которого должно было грозить карами со стороны божества.
Поясняя значение слова "энареи" выражением άνδρόγυνοι (IV, 67) - άνανδριείς у Пс. Гиппократа,[20] - Геродот лишь позволяет догадываться о возможности его сопоставления с антианейрами - амазонками греческого эпоса и легенды. Между тем энареи Геродота (анареи Пс Гиппократа), равно как и идентичные им, вероятно, во многих отношениях анариаки Страбона, представляют собой племенные наименования, засвидетельствованные также и более поздними авторами для Северного Причерноморья и Прикаспия. Этимологически они должны быть сопоставлены с антианейрами, подобно тому, как мифические аримаспы, вероятно, должны быть в этимологическом отношении сопоставлены с другим распространенным эпитетом амазонок - άνδροχτόνοι, тем более, что греческая изобразительная традиция, запечатленная на аттических вазовых рисунках V‑IV столетий до н. э., знает аримаспов в совершенно том же облике, как и амазонок.
Совершенно несомненно, что в сообщениях об энареях, анариаках, аримаспах мы встречаемся с местными культовыми и мифологическими чертами, преломившимися, однако, в какой‑то степени в процессе их литературной обработки, через древнеиранские представления. О разработке подобных мифологических сюжетов на иранской почве и о представлениях иранцев о скифах, как о γυναιχοχρατουμενοι, свидетельствует сохраненный в переработанном на ионийской почве виде и переданный Геродотом, Страбоном и многими другими авторами рассказ о массагетской царице Томирис. Древние иранцы и греки стояли в данном случае на совершенно реальной этнографической почве. Это подтверждают добытые преимущественно уже в самое недавнее время археологические факты, суммированные и истолкованные Б. Н. Граковым. Он проследил на пространстве от Южного Приуралья до Нижнего Дона, на той территории, где, по данным древних авторов, должно быть локализовано племя савроматов, именовавшихся у многих географов и историков, например у Эфора,[21] женоуправляемыми, женские погребения, имеющие весьма определенные обрядовые черты.
Убранство этих покойниц, в особенности же их конический головной убор, а также положенные в могилу предметы вооружения - чаще всего лук и стрелы, свидетельствуют непреложно о достоверности рассказов, подчеркивающих воинственность и высокое общественное положение женщины у савроматов. Перед нами захоронения матрон, исполнявших, видимо, некоторые политические функции в роде и во всяком случае являвшихся жрицами верховного женского божества плодородия, на что указывает их убранство и отдельные принадлежности погребального инвентаря - в первую же очередь портативные каменные жерт-венники-курильницы.[22] Женские погребения с предметами вооружения, позволяющие заключить о наличии соответствующих вышеописанных общественных отношений и религиозных представлений, у того неизвестного скифо-кавказского племени (или племен), которому принадлежат эти захоронения, были найдены также еще раскопками XIX в. в горах Кавказа (в Хевсуретии).[23]
Все вышеописанное заставляет думать, что в скифском быту, в частности в скифском религиозном ритуале, было весьма много общего с теми явлениями, которые лежали в основе древнегреческих представлений об амазонках. Греческие историки, этнографы и мифографы только отчасти ввели этот материал в круг своих легенд и повествований. В значительной доле он остался по разным причинам вне их поля зрения, и только одни лишь отмеченные (и часто двусмысленные) аналогии позволяют догадываться о соответствующей его принадлежности. Геродот, например, преподносит в затушеванном виде материал, который был, вероятно, несравненно более ярок и красноречив под пером его ионийских предшественников, изображавших понтийские племена значительно более амазонообразными. Геродот же, описывая соответствующие религиозные и бытовые установления скифов, комкает и затемняет многое не только из религиозных побуждений, но и из желания освободить свое повествование по возможности от мифологического налета и придать ему вид исторического и этнографического описания.
Некоторые писатели, как, например, Пс. Гиппократ, руководимые подобными же рационалистическими соображениями, вообще старались отказаться от истолкования скифских этнографических данных с мифологической точки зрения, как это делали их источники, выдающие себя, однако, в повествовании Пс. Гиппократа тем, что некоторые чисто мифологические подробности излагаются им с псевдорационалистических позиций. Так, сообщая о савроматах, Пс. Гиппократ ни одним словом не упоминает об амазонках. Однако без учета некоторых черт этой легенды были бы совершенно непонятны отдельные его замечания касательно савроматских женщин, евнухов-энареев и в особенности скифских обычаев прижигания плеч и грудей якобы для удобства владения луком[24] - мифическая деталь, привнесенная из амазонской легенды, которую он старается объяснить рационалистически изобилием влаги в организме скифов. В то же время несомненно, что греческие колонисты принесли с собой с берегов Малой Азии целый ряд предвзятых и готовых представлений о скифском быте. Их предвзятое знание того, что они колонизуют страну амазонок, сказалось прежде всего в той "амазонской" топонимике, которую мы находим в Северном Причерноморье.
Сюда относятся прежде всего попытки локализации Териодонта и Темискиры в Скифии,[25] наличие Фанагории на Боспоре, названной так скорее всего по малоазийской Фанагории-Фанарое в долине Темискиры (имя же теосца Фанагора, которому восходящая к Гекатею Милетскому - fr. 164 - традиция приписывала основание таманской колонии, придумано, вероятней всего, post hoc). Быть может, сюда же относятся и упомянутые лишь Геродотом и Птолемеем Кремны - ближе неизвестный эмпорий на Азовском море, с малоазийским наименованием, близ которого, по преданию, высадились на берег амазонки.[26] Реальной причиной такого "скопления" амазонской топонимики на Таманском полуострове послужило, вероятней всего, наличие там древнего святилища Афродиты Апатуры, о котором известно из Страбона и из посвятительных надписей и в ритуале которого, несомненно, имелись черты, характерные для культа женского божества плодородия, породившие, как мы знаем, и амазонскую легенду.
Описывая "женоуправляемые" народы Причерноморья, древние писатели исходили в значительной степени из сложившихся уже ранее и более или менее отвлеченных представлений об амазонках. Конкретный же этнографический материал служил для заполнения и оживления этой схемы. Господство мифологических представлений в умах древних греков, сталкивавшихся с азиатскими и африканскими народами, сквозит в трудах историков Александра Македонского, описывающих встречу Александра с царицей амазонок Фалестрией в бытность его на Яксарте. Плутарх перечисляет биографов-современников Александра, распространявших эту легенду.[27] Отзвуки ее присутствуют в трудах даже таких строгих и рационалистически мыслящих авторов, как Арриан, который воспроизводит слова царя хорасмиев Фарасмана, сообщившего якобы Александру о том, что его царство простирается до владений колхов и амазонок.[28]
В еще более позднее время эти же представления сказались совершенно отчетливо в трудах спутников Помпея, сопровождавших его в кавказском походе. Аппиан, например, сообщает с их слов,[29] что среди приведенных Помпеем с Кавказа пленных, участвовавших в его триумфе, было немало женщин, имевших раны на теле, подобно мужчинам. Их считали амазонками, добавляет Аппиан, то ли потому, что действительно был такой народ по соседству с албанами, то ли потому, что кавказские женщины так же воинственны, как и мужчины.
Сделанные Теофаном Митиленским и подтвержденные Метродором Скепсийским наблюдения во время Помпеева похода, сохранившиеся для нас в "Географии" Страбона,[30] показывают, насколько быт северокавказского племени гаргареев, жившего в условиях группового брака, воспринимался греческими наблюдателями через призму господствовавших в их умах мифологических представлений.
Гаргареи представлялись глазам этих наблюдателей в качестве племени мужчин, а гаргарейские женщины, сходившиеся со своими мужчинами для сезонного сожительства и воспитывавшие при себе лишь девочек (тогда как юноши воспитывались с мужчинами), - в качестве племени амазонок. Эти женщины, кроме того, занимались сельским хозяйством и охотой, а также скотоводством. Перед нами довольно отчетливая картина жизни матриархального рода, преломившаяся через мифологическое мышление наблюдателя I столетия до н. э.
Мы видели, следовательно, что популярная в древности легенда об амазонках предопределяла известным образом восприятие греками-колонистами причерноморских стран социальных установлений, обычаев и религиозных обрядов местного населения. Она повлияла на топонимику северочерноморских берегов, в том смысле, что греки перенесли туда из Малой Азии некоторые "амазонские" наименования. Порой подобные ассоциации приводили к прямым недоразумениям. Так, Лукиан[31] помещает на Кавказе племя махлиев, путая их, вероятно, с засвидетельствованными другими авторами махелонами,[32] - недоразумение, которое объясняется тем легче, что описывающий племя махлиев, обитавшее в действительности в Северной Африке, Геродот (IV, 177 сл.), не упоминая ни слова об амазонках, подчеркивает они описанием их женских празднеств и беспорядочности половых отношений явно "амазонский" характер этого племени.
Влияние легенды об амазонках распространялось не только на этнографию, но также и на историографию древности. Если мы сравним сообщения Диодора Сицилийского о походах амазонок в западные области Малой Азии и Сирию[33] с описаниями соответствующих походов киммерийцев и скифов у Геродота и Помпея Трога, то нельзя будет не заметить, что материалом для сказаний об амазонских войнах, описанных Диодором, послужили данные о набегах понтийских варваров на эгейские берега Малой Азии и Северную Сирию.
Завоевания и подвиги, приписывавшиеся в историческом рассказе названным по именам киммерийским и скифским царям (именам, находящим себе к тому же подтверждение в свидетельствах современных киммерийским походам ассирийских источников), в легендарном повествовании, воспринятом позднейшей историографией, составляют содержание истории амазонок без существенных изменений. Из этого следует, во-первых, что малоазийские греки легко отождествляли с амазонками те кавказские племена, которые под именем киммерийцев (гимирраи) и скифов (ишкуза) наводнили в середине VII столетия до н. э. переднеазиатские пространства, разрушили ряд западномалоазийских городов и проникли вплоть до Сирии, придя в соприкосновение с египтянами,[34] во-вторых, это свидетельствует и о том, что легенды об азиатских походах амазонок, будучи воспоминанием об этих исторических событиях, относятся ко времени значительно более позднему, чем сами эти события, и литературной обработке подверглись, быть может, лишь в эллинистическую эпоху.
Амазонская легенда впитала в себя и более поздние, нежели киммерийские походы в Малую Азию, и в то же время несравненно более памятные для греков события. Достаточно прочесть у Плутарха рассказ о походе амазонок через Скифию в Грецию, в Аттику, для освобождения увезенной Тезеем царицы их Ипполиты,[35] чтобы понять, что перед нами не что иное, как мифологизированная история похода Ксеркса в Грецию в 480 г. до н. э. Народное сознание настолько глубоко восприняло эту легендарную историю греко-персидской войны (греки воспринимали ее как войну с азиатским миром вообще, который и символизировали амазонки), что празднование победы над амазонками в Аттике имело место в том же месяце Боэдромионе, что и празднование победы над персами у Марафона.


[1] Pind., fr. 174 у Павсания, VII, 2, 7.
[2] Ср. Schol., Aesch. Prometh., 723.
[3] F. Movers, Die Phönizier, I, Leipz., 1841, стр. 20.
[4] IOSPE, II, 437.
[5] Hom. Il., VI, 186.
[6] Hom. Il., III, 184.
[7] FHG, III, стр. 461.
[8] Herod., I, 146; Athen., XII, 515.
[9] Plut., Thes, 27; Demosth., 19 (FHG, II, 471, f. 6).
[10] Apoll. Rhоd., Argon., II, 1047 сл.
[11] Schol. Apoll. Rhоd., II, 373.
[12] Ptolem., Geprg., V, 6, 3.
[13] Daramberg et Saglio. Dictionaire des antiqutés, I, стр. 222, рис. 248.
[14] Ср. статью «Киммерийцы и киммерийская культура», ВДИ, 1949, № 3, стр. 24.
[15] Just., II, 4.
[16] Exc. Photii ex Procli. Χρηστομαθία γραμματιχή, p. 479g.
[17] Verg., Aen., IX, 659 сл.
[18] См. назв. выше статью в ВДИ, 1949, № 3, стр. 22 сл.
[19] Herod., IV, 117; Ps. Hippocr., De aëre etc., 24.
[20] Ps. Hippocr., De aëre, 29.
[21] Ps. Scyl., 70.
[22] Б. Н. Граков, Γυναιχοχρατουμενοι, ВДИ, 1947, № 3, стр. 100 слл.
[23] F. Bayern. Zeitschrift für Ethnologie. Supplementband XVII, 1885, стр. 42 слл.
[24] Ps. Hippocr., De aëre, 29.
[25] Schol. vet. ad Hom. Odyss., III, 189; Schol. ad Aesсh. Prom. vinct., 724.
[26] Herod., IV, 110.
[27] Plut., Alex., 46.
[28] Arr., Anab., IV, 15, 1.
[29] App., Mithr., 103.
[30] Strab., Geogr., XI, 5, 1 сл.
[31] Lucian., Tox., 47.
[32] Arr., PPEux., 59.
[33] Diod., II, 45 сл.
[34] О столкновении египтян с киммерийцами (скифами) в Сирии, при Псамметихе I в 40-е-30-е гг. VII столетия до н. э., см. у J. Н. Breasted. A History of Egypt, 2d  ed., Lond., 1952, стр. 580.
[35] Plut., Thes., 27. Плутарх ссылается на старейшего аттидографа Клейдема середины IV столетия до н. э., рационализировавшего легенду на основании исторических реминисценций. Ср. С. Wachsmuth. Stadt Athen, I, Leipz., 1874, стр. 415 слл.