Маршруты возвратного плавания аргонавтов

Сказание об аргонавтах со всеми его вариантами, возникшими на протяжении того долгого времени, пока эта легенда продолжала питаться за счет эпической поэзии и других жанров античной литературы, весьма интересно в историко-географическом отношении. История его показывает, как легендарная география приспособлялась к географии реальной, с тем чтобы обойти ее и сохранить место для фантазии и мифа.
В основе сказания о походе аргонавтов лежит беотийская культовая легенда о Фриксе, сыне орхоменского царя Атаманта, спасшегося бегством на овне с золотым руном, в то время как его должны были принести в жертву Зевсу Лафистию.[1] С ней переплетается фессалийская легенда о царе Пелии и его племяннике Ясоне, мстителе за своего отца, несправедливо лишенного престола в Иолке - одном из древнейших центров торговли на Пагасийском заливе, служившем гаванью и для расположенного в глубине материка Орхомена. Торговая слава Иолка связана с судьбой древнейшей Калаврийской амфиктионии (союза городов), в состав которой, помимо Иолка (Орхомена), входили также города: Гермиона, Эпидавр, Эгина, Афины, Прасии и Навплия и под знаком которой происходила колонизация северных островов Эгейского моря и северных (эолийских) берегов Малой Азии.[2]
То обстоятельство, что образы Ясона, ионийского бога-героя, связанного в качестве эпитета с именем Аполлона (Аполлон Ясоний в Кизике)[3] и Медеи, отождествлявшейся уже в древности с Гекатой и Артемидой (Ифигенией у Дионисия Скитобрахия[4] и у Драконтия в его "Медее"), не могут быть оторваны от азиатской почвы, позволяет думать, что беотийско-фессалийские мифы были приплетены к сказанию уже на ионийской почве. Этому не противоречит и наличие беотийско-фессалийских этнических элементов в составе ионийских колоний на берегах Пропонтиды - таких, как Кизик, Гераклея Понтинская и Синопа,[5] свидетельствующее о прямой преемственности беотийско-фессалийской и ионийской колонизации и о совместных колонизационных предприятиях фессалийцев и ионийцев.[6]
Упоминание о "прославленном" (πάσι μέλουσα)[7] корабле "Арго" в Одиссее заставляет предполагать существование в эпоху создания гомеровских поэм "Аргонавтики" в качестве эпической песни. О том, что эта эпическая Аргонавтика вошла в известной доле в Одиссею и послужила материалом для описания Одиссеевых приключений на море, заставляет предполагать присутствие в Одиссее, помимо эпизода со сталкивающимися скалами - Планктами, где имеется прямая ссылка на Аргонавтику, также и таких эпизодов, как Скилла и Харибда, Сирены, волшебница Кирка, лестригоны, о. Тринакрия, одинаково известных гомеровскому эпосу и эпосу об аргонавтах. На то же обстоятельство указывает и известность Одиссее Зэта и Эи, Пелия, Эсона, равно как и упоминание в Илиаде о сыне Ясона и Ипсипилы Эвнее, царствующем на о. Лемносе, что заставляет предполагать известным слушателям гомеровского эпоса и лемносский эпизод Аргонавтики.
Все это вместе позволяет думать, что IX и X песни Одиссеи дают известное представление и о древнейшей эпической Аргонавтике, которой в такой же мере, как и Одиссее, была свойственна значительная неопределенность в географической локализации упомянутых выше, равно как и многих других эпизодов.
Если для Одиссеи возможны споры относительно "экзокеанизма" Одиссеевых странствий, то миф о походе аргонавтов предполагает плавание по океану в качестве непременного условия. Знания о гомеровской географии позволяют представить себе, что в эпоху сложения древнейшего эпоса о походе аргонавтов водные пространства за пределами Эгейского моря казались еще достаточно неопределенными и представление о его границах сливалось с представлением об Океане, как об омывающем землю потоке, берега и острова которого населены обитателями потустороннего мира.
Таков описанный в Одиссее остров Схерия, на котором жили феакийцы, таким же, несомненно, мыслился и остров Эя, или Ээя, на котором жил сын Гелия Ээт, отец волшебницы Медеи и брат волшебницы Кирки, обитательницы того же острова Ээи, локализация которого в Одиссее отличается совершенной неопределенностью; позволившей уже в древности искать его и на востоке и на западе. Посещение аргонавтами этого острова мыслилось первоначально в результате плавания по океану, хотя Одиссея помещает его уже, быть может, по сю сторону границы обитаемого мира, ибо аргонавты (XII, 69) минуют Планкты на возвратном пути от Ээта, т. е., очевидно, именно в начале их океанического плавания.
Трудно сказать, предполагалось ли плавание корабля "Арго" сразу же как кругосветное плавание и позволяли ли тогдашние представления об ориентации такое плавание себе вообразить. Во всяком случае пример Одиссеи показывает с несомненностью, что даже гомеровский эпос, знавший четыре стороны света и четыре дующих в соответствующих направлениях ветра, весьма далек от какой бы то ни было определенности в ориентации Одиссеевых странствий; не было этой определённости не только в эпической поэзии, ее не было, видимо, и в реальной географии эпохи колонизации, ибо если тогдашние греческие мореплаватели, несомненно, умели отличать практически северо-западное направление от северо-восточного, они не могли осмыслить этой разницы теоретически, и людям, плывущим на северо-запад, несомненно, не раз казалось, что они плывут туда же, куда и мореплаватели, поворачивавшие на северо-восток. Этим, скорее всего, следует объяснить наличие одинаковых мифических и этнических имен как на севере, так и на востоке: двойную локализацию острова Ээи, Схерии, Эритии, дублирование племенных наименований иберов (в Испании и на Кавказе), элимов (в Сицилии и в Малой Азии), тирренов (в Италии и в Эгейском море) и т. п.
Во всяком случае позволительно думать, что если позднейшие версии Аргонавтики направляют Арго в воды Адриатического и Тирренского морей в результате кругосветного плавания, то и самая идея кругосветного плавания Арго могла появиться уже при наличии определенной мифологической и культовой традиции, утверждавшей пребывание Арго в тех или иных пунктах его средиземноморского маршрута, непонятное без этого предположения о его кругосветном плавании. Так, например, могла быть поддержана и включена в эпопею культовая традиция, возникшая в результате западногреческой колонизации и приводящая Ясона и аргонавтов на о. Эльбу (Эталию).
Если бы мы пожелали проследить возникновение ионийского эпоса об аргонавтах (даже и в том виде, какой он приобрел под руками Аполлония Родосского, после многочисленных промежуточных переработок все же не утратившего сходства с периплами - географическими описаниями морских побережий), то нам пришлось бы возвести Аргонавтику к тем древнейшим произведениям этого рода, именовавшимся χατάπλοι скудные упоминания о которых сохранились у отдельных авторов (Aristot., Rhet., I, p. 440 - ссылка на описание Дионисовой триеры εν τοίς χατάπλοις). Произведения этого рода, к числу которых должна быть, вероятно, отнесена также и приписываемая перу Гесиода Периегеса (Γής περιήγησις), не сохранившиеся даже в отрывках, содержали перечисление и описание гаваней в сопровождении различных мифологических и генеалогических подробностей. Таким образом, из этих χατάπλοι вышли прежде всего, очевидно, те каталоги, которые мы находим как в составе Илиады, так и в составе Аргонавтики.
Обогащение эпопеи новым реально географическим и мифологическим материалом происходило за счет накапливания колонизационного опыта. Не было бы, вероятно, ошибкой сказать, что Аргонавтика представляет собой определенное выражение "идеологии" греческого колонизационного движения. Участниками похода аргонавтов были боги-покровители мореплавания и колонизации, каковы Ясон, Диоскуры, Геракл, Орфей и др.,[8] я их подвиги, воспеваемые эпосом, призваны были вдохновлять древних мореплавателей.
Следует себе представить, что первоначальная Аргонавтика оперировала географическим и мифологическим материалом, почерпнутым из опыта освоения северо-западных берегов Малой Азии, Фракии и Пропонтиды, где мы в действительности и находим соответствующую топонимику или соответствующие, представленные в Аргонавтике мифические имена и эпизоды: Артакию у Кизика, Ясоний у Византия, лемносе кий эпизод, царя бебриков Амика, Финея и гарпий и т. д. Коринфская экспансия на запад шла также под знаком Аргонавтики. У Эвмела (Κορινθιαχά) и в безыменных Ναυπάχτια έπη Аргонавтика обогатилась коринфским эпизодом (Эвмел самое Медею производил из Коринфа), коркирским эпизодом, а также, может быть, некоторыми эпизодами, связанными с плаванием аргонавтов по Адриатическому морю.
Колонизация Сицилии и берегов Италии привела аргонавтов в Тирренское море и на о. Эльбу. Насколько позволяют судить отдельные места Теогонии и отрывки из Эоэй, эпическая Аргонавтика обязана Гесиоду немало в разработке западного маршрута аргонавтов. Именно он заставляет Ээта и Кирку отправиться на солнечной колеснице в Италию[9] и помещает в связи с этим в Тирренском море соответствующие эпизоды Одиссеи и Аргонавтики. Колонизация Киренаики также шла под знаком Аргонавтики. У Пиндара в IV пифийской оде, посвященной царю Кирены Аркесилаю, находим отчасти тот материал, который обогатил Аргонавтику ливийским эпизодом,[10] сопряженным с плаванием аргонавтов по Южному океану и Тритонидскому озеру, встречей с Тритоном и, наконец, с введением в число аргонавтов Эвфема, героя-родоначальника о. Феры, колонизовавшего Кирену. Поскольку нас в дальнейшем будет интересовать преимущественно лишь северная часть маршрута аргонавтов, мы будем касаться подробностей их плавания в западных и южных водах только отчасти.
Можно представить себе, что та Аргонавтика, которая была использована в Одиссее, обнимала в своем повествовании маршрут по известной части Черного моря. Как далеко - трудно сказать с точностью, но во всяком случае Илиада знает уже р. Сингарий,[11] впадающую близ Гераклеи Понтийской, а также племя кавконов, населявших территории в районе той же Гераклеи, занятые позднее мариандинами.[12] Несомненно, что локализация Эи и Колхиды на кавказском берегу Черного моря не имела места в первоначальном варианте Аргонавтики. Одиссея помещает к востоку от о. Ээи Планкты - блуждающие скалы, преграждающие дорогу к выходу в океан. Позднее, отождествляемые иногда с Планктами, Кианеи были локализованы при выходе из Боспора Фракийского (Константинопольского пролива) в Черное море.
Эта локализация могла основываться на достаточно древних представлениях, связанных прежде всего с тем, что довольно сильное течение, возникающее иногда в Константинопольском проливе, должно было служить серьезным препятствием для древних парусных судов. Самое имя Колхиды на Кавказе произошло, вероятно, из столкновения греческого χαλχός - медь (ср. Χαλχίς - Халкида, Χαλχιδιχή - Халкидика,[13] Χαλχηδών - Халкедон) с засвидетельствованным уже Гекатеем именем кавказского племени колов (Κώλοι) и колхов (кулха древнеуратских текстов), а также и самих уратов-халдов (калду, Καλδαίοι у Стефана Византийского (s. v.), помещающего их близ Колхиды).[14]
Халкида - Халкидика - Халкитида - Халкедон - вот тот вероятный путь, который предшествовал проникновению этого имени на Кавказ. Оно возникало там, где наличествовал соответствующий металл. Милетские мореплаватели в поисках металла направились на Кавказ, привлеченные серебром, медью и железом, может быть, уже Гомеру известных халибов,[15] локализация которых в пределах южного побережья Черного моря подвергалась в древности значительным колебаниям - от области к западу от р. Галиса (έντός Άλυος)[16] до Котиоры и предгорий Кавказа.[17] Легкость перетолкования Халкиды в Колхиду подтверждается наличием параллельных форм Халкедон - Калхедон на северном берегу Малой Азии, на самом пути аргонавтов в Черное море.
Упоминание Колхиды на Кавказе отсутствует не только в гомеровском эпосе, но и в более поздних произведениях Гесиода, Звмела и Мимнерма. Самое имя Кавказа встречается впервые у Гекатея (fr. 161 и др.), а вслед за ним у Эсхила.[18] Последний, однако, локализует его не на востоке, а на севере Причерноморья, отождествляя его, видимо, с Рипейскими горами, Под этим наименованием Кавказ известен был в финикийской и библейской географии (Рифат Библии,[19] Рафа - Книги юбилеев[20] ). Отсутствие соответствующих упоминаний у названных выше авторов означает, что в эпоху создания ионийской Аргонавтики милетские Фасис и Диоскуриада на восточном берегу Черного моря еще не существовали. Ионийцы еще не достигли в то время кавказских берегов, и мифы об Ээте и о Медее в стране солнечного восхода отражают лишь направление их колонизационного движения. Таким образом, возникновение этих колоний, имевшее место не ранее VII столетия до н. э., является термином ad quem для локализации Ээта и Колхиды на Кавказе.
Необходимо при этом отметить сохранившееся в виде некоторых косвенных указаний в источниках колебание в выборе северного или южного маршрута вдоль берегов Черного моря. Для утверждения о существовании некогда такого северного маршрута Аргонавтики может быть привлечен в качестве свидетельства отрывок из Гесиода (fr. 189), где речь идет о Финее, гонимом гарпиями на север в Скифию, "в земли галактофагов, живущих на повозках". Именем галактофагов гомеровский эпос обозначает, по распространившемуся уже в древности мнению,[21] северочерноморских скифов. Из других данных, позволяющих говорить о существовании северочерноморского маршрута, упомянем факты, свидетельствующие о локализации Колхиды и Фасиса на Боспоре Киммерийском. Помимо упоминания Пс. Скилаком (§ 68) и Стефаном Византийским (s. v. Κύται) скифской Китеи (родины Медеи) в Крыму и Пс. Плутархом (со ссылкой на Агафона Самосского),[22] Бриксабы на Танаисе, где Фрикс принес в жертву золоторунного барана, наиболее существенным в этом смысле признаком представляются колебания между Танаисом и Фасисом, в качестве границы между Азией и Европой. Поскольку вряд ли возможны сомнения относительно того, что пограничной рекой всегда считался именно Дон (или Кубань), а не Рион, следует предположить, что именно с Доном, или с Кубанью (носившей в древности также имя Гипаниса - Γπανις - через параллельную форму Γφασις, отождествлявшуюся с Φάσις), было первоначально связано имя р. Фасиса.
Южный маршрут возобладал, несомненно, лишь с утверждением и умножением греческих колоний на берегах Пафлагонии, Каппадокии и Кавказа. Путешествие аргонавтов вдоль берега Малой Азии стало излагаться со включением в него местных генеалогических и культовых мифов и с упоминанием местных легенд о Синопе, Сезаме и т. д. Имена Ээта и Медеи были при этом связаны с местной топонимикой. Имя же брата Медеи Апсирта являлось, быть может, и в действительности местным, кавказским по происхождению, поскольку в других версиях имя этого персонажа засвидетельствовано как Фаетон[23] или Эгиалей,[24] имя же Апсирт (Аксирт)[25] восходит к Ферекиду и сопоставляется с наименованием важного торгового пункта и гавани Апсар, между Трапезунтом и Фасисом, которое уже древними толкователями производилось от имени Апсирта.[26]
Наряду с местными источниками милетские рапсоды в погоне за сказочными подробностями обращались, однако, и к другим данным. При описании подвигов Ясона в Колхиде к сказанию были приплетены подробности, заимствованные из беотийско-ионийских рассказов о Кадме, убийстве им дракона и о посеве драконовых зубов, из которых выросли земнородные люди; рассказ о стерегущем руно драконе и о его убийстве Ясоном также имеет своим прототипом сказание о Кадме, которое было известно не только на беотийской, но и на малоазийской почве.[27] После того как границы средиземноморского бассейна определились точнее, для мифа, стремившегося вывести Арго с целью возвратного пути в океан, стали возникать все более и более серьезные препятствия. Черное море не соединялось непосредственно с океаном, и Кианеи-Планкты прочно стали у входа в него из Боспора Фракийского. Между тем стремление к объединению восточного и западного маршрутов понуждало мифотворческую фантазию к преодолению этих препятствий, выставленных реальной географией.
Первые указания на поиски такого "кружного" пути находим у Гесиода, ведущего аргонавтов из Черного моря в океан по р. Фасису и далее вдоль берегов Азии в Ливию. Аргонавты переносят свое судно на руках от берега океана до Тритоиова озера, откуда Гесиод ведет их к Сирту, в Средиземное море (fr. 63 R). Подобный маршрут согласовался с теми географическими представлениями, которые мы застаем на заре ионийской науки, как они были запечатлены на карте Анаксимандра,[28] составленной в первой половине VI столетия до н. э. и делящей мир, имевший форму диска, окруженного океаном, на две части (на два материка - Европу и Азию) Средиземным морем, Эвксинским понтом и Меотидой. Последняя соединялась с океаном посредством р. Фасиса. Подобное разделение мира основывалось, в частности, на том, и в более поздние времена удерживавшемся мифологическом представлении, будто все водные бассейны, все реки и источники возникают из океана и исчезают в нем (ср. обозначение океана в качестве τού χρηνώνπατρός у Софокла fr. 246 N_2). Отсюда и возникло вслед за тем представление о Фасисе, как о границе материков. Гесноду, несомненно, еще не известно было отсутствующее также, быть может, и у Анаксимандра представление о Ниле, как о реке, тоже соединяющейся с океаном и отделяющей Азию от Ливии, иначе он не заставил бы аргонавтов совершать пеший переход от ливийского побережья океана до Тритонова озера, с Арго на плечах.
Вслед за Гесиодом подобным же путем ведет аргонавтов Пиндар,[29] а также Антимах в его утраченной поэме "Лида".[30]
Гекатей Милетский, впервые подытоживший опыт ионийской географии, обогащенный данными греческого мореплавания и колонизации, знал мир от Тартесса до р. Инда и привел это знание в систему, господствовавшую в общих чертах вплоть до эпохи Александра Македонского. Он привнес несколько существенных дополнений к карте Анаксимандра, которую в исправленном виде приложил к своему "Землеописанию" (Γής περίοδος).[31] На этой карте им был показан Нил в качестве реки, разделяющей азиатский материк и выделяющей из него Ливию. По сообщению схолиаста к Аргонавтике Аполлония Родосского, по догадке Гекатея, видоизменяющей версию Гесиода и его последователей, аргонавты должны были, покинув Эвксинский понт и по Фасису выйдя в океан, возвратиться в Средиземное море по р. Нилу.[32] Трудно, впрочем, предположить, чтобы Гекатей в качестве географа, а не мифографа мог допустить реальную возможность плавания в океан по Нилу или Фасису без волока. Вероятней всего, он имел в виду лишь приближение истоков этих рек к берегу океана, так что в этом отношении его представления совпадали, вероятно, с представлениями Гесиода, а привнесенная им поправка предполагала лишь более естественный и короткий путь. Но при этом не следует упускать из виду того, что если Гесиод относился к сказанию об аргонавтах как поэт, ищущий лишь художественной логики и убедительности, то Гекатей, впервые, может быть, в греческой литературе подошел к этому мифу как ученый-рационалист, взглянув на дело с чисто практической стороны.
Для Гесиода, как и для авторов начального эпоса об аргонавтах, как и для гомеридов, плавание по океану было потусторонним плаванием. Однако ко времени Гекатея накопилось немало фактов, устанавливающих реальную возможность океанических плаваний. Финикийцы в это время выходили уже за Геракловы столпы (Гибралтар) и основывали свои фактории на берегах Атлантического океана, а Геродот сохранил для нас предания об океанических плаваниях, совершенных в VII‑VI ст. до н. э. То было путешествие финикийцев вокруг Ливии по почину фараона Нехо, царствовавшего в Египте на рубеже VII‑VI столетий, и плавание грека Скилака родом из Карианды, по поручению персидского царя Дария Гистаспа, из Индии в Эритрейское море.[33]
Весьма возможно, что сообщения об этих двух плаваниях вымышлены, так как они не во всем согласуются с действительностью, однако они основываются на наблюдениях, немыслимых без соответствующего опыта. Так, финикийцы у Геродота, в то время как они огибали Африку, имели солнце справа от себя (при движении с востока на запад) - обстоятельство, которое не могло быть известно людям северного полушария, не побывавшим под южными широтами. Путешествие же Скилака имеет во всяком случае в виду какие‑то сведения о нижнем течении р. Инда и о возможности проникновения из него вдоль берегов Азии к Эритрейскому морю (Аравийскому заливу), о котором до этого времени еще ничего не было известно.
Распространение географических знаний в V в. до н. э. привело к тому, что рационалистическая мифография стала было отказываться от океанического маршрута аргонавтов ввиду невозможности выхода в океан из восточной части средиземноморского бассейна. Геродот (I, 2) и Геродор[34] ведут аргонавтов из Колхиды в Элладу тем же путем, каким они туда прибыли, т. е. по Черному и Эгейскому морям. Версию эту принял и Софокл в "Скифах", как свидетельствует схолиаст Апполония Родосского (IV, 284), сделав это с тем большей легкостью, что драма была в силу своей художественной специфики мало заинтересована в географической стороне дела. Эта версия, однако, убивала художественно-мифологическое зерно сказания, питавшееся сказочно-географическими представлениями, и эпос в своем развитии не мог с нею примириться.
Мифотворческая мысль[35] и следовавший за ней эпос обратились на поиски других возможностей. Одной из таких возможностей, которой суждено было долговременное развитие и широкая популярность в мифографической литературе, стал возвратный путь по реке Танаису в Северный океан, а оттуда вдоль западных берегов Европы по Атлантическому океану, через Геракловы столпы в Средиземное море (толчком к чему послужили данные, сообщенные в перипле массалиота Питея - IV столетия до н. э.). От предшествующего этот маршрут отличается тем, что он предполагает возможным плавание по Северному океану, в чем сомневался Геродот, впервые, может быть, констатировавший полную неизвестность северных стран как в реальном, так и в мифико-географическом отношении.[36]
Из сказанного следует заключить прежде всего, что хотя возможность северного океанического маршрута существовала и раньше, она не использовалась ни мифографией, ни эпосом, нуждавшимися, очевидно, в каком‑либо прецеденте или в сопроводительном легендарно-географическом материале, который полностью отсутствовал. И так же, как в отношении южного маршрута, прецедентом были легендарные сообщения о финикийских плаваниях вдоль южных берегов Африки, толчком к использованию северного маршрута послужили сообщения о плавании Питея из Массалии в IV столетии до н. э. к острову Туле и далее на восток, вплоть до р. Танаиса.
Наиболее раннее упоминание о североокеаническом маршруте аргонавтов содержится в схолии к Аполлонию Родосскому (IV, 284) со ссылкой на Скимна Хиосского - автора, жившего, быть может, несколько раньше Аполлония, где говорится, что аргонавты достигли области Северного океана по р. Танаису, откуда перенесли Арго на копьях до океанского берега. Следует ли видеть в этой подробности - переносе Арго на копьях - использование какой‑либо изобразительной традиции или какого‑либо этнографически засвидетельствованного факта? Несомненно лишь, что для Скимна (и для Аполлониева схолиаста) речь шла не о бифуркации Танаиса - мысль, на которую могли наводить сообщения Питея об этой реке, предполагавшие существование также и северного ее устья, а лишь о достижении аргонавтами областей, более или менее близких к Северному океану.
Версия Скимна, под именем которого сохранился не принадлежащий ему, однако, перипл Средиземного и Черного морей, претендовала на известный рационализм, хотя и вела аргонавтов по столь неизведанному маршруту.
Танаисская версия могла быть достаточно популярна в, эпоху расцвета Боспорского царства я активных сношений Греции с меотийской Скифией. С этим согласуется утверждение Диодора (IV, 56), что‑де многие древние и новые писатели вели аргонавтов возвратным путем по Танаису. Из их числа Диодор называет, однако, одного лишь Тимея из Тавромения, известного историка первой половины III в. до н. э., использовавшего танаисский маршрут аргонавтов и в научно-рационалистических целях.
В своем описании маршрута аргонавтов Тимей проводит их по Танаису к его верховьям, откуда они волоком перетаскивают свой корабль к верховьям другой реки, впадающей в Северный океан. Достигнув последнего, аргонавты плывут к Средиземному морю, имея слева от себя европейский материк. Миновав Гадес (Кадикс), они вступают в Средиземное море и направляются к берегам Италии.
На начертание подобного маршрута могли повлиять какие‑либо сведения о возможности сообщения по европейским рекам между Черным и Балтийским морями, которое и было принято Тимеем за Северный океан. Перед его глазами, кроме того, несомненно, был перипл Питея, описывавший плавание от северных берегов Европы мимо Испании в Средиземное море. Под впечатлением этих географических идей, развитых Тимеем, тем же маршрутом ведет аргонавтов и Дионисий Скитобрахий - мифограф, написавший свою "Аргонавтику" на рубеже II‑I столетий до н. э., послужившую источником для Диодора Сицилийского.[37]
Эти же географические представления отразились в сложном и запутанном маршруте, каким ведет аргонавтов в результате разновременных наслоений Аргонавтика, приписываемая мифическому Орфею. Первоначально, как и в древнемилетском эпосе, аргонавты следуют по р. Фасису (ст. 1035 сл.), затем по р. Сарангу, притоку индийской р. Гиарота (Гидраорта) - деталь, навеянная, несомненно, мифической географией похода Александра Македонского - к Киммерийскому Боспору, далее через Меотиду и по р. Танаису, сквозь ущелье в Рипейских горах, в Северный океан, воспроизводя, следовательно, в этой части маршрута танаисско-океаническую версию Тимея из Тавромения. Далее путь аргонавтов у Пс. Орфея лежит по океану, мимо Иернских островов (т. е. Ирландии - наименование, проникшее в Псевдоорфееву Аргонавтику лишь в позднеэллинистическое время, так как имя это в литературе встречается впервые у Страбона и Диодора), через Геракловы столпы в Средиземное море.
Однако та критика, которой были подвергнуты сочинения Питея и основывавшегося на них Тимея, со стороны Дикеарха, Полибия и Страбона,[38] и отрицание возможности какой‑либо связи Танаиса с Северным океаном не остались без влияния на судьбу мифа об аргонавтах. Во всяком случае уже в эллинистическую эпоху на смену танаисского маршрута приходит еще одна версия, которой более всего повезло в позднеэллинистические времена. Эту версию можно считать последним важным этапом в истории мифического маршрута корабля Арго.
После того как плавание по Черному морю стало делом совершенно прозаическим и обыкновенным, а выход из черноморского бассейна в Северный океан через реки Фасис и Танаис представился доказанно невозможным, в распоряжении художника оставалась еще одна, как будто бы и реальная, но в то же время совершенно неизведанная возможность плавания в западном направлении по р. Истру (Дунаю). Относительно этой реки, истоки которой были выяснены с точностью лишь в конце I в, до н. э., уже в IV столетии до н. э. распространилось мнение, будто она имеет два устья, впадающие одно в Черное, другое в Адриатическое море. Основанием для этих мифико-географических представлений служили, несомненно, те смутные сведения о торговом судоходстве по европейским рекам, на которые мы уже ссылались при обсуждении танаисского маршрута, и легенды, связанные с торговлей янтарем в адриатических городах.
Сведения о р. Дунае очень медленно становились достоянием греческой географии. Если Гесиод[39] называет лишь устье р. Истра, то Эсхил (fr. 183) указывает и его истоки в Рипейских горах. Геродот ищет их в Пиренеях (II, 33: "у города Пирены"). Он называет также некоторые из его притоков, но они с трудом поддаются отождествлению на современной карте, О течении Дуная и о его берегах еще и в III‑II столетиях до н. э. было известно весьма мало. Именно поэтому в греческой науке, начиная уже с Аристотеля[40] и вплоть до Гиппарха,[41] господствовала теория бифуркации Дуная. Помимо тех оснований, о которых уже говорилось выше, для поддержания этой теории служили смутные данные о подземной связи Адриатического и Черного морей,[42] в особенности же данные ономатологические. Так, вперипле Пс. Скилака (§ 21) сообщается о племени истриев (на Истринском полуострове) и о р. Истр, впадающей в Адриатическое море: "эта же река впадает и в Понт". Теорией этой, имевшей хождение в самой серьезной науке, воспользовалась немедленно же мифографическая и эпическая литература.
Несколько более отвлеченно (и поэтому более приемлемо для эпоса) выразил свой вариант бифуркации Дуная Тимагег, автор сочинения "О гаванях", живший в IV столетии до н. э. По его мнению, р. Истр, вытекая из Кельтских гор, протекает через Кельтское озеро и разделяется вслед за тем на два рукава, из которых один впадает в Кельтское, а другой в Черное море.[43] Близкую Тимагетовой точку зрения содержит схолий к Аполлонию Родосскому (IV, 284), в соответствии с которым р. Истр, вытекая из Гиперборейских гор, дойдя до местности между Скифией и Фракией, разделяется надвое, при этом один рукав впадает в Эвксинское, а другой в Тирренское море.
Весьма вероятно, что последняя из изложенных схем бифуркации Дуная, с двумя его устьями - в Черном и Тирренском морях, принадлежит Тимею, сочинение которого, несомненно, было использовано Каллимахом. известным александрийским поэтом III столетия до н. э., в его "Причинах". Каллимах ведет аргонавтов, подобно Геродору и Софоклу, обратным путем через Пропонтиду, а погоню за ними направляет также и по Истру. Об этом свидетельствует упоминание им о колхах в Истрии, равно как и указание схолия к Аполлонию Родосскому (IV, 498) на то, что, по Каллимаху, часть колхов, заплывшая в Адриатику, не нашла аргонавтов; нашла же их та часть, которая прибыла через Боспор в Коркиру. Естественней всего поэтому предположить, что также и у Тимея аргонавты, возвращающиеся, как мы помним, по Танаису, подверглись преследованию со стороны колхов, направившихся через Боспор Фракийский и по Истру.
Каллимах был первым из поэтов, последовавших за Тимеем и Тимагетом в использовании Истра для плавания аргонавтов. Каллимах пользуется Тимеем весьма широко и при локализации отдельных эпизодов и при описании самого пути, За счет Тимея, должно быть, отнесено упоминание Каллимахом о переселении иллирийцев (гиллеев) с о. Коркиры на материк к Акрокеравнским горам (сев. - зап. отроги Эпирского хребта, fr. 53) и отождествление их с колхами, а также и упоминание об Апсиртидских (или Либурнидских, в заливе Кварнеро) островах.
Трудно сказать, в какой степени воспользовался Каллимах существовавшими в эллинистическую эпоху представлениями о связи бассейна р. Родана (Роны) с Эриданом (По) и в свою очередь со впадающим в Северный океан Эриданом - Рейном. Судя по тому, что ее использует зависящий от Каллимаха Аполлоний Родосский, следует полагать, что, плавание по Рейну-Эридану наличествовало уже у Каллимаха, который навряд ли отказался бы от этого столь важного в художественно-мифологическом отношении штриха, позволяющего связать дунайский маршрут аргонавтов с океаном, т. е., как мы знаем, со стержневым элементом всей мифической географии Аргонавтики.
Аполлоний Родосский - ученый-поэт, современник, выученик и соперник Каллимаха, использовал в своей Аргонавтике большой историко-мифологический, географический и этнографический материал. Однако и он не мог сообщить почти никаких подробностей о дунайском пути, по которому посылал аргонавтов, после того как они изучили этот маршрут по карте, якобы оставленной в Колхиде египтянами.[44] Соответственно схолию,[45] Аполлоний Родосский в своем выборе возвратного маршрута аргонавтов следует Тимагету. Однако данное им описание течения р. Дуная основано "не только на представлениях Тимагета и Тимея. Аполлоний, очевидно, пользовался обоими названными авторами, но не следовал им в точности.
В описании плавания по Истру Аполлоний называет некоторые племена и местности, отсутствующие у других известных нам авторов. Если устье реки с его многорукавной дельтой описано скорей всего по Эратосфену, а Ангурские горы, отождествляемые с высотами Железных ворот, могут быть сопоставлены с именем названной Геродотом р. Ангрос (IV, 19), то Лаврийские поля и живущие на них синды могут быть отождествлены лишь предположительно с областью страбоновых синдонов (VII, 3, 17), части племени бастарнов, которые в свою очередь, быть может, соответствуют известным Гекатею Милетскому синдонеям (fr. 117). Упоминаемым Аполлонием сигиннам соответствуют, вероятно, страбоновы сигинны, локализуемые им, однако, близ Кавказа (XI, 11, 8). Из других источников неизвестно вовсе имя гравкениев - племени, помещаемого Аполлонием по нижнему течению р. Истра (IV, 321).
Хотя и несомненно, что в качестве западного дунайского устья должна была фигурировать р. Сава, но это не явствует из текста Аполлония с очевидностью. Истр, по его представлениям, вытекающий из Рипейских гор, разделяется на два рукава между Скифией и Фракией. Бифуркацию эту поэт производит у некиих Кавлиакских скал, с точностью не локализующихся на современной карте (предположительно, какие‑либо небольшие возвышенности в районе Белграда). В отличие от Тимагета и Тимея[46] аргонавты, по Аполлонию, попадают не в Тирренское, а в Адриатическое море, для чего поэт воспользовался, вероятно, наличием Малого Истра, упомянутого, как мы знаем, уже Пс. Скилаком.
Двумя столетиями позже авторы римского времени, располагавшие значительно большими подробностями как в отношении течения р. Истра, так и в отношении гидрографии Паннонии и Истрии - такие, как Диодор (IV, 56), Страбон (II, 5, 30) и Плиний (NH, III, 127), опровергавшие бифуркационную теорию, но не отрицавшие истинности мифической традиции, ведшей аргонавтов по Дунаю в Адриатику, начертали тот реальный перевалочный путь к Дунаю, которым пользовались греческие и римские торговцы и который, несомненно, имел ввиду также и Аполлоний Родосский или, точнее, его географические источники. Путь этот, по описанию Плиния, шел по р. Саве до Эмоны (Любляны), где в нее впадает речка, названная по проплывшим здесь аргонавтам Наупортос (современный Лайбах).
Поднявшись по Наупорту, аргонавты должны были волоком перетащить Арго в речку, которой Плиний не знает имени,[47] впадающую в Адриатическое море у Тергееты (Триеста) и долженствовавшую соответствовать Малому Истру других источников.
Несколько другой путь указывают Помпеи Трог (у Юстина) и ПомпонийМела (II, 57), а также некоторые более поздние авторы, касавшиеся этих вопросов (Писандр, Зосим и др.). Он проходил с перевалом от Савы на речку Фригидус (Άχυλις) - современную Виппах, из которой необходимо было попасть в речку Сонтиус (современную Изонцо), впадающую в Адриатическое море близ Аквилеи (именно эту последнюю Пайс считает идентичной Малому Истру Пс. Скилака, Пс. Скимна и эмендированного им Страбона.[48] В эпоху Аполлония Родосского нельзя было требовать подобной осведомленности, основанной на отчетах об операциях римских войск, действовавших в Истрии в 70-е годы II столетия до н. э.
Необходимо отметить, как весьма знаменательное явление, то, что, в противоречие со своими источниками - Тимеем и Тимагетом, Аполлоний выводит аргонавтов в Адриатическое, а не в Тирренское море. Не желая, однако, опустить приключений, проделанных аргонавтами (по Тимею) в Тирренском море, и стараясь сохранить связь этого маршрута с традиционным океаническим плаванием аргонавтов, он ведет их далее из Адриатического моря по р. Эридану (По) к Кельтским (т. е. Альпийским) озерам, где эта река соединялась будто бы своими верховьями с истоками рек Родана (Роны), впадающего в Средиземное море близ Массалии, и другого - северного Эридана (Рейна), впадающего в Северный океан.
Плавание по Эридану и Родану описано Аполлонием в самых общих чертах, без каких‑либо географических и этнографических подробностей, характеризующих предшествующие части маршрута. Это указывает на чрезвычайную суммарность и смутность представлений о бассейне верхнего течения р. По и ее положения по отношению к р. Роне, так как какие‑либо реальные сведения на этот счет могли быть получены эллинистическими географами лишь после перехода Ганнибала по кельтскому берегу Средиземного моря и через Альпы в 218 г. до н. э.
Добравшись до слияния рек Родана и Эридана, аргонавты у Аполлония поворачивают было по северному Эридану в океан, но по наущению богини Геры исправляют ошибку и направляются на юг, в Тирренское море. Стремление к поддержанию древней эпической традиции сказывается у Аполлония и в том, что, несмотря на изменившиеся географические представления, он стремится всячески удержать прежние мифологические наименования и эпитеты, утратившие свою убедительность перед лицом реальных знаний. Так, глубинную часть Адриатики он продолжает называть, по примеру древнеионийских и коринфских мореплавателей, морем Кроноса (Κρόνιος χόλπος, IV, 548) - именем, с которым связано представление о загробном мире, об островах блаженных, на которых царствует Кронос и которое прилагалось к Адриатическому морю лишь в порядке перенесения на него представлений о Северном океане. В результате этих же идей Истр именуется у него "великим рукавом Океана", что должно было напоминать читателю о неразрывной связи маршрута аргонавтов с океаническим и потусторонним миром.
Валерию Флакку, римскому поэту, писавшему в средние десятилетия I столетия н. э., не удалось закончить свою Аргонавтику, насыщенную мифологическим, географическим и этнографическим материалом, применительно к тому уровню, на каком эти отрасли знания находились в эпоху Страбона и Плиния. Если же бы он это осуществил, то мы получили бы, вероятно, весьма подробное описание маршрута по Дунаю, Роне, а может быть, и по Рейну, так как этот подражатель Аполлонию Родосскому обещал, подобно ему, возвратить аргонавтов домой по Дунаю;[49] Следует думать, что прибытие аргонавтов в Адриатику связано было бы у Валерия Флакка с Преодолением того трудного пути по Саве и впадающим в Венецианский залив речкам, описание которого содержится у Плиния и других названных выше авторов. Возможно также, что Валерий Флакк заставил бы аргонавтов проделывать волок через Альпы не так, как это описано у Аполлония Родосского, с переносом Арго на плечах, а с транспортировкой его на особых катках, как это описывал Писандр[50] в своей поэме Ήρωϊχαί θεογαμίαι, в начале III в. н. э., заимствуя такой способ из римской военной практики.[51]
Рассмотрев различные варианты возвратного маршрута аргонавтов, мы могли убедиться в том, что мифотворческая фантазия и эпическая поэзия живо реагировали на географические открытия и на новые географические идеи, возникавшие под влиянием больших политических сдвигов, вроде колонизации берегов Черного моря, походов Александра Македонского в Азию или римских завоеваний на северо-западе Европы, а также под влиянием активных торговых связей, прокладывавших новые пути в неизвестные до тех пор области.
Мифическая география Аргонавтики, старавшаяся идти всегда впереди реального знания, посылала аргонавтов именно теми путями, овладение которыми представляло практический и научный интерес, как бы подзадоривая исследователей и мореплавателей. Мы видели также, что во всех этих маршрутах Черное море и впадающие в него с севера великие европейские реки играли наиболее существенную роль - наиболее значительная и интересная часть истории Аргонавтики протекла в создании вариантов маршрута аргонавтов по областям Северной или Центральной Европы, под влиянием того неослабеваемого практического и теоретического интереса, какой античная наука проявила к познанию и освоению этих стран.
Эпос, мифографическая и генеалогическая литература оказали существенное влияние на древнюю причерноморскую топонимику. Наименования многих пунктов и даже целых племен толковались в древности из имен круга мифов об аргонавтах: так, на Кавказе мы находим р. Фасис, остров и город Эю, города Диоскуриаду, Китей и Апсар (Апсирт), несколько святилищ Фрикса, племя гениохов, названных так от возниц диоскуров Реки и Амфистрата, наконец, имя армян, производившееся от фессалийца Армена, спутника Ясона.
У берегов Меотиды находим опять‑таки Фасис (Гипанис), Китей и Бриксабу, толкуемую как производное от имени Фрикса. Если к этому присоединить большое количество местных наименований, связанных с аргонавтами, на южном берегу Черного моря, то нам станет еще более ясно, какое огромное значение имело сказание об аргонавтах в культурной жизни древних обитателей берегов Черноморья и прилежащих стран.


[1] Herod., VII, 197 (здесь и далее римские цифры в ссылках на древних авторов обозначают книгу, арабские — главу, иногда же, через запятую, еще и параграф).
[2] Как Орхомен, так и Иолк были центрами древнеэлладийской культуры, засвидетельствованной археологическими находками, начиная по крайней мере с середины II тысячелетия до н. э. Мы вправе относить к этому времени также и возникновение хотя бы некоторых из легенд, позднее разрабатывавшихся в эпических поэмах об аргонавтах. См. F. Schachermeyr. Die ägäische Frühzeit. Anzeiger für die Altertumswissenschaft, X, 1957, Heft 2/3, стр. 106.
[3] Schol. Apoll. Rhod., I, 966.
[4] Diоd., IV, 40.
[5] Herod., IV, 17; Schol. Apoll. Rhod., II, 845.
[6] K. I. Beloch. Griechische Geschichte, I, 1 (2-e Aufl.), 1924, стр. 133 сл.
[7] Hom. Odyss., XII, 69. О том, что перечисленные ниже эпизоды Одиссеи заимствованы из некоего древнего эпоса об аргонавтах, в науке стали подозревать со времен Кирхгофа. Специально об этом трактует K. Meuli. Odyssee und Argonautica, 1921.
[8] Таковыми этих героев позволяет считать, в частности, их отношение к Кабирам и их культу, в особенности распространенному среди мореплавателей и жителей берегов Эгеиды и Причерноморья. См. O. Kerny P. — W., RE, X, 1919, стб. 1399 слл.
[9] Schol. Apoll. Rhоd., III, 311.
[10] Ср. Herod., IV, 179.
[11] Hom. Iliad., III, 187; XVI, 719.
[12] Strab., XII, 38, 2.
[13] Любопытно отметить, что наименование Халкиды на о. Эвбее возникло, видимо, без всякой реальной связи с медью (хотя Страбон и свидетельствует наличие соответствующих разработок, X, 1, 9), поскольку современная геология не обнаружила ни малейших ее следов в окрестностях этого пункта (Н. Michell. The Economics of Ancient Greece. Cambridge, 1940, стр. 173). Возможно, что реально речь шла о выработке железа (Страбон, ibid., указывает, как на редкость, на совместную выработку обоих металлов), а понятие χαλχός могло прилагаться первоначально также и к железу, поскольку χαλχεύς — кузнец не только по меди, но и по железу. С другой стороны, Митчел (loc. cit.) говорит о возможности перетолкования χάλχη (пурпурная раковина) на χαλχός, как, вероятно, и в случае с Халкедоном — Калхедоном.
[14] Ср Б. Б. Пиотровский. Ванское царство (Уратру). М., 1959, стр. 117 сл.; Г. А. Меликишвили. К истории древней Грузии. Тб., 1959, стр. 62 сл.
[15] Hom. II., II, 856.
[16] Herod., I, 28.
[17] Xenoph., Anab., V, 5, 1.
[18] Aesсh., Prom. vinct., 440.
[19] Быт, X, 1.
[20] Юб., VIII.
[21] Strab., VII, 3, 2. Мнение это основывалось на эпической традиции, сохраненной тем же Гесиодом, как это выяснилось после обнаружения в одном из отрывков гесиодовских каталогов, найденных в Оксиринхе (Нesiоd. Catal., III, fr. 2, 15. The Oxyrhynchus Papyri, Part XI, 1915, стр. 48) сочетания: Σχύ[θας] ίππημο[λγούς].
[22] Plut., De fluv., 14, 4.
[23] Schol. Apoll. Rhоd., III, 245.
[24] Diod., IV, 45.
[25] Schol. Eurip. Med., 167. Последняя из этих форм перекликается с именем одного из героев древнеосетинского (по мнению исследователей, восходящего к скифской эпохе) нартского эпоса — Ахсара. См. Нарты. Эпос осетинского народа. Изд. В. И. Абаев и др., М., 1957, стр. 60 слл.
[26] Arrian., PPEux., 7.
[27] Ср. U. Wilamowitz‑Möllendorff. Hellenistische Dichtung in der Zeit des Kallimachos. II, Berlin, 1927, стр. 192, слл.
[28] Strab., I, 1, 7.
[29] Pind., Pyth., IV, 26 слл.
[30] Schol. Apoll. Rhоd., IV, 259.
[31] Ср. P. — W., RE, VII2 , 2669.
[32] Schol. Apoll. Rhоd., IV, 259.
[33] Herod., IV, 159.
[34] Schol. Apoll. Rhоd., IV, 259.
[35] Ср. прим. 1 на стр. 5.
[36] Herod., IV, 45.
[37] Diod., IV, 40 сл.
[38] Strab., II, 1, 18; IV, 5, 5.
[39] Hesiod., Theog., 339.
[40] Aristot., Hist. Anim., VIII, 13.
[41] Strab., I, 5, 7.
[42] Ps. Scymn., 381.
[43] Schol. Apoll. Rhоd., IV, 259.
[44] Apoll. Rhоd., Argon., IV, 282 слл.
[45] Schol. Apoll. Rhоd., IV, 259.
[46] Schol. Apoll. Rhоd., IV, 284.
[47] Тимави, как полагает Э. Паис в статье I dueIstri. «Studi Storici», 1893, vol. I, fasc. III, стр. 332.
[48] E. Pais, op. citat., стр. 332.
[49] Val. Fl., Argon., VIII, 185.
[50] Zos., V, 29, 3.
[51] Способ этот, впрочем, был известен и значительно раньше, о чем свидетельствует наличие «диолка» (δίολχος) — специального пути для волока судов через Коринфский перешеек, выложенного каменными плитами. См. Athen. Mitteil., 71, 1956, Heft I, стр. 51 сл.