Cod. 72a. Ктесий. Персика
Кте́сий Кни́дский (греч. Κτησίας ο Κνίδιος) — древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э. Точная дата его рождения не известна, но предполагают, что он родился около 441 г. до н. э. Ктесий уроженец города Книд — спартанской колонии в Малой Азии. Является дополнением и, одновременно, антиподом Геродота, которого сам критикует. По профессии Ктесий — потомственный врач. В конце V в. до н. э., попав в плен к персам, прожил там 17 лет и занимал видное положение при царском дворе, и даже имел расположение царицы, жены Артаксеркса II. Утверждая, что черпал знания непосредственно из царских архивов и рассказов самих персов, написал Историю Персии — "Περσικά". Кроме того, Ктесию принадлежали иные сочинения, от которых (за исключением "Индики") не сохранилось ничего, кроме упоминаний об их существовании у более поздних авторов.
Перевод Персики, сделанный, при помощи английского, французского переводов и использования греческого текста — попытка донести до российского читателя еще один труд древнегреческого историка, хотя и сильно сокращенного Фотием, но интересного и во многом противоречивого. В разбивке текста на книги и параграфы я следовал древнегреческому тексту[1].
Д. В. Мещанский.
1. Прочитана Персика Ктесия Книдского в двадцати трех книгах. Первые шесть посвящены делам Ассирии и всему, что предшествовало Персидской империи. В седьмой начинается рассказ об истории этого народа. В этой книге, восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой и тринадцатой он рассказывает о Кире, Камбизе, маге, Дарии и Ксерксе, где не только почти полностью отличается от истории Геродота, но и называет его лжецом во многих вещах и изобретателем басен[2]; объясняя тем, что жил позже него. Он говорит, что сам был очевидцем большинства событий о которых написал или же узнал о них от персов, но даже, не будучи свидетелем чего–либо, он не начинал писать свою историю, не обучившись этому должным образом. Геродот не единственный историк, которому он противоречил, он также расходится во мнениях с Ксенофонтом, сыном Грилла. Он жил во времена Кира, сына Дария и Парисатиды, брата Артаксеркса, который наследовал персидское царство.
2. Он начинает с заявления о том, что Астиаг, которого он называет Астигас, не был родственником Кира; что он бежал от Кира в Экбатаны, где нашел убежище под сводами царского дворца у своей дочери Амитис[3] и ее мужа Спитама. Кир, придя в этот дворец, приказал Оибару пытками не только у Амитис и Спитама, но и у их детей, Спитака и Мегаберна, выведать его местонахождение, и тот, желая избавить своих внуков от пыток, обнаружил себя. Пойманный Оибаром, он был закован в цепи, но вскоре Кир дал ему свободу и почитал, как отца. Его дочери Амитис он оказывал почести как своей матери, а затем взял ее в жены, после того как муж ее Спитам был приговорен к смерти за ложь, заявляя, будучи допрашиваемым, что не знал о местонахождении Астигаса.
Это то, что Ктесий говорит о Кире, расходясь с Геродотом.
Он сообщает, что Кир воевал в Бактрии, и исход сражения остался не решенным, но как только бактрийцы узнали, что Астигас принят Киром как отец, а Амитис — как мать и жена, они охотно приняли его сторону.
3. Кир во время войны с саками захватил Аморга, царя саков, мужа Спаретры. Та, после пленения мужа, собрала армию в триста тысяч мужчин и двести тысяч женщин и, вступив в сражение, победила Кира, и взяла его в плен со многими другими, среди которых был Пармисис, брат Амитис, со своими тремя сыновьями, которых впоследствии освободили в обмен на Аморга[4].
4. Затем Кир направился в поход против Креза и города Сарды, имея Аморга в качестве помощника. По совету Оибара он изготовил множество деревянных чучел персов, расставив их вокруг стен города, и жители, объятые великим страхом при их виде сразу сдались. Так был взят город[5]. Прежде чем это произошло, сын Креза был дан в заложники в результате того, что пригрезившееся во сне видение обмануло Креза. И поскольку стало очевидно, что Крез замыслил предательство, сын его был предан смерти у него на глазах. Тогда его мать, бывшая свидетельницей казни, покончила с собой, бросившись со стены. Когда город был взят Крез укрылся в храме Аполлона, где трижды был заключен Киром в цепи и трижды незримо освобождался несмотря на то, что храм был заперт и опечатан, а Оибар находился на страже. Сторожившим Креза отрубили головы, подозревая их в попытке его освобождения. В последствии его перевели во дворец и охраняли более строго, но он вновь был освобожден ниспосланными с небес громом и молнией. Наконец Кир помиловал Креза и дал ему Барену, большой город близ Экбатаны[6]. Гарнизон его составлял пять тысяч всадников и десять тысяч пельтастов[7], копьеметателей и лучников.
5. Еще он сообщает, что Кир послал в Персию евнуха Петисака, имевшего на него большое влияние, с тем чтобы тот вернул Астигаса от барканиев, так как и Амитис и ему хотелось повидаться с отцом. Оибар посоветовал Петисаку отвезти Астигаса в пустынное место и оставить там умирать от голода и жажды. Так и случилось. После того как преступление было раскрыто, Амитис потребовала доставить ей виновного, и после того как Кир отдал ей евнуха ему выкололи глаза, с живого содрали кожу и распяли.
Оибар опасался той же участи, хотя Кир заверил, что не допустит подобного, и в течение десяти дней морил себя голодом, пока не умер. Астигас был похоронен с великолепными почестями; в пустыне было найдено его тело, которое, мол, охраняли львы, пока Петисак не вернулся, чтобы забрать его.
6. Затем Кир выступил против дербиков, когда Аморий царствовал у них. Поставив в засаде слонов, дербики внезапно атаковали всадников Кира и разгромили их. Кир упал с лошади и инд, преследовавший его, ударил дротиком под бедро, в результате чего тот вскоре умер. Инды, будучи союзниками дербиков, участвовали в сражении и предоставили слонов.
Сопровождавшие Кира друзья принесли его еще живого в персидский лагерь. В этом сражении с обеих сторон погибло по десять тысяч человек.
7. Аморг, узнав, что случилось с Киром, собрал двадцать тысяч конных саков и поспешил на помощь персам, и саки, совместно с персами, одержали над дербиками блестящую победу. В этом сражении погиб царь дербиков Аморий со своими двумя сыновьями. Дербики потеряли тридцать тысяч, а персы лишь девять тысяч, и Кир стал хозяином этой земли.
8. Кир, чувствуя приближавшуюся кончину, назвал своим преемником на царском престоле старшего сына Камбиза. Что касается Таниоксарка, младшего сына, то его он назначил деспотом[8] Бактрии, Хорамнии, Парфии и Кармании, освободив от уплаты дани. Спитаку, сыну Спитама, он дал в сатрапию Дербикею, другому сыну, Мегаберну — Барканию, наказав повиноваться своей матери. Кроме того он повелел хранить дружбу с Аморгом, заставив пожать в знак этого руки. Он пожелал всем процветания, если они будут хранить добрую волю по отношению друг к другу и напугал проклятием того, кто это нарушит. После этих слов он умер, на третий день после ранения, процарствовав тридцать лет.
Здесь заканчивается одиннадцатая книга Ктесия Книдского.
9. Двенадцатая книга начинается с царствования Камбиза. Приняв царскую власть, он с евнухом Багапатом отправил в Персию тело своего отца для погребения, и в прочих отношениях осуществил волю отца. Во время его правления гирканин Артасирас обладал наибольшим влиянием, а среди евнухов — Изабат, Аспадат и Багапат, которые приобрели большое влияние при отце царя после смерти Петисака[9]. Он отправился походом против Египта и победил египетского царя Амиртея[10] благодаря евнуху Камбафису, что был рядом с египетским царем и оказывал на него большое влияние[11]. Он передал мосты и секреты египтян, чтобы стать эпархом Египта. Так и было: сначала Камбиз заключил с ним соглашение через Изабата, кузена Камбафиса, а затем он повторил это обещание лично, в устной форме. Пленив Aмиртея, он не причинил ему вреда, но отправил в Сузы с шестью тысячами египтян по его выбору в качестве сопровождения; затем покорил весь Египет. В решительном сражении египтян погибло пятьдесят тысяч, а персов — двадцать тысяч.
10. Маг по имени Сфендадат за совершение проступка был наказан плетьми по приказу Таниоксарка. Затаив ненависть, он пошел к Камбизу и заявил, что Таниоксарк злоумышляет против него, а если он хочет проверить правоту его слов, то пусть призовет его ко двору, ибо тот не явится. Тогда Камбиз послал за своим братом, но тот, сославшись на важные дела, не явился. Этот случай придал магу смелости, и он продолжил клевету. Амитис, мать царя, подозревавшая мага, советовала Камбизу его не слушать. Но Камбиз, уверяя ее, что не верит ему, продолжил задуманное.
Он отправил за своим братом в третий раз. Таниоксарк наконец прибыл по его приказу. Царь обнял его, намереваясь убить, но так, чтобы об этом не узнала Амитис. Задуманное было выполнено, так как, будучи в сговоре с царем, маг придумал следующее: он был очень похож на Таниоксарка, и сказал царю, чтобы тот его публично приговорил к отсечению головы, якобы за клевету на брата, а сам Таниоксарк будет убит, маг наденет его одежды, и никто не заподозрит убийство. Приняв этот злой совет, он напоил Таниоксарка напитком с бычьей кровью, и тот умер. Маг, надев его одежды, принял образ Таниоксарка. Никто не знал о подмене за исключением Артасираса, Багапата и Изабата, которые были единственными, кому Камбиз доверился в этом вопросе.
11. Призвав Лабиза, первого среди евнухов, наряду с другими, он показал им мага, одетого в платья брата, и спросил: «Считаете ли вы, что это Таниоксарк»? Лабиз, удивившись вопросу, ответил: «Да, мы считаем, что это он». Такое сходство имел маг с его братом. Затем он был отправлен управлять Бактрией под видом Таниоксарка. Спустя пять лет Амитис, узнав о тайне от евнуха Тибетеоса, который порол мага, стала просить Камбиза выдать ей Сфендадата. Но тот отказал и она публично прокляла его, приняла яд и умерла.
12. Однажды Камбиз стал приносить жертвы, но кровь из них не потекла, что его сильно опечалило. Вскоре после того Роксана родила ребенка без головы, что его еще больше удручило, и, собрав магов, он спросил у них о значении этого события. Те ответили, что знамение означает то, что у него не будет наследника престола. Затем ему ночью явилась мать и сказала, что ему вскоре воздастся за его деяние, заставив его еще больше пасть духом. Однажды, будучи в Вавилоне и ради забавы стругая ножом ветку, он неудачно повредил бедро и скончался на одиннадцатый день, процарствовав восемнадцать лет.
13. Багапат и Артасир после того как умер Камбиз решили возвести на престол мага, и тот после смерти последнего взошел на царство. Изабат отправился в Персию с телом Камбиза. В это время маг взошел на царство, приняв имя Таниоксарка, и Изабат по возвращению из Персии раскрыл правду среди армии и, публично разоблачив мага, укрылся в храме, где был схвачен и обезглавлен.
14. Семь родовитых персов в едином желании устроили заговор против мага. Это были Оноф, Идерний, Норондабат, Мардоний, Барисс, Атафен и Дарий, сын Гидаспа. Дав друг другу клятву, они привлекли на свою сторону Артасираса и даже Багапата, в ведении которого были все ключи от дворцовых помещений; с его помощью эти семеро вошли в царские покои, где нашли мага, возлежавшего с наложницей вавилонянкой. Как только он увидел их, он вскочил с постели, и не найдя вокруг оружия (потому что Багапат, приняв меры предосторожности, тайно все удалил), сломал один из золотых стульев, взял его ножку, которой и защищался, но его сопротивление длилось недолго. Семеро пронзили его несколькими ударами, от которых он умер, процарствовав семь месяцев.
15. Из этих семерых воцарился Дарий в соответствии с заключенным между ними соглашением, поскольку его конь первым заржал на восходе солнца[12]. Персы до сих пор отмечают Магофонию в тот день когда был убит маг Сфендадат[13].
Дарий приказал выстроить для себя гробницу на горе, имеющей две вершины. Когда все было окончено, он захотел все осмотреть, но был отговорен халдеями и родителями. Но последние, желая удовлетворить свое любопытство, поднялись на гору, что стоило им жизни: священники, осуществлявшие подъем на вершину горы, увидев змей, настолько испугались, что бросили веревки и родители, упав, погибли. Опечаленный этим Дарий обезглавил сорок человек, отвечающих за подъем на гору.
16. Дарий приказал сатрапу Каппадокии Ариарамну выступить против скифов и взять в плен мужчин и женщин. Ариарамн, переправившись на тридцати пентеконтерах, взял скифов в плен, причём захватил и брата скифского царя Марсагета, найдя его заключенным в оковы по приказанию брата за какой–то проступок.
17. Скитарб, царь скифов, в гневе написал Дарию оскорбительное письмо, и это заставило его ответить в том же тоне. Дарий наконец, собрав армию в восемьсот тысяч человек, построив мосты через Боспор и Истр, вступил в землю скифов на пятнадцать дней. Они послали друг другу луки. Дарий, увидев, что скифский лук крепче, обратился в бегство. Он перешел через мосты и в спешке их разрушил прежде, чем переправилось все войско. Оставленные в Европе восемьдесят тысяч были перебиты Скифарбом. После этого Дарий сжег дома и храмы халкедонян потому, что они пытались разрушить мост, когда он переходил на их сторону и потому, что они разрушили построенный Дарием алтарь Зевсу–Диабатерию[14].
18. Датис, командующий мидийским флотом, возвращаясь из Понта, разорил Грецию и острова. Но Мильтиад встретился с ним при Марафоне и разбил варваров. Сам Датис погиб в бою[15], и персам было отказано в выдаче его тела, несмотря на их настойчивые просьбы.
19. Дарий возвратился в Персию и после принесения жертвы богам был настигнут болезнью и умер через тридцать дней. Ему было семьдесят два года, и он умер процарствовав тридцать один год. Артасирас также умер. Что касается Багапата, он умер через семь лет в течение которых всегда находился подле гробницы Дария.
20. Царствовать стал его сын Ксеркс, а Артапан, сын Артасира, приобрел могущество, возможно большее, чем в свое время его отец, также большое влияние имели старик Мардоний и евнух Натак. Ксеркс женился на дочери Онофа Аместрис, которая родила ему сына Дария, а спустя два года Гистаспа и Артоксеркса. Кроме того, он имел двух дочерей, одна из которых была названа по имени бабушки, Амитис, а другая Родогуна.
21. Ксеркс предпринял поход против греков, потому что халкедоняне, как я уже говорил выше, пытались снести мост[16], и свергли алтарь, что воздвиг Дарий и, потому что афиняне, убив Датиса в битве при Марафоне, отказывались вернуть его тело персам. Но сначала он отправился в Вавилон, желая увидеть могилу Белитана. Он нашел ее при помощи Мардония, но не смог заполнить сосуд маслом, как того требовала надпись[17].
22. Затем Ксеркс направился в Экбатаны когда узнал, что вавилоняне восстали и убили его стратега Зопира.
Таким образом излагает Ктесий, отличаясь от Геродота, ибо за исключением того, что последний говорит о Зопире, о чудесном рождении мулом жеребенка, он все приписывает Мегабизу, женившемуся на Амитис, дочери Ксеркса. Вавилон был взят Мегабизом, и Ксеркс пожаловал ему множество подарков, среди которых, был золотой мельничный жернов, весивший шесть талантов[18], считавшийся среди персов величайшим царским подарком.
23. Ксеркс, подняв армию в восемьсот тысяч человек не считая боевых колесниц и оснастив тысячу триер, вторгся в Грецию, построив мост у Абидоса. Именно в это время лакедемонянин Демарат направился к нему навстречу, чтобы пресечь нападение на Лакедемон. Ксеркс, прибыв к Фермопильскому проходу, отправил против лакедемонского стратега Леонида Артапана, командовавшего десятью тысячами персов. Персов погибло великое множество, тогда как лакедемоняне потеряли двух или трех человек. Тогда в бой было отправлено двадцать тысяч человек, но и они оказались побеждены. В сражение их гнали кнутами, но даже подгоняемые мастигономами[19], они были разбиты. На следующий день он приказал пятидесяти тысячам возобновить сражение, но ничего не достигнув и этими усилиями, прекратил сражение.
24. Форакс фессалиец, Каллиад и Тимаферн, влиятельнейшие из трахинцев, были тогда в персидском лагере со своими войсками. Ксеркс призвал их вместе с Демаратом и Эгием Эфесским к себе и узнал, что не сможет победить лакедемонян, не окружив их. С двумя этими трахинцами, в качестве проводников, персидская армия в сорок тысяч человек прошла через узкий проход и вышла в тыл лакедемонянам; окруженные таким образом те мужественно сражаясь, все погибли.
25. Затем Ксеркс направил к Платеям сто двадцать человек под командованием Мардония. Фиванцы по приказу Ксеркса начали атаку при Платеях. Лакедемонянин Павсаний выступил навстречу Мардонию с тремя сотнями спартиатов, тысячей периэков[20] и шестью тысячами из других городов. Персидская армия потерпела сокрушительное поражение, а Мардоний получил ранение и скрылся. Затем Ксеркс отправил Мардония ограбить храм в Аполлона, но тот погиб, сраженный большим камнем, чем вызвал печаль Ксеркса.
26. Затем Ксеркс выступил против Афин[21]; афиняне снарядили сто десять триер и бежали на Саламин. Ксеркс, найдя город, оставленный жителями, сжег его за исключением акрополя, так как некоторые оставшиеся там оказывали сопротивление. Но они бежали ночью, и акрополь занятый наконец персами также сгорел[22].
Затем Ксеркс отправился к самой узкой части пролива на стороне Аттики, к месту именуемому Гераклион, и попытался засыпать его землею, чтобы пройти на остров. Но по совету афинян Фемистокла и Аристида с Крита были своевременно доставлены лучники[23]. Затем произошло морское сражение между персами и греками в котором персидский флот насчитывал более тысячи кораблей под командованием Онофа, у греков же было только семьсот[24]. Греки победили снова благодаря советам и мастерству Аристида и Фемистокла, уничтожили пятьсот персидских кораблей и обратили Ксеркса в бегство. Во всех последующих сражениях, персов погибло сто двадцать тысяч.
27. Ксеркс перешел в Азию и на пути в Сарды послал Мегабиза ограбить храм в Дельфах. Но когда тот отказался, он отправил евнуха Матака осквернить Аполлона и все разграбить. Он так и сделал, а затем вернулся к Ксерксу.
28. После того как Ксеркс прибыл из Вавилона в Персию, Мегабиз обвинил в супружеской неверности свою жену Амитис, которая, как было сказано, являлась дочерью Ксеркса. Амитис получила строгое внушение и пообещала отцу вести себя благоразумней.
29. Артапан, пользующийся у Ксеркса большим доверием, совместно с евнухом Аспамитрой, имевшим большую силу, решил убить Ксеркса. Совершив это, они убедили его сына Артаксеркса, что Дарий, его брат, совершил убийство. Дарий был доставлен Артапаном в дом Артаксеркса, где и был предан смерти, несмотря на заявления, что не является отцеубийцей[25].
30. Артаксеркс воцарился происками Aртапана, который в свою очередь вступил в заговор против него. В сообщники Артапан взял Мегабиза, обезумевшего из–за подозрений своей жены Амитис в измене. Они дали друг дугу взаимные обещания и скрепили их клятвой, но Мегабиз, нарушив обещание, выдал своего сообщника; Артапан был арестован и казнен тем же образом, каким собирался убить Артаксеркса. Так был раскрыт заговор Артапана против Ксеркса и Дария, следовательно Аспамитр, бывший тайным участником убийства Ксеркса и Дария, был подвергнут корытной пытке[26].
После смерти Aртапана, произошло жестокое сражение между заговорщиками и прочими персами, в котором погибли трое сыновей Артапана. Мегабиз сам был тяжело ранен, что сильно огорчило Артаксеркса, Родогуну, Амитис и их мать Аместрис; но он был в конце–концов спасен Аполлонидом, врачом с Коса.
31. От Артаксеркса отпали бактрийцы и их сатрап, другой Артапан. В первом сражение преимущества никто не достиг, но во время второго, когда ветер дул в лицо бактрийцам, Артаксеркс победил, воспользовавшись этим, и подчинил себе всю Бактрию.
32. Отпал Египет[27] под руководством ливийца Инара, побудившего прочих египтян приготовиться к войне. По его просьбе афиняне отправили сорок кораблей[28]. Артаксеркс желал лично возглавить поход, но когда его приближенные запротестовали, он отправил своего брата Ахеменида[29] с армией из четырехсот тысяч человек и флотом из восьмидесяти судов. Инар вступил с ним в сражение, и египтяне одержали полную победу. Ахеменид был ранен в руку Инаром и вскоре умер от раны. Его тело было возвращено Артаксерксу[30]. Инар также победил на море, где Харитимид, командовавший сорока афинскими кораблями, проявил себя как наварх против пятидесяти персидских судов, двадцать из которых захватил вместе с экипажами, в то время как тридцать были уничтожены.
33. Тогда против Инара был отправлен Мегабиз с другой армией в двести тысяч человек и тремястами кораблями, под командой Ориска, и, таким образом, без учета флота, армия составила пятьсот тысяч человек. Когда Ахеменид пал в бою, сто тысяч были изрублены вместе с ним.
Произошло кровавое сражение[31], в котором много пало с обеих сторон, но египтяне понесли большие потери. Мегабиз ранил Инара в бедро, и персы одержали верх. Инар бежал в Библос, сильно укрепленный город в Египте, а все греки, не погибшие в бою, бежали с Харитимидом[32]. Так весь Египет за исключением Библоса был возвращен Мегабизом.
34. Поскольку это место казалось неприступным, с Инаром и греками, бывшими там в числе шести тысяч, был заключен мир, с обещанием, что царь им не принесет вреда, и греки получат свободный проход, чтобы вернуться домой, как они этого хотели.
35. Он назначил Сарсама сатрапом Египта и, взяв с собой Инара с греками, возвратился к Артаксерксу, застав его обозленным на Инара в связи со смертью брата Ахеменида. Мегабиз рассказал ему все подробности и добавил, что дал обещание Инару и грекам прежде чем овладел Библосом, и поэтому просит царя пощадить их и обеспечить спасение. В итоге он убедительно сообщил армии, что Инару и грекам не будет причинено зло.
36. Амитис, безутешная в связи со смертью сына Ахеменида, не переставала призывать о смерти Инара и греков, но царь отверг ее мольбы; тогда она просила Мегабиза, который также отклонил ее просьбы. Тогда она непрерывно досаждала своему сыну, и, в конце концов, пять лет спустя, Инар и греки были отданы ей царем; тогда она первого распяла на трех крестах[33], а пятьдесят греков, всех кого смогла найти, обезглавила.
37. Мегабиз, возмущенный этой жестокостью, попросил отпустить его в Сирию в свои владения, где он тайно принял греков, бежавших от мести. Придя туда, он восстал против царя и собрал армию из ста пятидесяти тысяч человек, как пехоты, так и кавалерии. Против него выдвинулся Усирис с двумястами тысячами, и в завязавшемся сражении командующие обеих сторон поразили друг друга. Сначала Усирис на два пальца вонзил копье в бедро Мегабизу, затем Мегабиз нанес ему аналогичную рану в бедро, а затем в плечо. Когда Усирис упал с лошади, Мегабиз, взяв его, приказал держать, не нанося ему никакого вреда. Тогда пало много персов, и, отважно сражаясь, сыновья Мегабиза — Зопир и Артифий — принесли Мегабизу решительную победу.
Усирису была оказана тщательна забота, и по его просьбе он был отправлен к Артаксерксу.
38. Была отправлена другая армия под руководством Меностатеса, сына Артария. Артарий был сатрапом Вавилона и братом Артаксеркса. Произошло сражение, и персидская армия была вновь обращена в бегство. Меностатес был ранен Мегабизом в плечо, затем стрелой в голову, но рана не была смертельной, и он бежал вместе со всеми, предоставив Мегабизу блестящую победу.
39. Артарий послал к Мегабизу с советом заключить мир с царем. Он ответил, что готов к перемирию при условии, что царь предоставит ему автономию, но сам идти не желает. Когда эти условия были доведены до царя, то евнух Артоксар из Пафлагонии и Аместрис охотно поддержали эти требования. К нему был отправлен Артарий, также жена Амитис, двадцатилетний Артоксар, также Петесас, сын Усириса и отец Спитама. Наконец, после многих разговоров и клятвенных заверений им удалось, хотя и с трудом, убедить Мегабиза пойти к царю, и, наконец, сам царь послал за ним прибыть и получить прощение за свои ошибки.
40. Через некоторое время, когда царь был на охоте, на него напал лев, и в то время когда зверь находился в прыжке, Мегабиз убил его ударом копья. Артаксеркс пришел в ярость от того, что Мегабиз опередил его и не дал самому убить зверя и поэтому приказал обезглавить Мегабиза. Но мольбами Амитис, Аместрис и прочих заступников смертная казнь была заменена на изгнание, и он был сослан в город у Красного моря, именуемый Курта. Евнух Aртоксар, часто говоривший царю в пользу Мегабиза, был отправлен в Армению.
41. Проведя пять лет в местах изгнания, Мегабиз бежал под видом писага. Писагами на персидском языке называются прокаженные, и никто к ним не смеет приближаться. Сбежав, таким образом, он прибыл домой к Амитис, с трудом его признавшей; затем Аместрис, совместно с Амитис стали просить за него царя, и тот, в очередной раз смягчился, и даже призвал как раньше к своему столу. В возрасте семидесяти шести лет он умер, вызвав большую печаль у царя.
42. После смерти Мегабиза Амитис нередко вступала в отношения с мужчинами, подобно своей матери Аместрис. Аполлонид, врач из Коса, сказал Амитис, когда та заболела, (так как несмотря на ее болезнь и слабость испытывал к ней влечение), что ей необходимо вступить в связь с мужчиной, дабы излечить болезнь матки. Достигнув своей цели, но видя, что болезнь прогрессирует, перестал с ней встречаться. Чувствуя приближение смерти, она попросила мать отомстить Аполлониду, и та рассказала Артаксерксу, как этот врач прелюбодеял с его дочерью, а затем бросил, обесчестив и, наконец, что дочь просила отомстить. Тогда он позволил матери самой наказать врача. Та арестовала Аполлонида, и после жестоких пыток в течение двух месяцев, приказала закопать живьем, одновременно со смертью Амитис.
43. Зопир, сын Мегабиза и Амитис, потеряв отца и мать, восстал против царя. Он отправился в Афины, где был хорошо принят, из–за оказанных его матерью благодеяний афинянам. Оттуда он отправился в Кавн[34] с приданным ему войском и потребовал передать ему город. Кавнийцы заявили, что отдадутся ему добровольно при условии, что афиняне, его сопровождавшие, туда не попадут. Когда Зопир поднимался на стену, житель Кавна, по имени Алкид, бросил камень, камень попал ему в голову и убил; Aместрис, его бабка, распяла того кавнийца.
Аместрис умерла очень старой женщиной, а вскоре умер и Артаксеркс, процарствовав сорок два года.
Так завершается семнадцатая книга истории и начинается восемнадцатая.
44. Когда Артаксеркс умер, Ксеркс, его сын, стал царем; он был единственным законным ребенком, рожденным от Дамаспии, которая скончалась в день смерти Артаксеркса. Багоразу было поручено перевезти тело отца и матери в Персию. У Артаксеркса было семнадцать незаконнорожденных детей, среди которых были Секундиан[35], от вавилонянки Алогуны, Ох и Арситес от Космартидены, также вавилонянки; Ох впоследствии стал царем. Кроме этих троих сыновей, о которых я только что говорил, у него был Багапай и Парисатида от Андии, еще одной вавилонянки. Парисатида стала матерью Артаксеркса и Кира. Ох был назначен еще при жизни своего отца сатрапом Гиркании и женат на Парисатиде, дочери Ксеркса и своей единокровной сестре.
45. Сикундиан обманом привлек к себе евнуха Фарнака, бывшего первым после Багораза, также Меностана и некоторых других; они вошли в царские покои когда Ксеркс отдыхал пьяным после разгула, и убили его на сорок пятый день после смерти отца[36]. Их тела вместе отправили в Персию; мулы, встав в упряжку, где лежал гроб отца, отказались тащить ее, как будто ждали появления сына, и тогда отправились в путь с большой охотой.
46. Секундиан стал царствовать, назначив Меностана азабаритом[37]. По возвращению Багораза, Секундиан затаил ненависть против него, и под предлогом того, что тот покинул без разрешения тело его отца, был забит камнями. Войско было очень огорчено и, хотя он предложил подарки, его ненавидели за убийство брата Ксеркса и Багораза.
47. Совершив это Секундиан отправил за Охом; тот обещал, но не спешил. И так было несколько раз. Наконец Ох собрал достаточную армию, почему и стало ясно его намерение взять царскую власть. Начальник конницы Арбарий отпал от Секундиана и перешел на сторону Оха, также Арксан, сатрап Египта, затем евнух Артоксар прибыл к ним из Армении, и несмотря на возражения Оха они водрузили китару ему на голову[38].
48. Став царем, Ох принял имя Дарий, затем попытался призвать к себе Секундиана, и по совету Парисатиды использовал для достижения своей цели всевозможные уловки, даже дав клятвенные заверения. Секундиан, хотя и предупреждаемый Меностаносом не доверять этим вероломным людям, все же был убежден. Он был схвачен и брошен в комнату с золой[39], где и погиб, процарствовав в течение шести месяцев и пятнадцати дней.
49. Так стал царствовать Ох, известный под именем Дария. Ему помогали три самых влиятельных евнуха, из которых первым был — Артоксар, вторым — Артибарзан и третьим — Афос. Тем не менее, он часто советовался с женой, которая родила ему двоих детей еще до того времени, как он стал царем, дочь Амистрис и сына Арсака, который в последствии стал зваться Артаксерксом. Став царицей она дала ему еще одного сына, по имени Кир, названного так в честь солнца[40], за ним последовал Артостен и последовательно другие, общим числом тринадцать; наш автор утверждает, что приобрел эти сведения лично от Парисатиды. Большинство из этих детей не прожили долго, за исключением тех, чьи имена были упомянуты, вместе с четвертым сыном, по имени Оксендр.
50. Арситес, брат царя от того же отца и матери, восстал совместно с Артифием, сыном Мегабиза. Против них для ведения войны был направлен Артасирас, но в двух произошедших сражениях Артасирас был побежден. Опять вступив бой, он одержал победу над Артифием, заранее подкупом переманив на свою сторону греческий контингент, из которого лишь трое милезийцев остались верны Артифию. Артифий, обнаружив, что Арситес затаился, сдался царю, после того как Артасир торжественно пообещал, что ему будет сохранена жизнь.
51. Парисатида посоветовала царю не умерщвлять Артифия как тот хотел, но использовать его для того, чтобы привлечь Арситеса, и когда тот, будучи обманутым, окажется в его власти, он сможет убить обоих. И так как ее совет был выполнен, то и Артифий и Арситес были схвачены и брошены в комнату с золой, хотя царь не хотел смерти Арситеса. Парисатида однако частично путем убеждения, а отчасти по принуждению, явилась причиной их гибели. Фарнак, соучастник Секундиана в убийстве Ксеркса, был до смерти забит камнями, а Меностанес наложил на себя руки, так как находясь под стражей, ожидал казни.
52. Писуфн также восстал[41] и, когда Тиссаферн, Спифрадат и Пермисес были направлены, чтобы подчинить его, Писуфн выступил им навстречу с афинянином Ликоном и греками. Тогда царские стратеги подкупили Ликона вместе с греками и те оставили Писуфна. Затем, после обмена гарантиями, его привели к царю, который бросил его в комнату с золой, а сатрапия Писуфна была отдана Тиссаферну[42]. Ликон же за свое предательство получил город с прилегающей местностью.
53. Евнух Артоксар, имевший большое влияние на царя, устроил заговор против него, намереваясь взойти на царство. Он приказал жене сделать фальшивую бороду и усы, чтобы он мог выглядеть как мужчина, но по ее доносу он был схвачен, доставлен к Парисатиде и предан смерти.
Арсак, сын царя, позже принявший имя Артаксеркс, женился на дочери Идернея Статире, в свою очередь на Амистрис, дочери царя, женился сын Идернея по имени Теритухмес, которому после смерти отца была отдана его сатрапия.
54. У него со стороны отца была сестра Роксана, необычайной красоты, отличавшаяся в стрельбе из лука и метании копья. Воспылав к ней страстью, Теритухмес вступил с ней в связь, возненавидел Амистрис и решил сбросить ее в мешок и заколоть с тремя сотнями людьми, с которыми задумал мятеж. Но некий Одиаст, имевший на Тертихума сильное влияние, получил от царя письмо, в котором тот обещал большое вознаграждение за спасение своей дочери; тогда он напал на Теритухмеса и убил его, но мятежник мужественно сражался, убив множество; говорят, от его руки погибло до тридцати семи человек.
55. Митридат, сын Одиаста, бывший оруженосцем Тертитухмеса, отсутствовал при этом. Узнав о происшедшем, он послал множество проклятий на своего отца и, овладев городом Зарис, держал его, чтобы отдать сыну Тертитухмеса. Схвачены была мать Тертитухмеса, двое его братьев — Метростес и Геликон — и две его сестры, кроме Статиры, и заживо похоронены. Что касается Роксаны, то она живьем была разрезана на куски. Так было сделано.
56. Царь сказал Парисатиде, чтобы та наказала подобным образом и Статиру, жену его сына Арсака. Но Арсак, ударяя себя в грудь со слезами стал умолять мать и отца сменить гнев на милость; тогда Парисатида смягчилась, а Ох, то есть, Дарий, сказал Парисатиде, что она однажды сильно пожалеет о своем решении.
Заканчивается восемнадцатая книга истории. В девятнадцатой книге истории он рассказывает о том, что Ох–Дарий умер от болезни в Вавилоне, процарствовав тридцать пять лет[43].
57. Воцарившись Арсак стал именоваться Артаксерксом, и он наказал Одиаста тем, что ему вырезали язык, но тянули его не вперед, а назад, от чего тот и умер. Его сын Митридат получил отцовскую сатрапию. Это было сделано по наущению Статиры и дабы обуздать Парисатиду.
Кир, обвиненный Тиссаферном перед братом Артаксерксом, нашел убежище у своей матери Парисатиды, и та помогла снять с него обвинение. Будучи в опале у своего брата, он отправился в свою сатрапию и стал готовиться к восстанию[44].
Сатибарзан обвинил Оронта в прелюбодеянии с Парисатидой, хотя она и отличалась целомудрием. И Оронт был приговорен к смерти царицей–матерью, раздраженной на царя. Парисатида с помощью яда умертвила сына Теритухма.
Ктесий здесь упоминает и того, кто тело отца противозаконно предал огню, исходя из этого, Гелланик и Геродот признаны виновными во лжи[45].
58. Кир восстал против своего брата и собрал смешанную армию из греков и варваров, где стратегом греков был Клеарх. Сиеннесий, царь Киликии, заключил обоюдный союз, как с Киром, так и с Артаксерксом. Затем излагается обращение к войскам, как Кира, так и Артаксеркса. Лакедемонянин Клеарх, приведший греков, находился в противоречии с фессалийцем Меноном[46], также бывшем при Кире, из–за того, что Кир, во всех советах придерживался Клеарха, пренебрегая словами Менона[47].
Многие бежали от Артаксеркса к Киру, но никто не уходил от Кира к Артаксерксу. Чтобы пресечь дезертирство, Царь велел бросить в золу варвара, который решил перейти на сторону брата. Кир атаковал армию царя, одержал победу, но сам Кир погиб в сражении потому, что не следовал советам Клеарха[48]. Тело его было обезображено братом Артаксерксом: он отрезал голову и руку, которой был ранен Артаксеркс, и взял с собой в качестве знака победы. Лакедемонянин Клеарх отступил с бывшими при нем греками и ночью захватил один из городов, принадлежащих Парисатиде. Наконец, царь заключил мир с греками.
59. Парисатида отправилась в Вавилон, оплакивая смерть Кира, и найдя, хотя и с большим трудом, его отрубленные голову и руку, захоронила их в Сузах. Затем Багапат был казнен за то, что по царскому приказу отрубил голову Киру. Мать играла в кости с царем, выиграв, она по условию получила качестве приза Багапата. Когда он оказался в ее власти, она содрала с него кожу и распяла на кресте. Наконец Парисатида, уступив мольбам Артаксеркса, перестала оплакивать смерть Кира. Царь наградил тех, кто принес тиару его брата, а также и карийца, якобы поразившего Кира, затем Артаксеркс отдал его Парисатиде, и та, после долгих мучений, убила его[49]. Артаксеркс отдал Парисатиде и Митридата, хвастающего за столом, что это он убил Кира, и та после жестоких пыток умертвила и его[50].
Таково содержание девятнадцатой и двадцатой книг истории.
60. Двадцать первая, двадцать вторая и двадцать третья книги завершают историю, и вкратце они содержат следующие: Тиссаферн задумал против греков и взял в товарищи фессалийца Менона, с помощью которого хотел одолеть Клеарха и других стратегов обманом и ложными клятвами. Но Клеарх, председательствующий на собрании, раскрыл коварный замысел. Но большинство его людей, обманутые Мнемоном, вынудили его против воли пойти к Тиссаферну, к тому же беотиец Проксен[51], поддавшись обману, рекомендовал так поступить. Клеарх и другие были в кандалах отправлены в Вавилон к Артаксерксу. Посмотреть на Клеарха стеклось много зрителей, и Ктесий, врач Парисатиды, лично приняв участие в судьбе Клеарха, оказал ему много удобств и заботы во время заточения. Парисатида надеялась освободить его из оков, но Статира уговорила Артоксеркса предать его смерти. Клеарх был убит, но свершилось чудо: поднялся сильный ветер и нанес над его телом большое количество земли, тем самым похоронив его. Вместе с ним были убиты и другие бывшие с ним греки, за исключением Менона.
61. Парисатида, оскорбленная Статирой[52], в конце концов, хотя та и была постоянно на стороже, боясь такой смерти, убила ее при помощи яда следующим образом. Будучи с ней за одним столом, она использовала нож, у которого лезвие с одной стороны было смазано ядом. Этим ножом она разрезала птицу, величиной не больше яйца, которую персы называют ринтак. Парисатида взяла и принялась есть ту часть птицы, которую не коснулся яд, Статире же она предложила другую, отравленную, и та, видя, что мать ест, без подозрений сама съела вторую половину и умерла. Царь, рассерженный на поступок матери, приказал арестовать ее евнухов, пытать и предать смерти. Так же взяли и Гигию, служанку Парисатиды. Привлеченная к ответственности, она была оправдана, но царь приказал предать ее пыткам[53]. Это вызвало гнев Парисатиды к сыну, который, по–прежнему питал неприязнь к своей матери.
62. Через восемь лет курган над телом Клеаха видели в окружении финиковых пальм, которые тайно посадила Парисатида через своих евнухов, когда тот умер.[54]
63. Он называет причину ссоры Эвагора[55], царя Саламина, с царем Артаксерксом. Эвагор передал через Ктесия письма Абулету. Ктесий взял письмо, где тот пишет о примирении с Анаксагором, царем Кипра. Затем Эвагор отправил послов на Кипр, взять письмо, написанное Ктесием. Тем временем Конон говорил с Эвагором о возвращении к царю, но Эвагор вместо этого направил письмо, заявляя, что царь должен считать его равным. Конон в свою очередь направил письмо Ктесию, в то время как Эвагор заявил, что готов платить дань царю. Затем письма были отправлены Ктесию, который говорил с царем от имени Конона, прежде чем послать письмо ему. Эвагор одарил подарками Сатибарзана и отправил послов на Кипр. В то время Конон обратился с письмом к царю и Ктесию. Лакедемонские послы были направлены к царю. Царь направил письма Конону и лакедемонянам, которые Ктесий доставил лично. Конон был назначен навархом Фарнабаза.
64. Ктесий рассказывает о прибытии в Книд, свое отечество, и в Лакедемон, о процессе над лакедемонскими послами на Родосе и их прощении. Сообщает число стадий, дней пути и парасангов от Эфеса до Бактрии и Индии. Представляет список царей от Нина и Семирамиды — до Артаксеркса. На этом он заканчивает.
Стиль этого писателя ясен и прост, его слова доставляют большое удовольствие. Он использует ионийский диалект, но не постоянно, как Геродот, а только в некоторых фразах. И он не отклоняется от своего предмета на неподходящее отступления, какие излагает тот. Хотя он и критикует Геродота за многие басни, сам не избежал этого недостатка, особенно в описании Индии. Основное удовольствие от его истории в том, что он рассказывает о событиях, иногда удивляя читателя неожиданными рассказами, иногда перемещением страстей, и многим другим с помощью сказочных приукрашиваний. Что касается его рассуждений, они часто разрозненные, и он использует простые выражения. И отличается в этом от Геродота, слова которого живы и разнообразны, повествования динамичны и являются каноном ионийского диалекта.
[1] О Ктесии и его сочинениях см. статью И. В. Пьянкова. ("Античная древность и средние века". 1975. №11).
[2] Геродот предупредил часть этой клеветы. Например, он говорит, I, 95, что не игнорирует различные истории о Кире, которые рассказывают, но он стремился к той, которая ему кажется наиболее вероятной.
[3] По другой версии (например, у Геродота), ее звали Манданой.
[4] Следуем чтению во французском варианте. В английском варианте Кир был только разбит, а среди пленных оказались его родичи. Страбон (XI.8.5) рассказывает о хитрости, примененной Киром, чтобы победить саков. Он оставил им лагерь и обилием запасов и вина, и вернулся когда саки упились до пьяна.
[5] Согласно Геродоту, Сарды были взяты между октябрем и декабрем 347 г. до н. э.
[6] По другой версии (Геродот, Диодор и большинство других историков), Крез был приговорен к сожжению, но воззвав к своему учителю Солону, заинтересовал этим Кира, и тот его помиловал; по третьей — (древневосточные клинописные источники) — казнён.
[7] Пельтасты (др. — греч. πελταστής) — разновидность лёгкой пехоты в Древней Греции, часто использовались как застрельщики, метавшие дротики. Получили наименование по названию щита — пелта; в сражениях, как правило, играли вспомогательную роль, но известны случаи (Битва при Лехее), когда при численном превосходстве разбивали фалангу, лишённую прикрытия из конницы и лёгкой пехоты.
[8] Деспот (от греч. δεσπότης, «владыка») — титул, даруемый царями наиболее приближенным лицам.
[9] Здесь и далее встречаются имена более никем из историков не называемые. Предполагают, что Ктесий их просто выдумал, дабы лишний раз подтвердить свои более углубленные знания персидской истории.
[10] Ктесий явно, ошибается. Поход Камбиза в Египет пришелся на 526 – 521гг. до н. э. Правил Египтом тогда Амасис II (Яхмос II), который умер с началом военных действий, и отражение захватчиков возглавил его сын Псамметих III. Решающее сражение состоялось весной 525 г. до н. э., под Пелузием, где армия фараона была разгромлена, а оставшаяся часть, после битвы у Пелузия, отступила в глубь страны. После одержанной победы персидская армия начала вторжение в собственно Египет, она двигалась на юг вдоль берегов Нила и по самой реке. Ожесточенное сопротивление персам было оказано во многих городах страны. Последнее организованное сопротивление завоевателям египтяне оказали в своей столице городе Мемфисе, потопив здесь корабль с экипажем из греческого города Митилена, который вез парламентера царя Камбиза. Но здесь на помощь персам пришли изменники из числа местной знати.
Амиртей I — номарх V нижнеегипетского нома (септа) с центром в г. Саис около 462 — 449 годах до н. э., один из предводителей антиперсидского восстания в Египте против царя Артаксеркса I.
[11] По сообщению Геродота (III, 4), большую роль в таком развитии событий сыграло предательство командующего египетской армией, грека Фанеса из Галикарнаса — так как ядром войск Египта были греческие наёмники. По совету Фанеса персы заключили союз с местными кочевыми арабскими племенами. Он также передал Камбизу планы египетских оборонительных укреплений. В результате победы, в битве под Пелузием, персы практически без дальнейшей борьбы захватили весь Египет.
[12] Они договорились о том, что у кого конь первым заржет на восходе солнца, тот и будет царствовать. Конюх Дария перед этим подвел его коня к кобылице, а утром поставил ее в стороне, на пути следования этих семерых. Конь, почуяв, знакомый запах, заржал.
[13] Праздник Maгофония – «Избиение магов». Геродот рассказывает (III, 79): «…персы узнали о подвиге семерых и об обмане магов, и не захотели отстать [от заговорщиков]: они выхватили свои кинжалы и бросились убивать всех магов, каких только могли найти; и если бы не наступила ночь, то ни одного мага не осталось бы в живых…» Он добавляет: "Этот день все персы считают величайшим праздничным днем и справляют его весьма торжественно. А зовется у персов этот праздник “избиение магов”. Ни одному магу нельзя в то время показаться на улице, и все они сидят дома".
[14] Зевсу как богу переправ. «Алтарь», вероятно, колонна, установленная в честь его перехода.
[15] Геродот утверждает, что он благополучно вернулся в Персию.
[16] Построенный на Боспоре.
[17] Ошибка, скорее всего, Фотия. Ксеркс открыл могилу Бела. Вот, что пишет по этому поводу Элиан (13, 3): «Ксеркс, сын Дария, открыл усыпальницу древнего Бела и увидел стеклянный сосуд, налитый маслом, в котором лежал труп. Сосуд не был полон: жидкость не доходила до краев примерно на палесту (ок. 7см.). Тут же стояла невысокая колонна с надписью: «Не будет блага тому, кто открыл усыпальницу и доверху не наполнил сосуд». Прочитав эти слова, Ксеркс устрашился и велел сейчас же добавить масла. Однако сосуд не наполнялся. Царь повторил свой приказ. Ничего не достигнув, после всех стараний, он отказался от напрасных попыток долить сосуд, вновь закрыл усыпальницу и удалился в мрачном состоянии духа. Пророчества, начертанные на колонне, оправдались, так как с войском в семьсот тысяч человек Ксеркс бесславно отступил из Эллады, а по возвращении на родину умер позорнейшей смертью: во сне его умертвил собственный сын».
[18] 157 кг.
[19] Надсмотрщики с бичом.
[20] Свободные жители городов (кроме Спарты), которые пользовались гражданской, но не политической свободой.
[21] Афины были захвачены персами дважды, сначала Ксерксом, до сражения при Саламине, затем Мардонием, перед битвой при Платеях.
[22] Граждане, не бежавшие со всеми, остались охранять крепость. Они забаррикадировали двери и подступы к цитадели, и защищались долго. Персы подожгли баррикады огненными стрелами, но, наконец, персы, обнаружив узкую тропу с противоположной стороны, поднялись наверх и открыли ворота святилища. Когда афиняне увидели врагов наверху, на акрополе, то одни из них ринулись вниз со стены и погибли, другие же нашли убежище внутри святилища. Персы же, поднявшись наверх, прежде всего, направились к воротам святилища и открыли их; затем они умертвили защитников, моливших о спасении. Когда со всеми защитниками акрополя было покончено, персы разграбили святилище и предали огню весь акрополь. (Геродот, История, VIII, 52-53).
[23] Критские лучники славились своим мастерством, и поэтому, многие нанимали их для своих армий.
[24] Знаменитое Саламинское сражение состоялось перед тем как персы хотели присоединить Саламин, 28 сентября 480 г. до н. э. Современные исследователи оценивают флот Ксеркса, который принимал участие в морском сражении, в 500—800 кораблей, греческих кораблей было 373.
[25] Из персепольских документов нам известно, что в 467 году до н. э., то есть за 2 года до убийства Ксеркса, в Персии царил голод, царские амбары были пусты и цены на зерно повысились в семь раз по сравнению с обычными. Чтобы как–то успокоить недовольных, Ксеркс в течение года сместил около ста государственных чиновников, начиная с самых высокопоставленных. В августе 465 году до н. э. Артабан и Аспамитра, по–видимому, не без происков Артаксеркса, младшего сына Ксеркса, убили царя ночью в его спальне. Точная дата этого заговора зафиксирована в одном астрономическом тексте из Вавилонии. В другом тексте из Египта говорится, что он был убит вместе со своим старшим сыном Дарием. Ксеркс находился у власти 20 лет и 8 месяцев и был убит на 55 году своей жизни.
[26] Плутарх, Артаксеркс, 16: «Казнь эта заключается в следующем. Берут два в точности пригнанных друг к другу корыта и в одно из них навзничь укладывают осужденного, а сверху накрывают вторым корытом, так что наруже остаются голова и ноги, а все туловище скрыто внутри. Потом человеку дают есть, и если он отказывается, колют иголкой в глаза и так заставляют глотать. Когда он поест, в рот ему вливают молоко, смешанное с медом, и эту же смесь размазывают по всему лицу. Корыто все время повертывают так, чтобы солнце постоянно светило пытаемому в глаза, и неисчислимое множество мух облепляет ему лицо. А так как сам он делает все то, что неизбежно делать человеку, который ест и пьет, в гниющих нечистотах скоро заводятся черви, которые заползают в кишки и принимаются грызть живое тело. Когда же наконец приходит смерть и верхнее корыто снимают, все мясо оказывается уже съеденным, а внутренности так и кишат этими тварями, неутомимо пожирающими свою добычу».
[27] В 460 г. до н. э.
[28] Согласно Диодору и Фукидиду, египтяне отправили в помощь 200 триер, включая корабли союзников. Это произошло в 459 г. до н. э., после поражения персидской армии при Папремисе.
[29] Это был дядя Артаксеркса, Ахемен.
[30] Это сражение произошло у Папримиса, в 460 г. до н. э.
[31] Битва при Мемфисе в 456 г. до н. э.
[32] Мегабиз разгромил египтян и их союзников — ливийцев и греков. Затем он выгнал афинян из Мемфиса и запер их на острове Просопитид. Полтора года осады не дали результата, так как у Мегабиза не было флота. Тогда он осушил канал, соединяющий два рукава Нила, отведя воду в другое место. Греческие триеры оказались на мели. После этого персидские войска вошли на бывший остров и захватили его. См. Фукидид, I, 109 – 110, Диодор, XI, 71, 74-75, 77.
[33] Фукидид говорит, что Инар был просто распят. Ктесий, вероятно, лучше был знаком с особенностью пыток персов, раз акцентирует на этом внимание. Плутарх (Артаксеркс, 17) об этой пытке говорит так: «И не успел царь заподозрить недоброе, как она уже передала евнуха (Масабата) палачам, приказавши содрать с него живьем кожу и тело приколотить к трем столбам — поперек, — а кожу распялить отдельно».
[34] Кавн (греч. Καΰνος) — античный город в Карии, в настоящее время сохранились его руины в провинции Мугла (Турция), недалеко от современного города Дальяна.
[35] Или Согдиан.
[36] Июль 424 г. до н. э.
[37] Поверенный в делах царя.
[38] Высокий остроконечный головной убор персидских царей.
[39] Валерий Максим (IX. 2 доб. 6) так описывает это наказание. «Он (Ох) заполнил место, окруженный высокими стенами пеплом; над ним выдвигалась балка, на которой он посадил свои жертвы, предварительно дав им много еды и питья, а затем, преодолевая сон, они упали в коварную кучу под собой».
[40] В современном персидском солнце — Khur, в зенд — Hware.
[41] Событие произошло около 423 г. до н. э. Писуфн был сатрапом Лидии. Фукидид говорит, что он был сыном Гистаспа, а Ктесий (24), что Гистасп был сыном Ксеркса и внуком Дария. Получается, что Писуфн принадлежал к царскому роду.
[42] Кроме Лидии он получил Карию и ионийские города.
[43] Дарий II умер в марте 404 года до н. э. после 19 лет правления. Странно, что Ктесий, говоря, что получал информацию лично, из уст царицы, допускает такую ошибку.
[44] Ктесий не говорит, в чем обвиняли Кира. Ксенафонт (Анабасис, I, I, 3), говорит, что Тиссаферн наклеветал брату (Артаксерксу), будто Кир злоумышлял против него. Плутарх же (Артаксеркс, 3), говорить, что Тиссаферн подвел к Артаксерксу жреца, воспитывавшего Кира, и тот заявил, что его ученик собирается убить царяч, когда тот будет исполнять обряд в храме, в Пасаргадах.
[45] Чрезмерная краткость извлечения Фотия делает неопределенным намек как Гелланик и Геродот обвиняются во лжи. Возможно, это ссылка на заявление Геродота, что Крез был сожжен на погребальном костре.
[46] Менон – родом из Ларисы в Фессалии, благородного происхождения. Его дочь Фтия была женой Эакида и матерью их сына, Пирра. Помимо рассказа Ксенофонта, он известен нам по диалогу "Менон" Платона и по упоминаниям у некоторых поздних авторов. Уничтожающая характеристика, которую ему дает Ксенофонт (см. текст, II, VI, 21-29), видимо, пристрастна. Менон был соперником Клеарха и претендовал на первое место среди стратегов греческих наемников Кира. Ксенофонт считал его предателем и виновником смерти четырех других стратегов, в том числе Клеарха и друга Ксенофонта Проксена, и сильно сгустил краски, оценивая Менона как военачальника и человека. По крайней мере, у Платона Менон охарактеризован иначе. Однако дурная слава Менона как предателя укрепилась среди эллинов и дожила до поздней античности
[47] Ксенофонт (Анабасис, I, 5, 11) сообщает, что солдаты Клеарха и Менона поссорились, и, разбиравший это дело Клеарх, присудил к битью солдата Менона, В результате этого, сам чуть не был побит камнями, и не спровоцировал вооруженный конфликт, но Кир примирил спорщиков.
[48] Плутарх (Артаксеркс, 8) говорит об этом так: «Перед самым сражением Клеарх, как сообщают, убеждал Кира оставаться позади бойцов и не подвергать себя опасности, но тот воскликнул в ответ: "Что ты говоришь, Клеарх! Я ищу царства, а ты советуешь мне показать себя недостойным царства»?!
[49] Плутарх (Артаксеркс, 14), черпающий сведения и у Ктесия, передает следующие подробности: «…Парисатида приказала палачам пытать несчастного десять дней подряд, а потом выколоть ему глаза и вливать в глотку расплавленную медь, пока он не испустит дух».
[50] Плутарх (Артаксеркс, 16) пишет, что его подвергли корытной пытке.
[51] Один из стратегов, друг Клеарха, позвавший его принять участие в походе Кира.
[52] Скорее всего, Фотий не стал вдаваться в подробности, переписывая Ктесия, Но Плутарх (Артаксеркс, 19) счел нужным сообщить читателям подробности: «Парисатида, которая с самого начала была полна ненависти и ревности к Статире, видела, что собственная ее власть покоится лишь на сыновнем уважении царя, тогда как Статира сильна любовью и доверием Артаксеркса. Вот тогда–то, считая, что все главнейшее и основное в ее жизни поставлено под удар, она решилась покончить с невесткой».
[53] Плутарх (Артаксеркс, 19) о наказании Гигии пишет следующее: «Отравителей у персов казнят по закону так. Голову осужденного кладут на плоский камень и давят и бьют другим камнем до тех пор, пока не расплющат и череп, и лицо. Вот какою смертью умерла Гигия».
[54] Плутарх (Артаксеркс, 18), в отличии от Фотия, более подробно цитирует Ктесия, критикуя его отношение к Клеарху. См. прим. 81.
[55] Эваго́р или Евагор (греч. Εὐαγόρας) — царь кипрского города Саламина, с 410 до н. э. по 374 до н. э. из рода Тевкридов. Был в дружбе с афинянами и способствовал их сближению с персами против спартанцев. Стремление Эвагора к захвату всего Кипра привело к разрыву его с Персией. После десятилетней войны был вынужден ограничиться властью над Саламином и платить персам дань.