Социально-утопические мотивы в произведениях романическо-географического жанра

При рассмотрении древних легенд и реальных географических данных, касающихся "Островов блаженных", уже отмечалось наличие в соответствующих сообщениях некоторых элементов социальной утопии. Происхождение этих утопических идей, связанных с определенными географическими представлениями, коренится в древних религиозных верованиях, относящихся к культу божеств плодородия, в частности таких, как греческий Кронос и римский Сатурн, почитавшихся царями потустороннего царства блаженных и царями "золотого века", некогда якобы существовавшего на Земле и завещанного людям в будущем.
Царство Кроноса - Сатурна не знало ни войн, ни рабства, ни других социальных несправедливостей. Оно представлялось полной противоположностью реальной действительности рабовладельческого общества. Исторически соответствующие легенды связывали "золотой век" с первобытной эпохой, когда между людьми царило равенство и человеческое племя жило в естественных условиях, без изнурительного труда, пользуясь благами природы. Подобную картину "Золотого века" впервые в греческой литературе нарисовал Гесиод в своей поэме "Труды и дни"; соответствующий ее раздел, изображающий смену веков - золотого, серебряного, бронзового и железного, с постепенным ухудшением условий существования и ожесточением социальных порядков, был первой из известных в древнегреческой литературе попыток социального философствования, отразившей в себе тенденции, отрицающие и осуждающие рабовладельческий общественный строй, с его классовым угнетением и односторонней моралью.
В гомеровских поэмах мы находим упоминания об отдаленных и первобытных народах Севера, как о народах "счастливых" и "справедливых", не знающих разрушительного действия тех сил, которые разъедали античное общество.
С увеличением роли рабства в хозяйстве и с усилением классовой борьбы отмеченные направления в античной литературе сделались еще более явными. Появилась литература, социально-философской тенденцией которой было развитие отмеченных утопических черт. После того как эти черты дали себя почувствовать в эпической поэзии, в драме (а также, в особенности, в комедии), в философской литературе развился специальный жанр утопического философско-географического романа, целью которого было изображение справедливого социального порядка, существующего на каком-либо экзотическом и изолированно расположенном в океане острове. Зачатком нового жанра может быть признано описание о. Атлантиды в диалогах Платона "Тимей" и "Критий", где изображалась жизнь необычайного народа атлантов, среди богатейшей природы, посреди Атлантического океана. Описание острова, на котором жили атланты, во многих чертах соответствовало тому, с чем мы познакомились в связи с характеристикой "Островов блаженных", созданной на реальном географическом материале, почерпнутом из впечатлений от острова Мадейры и Канарских островов.
По мере развития нового жанра и углубления его социально-утопической стороны, в нем все более экзотические и яркие краски приобретала географическая сторона. Об этом свидетельствуют такие произведения, как "Священная летопись" Эфемера, в которой описывается чудесный остров Панхайя, и "Государство Солнца" Ямбула, написанные в III в. до н. э. и известных лишь по краткому пересказу Диодора. И о. Панхайя у Эвгемера и Солнечный остров у Ямбула находятся где-то к югу от Аравии среди вод Индийского океана и своими природными условиями соответствуют островам Мадагаскар или Цейлон, о которых после походов Александра Македонского и плавания Неарха, в эпоху написания рассматриваемых нами произведений, должны были проникнуть в географическую литературу различные полуфантастические сведения.