О монархии, демократии и олигархии

Περί μοναρχίας και δημοκρατίας και ολιγαρχίας

Автор: 
Переводчик: 
Источник текста: 
Вестник древней истории. 1979, №2

Перевод выполнен П. Д. Диатроптовым по изданию: Plutarchus, Могаlia, vol. 5, fasc. 1, ed. С. Hubert, M. Pohlenz, Lipsiae, 1957. При составлении примечаний использован научный аппарат этого издания.

Трактат "О монархии, демократии и олигархию относится к политическому разделу "Моралий". Цель политических сочинений Плутарха состояла в том, чтобы дать практические советы греческим политическим деятелям, живущим под властью Рима[1]. Тема данного трактата - сравнение трех основных видов государственного устройства и соответствующих им извращенных форм. Эта тема является традиционной для древнегреческой философской мысли. Она была тесно связана с учением о смешанной форме правления, объединяющей в себе черты всех трех. О смешанном государственном устройстве писали Архий и Гипподам [2]. Разбор трех основных форм правления (монархии, аристократии и демократии) и их оценку можно найти у Геродота, в произведениях Еврипида [3]. Наиболее подробный разбор различных форм правления дает в диалоге "Государство" Платон, рассматривая реально существующие виды государственного устройства как извращение по отношению к идеальному государству. Аристотель, а затем и Полибий разрабатывали учение о смешанной форме правления как наиболее жизнеспособной. Плутарх в своих построениях следовал в основном Платону, но в лексике можно заметить влияние Аристотеля и, возможно, Полибия (см. прим. 9). Тема трактата выглядела во времена Плутарха чисто академической, однако апология монархии, восходя (с некоторой натяжкой) к Платону, звучала вполне в духе времени. В то же время мысль Платона об идеальном государственном устройстве не нашла места в сочинении Плутарха. По форме трактат представляет собой речь, обращенную к слушателям, перед которыми Плутарх выступал уже накануне. Как считают многие исследователи, трактат сохранился не полностью и является, возможно, фрагментом более обширного произведения, не дошедшего до нас [4]. Некоторые ученые отрицают авторство Плутарха [5]. М. Поленц считает, что трактат является подлинным, но был издан, очевидно, после смерти Плутарха и подвергся переработке [6].

* * *
(826) 1...И когда на этот вот суд я сам представил вчера свое рассуждение, я подумал, что услышал наяву, а не во сне[7] слова самой (В) политической добродетели: "Выкована золотая основа священным песням"[8]; такую основу заложила речь, призывающая и побуждающая к государственной деятельности.
"Пора теперь возводить стены[9], укрепляя наше вдохновение должным обучением; необходимо это обучение каждому, кто проявил склонность к общественной деятельности и стремление выслушать и воспринять наставления, касающиеся государственных дел. Применяя их, он и народу станет полезным, насколько это достижимо для человека, и личными своими делами по-прежнему будет успешно распоряжаться с безопасностью и подобающим достоинством.
И для дальнейшего полезно, и из вышесказанного следует, что (С) нужно рассмотреть: какая полития лучше всех? - Ибо полития для народа, - то же, что образ жизни для человека, а они разнообразны[10], поэтому надо определить наилучшее. И тогда государственный деятель выберет его из всех других, а если это невозможно, возьмет самое близкое к нему из остальных.
2. Слово "полития" означает также и обладание гражданскими правами: в этом смысле мы говорим, например, что мегарцы даровали политию Александру; когда же он поднял на смех их усердие, сказали, что прежде даровали политию одному Гераклу, а затем (D) ему; тогда он удивился и принял этот дар как почетный и редкостный[11]. Далее политией называют и сам образ жизни государственного и общественного деятеля. В соответствии с этим мы одобряем политию Перикла и Бианта, а политию Гипербола и Клеона[12] - порицаем. Некоторые называют политией также одно блестящее дело, удачное для общей пользы, например, пожертвование денег государству, прекращение войны, внесение удачного законопроекта. Поэтому мы и называем теперь человека хорошим политиком, если ему удалось сделать что-нибудь нужное обществу.
3. Но помимо всего этого политией называют также самый порядок и организацию государства, от которой зависят все (Е) общественные дела. Сообразно с этим выделяют три политии: монархию, олигархию, демократию, сравнение которых сделал Геродот в 3-й книге "Истории"[13].
Представляется, что эти формы самые коренные. Остальные формы правления можно сравнить с тем, что происходит в музыкальных ладах, когда главные струны слишком натянуты или ослаблены: это приводит к фальшивым тонам вследствие недостатка или избытка звука[14]. Эти формы правления приобрели наибольшую силу во времена господства отдельных народов: персы выбрали себе самовластную и неподотчетную царскую власть, спартанцы - аристократическую (F) и строгую олигархию, афиняне же - самозаконную и немощную демократию. Если же эти формы не выдержаны, то (827) извращенные и избыточные проявления их - это так называемые тирании, династии и охлократии [15], когда у царской власти неподотчетность порождает насилие, а в олигархии самоуверенность возбуждает высокомерие, демократию же равенство приводит к анархии: так во всех формах неразумие бывает причиной неумеренности.
4. Сведущий в музыке и музыкально одаренный человек сможет пользоваться всяким стройно звучащим инструментом, искусно настроив его и играя на каждом в соответствии с его природными особенностями, и, однако, следуя совету Платона, [16] он пренебрежет пектидами, самбуками, многозвучными псалтериями, барбитонами и тригонами, а предпочтет лиру и кифару. Таков же и государственный (В) деятель. Он сможет успешно держать в руках лаконскую Ликургову олигархию: расположив к себе мужей, равных ему по власти и положению, он спокойно заставит их выполнять его волю. Он хорошо разберется в делах многозвучной и многострунной демократии, одни политические струны ослабляя, а другие натягивая, чтобы вовремя потом их отпустить и опять схватить их с силою; тогда он сможет и стоять за себя и идти против всех. Но если бы ему было дано выбирать государственное устройство, как выбирают музыкальные инструменты, он, внемля совету Платона [17], не выбрал бы ничего, кроме монархии, которая одна только может соблюсти этот безупречный и высокий тон истинной добродетели и ни поневоле, ни ради выгоды не устраивать ничего, кроме приносящего (С) пользу. Ибо остальные политии, управляемые политиком, сами подчиняют его себе: не только он их ведет, но и они его ведут, так как он не имеет достаточно силы против тех, от кого он получает силу, а потому часто вынужден декламировать эсхиловское выражение, которое произнес Деметрий Полиоркет, обращаясь к судьбе, когда он лишился власти: "Мой огонь вздуваешь ты и задуваешь ты..." [18].


[1] Plutarchus, Moralia, Praefatio, р. III.
[2] Stob, Flor. p. 251.
[3] Suppl., v. 403 sq.
[4] Plutarch's Moralia with an English translation by H. N. Fowler, vol. X. Cambr. Mass. — L., 1960, p. 304; Κ. Ζiegler, Plutarchos, RE, Bd. XXI, 1951, стб. 823.
[5] Plutarchus, Moralia, p. 127.
[6] Там же.
[7] Ср. Hom., Od. XIX, 547: «Видишь не сон мимолетный, событие верное видишь» (пер. В. А. Жуковского). В рукописях — «Наяву или во сне».
[8] Ρind., fr. 194 (Bergk, p. 446).
[9] Ibid.
[10] Ср. Plato, Rep. VIII, 544. Платон говорит здесь о соответствии каждому типу государства определенного типа людей.
[11] Ср. Sen., De ben. I. 13, 1. У Сенеки Александр получает гражданство от коринфян.
[12] Биант — один из семи мудрецов, родом из Приены, жил в середине VI в. до н. э. Гипербол — афинский политический деятель времени Пелопоннесской войны.
[13] Herod., III, 80—82.
[14] Сравнение различных видов государственного устройства с музыкальными ладами встречается в древнегреческой литературе (Аrist., Pol. IV, 3, 4). Платон отводил музыке чрезвычайно большую роль в своем идеальном государстве.
[15] Династии по Аристотелю (Pol. IV, 5) — это форма олигархического правления, когда власть принадлежит отдельным влиятельным семьям. Термин «охлократия» ни у Платона, ни у Аристотеля не встречается. Плутарх заимствовал его, вероятно, у Полибия.
[16] Plato, Rep., 399 c, d; пектида — лидийская двадцатиструнная лира, самбука — маленькая четырехструнная лира, псалтерий — струнный музыкальный инструмент, барбитон — тяжелая многострунная лира, тригон — лира с треугольной рамой, вроде арфы. По мнению Платона, звуки всех этих инструментов действовали на людей расслабляюще.
[17] Plato, Polit. 302e, 303b. Платон считает монархию наилучшей формой правления среди менее совершенных, при условии соблюдения законов. При этом он отмечает (303b), что седьмая совершенная форма правления неизмеримо выше всех остальных, в том числе и монархии.
[18] Aesсh., fr. 359 (Nauck, p. 107).