Кекропиды

Кекроп и спор Афины с Посейдоном
(3.14.1) Кекроп был автохтоном, имевшим тело мужчины, сросшееся с драконом. Он первым воцарился в Аттике и назвал эту страну, прежде именовавшуюся Актой, по своему имени Кекропией. При нем, как говорят, боги решили поделить между собой города, где бы каждый из них пользовался только ему одному положенными почестями. В Аттику первым пришел Посейдон и, ударив трезубцем о землю посреди акрополя, явил море, которое ныне называют Эрехтеидой. После него пришла Афина и в присутствии Кекропа вырастила оливу, которую теперь показывают в Пандросии. Когда между этими двумя божествами начался раздор изза обладания Аттикой, Зевс разрешил его, дав им в качестве судей не Кекропа и Краная, как говорят некоторые, и не Эрюсихтона, а двенадцать богов. Эти боги изрекли приговор, согласно которому эта страна должна была принадлежать Афине, так как Кекроп засвидетельствовал, что Афина первой вырастила там оливу. Афина назвала город по своему имени Афинами, Посейдон же, впав в ярость, затопил Триасийскую равнину и сделал Аттику дном соленого моря.

Суд богов на холме Арея
(3.14.2) Кекроп женился на Агравле, дочери Актая, и породил Эрюсихтона, умершего бездетным, и дочерей Агравлу, Эрсу и Пандросу. У Агравлы и Арея родилась Алкиппа. Над ней пытался совершить насилие Алирротий, сын Посейдона и нимфы Эврюты, но был убит Ареем, застигнутый на месте преступления. Посейдон по этому поводу обвинил Арея в убийстве. Суд происходил на холме Арея (Ареопаге), причем судьями выступали двенадцать богов. Арей был оправдан.

Адонис - потомок Эрсы и Гермеса
(3.14.3) У Эрсы и Гермеса родился Кефал, которого похитила влюбившаяся в него Эос. Сойдясь с ним в Сирии, она родила Титона, сыном которого был Фаэтон. Сыном же Фаэтона был Астюной, а его сыном Сандок. Этот последний, уйдя в Киликию из Сирии, основал там город Келендерис. Женившись на Фарнаке, дочери Мегассара, царя уриейцев, он породил Кинюра. Кинюр, переправившись со своим народом на Кипр, основал Пафос. Там он женился на Метарме, дочери кипрского царя Пюгмалиона, и у него родились Оксюпор и Адонис, а кроме них, дочери Орседика, Лаогора и Брайсия. Изза гнева Афродиты эти девушки сожительствовали с чужими мужьями и окончили свою жизнь в Египте. (3.14.4) Адонис, будучи еще мальчиком, вследствие гнева Артемиды был ранен на охоте диким кабаном и погиб.

Иной миф об Адонисе
(3.14.4) Гесиод же сообщает, что он был сыном Фойника и Алфесибои, а Панюассид - что он был сыном Тианта, царя ассирийцев, у которого была дочь Смюрна. Она была охвачена любовной страстью к собственному отцу изза гнева Афродиты (ибо не почитала ее). Взяв в соучастницы свою кормилицу, она двенадцать ночей разделяла ложе с не знавшим (об этом) отцом. Когда он узнал истину, то выхватил меч и кинулся преследовать Смюрну. Уже почти настигнутая им Смюрна взмолилась к богам, чтобы они сделали ее невидимой. Боги, сжалившись, превратили ее в дерево, которое называется смирной. А спустя десять месяцев дерево треснуло и породило так называемого Адониса. Вследствие его красоты Афродита тайно от богов еще младенцем скрыла его в ларец и вверила Персефоне. Но та, увидев его, не стала его отдавать. Был учрежден суд, и Зевс присудил, чтобы год разделили на три части: одну часть Адонис будет проводить у себя, другую - у Персефоны, а оставшуюся - у Афродиты. Адонис присоединил к последней части года и свою часть. Позднее во время охоты Адонис был ранен вепрем и погиб.

Кранайцы или Кранаиды
(3.14.5) После смерти Кекропа воцарился автохтон Кранай. При нем, как говорят, произошел тот потоп, который именуется Девкалионовым. Женившись на Педиаде, дочери Мюнета, происходившей из Лакедемона, он породил на свет Кранаю, Кранаихму и Аттиду. Эта последняя умерла еще девушкой, и Кранай назвал страну Аттидой.

Царствование Амфиктюона
(3.14.6) Изгнав Краная, в стране воцарился Амфиктюон. О нем одни говорят, что он был сыном Девкалиона, другие же утверждают, что он был автохтоном. Он царствовал двенадцать лет и был изгнан Эрихтонием.

Эрихтоний
(3.14.6) Об Эрихтонии одни говорят, что он был сыном Гефеста и дочери Краная Аттиды, другие же сообщают, что он был сыном Гефеста и Афины.
Рассказывают об этом так. Афина пришла к Гефесту, желая изготовить вооружение. Гефест, отвергнутый Афродитой, проникся страстью к Афине и начал ее домогаться. Она же побежала (от него). Когда Гефест с большим трудом (ведь он был хромым) догнал ее, то попытался с ней сойтись. Афина, будучи целомудренной и девственной, не допустила его до себя, и тот пролил семя на ногу богини. Она с отвращением вытерла шерстью это семя и бросила на землю. После того как она убежала, из этого брошенного в землю семени родился Эрихтоний.
Афина тайно от всех богов воспитала его, желая сделать бессмертным. Положив Эрихтония в корзину, она отдала его Пандросе, дочери Кекропа, на сохранение, запретив ей открывать эту корзину. Но сестры Пандросы, движимые любопытством, открыли его и увидели младенца, обвитого змеем. Как рассказывают некоторые, они были убиты этим змеем. Другие же сообщают, что изза гнева Афины они стали невменяемыми и кинулись с вершины акрополя.
Эрихтоний был воспитан на священном участке самой богиней Афиной. Изгнав Амфиктюона, он сам воцарился в Афинах. Эрихтоний воздвиг на акрополе деревянную статую богини Афины и учредил также Панафинейские празднества. Женился он на нимфе-наяде Пракситее, от которой у него родился сын Пандион.

Смерть Эрихтония
(3.14.7) Когда Эрихтоний умер и был погребен на священном участке Афины, царем Афин стал Пандион, при котором Деметра и Дионис прибыли в Аттику. Деметру радушно принял в Элевсине Келей, Диониса же - Икарий, получивший от него побег виноградной лозы и научившийся виноделию.

Икарий
(3.14.7) Икарий захотел раздать смертным благой дар божества и пришел к пастухам. Те же, распробовав напиток, и ради наслаждения напились сверх меры, не смешивая его с водой. А затем, сочтя себя отравленными, убили Икария. Придя в сознание с наступлением дня, они похоронили убитого. Дочь его Эригона стала искать своего отца, и собака по имени Майра, которая всюду следовала за Икарием, указала место, где был зарыт труп. Оплакав своего отца, Эригона повесилась с горя.

Царствование Пандиона
(3.14.8) Пандион, женившись на Зевксиппе, сестре своей матери, породил дочерей Прокну и Филомелу и сыновей-близнецов Эрехтея и Бута. Когда возникла война с Лабдаком (отцом Лаия) изза пограничных пределов, он призвал на помощь из Фракии Терея, сына Арея, и, одержав с его помощью победу в войне, отдал Терею в жены свою дочь Прокну.

Терей, Прокна и Филомела
(3.14.8) Он же (Терей) от Прокны породил сына Итюя. Но, влюбившись в Филомелу, он сошелся и с этой сестрой, ложно уверив ее, будто Прокна умерла (сам же он скрыл Прокну в сельских поместьях). Затем Терей женился на Филомеле и после того, как разделил с ней ложе, вырезал ей язык. Тогда Филомела выткала на пеплосе письмена, посредством которых она известила Прокну о своих несчастьях. Прокна отыскала свою сестру. Она убила своего сына Итюя и, сварив мясо убитого, подала его на обед Терею, не знавшему этого. Немедленно после этого она убежала со своей сестрой.
Узнав о случившемся, Терей схватил топор и кинулся их преследовать. Но сестры, едва не схваченные в городе Давлии, находящемся в Фокиде, взмолились богам, чтобы они превратил и их в птиц. Прокна превратилась в соловья, а Филомела - в ласточку. Терей также превратился в птицу и стал удодом.

Эрехтей и Бут
(3.15.1) После смерти Пандиона сыновья его разделили отцовское достояние: должность царя унаследовал Эрехтей, а должность жреца Афины и Посейдона - брат Эрехтея, Бут. Эрехтей женился на Пракситее, дочери Фрасима и Диогенеи, дочери Кефиса, и заимел (от нее) сыновей Кекропа, Пандора, Метиона и дочерей Прокриду, Креусу, Хтонию и Орейтюю, которую похитил Борей.

Потомки Эрехтея
(3.15.1) На Хтонии женился Бут, на Креусе - Ксут, на Прокриде - Кефал, сын Деиона.

Прокрида
(3.15.1) Прокрида, взяв у Птелеонта в дар золотой венок, разделила с ним ложе, но была уличена Кефалом в измене и бежала к Миною. Этот последний влюбился в нее и уговорил ее сойтись с ним. Но всякой женщине, сошедшейся с Миноем, не суждено было спастись и уцелеть. Ибо Пасифая, после того, как Миной разделил ложе со многими женщинами, опоила его зельем. И каждый раз, как Миной сходился с другими женщинами, он заражал их половые органы насекомыми, и женщины погибали. Но у Миноя был резвый пес и не знающее промаха копье. После того как он подарил их Прокриде, она согласилась разделить с ним ложе, предварительно дав ему выпить настой корня Кирки, чтобы обезопасить себя от всякого вреда. Позднее, боясь жены Миноя, она бежала в Афины, и, примирившись с Кефалом, отправилась с ним на охоту (ибо была заядлой охотницей). Когда она преследовала в кустах дичь, Кефал, не узнав ее, метнул в Прокриду копье и убил наповал. За это он был осужден на Ареопаге и приговорен к вечному изгнанию.

Орейтюя и ее потомки
(3.15.2) Орейтюю же, игравшую на берегу реки Илисса, похитил Борей и сошелся с ней. Она родила дочерей Клеопатру и Хиону, а также крылатых сыновей Зета и Калаида, которые отправились в плавание вместе с Иасоном и погибли, преследуя Гарпий. Акусилай, однако, сообщает, что они пали от руки Геракла у Теноса.
(3.15.3) На Клеопатре женился Финей, от которого она родила сыновей Плексиппа и Пандиона. Уже имея этих сыновей от Клеопатры, Финей женился на Идае, дочери Дардана. Она ложно обвинила пасынков в изнасиловании, и Финей, поверив ей, ослепил обоих. Позднее аргонавты, вместе с Бореем приплыв туда, покарали его.

Хиона и ее потомки
(3.15.4) Хиона же сошлась с Посейдоном. Родив тайно от отца Эвмолпа, чтобы это не стало явным, она бросила дитя в пучину. Но Посейдон подобрал его и принес в Эфиопию, отдав на воспитание Бентесикюме - дочери, которую ему родила Амфитрита. Когда Эвмолп вырос, муж Бентесикюмы, отдал ему в жены одну из двух своих дочерей. Но Эвмолп попытался совершить насилие над сестрой своей жены, за что был изгнан. Вместе со своим сыном Исмаром он пришел к Тегюрию, фракийскому царю, и тот выдал свою дочь замуж за сына Эвмолпа. Позднее Эвмолп составил против фракийского царя заговор, но он был раскрыт. Эвмолп бежал к элевсинцам и заключил дружбу с ними.
После того как Исмар умер, приглашенный Тегюрием Эвмолп вновь вернулся во Фракию и там, устранив причину вражды, стал преемником царской власти. Когда же началась война между элевсинцами и афинянами, он был призван на помощь элевсинцами, и он выступил их союзником вместе с большим войском фракийцев.
Эрехтею, вопросившему бога о том, каким образом афиняне одержат победу, оракул ответил, что победит он только в том случае, если принесет в жертву одну из своих дочерей. После того же, как он заколол самую младшую дочь, остальные его дочери закололись сами. Ибо они, как сообщают некоторые, пришли к соглашению умереть вместе. В произошедшем после этого заклания сражении Эрехтей убил Эвмолпа.

Пандион
(3.15.5) После Эрехтея, которого вместе с его домом поразил разгневанный Посейдон, воцарился старший из сыновей Эрехтея Кекроп. Он женился на Метиадусе, дочери Эвпалама, и породил Пандиона. Пандион стал царем после Кекропа, но был изгнан возмутившимися против него сыновьями Метиона. Прибыв в Мегары к Пюласу, он женился там на его дочери Пюлии. Затем он стал и царем над тем городом. Ибо Пюлас убил брата своего отца Бианта и передал царскую власть Пандиону, сам же отправился с народом в Пелопоннес и основал там город Пюлос.
У Пандиона, когда он находился в Мегарах, родились сыновья Айгей, Паллант, Нис и Люк. Некоторые, однако, говорят, что Айгей был сыном Скюрия, но Пандион выдавал его за своего сына.

Айгей
(3.15.6) После смерти Пандиона сыновья его выступили в поход против Афин, изгнали сыновей Метиона и разделили власть на четыре части. Верховная власть при этом досталась Айгею. Айгей женился сначала на Мете, дочери Оплета. Во второй раз - на Халкиопе, дочери Рексенора. Так как у него не было детей, он, опасаясь своих братьев, пришел к Пифии и вопросил оракул о рождении сыновей. Бог же ответил ему:
"Винного меха конец не развязывай, доблестный воин,
Прежде чем ты не подымишься вновь на акрополь Афинский"
(3.15.7) Затрудняясь понять смысл прорицания, Айгей отправился обратно в Афины, и, когда он проходил через Тройзен, ему там оказал гостеприимство Питтей, сын Пелопа. Он понял смысл оракула и, напоив гостя допьяна, уложил спать со своей дочерью Айтрой. В ту же самую ночь с ней сблизился и бог Посейдон. Айгей приказал Айтре в случае, если у нее родится сын, воспитывать его и не рассказывать, кто его отец. Затем он оставил меч и сандалии, положив их под какуюто скалу. Он наказал Айтре, чтобы она отослала сына к нему вместе с ними в том случае, если он сможет сдвинуть скалу и взять эти предметы.

Деяния и гибель Андрогея
(3.15.7) Сам же Айгей пришел в Афины и устроил Панафинейские состязания, в которых сын Миноя Андрогей одержал победу над всеми. Айгей тогда отправил его охотиться на Марафонского быка, но был убит им. Некоторые, однако, сообщают, что Андрогей отправился в Фивы, чтобы принять участие в состязаниях, устроенных в честь Лаия, и был там убит вследствие зависти к нему участников состязании, устроивших засаду.

Жертвоприношения Харитам на Паросе
(3.15.7) Когда известие о смерти сына принесли Миною, он совершал в это время жертву Харитам на острове Паросе. Сорвав с головы венок, Миной бросил его на землю и дал знак флейтистам прекратить игру. Жертвоприношение он, однако, совершил, согласно всем требованиям обряда. По этой причине еще и теперь на острове Паросе приносят жертвы богиням Харитам без флейт и венков.

Нападение Миноя на Мегары, Нис и Скюлла.
(3.15.8) Господствуя на море, Миной вскоре направил свой флот против Афин, захватил Мегары, где тогда царствовал Нис, сын Пандиона, и убил Мегарея, сына Иппомена, который прибыл из Онхеста на помощь Нису. Погиб и Нис изза предательства своей дочери. У него был посередине головы пурпурный волос. Согласно пророчеству ему суждено было скончаться, если вырвать тот волос. Но дочь Ниса Скюлла, влюбившаяся в Миноя, вырвала этот волос. Миной, овладев Мегарами, привязал эту девушку к корме корабля за ноги и утопил ее.

Миной и афиняне
Так как война затягивалась, Миной, не сумевший взять Афины, взмолился Дию, чтобы он отомстил афинянам. После этого в городе начался голод и мор.
Афиняне вначале, повинуясь древнему пророчеству, принесли в жертву дочерей Гиакинта Антеиду, Айглеиду, Лютаю и Ортаю на могиле Герайста (киклопа). Отец этих девушек Гиакинт поселился в Афинах, придя из Лакедемона.
Так как от этого не было никакой пользы, они вопросили оракул, как им избавиться от напасти. Бог ответил им, что они должны понести такое наказание от Миноя за совершенное ими преступление против него, какое тот сам выберет. Тогда они отправили к Миною послов, поручив спросить, какое наказание им он сам назначил. Миной же приказал афинянам посылать семь юношей и равное число девушек без оружия на съедение Минотавру. Он был заперт в лабиринте, из которого вошедшему было очень трудно выбраться. Ибо многочисленные повороты не позволяли отыскать неведомый выход.

О Дайдале
Соорудил этот лабиринт Дайдал, сын, Эвпалама, сына Метиона и Алкиппы. Он был наилучшим зодчим и первым изобретателем скульптурных изваяний.
(3.15.9) Дайдал бежал из Афин вследствие того, что он сбросил с вершины акрополя Талоя, сына своей сестры Пердики, который был его учеником. Дайдал боялся, чтобы тот не превзошел его благодаря одаренности (Талой, найдя челюсть змеи, распилил ею очень тонко дерево). Уличенный в убийстве, Дайдал был судим в судилище Ареопага и, признанный виновным, бежал из Афин к Миною. Когда Пасифая влюбилась в Посейдонова быка, Дайдал искусно изготовил для нее деревянную корову. Он же соорудил и лабиринт, в который афиняне каждый год доставляли семь юношей и столько же девушек на съедение Минотавру.

Тесей
(3.16.1) Тесей же, рожденный Айтрой сын Айгею, когда стал взрослым, сдвинул скалу и взял меч и сандалии. После этого он пешком поспешил в Афины.
Дорогу, на которой устраивали засады разбойники, он сделал безопасной.

Подвиги Тесея
Тесей и Перифет
(3.16.1) Первым Тесей убил Перифета, сына Гефеста и Антиклеи, которого называли "дубинщиком" изза дубины (ее он постоянно носил с собой). У него были слабые ноги, и он ходил с железной дубиной, которой убивал прохожих. Отняв у него дубину, Тесей стал носить ее сам.

Тесей и Синис
(3.16.2) Вторым он убил Синиса, сына Полюпемона и Сюлеи, дочери Коринфа. Этого разбойника называли "сосносгибателем". Обитая на Коринфском перешейке, он заставлял прохожих удерживать согнутые сосны. Но им не хватало сил выдержать это, и, подброшенные деревом, они погибали жалким образом. Таким же способом Тесей убил и самого Синиса.

Тесей и Кроммюонская свинья
(Э 1.1) Третьей Тесей убил Кроммюонскую свинью, которую звали Феей по имени старухи, выкормившей ее. Об этой свинье некоторые говорят, что она была порождением Ехидны и Тифона.

Тесей и коринфянин Скирон
(Э 1.2) Четвертым он убил коринфянина Скирона, сына Пелопа, или, как говорят некоторые, Посейдона. Скирон обитал на Мегарской земле среди скал, которые по его имени называются Скиронидами, и заставлял прохожих мыть ему ноги; когда же они приступали к мытью, он сталкивал их в пропасть на съедение огромной черепахе. (Э 1. 3) Но Тесей схватил его самого за ноги и сбросил в море.

Тесей и Керкюон
Пятым Тесей убил в Элевсине Керкюона, сына Бранха и нимфы Аргиопы. Керкюон заставлял прохожих вступать с ним в борьбу и в схватке убивал их. Тесей поднял его самого в воздух и швырнул на землю.

Тесей и Дамаст
(Э 1.4) Шестым он убил Дамаста, которого некоторые зовут Полюпемоном. Обитая у дороги, он изготовил два ложа: одно маленькое, другое большое. Прохожих он приглашал зайти к нему и укладывал низкорослых людей на большое ложе, после чего бил их молотом, чтобы растянуть их тела на полную длину ложа; людей же высокого роста он укладывал на маленькое ложе и отпиливал те части тела, которые там не помещались.
Так Тесей, освободив дорогу, прибыл в Афины.

Тесей и Марафонский бык
(ЭС 1.5) Медея, бывшая в те времена женой Айгея, стала строить козни против Тесея. Она убедила Айгея остерегаться его, как злоумышлявшего против него. Айгей не узнал собственного сына и, опасаясь его, послал Тесея против Марафонского быка.
(ЭС 1.6) После того как Тесей убил быка, Айгей в тот же день поднес ему отравленный напиток, который ему дала Медея. Но Тесей перед тем, как выпить, подарил отцу меч, и Айгей, узнав меч, вырвал килик с ядом из рук сына.
Так Тесей был узнан своим отцом. Открыв злой умысел Медеи, Тесей изгнал ее.

Плавание Тесея на Крит
(ЭС 1.7) Тесея причисляют к тем, кого отдавали на съедение Минотавру, когда эту дань платили в третий раз. (Э 1.7) Но, как сообщают некоторые, Тесей предложил себя по собственной воле. На корабле был поднят черный парус, и Айгей наказал сыну, чтобы он, одержав победу над зверем, поднял на корабле белые паруса.
(ЭС 1.8) Когда он прибыл на Крит, в него влюбилась Ариадна, дочь Миноя, и сказала, что поможет Тесею, если он согласится взять ее в жены и увезти в Афины. Тесей согласился, подтвердив клятвой свое согласие, и тогда она попросила Дайдала показать, как можно выйти из лабиринта.
(ЭС 1.9) По совету Дайдала она дала Тесею, вошедшему в лабиринт, нитку. Тесей привязал ее к двери и стал тянуть нить за собой, двинувшись вглубь. Найдя Минотавра в самой отдаленной части лабиринта, Тесей вступил с ним в кулачный бой и убил его. Затем, держась за нить, он вышел обратно наружу. Ночью вместе с Ариадной и афинскими юношами он высадился на острове Наксосе.
Но там влюбившийся в Ариадну Дионис похитил ее и, доставив ее на остров Лемнос, сошелся с ней. (С 1.9) От него она родила Тоанта, Стафила, Ойнопиона и Пепарета.
(Э 1.10) Огорченный утратой Ариадны, Тесей вышел в открытое море, забыв натянуть на корабле белые паруса. Айгей, увидев с акрополя корабль, плывущий под черным парусом, счел Тесея погибшим, кинулся вниз и погиб.

Царствование Тесея
(ЭС 1.11) Тесей же унаследовал от Айгея царскую власть (С 1.11) и перебил сыновей Палланта, которых было пятьдесят. Точно так же были им перебиты все, кто пытался выступить против него, и всю власть он сосредоточил в своих руках.

Тесей и Геракл против амазонок
(ЭС 1.16) Тесей, приняв участие в походе против амазонок вместе с Гераклом, похитил (С 1.16) Антиопу или же, как говорят некоторые, Меланиппу, а согласно Симониду, - Ипполиту. По этой причине амазонки напали на Афины. Над ними одержал победу Тесей вместе с афинянами, когда амазонки уже разбили лагерь у подножия холма Ареса.

Свадьба Тесея и Файдры
(ЭС 1.17) Хотя амазонка уже родила ему сына Ипполита, Тесей позднее взял в жены при содействии Девкалиона дочь Миноя Файдру. (С 1.17) Когда уже праздновалась свадьба Файдры, амазонка, бывшая его первой женой, сопровождаемая вооруженными амазонками, напала на пирующих с целью перебить всех. Но пирующие быстро заперли двери и убили ее. Некоторые сообщают, что она во время схватки пала от руки Тесея.

Ипполит и Файдра
(ЭС 1.18) Файдра же, родив Тесею двух сыновей, Акаманта и Демофонта, влюбилась в сына амазонки Ипполита и предложила ему сойтись с ней. Но Ипполит, ненавидевший всех женщин, уклонился от этого. Тогда Файдра, боясь, как бы он не рассказал обо всем своему отцу, выломала двери своего брачного покоя и порвала на себе одежду, после чего ложно обвинила Ипполита в попытке совершить над ней насилие.
(ЭС 1.19) Тесей поверил в это и взмолился Посейдону, чтобы бог погубил Ипполита. Когда Ипполит ехал на колеснице и проезжал вдоль морского побережья, Посейдон выслал из пучины тура. Перепуганные кони разбили колесницу, а запутавшегося в вожжах Ипполита потащили по земле, и он погиб. После того как тайна страсти Файдры была раскрыта, она повесилась.

Тесей и Пиритой
(З 1.21) Тесей был союзником Пиритоя, когда он вступил в сражение с кентаврами. Пиритой, справляя свадьбу с Ипподамеей, пригласил на пир кентавров, как родственников невесты. Не привыкшие к вину кентавры быстро опьянели, напившись от жадности сверх меры, и, когда привезли невесту, они попытались совершить над ней насилие. Но Пиритой вместе с Тесеем вооружились и вступили в битву с кентаврами, Тесей перебил многих из них.

Похищение Елены. Нисхождение Тесея с Пиритоем в царство Аида
(Э 1.23) Вступив с Пиритоем в сговор о том, чтобы жениться на дочерях Дия, Тесей с помощью Пиритоя похитил для себя из Спарты Елену, когда той было двенадцать лет. А для того, чтобы сосватать Пиритою Персефону, Тесей спустился в царство Аида.
Но Диоскуры, действуя вместе с лакедемонянами и аркадянами, захватили Афидны и вернули обратно Елену. Вместе с Еленой они увели в плен Айтру, дачь Питтея. Демофонт и Акамант спаслись бегствам. Диоскуры также вернули Менестея и передали ему власть над афинянами.
(Э 1.24) Тесей же, прибыв с Пиритоем в царство Аида, был обманут. Аид, как будто намереваясь угостить, пригласил их сесть на трон Леты, и они к нему приросли. Их удерживали своими кольцами обвившиеся вокруг них драконы. Пиритой остался там привязанным навечно, Тесея же вывел на землю Геракл и отослал его в Афины.
Оттуда ан был изгнан Менестеем и прибыл к Люкамеду, который убил его, столкнув в пропасть.