Атлантиды

Плеяды
(3.10.1) В Кюллене, что в Аркадии, у Атланта и дочери Океана Плейоны родились семь дочерей, которых прозвали Плеядами: Алкюона, Меропа, Келайно, Электра, Стеропа, Таигета и Майя.

Смертные женихи Плеяд и их потомки
(3.10.1) Из них на Стеропе женился Ойномай.
(Э 2. 4) У Ойномая, воцарившегося в Писе, была дочь Ипподамея. И то ли он сам был влюблен в нее, как говорят некоторые, то ли получил пророчество, в котором ему предсказывалась смерть от руки того, кто женится на его дочери. Но никто не брал ее в жены. Отец Ипподамеи не мог убедить ее сойтись с ним, женихов же он всех убивал.
(Э 2. 5) Обладая оружием и конями, которые были подарены ему Ареем, Ойномай устраивал состязания для женихов. Победивший в этих состязаниях получал право жениться на Ипподамии. Жених должен был посадить Ипподамию на свою колесницу и мчаться с ней до Коринфского перешейка. Ойномай же преследовал его вооруженный, и если настигал жениха, то убивал на месте. Тот, кого он не смог бы настигнуть, мог жениться на Ипподамии. Поступая таким образом, Ойномай убил многих женихов (некоторые указывают, что их была двенадцать). Головы убитых Ойномай отрубал и прибивал гвоздями к (стенам) своего дворца.
(Э 2.6) Прибыл и Пелоп, чтобы посвататься к Ипподамее. Пораженная его красотой, Ипподамея влюбилась в него и уговорила Миртила, сына Гермея, помочь Пелопу. Миртил же был возничим Ойномая. (Э 2.7) Любя Ипподамею и желая ей угодить, Миртил не укрепил ступицы колес чеками, и это стало причиной злосчастья Ойнамая. Кони потащили его, запутавшегося в вожжах, и он погиб. Согласно другим сведениям, его убил сам Пелоп. Умирающий Ойномай, поняв предательский поступок Миртила, проклял его, пожелав и ему погибнуть от руки Пелопа.
(Э 2.8) Так Пелоп получил Ипподамею. Проезжая в одном месте вместе с Миртилом, который его сопровождал в этом путешествии, Пелоп отлучился, чтобы принести воды супруге, испытывавшей жажду. В этот момент Миртил попытался овладеть Ипподамеей. Пелоп узнал от Ипподамеи о поступке Миртила и сбросил Миртила у мыса Гереста в море. Это море было названо по имени Миртила Миртойским. Падая, Миртил проклял весь род Пелопа.
(Э 2.9) После этого Пелоп прибыл к Океану и был там очищен Гефестом от скверны убийства. Оттуда он вернулся в Пису, которая находится в Элиде, и унаследовал царский престол Ойномая. Он покорил страну, которая ранее именовалась Апией и Пеласгиотидой, назвав ее по своему имени Пелопоннесом.
(Э 2.10) Сыновьями Пелопа (и Ипподамеи) были Питтей, Атрей, Фиест и другие.
(Э 2.10) Женой Атрея была Аэропа, дочь Катрея, которая вступила в любовную связь с Фиестом. Атрей некогда дал обет принести в жертву Артемиде лучшую овцу, которая родится в его стадах. Но, как говорят, произошло так, что в его стадах родился золотой ягненок, и Атрей стал уклоняться от выполнения обета. (Э 2. 11) Атрей задушил этого ягненка, спрятал в ларец и там его хранил. Этого ягненка Аэропа подарила совратившему ее Фиесту.
Так как оракул предсказал жителям Микен, что они должны избрать себе в цари потомка Пелопа, они послали за Атреем и Фиестом. Когда речь зашла о царской власти, Фиест объявил народу, что царская власть достанется тому, кто обладает золотым ягненком. Атрей согласился на это условие, и тогда Фиест, показав ягненка, воцарился в Микенах.
(Э 2.12) Но Зевс послал Гермея к Атрею и приказал договориться с Фиестом о том, что царская власть достанется Атрею в том случае, если Гелиос совершит свой путь в обратном направлении. Фиест согласился, и тогда Гелиос превратил Восток в Запад. Так божество показало нечестие Фиеста. Атрей занял царский престол и изгнал Фиеста.
(Э 2.13) Позднее Атрей узнал о прелюбодеянии и послал вестника к Фиесту, притворно объясняясь в дружбе и призывая его прийти и помириться с ним. Когда же Фиест прибыл, Атрей убил его сыновей от наяды - Аглая, Каллилеонта и Орхомена, несмотря на то, что они искали защиты у алтаря Дия. Разрубив их тела на части, Атрей сварил мясо и подал Фиесту, скрыв конечности. После того как Фиест насытился, Атрей показал ему эти конечности и изгнал из своей страны.
(Э 2.14) Фиест, перебирая все способы отомстить Атрею, вопросил об этом оракул. Тот ответил, что мщение осуществится тогда, когда он породит сына, сойдясь с собственной дочерью. Фиест исполнил это и произвел на свет Айгиста. Когда Айгист вырос и узнал, что он сын Фиеста, он убил Атрея и вернул Фиесту царство.
(Ц 2.15) Кормилица, взяв Агамемнона и Менелая, прибыла к Полифиду, царствовавшему в Сикюоне, который в свою очередь отослал их к айтолийцу Ойнею. Вскоре после этого Тюндарей вернул их обратно на родину. Они заставили Фиеста, прибегнувшего к защите алтаря Геры, принести клятву и изгнали его в Киферию, где он и поселился. Оба они стали зятьями Тюндарея, женившись на его дочерях: Агамемнон - на Клютаймнестре, убив ее первого мужа Тантала, сына Фиеста, вместе с ребенком. Менелай же получил в жены Елену.
(С 2.16) Агамемнон воцарился в Микенах и женился на дочери Тюндарея Клютаймнестре, убив ее первого мужа Тантала, бывшего сыном Фиеста, вместе с ребенком. У Агамемнона родился сын Орест и дочери Хрисофемида, Электра и Ифигения. Менелай женился на Елене и стал править Спартой, ибо Тюндарей уступил ему царскую власть.

(3.10.1) А на Меропе женился Сизиф.
(2.3.1) Беллерофонт, сын Главка и внук Сизифа, нечаянно убив своего брата Делиада (или же, как говорят некоторые, Пирена, а другие - Алкимена), пришел к Пройту, дабы очиститься от скверны. Стенебоя воспылала к нему любовной страстью и прислала предложение относительно соитья. Когда же тот отверг ее, она заявила Пройту, что Беллерофонт присылал ей предложение относительно прелюбодеяния. Пройт же, поверив, передал ему (Беллерофонту) доставить письма Иобату, в которых было написано убить Беллерофонта.

Убийство Химайры
(2.3.1) Иобат, прочитав письмо, распорядился, чтобы он убил Химайру, рассчитывая, что он будет уничтожен этим зверем. Ибо его нелегко было взять не только одному (человеку), но даже множеству (людей). Он имел впереди бюст льва, сзади - хвост дракона, а среднюю третью (часть) - голову козы, из которой изрыгал огонь. Ибо его природа имела силу трех зверей. Химайра опустошала страну и губила скот. Говорят, что этот зверь был вскормлен Амисодаром, о чем упоминает и Гомер, а рожден он был от Тифона и Эхидны, как о том сообщает Гесиод. (2.3.2) Итак, Беллерофонт, сев верхом на того самого Пегаса, который был рожден крылатым Медусой от Посейдона, и, поднявшись ввысь, оттуда поразил Химайру стрелой из лука.

Сражение с солимами
(2.3.2) После этого подвига (Иобат) дал ему распоряжение сразиться с солимами.

Единоборство с амазонками
(2.3.2) А когда Беллерофонт совершил и этот (подвиг), он повелел ему вступить в единоборство с амазонками.

Победа над юными ликийцами
(2.3.2) Когда же он и этих перебил, (Иобат) созвал тех из ликийцев, которые казались тогда отличающимися самым юным возрастом, и распорядился убить (Беллерофонта) из засады.

Беллерофонт - преемник ликийского царя
(2.3.2) Но, когда Беллерофонт перебил и всех этих, удивленный его силой Иобат показал ему письмена и упросил его остаться при его (дворе). Отдав за него свою дочь Филоною, умирая, он оставил ему (Беллерофонту) свое царство.

Потомки Плеяд и Посейдона
(3.10.1) С двумя из (дочерей Атланта) сошелся Посейдон. Первой из них была Келайно, у которой родился Люк, поселенный Посейдоном на Островах Блаженных. Второй же - Алкюона, родившая дочь Айтусу, которая родила Аполлону Элевтера, и двух сыновей, Ириея и Иперенора. У Ириея и нимфы Клонии родились Нюктей и Люк. У Нюктея и Полюксо родилась Антиопа. У Антиопы же и Дия родились Зет и Амфион.

Потомки Дия и Плеяд
(3.10.1) С остальными дочерьми Атланта сошелся Зевс.
Гермес
(3.10.2) Майя, которая была старшей (из дочерей Атланта), сошлась с Дием и родила Гермеса в пещере горы Кюллены. Он, уложенный в первых пеленках в плетеную колыбель, высвободился из них и отправился в Пиерию. Там он украл коров, которых пас Аполлон. А чтобы не быть уличенным в краже по их следам, Гермес обул подошвы им на ноги и пригнал их в Пилос, а остальных скрыл в пещере. Принеся в жертву двух коров, он пригвоздил их шкуры к скалам, а мясо частью сварил и съел, а остальное сжег.
После этого он быстро возвратился в Кюллену. Перед пещерой он нашел пасущуюся черепаху. Очистив ее, он натянул на полость панциря сухожилия коров, принесенных им до этого в жертву, и изготовил лиру. Он изобрел также и плектр.
Аполлон же в поисках своих коров прибыл в Пилос и стал расспрашивать местных жителей. Те отвечали ему, что видели проходившего мальчика, но они не могут сказать, куда он ушел, так как невозможно найти и следа.
Аполлон же при помощи искусства гадания определил вора, пришел в Кюллену к Майе и обвинил Гермеса (в краже). Но она показала ему Гермеса в пеленках. Тогда Аполлон отнес его к Дию и стал требовать обратно своих коров. Когда Зевс приказал Гермесу отдать (похищенное), тот отпирался. Но, не убедив, он привел Аполлона в Пилос и отдал коров. Услыхав (звуки) лиры, Аполлон отдал тех коров в обмен на лиру.
Гермес, выпасая коров, играл на свирели, которую сам изготовил. Аполлон, желая заполучить и сирингу, предложил Гермесу в обмен золотой жезл, который он приобрел ранее, когда сам пас коров. Тот же пожелал и жезл получить за сирингу и еще научиться искусству гадания. Тогда Аполлон отдал ему жезл и научил еще Гермеса искусству гадать при помощи камешков. Зевс назначил Гермеса своим вестником и вестником подземных богов.
Потмки Дия и Таигеты
(3.10.3) Таигета же родила от Дия Лакедаймона, по имени которого и страна называется Лакедемоном. От Лакедаймона же и Спарты, дочери Эврота (который сам был сыном автохтона Лелега и наяды Клеохареи), родились Амикл и Эвридика, на которой женился Акрисий.
У Амикла и Диомеды, дочери Лапита (родились сыновья) Кинорт и Иакинт. О последнем рассказывают, что он был любимцем Аполлона, который нечаянно убил его диском во время метания.
Сыном Кинорта был Периер, который женился на дочери Персея Горгофоне, как сообщает Стесихор, и породил Тиндарея, Икария, Афарея и Левкиппа.
От Афарея же и Арены, дочери Ойбала, родились Линкей, Идас и Пейс. Согласно многим (писателям), Идас был сыном Посейдона. Линкей отличался остротой зрения, так что мог даже видеть предметы, находящиеся под землей.
У Левкиппа родились дочери Илаира и Фойба, похитив которых, Диоскуры сделали своими женами.

Рождение Асклепия, сына Аполлона
(3.10.3) Но, кроме них родилась еще и Арсиноя, с которой сошелся Аполлон, и она родила от него Асклепия.
Некоторые же говорят, что Асклепий родился не у Арсинои, дочери Левкиппа, а у Корониды, дочери Флегия, в Фессалии. Они повествуют, что Аполлон влюбился в нее и с ней сошелся. Но она против воли отца предпочла сожительство с Исхием, братом Кайнея.
Аполлон проклял ворона, оповестившего его, и окрасил в черный цвет его, прежде белое, оперение. Саму же (Корониду) он убил. Когда ее тело сжигали на костре, Аполлон выхватил свое дитя из огня и принес его к кентавру Хирону. У него (Асклепий) был воспитан и обучен искусству целительства и звероловству.
Став опытным целителем и изрядно поупражнявшись в этом искусстве, Асклепий не только спасал некоторых от смерти, но и воскрешал уже умерших. Ибо он получил от богини Афины кровь, вытекшую из вен Горгоны, и использовал ту кровь, которая вытекла из левых (вен), людям на погибель, ту же, что из правых, для спасения людей. Посредством этой же крови он воскрешал мертвых.
[Я обнаружил имена некоторых из тех, кого он воскресил: (это) Капаней и Ликург, как сообщает Стесихор в "Эрифиле"; Ипполит, о котором упоминает составитель "Навпактики"; Тиндарей, как говорит Паниассид; Именай, о котором сообщают орфики; Главк, сын Миноя, как утверждает Мелесагор].
(3.10.4) Зевс, испугавшись, как бы люди не стали спасать друг друга, позаимствовав у Асклепия искусство ухода за больными, и поразил его своим перуном.
Гнев Аполлона и его служение Адмету
(3.10.4) Разгневанный этим Аполлон перебил киклопов, выковавших Дию перун. За это Зевс намеревался ввергнуть его в Тартар, но, уступая мольбам Лето, приказал Аполлону прослужить год у смертного человека. Тогда Аполлон отправился в Феры к Адмету, сыну Ферета, и, находясь у него в услужении, пас стада. Аполлон сделал так, чтобы все коровы приносили по два теленка.

Потомки Ойбала
(3.10.4) Существуют авторы, которые утверждают, что Афарей и Левкипп были сыновьями Периера, сына Айола. А Ойбал родился от Периера, сына Кюнорта. У Ойбала и нимфы-наяды Батеи родились Иппокоонт, Тиндарей и Икарий.
(3.10.5) У Иппокоонта родились сыновья Дориклей, Скай, Энарофор, Эвтих, Букол, Ликайт, Тебр, Иппотой, Эврит, Иппокорист, Алкиной и Алкон. С помощью этих сыновей Иппокоонт изгнал из Лакедемона Икария и Тиндарея. Последние бежали к Тестию и стали его союзниками в войне, которую он вел с соседями.
Тиндарей женился на дочери Тестия Леде. Затем, после того как Геракл убил Иппокоонта и его сыновей, они вернулись обратно, и Тиндарей принял царскую власть.
(3.10.6) У Икария и нимфы-наяды Перибои родились Тоант, Дамасипп, Имевсим, Алет, Перилей и дочь Пенелопа, на которой женился Одиссей.

Потомки Тиндарея и Леды
(3.10.6) У Тиндарея же и Леды родились Тимандра, на которой женился Эхем, и Клитаймнестра, на которой женился Агамемнон, и еще Филоноя, которую Артемида сделала бессмертной.

Дети Леды
(3.10.7) С Ледой же сошелся Зевс, уподобившись лебедю. И Тиндарей разделил с ней ложе в ту же самую ночь. От Дия родились Полидевк и Елена, от Тиндарея же - Кастор и Клитаймнестра.

Кастор и Полюдевк
(3.11.2) Из сыновей, которых родила Леда, Кастор упражнялся в военном деле, Полидевк же - в кулачном бою. За мужество они оба были прозваны юнцами Дия (Диоскурами).
Когда они пожелали взять в жены дочерей Левкиппа, они, похитив их из Мессены, женились на них. У Полидевка и Фойбы родился Мнесилей, у Кастора же и Илаиры - Аногон.
Угнав из Аркадии вместе с сыновьями Афарея Идасом и Линкеем стадо коров, они поручили Идасу поделить добычу. Идас рассек корову на четыре части и сказал, что тот, кто первым съест свою долю, получит половину стада, а кто вторым - остаток. Идас сам опередил всех, съев и свою долю, и долю своего брата. После этого он вместе с братом угнал стадо в Мессену. Но Диоскуры выступили в поход против Мессены и не только отобрали то стадо, но угнали и много другой добычи.
Против Идаса и Линкея (Диоскуры) устроили засаду. Однако Линкей, увидев Кастора, сообщил Идасу, и он того убил. Полидевк напал на них и убил Линкея, метнув в него копье. Но, наступая на Идаса, был поражен брошенным им камнем в голову и упал замертво. За это Зевс поразил Идаса перуном, а Полидевка вознес на небеса.
Так как Полидевк отказывался от бессмертия, пока Кастор оставался мертвым, Зевс даровал им обоим право быть через день и среди богов, и среди умерших. После того как Диоскуры стали из смертных богами, Тиндарей послал за Менелаем в Спарту и передал ему царскую власть.

Чудесное рождение Елены
(3.10.7) Некоторые говорят, что Елена была дочерью Немесиды и Дия. Стараясь избежать соития с Дием, Немесида превратилась в гусыню. Но Зевс, обернувшись лебедем, все же сошелся с ней. От этого соития она снесла яйцо. Обнаружив это яйцо в роще, некий пастух принес и отдал его Леде. Она положила его в ларец и сберегла. Когда в надлежащее время из него родилась Елена, Леда воспитала ее как свою дочь.

Похищение Елены Тесеем
(3.10.7) Став девушкой, Елена отличалась необыкновенной красотой. Ее похитил Тесей и привез в Афидны.
(Э 1.23) Вступив с Пиритоем в сговор о том, чтобы жениться на дочерях Дия, Тесей с помощью Пиритоя похитил для себя из Спарты Елену, когда той было двенадцать лет. А для того, чтобы сосватать Пиритою Персефону, Тесей спустился в царство Аида. Но Диоскуры, действуя вместе с лакедемонянами и аркадянами, захватили Афидны и вернули обратно Елену. Вместе с Еленой они увели в плен Айтру, дачь Питтея. Демофонт и Акамант спаслись бегствам. Диаскуры также вернули Менестея и передали ему власть над афинянами. (Э 1.24) Тесей же, прибыв с Пиритоем в царство Аида, был обманут. Аид, как будто намереваясь угостить, пригласил их сесть на трон Леты, и они к нему приросли. Их удерживали своими кольцами обвившиеся вокруг них драконы. Пиритой остался там привязанным навечно, Тесея же вывел на землю Геракл и отослал его в Афины. Оттуда ан был изгнан Менестеем и прибыл к Люкамеду, который убил его, столкнув в пропасть.
(3.10.7) Но Кастор и Полидевк, отправившись в поход в то самое время, когда Тесей был в царстве Аида, взяли этот город и забрали Елену, а мать Тесея Айтру увели с собой пленницей.

Сватовство царей к Елене
(3.10.8) Царствующие мужи Эллады прибыли в Спарту, домогаясь брака с Еленой. Вот сватавшие (Елену): Одиссей, сын Лаэрта; Диомед, сын Тидея; Антилох, сын Нестора; Агапенор, сын Анкая; Стенел, сын Капанея; Амфимах, сын Ктеата; Талпий, сын Эврита; Мегет, сын Филея; Амфилох, сын Амфиарая; Менестей, сын Петея; Схедий и Эпистроф, сыновья Ифита; Поликсен, сын Агастена; Пенелей, сын Иппалкима; Леит, сын Алектора; Аянт, сын Оилея; Аскалаф и Иалмен, сыновья Арея; Элефенор, сын Халкодонта; Эвмел, сын Адмета; Полипойт, сын Пиритоя; Леонтей, сын Корона; Подалирий и Махаон, сыновья Асклепия; Филоктет, сын Поянта; Эврипил, сын Эваймона; Протесилай, сын Ификла; Менелай, сын Атрея; Аянт и Тевкр, сыновья Теламона; Патрокл, сын Менойтия.
Видя, что женихов столь много, Тиндарей испугался, как бы ни подняли мятеж остальные женихи после того, как выбор будет сделан в пользу одного из них. Но Одиссей пообещал в случае, если ему будет оказана помощь в его сватовстве к Пенелопе, найти способ, чтобы не случилось никакого восстания. Когда Тиндарей дал обещание оказать ему такую помощь, Одиссей предложил ему заставить всех женихов поклясться в том, что они выступят на помощь, если избранный жених подвергнется какойлибо опасности в связи с бракосочетанием. Выслушав это, Тиндарей заставил всех женихов принести такую клятву и избрал в мужья (Елены) Менелая. У Икария же он сосватал Пенелопу для Одиссея.

Дети Елены и Менелая

(3.11.1) У Менелая и Елены родились Эрмиона и, как сообщают некоторые, Никострат. От рабыни же Пиериды, родом из Айтолиды, (Акусилай называет ее Тереидой) у него родился сын Мегапент. От нимфы Кноссии, согласно Эвмелу, у него родился Ксенодам.