Театр

    Теа́тр
  •          (греч. θέατρον, лат. theatrum).
  •     I. Греческий Т.
  •          Древнегреческий Т. не только предназначался для драматических представлении — трагедий, сатирических драм и комедий, но первоначально служил местом проведения всех торжеств, относившихся к культу Диониса, в особенности для постановки дионисовых хоров (дифирамбов). Из этих хоров со временем развились трагедия и комедия, поэтому при постройке большого каменного Т. в Афинах учитывалось то, чтобы в нем можно было давать драматические представления в соответствии с тогдашним уровнем развития драматического искусства. Вследствие такого двоякого назначения греческого Т., он по виду и устройству во многом был не похож на подобные постройки нашего времени. Первоначальное назначение Т. объясняет чрезвычайное обилие их как в самой Греции, так и в ее колониях. Многие города имели обширные и великолепные Т., хотя о драматических представлениях в них не упоминается ни единым словом. В Греции первый каменный Т. был возведен в Афинах; он послужил образцом всем последующим Т., как в отношении общего плана постройки, так и в расположении отдельных частей. Этот Т. стоял в Афинах на юго-восточном склоне акрополя, в Ленейском округе, где находился храм Диониса. Постройка Т. началась в 70 ол., после того как обрушились деревянные подмостки и места, которыми до тех пор пользовалась публика. По преданию, он был достроен и украшен лишь в 110 ол., когда афинскими финансами заведовал Ликург. Неизвестно, кто составлял план Т. и строил его; развалины его были найдены в 1862 г. при раскопках.
  •          В архитектурном отношении здание греческого Т. состояло из трех главных частей:
  •          1) места для зрителей, собственно θέατρον;
  •          2) сценического здания, сцены;
  •          3) пространства между этими двумя частями (конистра, или орхестра, см. рис. 1).
  •          

    Греческий театр (в разрезе). Α. — θέατρον. В. — ὀρχήατρα. σκηνή, d. — διαζώματα, praecinctiooes. с. — κερκίδες, cunei. f. — θυμέλη. g. — προσκήνιον. h. — περίακτοι. i. — παρασκήνια, k. — σκενή. l. — πάροδοι.

  •          По Витрувию, строительство начиналось следующим образом: на месте, предназначенном для постройки, описывали круг таких размеров, какие должны были занимать самые нижние места для зрителей. В этот круг вписывали четырехугольник; сторона четырехугольника, находящаяся на месте, предназначенном для сцены, обозначала ближайший обращенный к зрителям край сцены. Параллельно с этой стороной касательно к окружности проводилась черта, обозначавшая заднюю стену сцены, которая, занимая таким образом узкий сегмент круга, получала незначительную глубину. Остальная площадь круга представляла орхестру, которую окружали места для зрителей, образовавшие концентрические круги, возвышавшиеся один за другим. Сохранившиеся до наших дней развалины Т. обычно находятся в таких местах, которые благоприятствовали устройству мест для зрителей. Как правило, для этого выбирались склоны холмов, где сиденья часто можно было высекать из цельной скалы. Количество мест было в разных местах различно, в зависимости от потребностей и численности населения; в афинском театре было ок. 30 тыс. мест, а в мегалополитанском — ок. 40 тыс.
  •          Отдельные части Т.:
  •          а) места для зрителей. Террасообразное расположение мест, вследствие которого они возвышались один ряд за другим все дальше и дальше отодвигающимися полукругами, способствовало тому, что зрители могли хорошо видеть и слышать все происходящее на сцене. В небольших театрах они составляли один ярус, в больших же были разделены на два или на три яруса одним или двумя широкими ходами, или «поясами», шедшими параллельно с сиденьями от одного конца полукруга до другого. Несколько лестниц, поднимавшихся лучеобразно от низших сидении к высшим и пересекавших в виде радиусов полукруги, дробили ярусы на несколько клинообразных отделений. Число этих лестниц согласовывалось с величиной Т. (в афинском Т. их было 14); однако в греческих Т., по-видимому, соблюдалось правило, чтобы число их было четным; в римских же оно всегда было нечетным. Это различие греческого и римского Т. дает возможность определять греческое или римское основание по существующим развалинам. Передняя половина места служила для сиденья; на задней же, несколько углубленной, помещались ноги выше сидящего. Крайние места у того и другого конца, т. н. рога (κέρατα), были ограждены невысокой стеной, заменявшей перила и спускавшейся вниз или косой линией, или такими же уступами, как сиденья. Форма сидений обычно была простой и образовывала прямой угол, но иногда, для красоты и удобства, сиденья были несколько выгнуты. Ширина их была почти вдвое больше высоты; так, в афинском Т. высота составляла 0,345 м, а ширина — 0,782 м, т. е. более чем вдвое больше высоты. На каменные сиденья иногда клали подушки. Проходов вокруг сидений было один или два; в последнем случае один лежал выше другого. Первый ряд сидений под ходом иногда имел каменные спинки. На стене хода, на высоте приблизительно в человеческий рост, судя по некоторым следам, обозначались названия клинообразных отделений. Верхний ряд мест часто был обнесен стеной, а существование крытой галереи подтверждают только развалины тиндарийского Т. в Сицилии. В настоящее время невозможно определить размещение в Т. отдельных классов зрителей, но, по всей вероятности, каждое сословие имело свои определенные места, хотя невозможно предполагать это для отдельных личностей. Первые ряды предназначались для судей, правительственных лиц, полководцев и жрецов, которые в Афинах, так же, как и в других городах, помещались не на простых сиденьях, а в мраморных креслах. В Афинах найдено 67 таких кресел, предназначавшихся для одного, двух или трех лиц. За ними рассаживались граждане, но неизвестно, по имущественному ли цензу или в каком-либо другом порядке. За гражданами, вероятно, сидели женщины, потом метеки, и на самом верху размещались рабы и гетеры. Иностранцы, следует полагать, сидели среди граждан, а может быть, и на особых почетных местах. Особую часть Т. составлял т. н. эфебикон, место для подростков, точное положение которого определить нельзя.
  •          б) Пространство между местами для зрителей и сценой на время драматических представлений предназначалось для хора трагедии или комедии. Пол здесь в древнейшие времена был лишь посыпан песком; впоследствии его вымащивали каменными плитами. Поэтому это место называлось конистра, или арена (arena), т. е. «песчаное место». Поскольку на конистре танцевали дифирамбические хоры, то в центре воздвигался жертвенник Диониса (фимела), и это пространство называлось также орхестра, т. е. «место плясок». Вероятно, около жертвенника для плясок хора настилали деревянный пол. Нельзя точно определить, стоял ли жертвенник, имевший крупные размеры и снабженный ступенями, постоянно в конистре, или его воздвигали только для торжеств в честь Диониса. Эту орхестру, помещавшуюся на 10—12 футов ниже сцены, не следует путать с тем местом, где располагался трагический или комический хор во время драматических представлений; для этого хора от сцены (лишь немного ниже ее) до жертвенника воздвигались деревянные подмостки, также называвшиеся орхестрой. На эту сценическую орхестру хор входил через те же два главных входа (пароды), которые, помещаясь справа и слева между местами для зрителей и сценой, предназначались для зрителей, которые должны были проходить к своим местам через конистру. На свое возвышение хор всходил по ступеням. Со сценой орхестра соединялась несколькими ступенями, по которым хор мог подниматься на сцену и оттуда возвращаться назад. В сценическом отношении орхестра представляла прямое продолжение сцены и составляла ее существенную часть. Ее нельзя было отделять от сцены занавесом, как, напр., в римском Т. Действительно, о занавесах на афинской сцене до нас не дошло никаких достоверных сведений. Точно так же нигде не упоминается о театральных машинах и приспособлениях, принадлежавших к орхестре, за исключением спуска и разметки, необходимых для постановки и передвижения хора. Так называемая «харонова лестница» представляет собой, вероятно, другое название спуска, не отличаясь существенно от него.
  •          в) Сцена. Этим названием иногда обозначали все театральное здание вообще или собственно сценическую стену с декорациями, редко — пространство, на котором стояли и действовали актеры. Последнее обычно называлось «проскений» (προσκήνιον) или «логейон» (λογείον), букв, «говорильня». К проскению с правой и с левой сторон примыкали две боковые пристройки, т. н. параскении (παρασκήνια). Эти пристройки, как и помещения за сценой (postscenium), предоставлялись актерам и хору и служили уборными, там же хранились машины, декорации и прочие театральные принадлежности. Дощатый пол проскения поддерживался стеной, площадь которой была обращена к зрителям и полностью открыта, когда перед сценой не была воздвигнута орхестра. Эта стена была украшена колоннами и статуями и называлась, как и все пустое пространство под сценой, гипоскением. Сцена, как уже было упомянуто, была очень длинной, но имела незначительную глубину и представляла, таким образом, удлиненный прямоугольник (см. рис. 1).
  •          Сценические декорации и машины. Доказано, что все театральные приспособления были очень просты и немногочисленны. Писание декораций (сценография) возникло еще в древнейшие времена. По словам Витрувия, во времена Эсхила декорации писал Агафарх, который заботился и об украшении сцены, соответствовавшем сюжетам пьес этого поэта. Задняя стена сцены, высоту которой нельзя определить даже приблизительно, имела три двери или выхода на проскений, через которые появлялись и уходили актеры. Декорация этой стены в трагедиях очень часто изображала какой-либо дворец. Из средней, т. н. «царской» двери появлялись цари и правители; боковые же двери были предоставлены для выхода из помещений женщин, гостей и др. Нередко декорации изображали какой-нибудь храм с другими постройками. Всегда, разумеется, была видна только лицевая сторона здания, а не его внутренняя часть. Упомянутые декорации были почти несменяемы, что обусловливалось содержанием многих пьес, так что древние грамматики и лексикографы о них говорят как об единственно употребительных. Однако во многих трагедиях, комедиях и сатирических драмах стена сцены должна была иметь другие декорации (напр., в «Прометее» Эсхила, «Филоктете» и «Аяксе» Софокла, в «Гекубе» и «Троянках» Еврипида и т. д.). Замечание о том, что средняя дверь предназначалась протагонисту, правая девтерагонисту, а левая тритагонисту, относится, вероятно, к немногим пьесам и не согласуется с ролями большинства сохранившихся пьес. Без сомнения, отдельные случаи тут возведены в закон.
  •          Кроме этих трех дверей, в числе сценических приспособлений нужно упомянуть о периактах (περίακτοι), при помощи которых на сцене происходила перемена декораций. Эти периакты состояли из трех стенок, соединенных в равносторонний треугольник, и могли вращаться вокруг стержня, вделанного в пол в центре треугольника. Между периактами и стеной сцены с обеих их сторон оставался пустой промежуток, через который входили и выходили актеры. В афинском Т., построенном на южной стороне акрополя, появление актера с правой стороны сцены означало приход из деревни или с чужбины, появление с левой стороны — прибытие из города. Помещения и комнаты за сценой были крытые, все же остальные части Т. не имели крыш. В случае внезапного дождя или ненастной погоды зрители искали защиты или в крытой галерее позади Т., или в портиках ближайших храмов и других построек.
  •          О разных театральных механизмах неизвестно почти ничего, кроме их названий, среди которых часто упоминается «эккиклема» (ἐκκύκλημα) и «эксотра» (ἐξώστρα). Первая представляла собой передвижную машину на колесиках, вторая — выдвижной балкон, помещавшийся в одном из верхних этажей декораций. Обе машины предназначались для того, чтобы показывать зрителям то, что произошло внутри дома или дворца.
  •          Под общим названием «механа» (μηχανή) чаще всего подразумевалась машина, на которой появлялись с высоты боги; она особенно часто применялась в пьесах Еврипида. Отсюда произошла известная поговорка deus ex machina («бог из машины»). Теологием (θεολογείον, сцена богов) называлось еще одно приспособление для появления богов с высоты, которое помещалось, вероятно, в верхней части стены сцены. Под ἐώρημα и γερανός нужно подразумевать машины для метания. Существовали также механизмы для имитации молнии и грома. К машинам принадлежали дистегия (διστεγία), вероятно, двухэтажное здание, с верхнего этажа которого смотрели на то, что происходило внизу, и фрикторион (φρυκτώριον), нечто вроде сторожевой башни, которая применялась, напр., в 1-й сцене «Агамемнона» Эсхила. Вся механическая часть, согласно характеру древней драмы, применялась очень редко и принадлежала больше ко времени Эсхила и древней комедии, общей чертой которой была фантастичность. Последующие поэты, придерживаясь в большей степени сюжетов обыденной жизни, менее нуждались в подобных чрезвычайных средствах для произведения эффекта. Только древние комики, согласно духу своего богатого фантазией жанра, вынуждены были прибегать к искусственным средствам и расширять их новыми изобретениями. Кроме этого, упоминаются ἤχεια, звуковые рефлекторы, способствовавшие распространению голоса актера по всему пространству огромного здания.
  •          Когда афинский Т. бывал полон, в нем свободно помещалось от 20 до 30 тыс. зрителей. Считалось, что доступ в театр не был закрыт для женщин, но им разрешалось присутствовать, по крайней мере, в древние времена, только на трагедиях, а не на комедиях. Известно, что женщины сидели отдельно от мужчин. Мальчики допускались в театр без всякого затруднения, но сомнительно, было ли терпимо присутствие рабов. Вход был платным, но Перикл обеспечил менее зажиточным гражданам бесплатный доступ в театр (см. Теорикон). Так как представления начинались с раннего утра, то публика ела и пила прямо в театре, зрители приходили и уходили, когда кто хотел. Во время представлений не всегда соблюдалась тишина и громко высказывалось одобрение или порицание. Иногда публика громко выражала свое нерасположение даже отдельным нелюбимым личностям, находившимся среди зрителей. От актеров требовали хорошей дикции, правильного и ясного произношения и строго взыскивали за любую погрешность. Порицание выражалось свистом и топотом; одобрение — рукоплесканием и громкими приветствиями. Особенно понравившиеся места пьесы заставляли повторять криками αὖθις (da capo, bis). При трагедиях, вероятно, держались спокойнее, серьезнее и приличнее, чем при комедиях, во время представления которых громкий смех и всякие шалости были самыми обыкновенными явлениями. Отсутствие крыш над Т. было большим неудобством для публики. Поэтому зрители защищались от солнца шляпами с большими полями (πέταστος), а от дождя — плащами.
  •     II. Римский Т.
  •          по своему устройству в общем был похож на греческий. Возведение настоящих Т. в Риме началось в конце Республики и начале Империи. До этого времени просто устраивали сцену на деревянных возвышенных подмостках, вокруг которых толпился народ, наблюдавший за представлением стоя. Цензоры Валерий Мессала и Кассий Лонгин ок. 154 г. до н. э. решили построить первый Т. с местами для зрителей, но уже начатая постройка по предложению Публия Корнелия Назики была снесена. Только после разрушения Карфагена, когда Луций Муммий при помощи греческих актеров начал ставить греческие драмы, римляне начали перенимать театральные порядки греков и устраивать места для зрителей. Но все постройки обычно сооружались на скорую руку и сносились по окончании представлений. В 55 г. до н. э. Гней Помпей построил первый постоянный Т. на 40 тыс. мест. С этих пор и до времен Августа Т. постоянно расширялись и сцена все более и более украшалась. Цензоры и особенно эдилы очень любили строить Т. Так, эдил Эмилий Скавр воздвиг в 52 г. до н. э. театр на 80 тыс. мест, украшенный, согласно преданию, более чем 3 тыс. статуй. Рассказывали, что Курион при похоронах своего отца построил два Т., которые можно было поворачивать и составлять из них амфитеатр. Особенно превозносят Т. Марцелла, Помпея и Корнелия Бальба.
  •          Устройство римского Т. несколько отличалось от греческого. В круг вписывали равносторонний треугольник. Ближайшая к предназначенному для сцены месту сторона треугольника означала заднюю стену сцены. Параллельно с этой стороной через центр круга проводилась линия, которой определялся передний край сцены и начало орхестры. Остальная площадь полукруга составляла орхестру, которая в римском Т. была гораздо меньше греческой, между тем как сцена была глубже. Римский Т., так же как и греческий, состоял из трех частей:
  •          а) мест для зрителей (cavea), составлявших один или несколько ярусов. От греческого θέατρον римская cavea отличалась тем, что охватывала лишь половину лежавшего в основании крута, тогда как θέατρον продолжалось еще за полукруг с обеих сторон. Сиденья так же разделялись на клинообразные отделения лестницами, число которых всегда было нечетным. Средняя лестница вела прямо к центру круга. Позади последних мест и над ними шла крытая галерея, крыша которой была одинаковой высоты со сценой. К крыше над галереей прикрепляли канаты, при помощи которых можно было над всей cavea протягивать ковры для защиты зрителей от солнца. Все эти приспособления ясно видны у Т. в Помпеях. Для зрителей предназначалась и вторая часть Т.
  •          б) орхестра. Так как в римских драмах не было хора, то не было и надобности в орхестре в греческом значении этого слова. У римлян в orchestra находились места для сенаторов. На основании закона Росция о театрах (lex Roscia theatralis) в 67 г. до н. э. всадники тоже получили свои почетные места. Впоследствии также считалось почетным место впереди первого ряда сидений, вокруг orchestra. Эта площадка называлась «подиум» (podium) и была настолько широкой, что позволяла поставить несколько рядов кресел. Чтобы освежать воздух, всю cavea обрызгивали при помощи особых механизмов дождевой пылью из вина и воды, смешанных с благовонным шафраном.
  •          в) Сцена (scaena). Длина сцены равнялась двум поперечникам орхестры и возвышалась над ней всего на 5 футов, чтобы сидящие в орхестре могли хорошо видеть представление. В задней стене сцены находилось три двери, причем обе боковые вели из помещения для иностранцев или гостей (hospitalia). Задняя стена сцены обычно украшалась одним или несколькими рядами колонн, возвышавшихся один над другим; иногда украшение стен и сцены состояло из картин, мрамора и других предметов роскоши. В остальном устройство сцены не отличалось, вероятно, от греческого; то же самое можно сказать о декорациях и машинах, о которых не дошло до нас ни одного достоверного сведения. Лишь об одной машине (pegma) упоминается как об особенности римского Т. Но, как кажется, она предназначалась не столько для драматических пьес, сколько для других театральных представлений. Место, где выступали актеры (греческое «логеон») у римлян часто называлось «пульпит» (pulpitum).
  •          Особенность римского Т. составлял занавес (aulaeum), закрывавший сцену до начала представления. Этот занавес не поднимался, как у нас, а опускался вниз и в конце представления опять поднимался. За сценой была устроена крытая галерея, предназначавшаяся для укрытия зрителей в случае ненастной погоды. Этот портик в Т. Помпея занимал значительное пространство и шел вокруг площади, обсаженной деревьями, снабженной бассейном и украшенной статуями.
  •          Правом входа в Т. пользовались в Риме все граждане, даже женщины и дети; только рабы были лишены этого права. Платы за вход не полагалось, так как представления составляли подарок (munus) народу, но при входе нужно было предъявлять марку (tessera) с обозначением места по gradus (ряду) и cuneus (сектору). В первые времена никто не пользовался преимуществом относительно мест; впоследствии же сенаторам была предоставлена орхестра, а всадникам — первые 14 рядов мест за нею; отсюда выражение «in quattuordecim sedere» («в четырнадцати рядах сидеть»), означавшее «принадлежать ко всадникам». Римская публика любила театральные представления, и Т. всегда был полон. При появлении лиц, пользовавшихся расположением или нерасположением народа, публика громко выражала свое удовольствие и преданность или негодование и ненависть рукоплесканиями и криком или свистом и топотом. Актерам публика точно так же давала почувствовать свою любовь или нерасположение. Если пьеса не нравилась, то игре мешали шумом и гамом. Если публика требовала удаления актера, то это называлось eicere; revocare означало требовать повторения какого-нибудь места; explodere или exsibilare — ошикать или освистать. Из римских Т. лучше других сохранились небольшой Т. в Тускуле, в Orange (Arausio) в южной Франции, у которого сцена уцелела почти полностью, и в Аспенде в Малой Азии (см. рис. 3).
  •          Остается сказать несколько слов о возникшем у римлян амфитеатре. Amphitheatrum был овальным зданием, в котором происходили бои гладиаторов и травля зверей. В центре находилась овальная площадка для боев и игр, окруженная местами для зрителей, которые точно так же, как в театре, возвышались одно за другим в виде ступеней. Внешняя, или лицевая, сторона амфитеатра всегда представляла несколько ярусов сводов, устои которых украшались полуколоннами или пилястрами. Своды нижнего яруса составляли входы, ведшие к окружавшему все здание коридору, из которого по лестницам можно было подняться к отдельным рядам сидений. Овальная площадка, на которой происходили бои и травли, была утрамбована и посыпана песком и потому называлась area или arena. На арену вело извне несколько входов, через которые входили гладиаторы или впускались звери. Кругом этого места шла массивная стена со сводчатыми помещениями (caveae), предназначавшимися для зверей и для других целей. На этой стене стояли украшенные статуями перила для безопасности зрителей от зверей. Место за этими перилами называлось «подиум» (podium); здесь было устроено несколько возвышенное почетное сиденье для того, кто давал игры, впоследствии для императора с его блестящей свитой. За подиумом возвышались в виде ступеней места для зрителей, шедшие концентрическими кругами в 3 или 4 яруса, а на самом верху находилась открытая галерея. От дождя или солнца все здание было защищено огромным покрывалом (velum, velarium). Первый амфитеатр в Риме был устроен Гаем Скрибонием Курионом (см. выше). Этот подвижной Т. подал повод к постройке настоящего амфитеатра, который был воздвигнут Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. Он был деревянным, и по окончании зрелищ его ломали. По совету Августа Статилий Тавр построил первый каменный амфитеатр на Марсовом поле; после него Нерон опять построил деревянный амфитеатр. Самым замечательным из амфитеатров как столицы, так и провинциальных городов был амфитеатр Флавия (amphitheatrum Flavium). Веспасиан начал его строительство по окончании Иудейской войны, а Тит закончил его в 80 г. н. э. В нем было ок. 87 тыс. мест для зрителей, а в открытой галерее, кроме того, могло поместиться еще 20 тыс. чел. Развалины этого здания называются Колизеем. Вне Рима лучше других сохранились амфитеатры в Вероне, Капуе и особенно в Ниме (Nemausus) во Франции.