Зевс

    Зевс
  •          (греч. Ζεύς, Διός, от и.-е. *djeus, относящийся к небесному свету, дневной, лат. Jupiter), в греч. мифологии верховный бог, сын Кроноса и Реи (отсюда имена Кронион, Кронид, Сатурний), брат Посейдона, Аида, Гестии, Деметры и Геры, муж Геры. Это могущественнейший и высочайший из богов греческого народа, державный властитель мира, отец богов и людей. Низвергнув в союзе со своими братьями господство Кроноса и Титанов, он разделил с ними мир: Посейдон получил море, Аид — подземный мир, а З. — небо; земля же и Олимп были их общим достоянием. Как старший, сильнейший и умнейший (по Гесиоду, который говорит, что «совершенное следует за несовершенным», он младший), он имеет верховную власть над остальными: он царь богов. Его власть сильнее власти всех остальных богов вместе взятых; поэтому все его боялись и почитали. Впрочем, другие боги оспаривают у него власть: особенно часто сопротивляются ему его жена и сестра Гера, его брат Посейдон и его любимая дочь Афина. Считая, что они имеют равную с ним власть, эти боги старались силой и хитростью забрать ее в свои руки. Однако их старания остаются напрасными, и виновные получают тяжелое наказание. З. господствует на Олимпе — горе в Фессалии, вершина которой покрыта снегом и уходит в небеса, эфир и облака. Небо есть его настоящее местопребывание; он творит все небесные явления. Он бросает молнию, свое грозное оружие, производит гром, собирает и разгоняет облака, а когда он потрясает своей страшной эгидой (см. Эгида), то происходят бури и непогоды. Одновременно он же и успокаивает явления природы, дает ясный день и посылает попутный ветер. Наведение порядка в природе является обязанностью З.: он ведает переменой времен года, так как его прислужницы Горы — его дети от Фемиды. Он властвует над людьми подобно тому, как господствует над богами и природой. Судьба людей находится в его руках. В его чертогах стоят два сосуда: в одном сосуде находятся злые дары, в другом — добрые, и он разделяет их по своему усмотрению. Он взвешивает судьбу людей на золотых весах. Хотя З. часто отождествляется с роком, тем не менее против него выступает Мойра, как самостоятельная сила, которой он не может избегнуть (см. Мойра). Как властитель, повелевающий всем, он знает будущее и настоящее. Поэтому он бог всевозможных пророчеств (Паномфайос, Всевещий), бог голосов и звуков. Он возвещает о судьбе и о своей воле посредством всевозможных знамений, сновидений, молнии и грома, полета птиц и оракула. Аполлон есть только язык своего отца. Но этого всеведущего и всемудрого бога можно было обмануть и провести, он также находится во власти Аты (ослепления). Всякий порядок в жизни людей, законы и право идут от З. и находятся под его покровительством. Как царь богов (басилевс), он также является учредителем царского достоинства на земле. Он наблюдает за исполнением законов и за соблюдением клятвы, выступает покровителем народных собраний и совета; Фемида, Дика и Немезида — его союзницы. Подобно тому, как он охраняет государство, он охраняет семью и дом и имеет в середине каждого двора алтарь. Он оберегает права гостя, беглеца, просящего защиты, и все постановления законов, обычаев и религии. Таким изображается З. у Гомера и у писателей последующего времени. Все греки почитали и признавали его высочайшим национальным божеством. Самым блестящим праздником в его честь были общественные игры в Олимпии (3. Олимпийский), в которых принимали участие греки всех племен и земель. В отдельных местах сохранились древние сказания о З., носившие совершенно иной характер, чем в описаниях гомеровского и олимпийского З. Как бога природы и оракула, его с древнейших времен чтили на Додоне (эпитеты Додонский и Пеласгический). Его считали богом, посылавшим плодородие и пишу, господствовавшим в эфире и открывавшим свою волю посредством шума деревьев. Самым древним способом гадания было предсказание по шуму листвы священного дуба. Результаты гадания объясняли жрецы, которые никогда не мыли ног и спали на голой земле. В различные времена существовали и другие способы пророчеств: по шуму ключа, вытекавшего из-под корня дуба, по полету посвященных З. голубей, по звуку медных литавр, подвешенных на ветвях дерева, по жребию. С З., царившим в эфире, издавна вступает в связь богиня Гея, им оплодотворяемая и все питающая земля. Додонские жрицы (Пелеиды, «дикие голуби») пели ей песню: «Зевс был, есть и будет; о величайший бог Зевс! Земля дает плоды, поэтому называйте матерью Гею». Институт этих жриц возник, вероятно, одновременно со жрецами, с тех пор как к З. была присоединена Диона (см. Диона) как соучастница по храму. О происхождении Додонского оракула См. Эпир. Во времена пеласгов это был самый главный оракул, но с тех пор как у эллинских племен стал пользоваться особым уважением Дельфийский оракул, Додонский отошел на задний план, хотя всегда занимал довольно видное место и при важных обстоятельствах к нему нередко обращались за советом этолийцы, акарнаны и эпироты. Критский З. был богом природы, подобным додонскому З. Он родился на земле Крита в пещере горы Дикта тайно от Кроноса, так как его мать Рея боялась, что Кронос съест своего сына. Куреты и корибанты оберегали и воспитывали молодого бога (см. Рея Кибела). Дочери Мелиссея, нимфы Адраста и Ида, кормили его молоком козы Амалтеи и медом, который пчелы приносили с горы. Повзрослев и став сильным, З. вступил в борьбу с Кроносом и Титанами за владычество над миром. Так как З. родился на Крите, то там даже показывали его могилу. Его почитание на Крите носило оргиастичный характер: З. чествовали как бога природы, который вместе с природой сам расцветает и умирает. Отправляли культ жрецы З. — куреты (см. Рея Кибела), которые праздновали пробуждение природы. Такие празднества сопровождались ликованиями, громкой музыкой и танцами в полном вооружении; торжества, посвященные смерти, сопровождались трауром и воплями. Вероятно, в древние времена его представляли в виде быка, символа плодородия. Приняв облик быка, он похищает Европу, которая родила ему сыновей Миноса, Радаманта и Сарпедона. Аркадский З., культ которого установил Ликаон, сын Пеласга, имел жертвенник на самой высокой вершине Ликеона. Он имел черты, сходные с качествами критского З. Здесь, в одной из долин Ликеона, которая называлась Критом, он был воспитан нимфами. Этому З., как и критскому З. и З. Лафистию в Беотии и Фессалии, в древние времена приносили человеческие жертвы. О З. Египетском, Амоне, см. Аммон. При стремлении древних греков выводить корни своей религии из Египта сходство оракула Амона с оракулом додонского Зевса могло быть причиной смешения этих божеств. Как земное божество он назывался З. Трофоний (Кормилец, Воспитатель) и имел храм и оракула у Лебадеи (см. Лебадея). Дети З. от Геры — Арес, Гефест, Илифия и Геба; от Лето — Аполлон и Артемида. от Майи — Гермес; от Деметры — Персефона; от Дионы — Афродита; от Семелы — Дионис; от Фемиды — Горы и Мойры; от Эвриномы — Хариты; от Мнемозины — Музы. Афина ронялась из его собственной головы после того, как он проглотил свою первую жену — Метиду (Мудрость). Кроме того, от него произошли множество героев, самые замечательные из о которых: Геракл, сын Алкмены, Персей, сын Данаи, Кастор и Полидевк, сыновья Леды, Эак сын Эгины, Минос, сын Европы, Амфион и Зет сыновья Антиопы. З. посвящены были орел и скипетр, громовой молот и чаша, как знак его культа. Как покровительствующий состязаниям и дарующий победу, он носил в руке Нику. Из эпитетов его укажем еще на следующие: Аластор и Алистерий — мститель, Алексикакос — отвращающий несчастья, Элевтерий. Эфестий — покровитель дома, Гамелий и Зигий — покровитель брака, Генетлий — родоначальник, Эллений, Панэллений — ниспосылающий дождь, Гипатос, Гипсистос, Катарсий — очиститель, Катабатис — нисходящий сверху громовержец, Мелихий — милостивый, Морий — покровитель маслин, Никефор, Патроос. Фратрий — защитник фратрий, Фиксий — покровитель бегства, Полней — защитник города. Сотер, Стратий — защитник. Совершенный идеал З. воплотил Фидий в статуе этого бога в Олимпии. Сюжетом для статуи послужило одно место из «Илиады» Гомера. Эта статуя изображает З. как всемогущего властителя, всюду побеждающего и милостиво исполняющего просьбы людей. Бог восседает на троне, украшенном золотом и слоновой костью, высотой почти 50 футов, на пьедестале высотой 12 футов. Само тело было сделано из слоновой кости, а одежда, спускающаяся на бедра, — из золота. Характерные черты изваяния следующие: волосы, подымающиеся на середине лба и спадающие роскошными кудрями на обе стороны; лоб, вверху ясный и светлый, а внизу могущественно округленный; глубоко посаженные широко открытые глаза; тонкий, нежный абрис губ и щек, большая густая борода, широкая грудь и могучее телосложение без особо рельефной мускулатуры. Эта статуя служила образцом для многих последующих изображений З. Совершенно иной характер носит изображение З. с небольшой бородой и не столь энергичным выражением лица, равно как и головы З. с чертами, носящими на себе следы возбуждения, аффекта, знаменитого проблеска гнева и воинственности. Подобные изображения представляют его воинственным и карающим. Римский Юпитер полностью идентичен по имени (Jupiter, Iovis = Zeus Pater) и по значению с греческим Зевсом. Это небесный отец, властитель неба, от которого исходят все небесные явления (Fulminator — Громовержец, Tonitrualis — Мечущий громы, Pluvius — Ниспосылающий дождь, Serenator — Очиститель неба от туч, Lucetius — Светоносный, Diespiter). То место, в которое ударяла молния, считалось священным и освящалось понтификом. Понтифик собирал землю, на которую упала молния, и закапывал ее вместе с кремнем, символом молнии. Тихо читая молитву, он освящал место приношением в жертву двухгодовалой овцы (bidens, почему и место называлось bidental), воздвигал жертвенник и окружал этот участок оградой, чтобы никто не ходил по нему (puteal). Верили, что при помощи особых церемоний можно вызвать с неба молнию, поэтому Юпитер получил название Громовержец (Elicius). Будучи царем небесным, он был в то же время властителем и правителем всего мира. От него зависела судьба и отдельных лиц, и целых народов, и государств. Как высочайший и лучший (Optimus, Maximus), он был главным защитником Римского государства, которому он предназначил владеть миром. Юпитер был самым главным богом римской религии. На Капитолии, в самом сердце Римского государства, стояло его важнейшее святилище (Capitolinus). Здесь приносил ему жертву юноша, делавшийся полноправным гражданином, консул, вступивший в должность, полководец, выступивший в поход и возвращавшийся с триумфом. Самую лучшую добычу (spolia optima), доспехи, снятые с неприятельского предводителя, полководец посвящал Юпитеру, как Несущему победу или Подателю добычи (Jovi Feretrio). Так как Юпитер предводительствовал войсками в сражениях и даровал победы, то он назывался Imperator (Властитель), Victor (Победитель), Opitulator (Помощник), Stator (Останавливающий бегство). В честь этого высочайшего государственного бога в Риме праздновали Капитолийские и Большие игры; а на Албанском холме в честь Юпитера, как покровителя Латинского союза (I. Latialis или Latiaris), праздновались Латинские ферии (Feriae Latinae). Так как он управлял судьбами людей, то ему были посвящены самые важные дни года — иды каждого месяца. Его призывали на помощь при всяком более или менее важном предприятии. Земледелец устраивал в его честь праздник при посеве и жатве; сбор винограда начинался всеобщим праздником в честь Юпитера по всему Лациуму. Отношения и учреждения, освященные религией и обычаями, как, напр., брак, гостеприимство и международное право, находились под его покровительством. Подобно греческому Зевсу, он был богом пророчеств, который возвещал будущее посредством грома и молнии, сновидений, полета и голосов птиц, а также поведением птиц во время их кормления. После того как греческая мифология вошла в римскую религию, Юпитера начали считать сыном Сатурна и Опы (Ops), которые отождествлялись с Кроносом и Реей. Юнона и Минерва были связаны с ним как жена и дочь, вероятно, вследствие греческого влияния, ибо известно, что древнеиталийский Юпитер представлялся не имеющим семьи.