Эзоп

    Эзо́п
  •          (греч. Αἴσωπος, лат. Aesopus).
  •        1. Легендарный греческий баснописец; малочисленные древние сведения относительно обстоятельств его жизни послужили с сильной примесью вымысла материалом для биографии, приписывавшейся константинопольскому монаху Максиму Плануде и имеющей скорее характер романа. Э. стоит на границе мифического и исторического времени, называется современником Солона и Семи мудрецов, уроженцем Фракии или Фригии. Остальные подробности, напр., о господах, рабом которых он был, пока не вышел на волю, о пребывании его у лидийского царя Креза, о том, как Э., явившись в Дельфы послом Креза, был обвинен дельфийцами в святотатстве и сброшен со скалы Гиампейи, и, наконец, позднейшее сказание, будто это был уродливый шут,— скорее относятся к легендам. Э. можно считать не изобретателем содержания басни (см. Фабула), а только основателем и представителем басни, как особого жанра в греческой литературе. Его прозаические басни (Платон говорит, что Сократ, находясь в тюрьме, переложил некоторые из них в стихи), долго сохранявшиеся только в устном предании, воспроизводя характеры и типы действительности без всякой идеализации, служили выражением житейской, практической мудрости, смышлености и даже лукавства. Первое письменное собрание таких басен (μιφόι), или «Эзоповых рассказов» («Λόγοι Αἰσώπειοι»), было сделано Деметрием Фалерейским (300 г. до н. э.); во времена Северов появился обширный сборник Бабрия (см. Бабрий): здесь «Эзоповы басни» были пересказаны стихами-холиямбами; затем в различные времена и различными лицами холиямбические басни Бабрия опять перелагались в прозу, в которой, впрочем, часто сохранялись следы первоначальной стихотворной формы. Вследствие такой истории сборников басен их число, порядок, изложение в разных рукописях и изданиях весьма различны.
  •        2. Клодий Э. (Сlоdius Aesopus), знаменитый актер, современник и друг Цицерона, часто упоминающего о нем с величайшей похвалой. Э. художественно исполнял первые трагические роли, напр., Агамемнона, Эанта, Андромахи, и так же был велик в трагедии, как его современник Росций в комедии, о чем упоминает Гораций. Кроме того, судя по Цицерону («Об ораторе»), Э. играл и в комедии. Сам Помпей удостаивал его своей дружбы, а народ щедро вознаграждал, так что Э. оставил после себя значительное состояние. В последний раз он играл при освящении построенного Помпеем театра (65 г. до н. э.).