Тетралогия

    Тетрало́гия
  •          (греч. τετραλογία). Со времен Эсхила в Афинах установилось правил о,согласно которому во время трагических состязаний в праздники Диониса каждый состязающийся поэт предлагал 4 драмы. При Эсхиле эти 4 пьесы, представляемые одна за другой, состояли из 3 трагедий и одной сатирической драмы и все вместе назывались Т. Мы не имеем ни одной полной Т. из какой-либо эпохи аттической трагедии, и только от «Орестеи» Эсхила сохранились три трагедии: «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»; принадлежавшая к ним сатирическая драма «Протей» утеряна. Известны заглавия следующих Т.:
  •          Эсхила
  •          1) «Персидская Т.» («Финей», «Персы», «Главк», «Прометей»);
  •          2) «Ликургея» («Эдоняне», «Бассариды», «Юноши», «Ликург»);
  •          3) «Эдиподея» («Лай», «Эдип», «Семеро против Фив», «Сфинкс»).
  •          Одновременно с последней давалась Т. поэта Аристия, из которой известны заглавия трех пьес: «Персей», «Тантал» и «Борцы»; последняя была сатирической драмой, написанной Пратином и поставленной на сцене его сыном Аристием. Кроме того, упоминается Т. «Ликургея», без обозначения заглавий ее отдельных пьес.
  •          Из тетралогий Еврипида известны заглавия:
  •          1) «Алкестидская Т.» («Критянки», «Алкмеон в Псофиде», «Телеф», «Алкестида»);
  •          2) «Медийская Т.» («Медея», «Филоктет», «Диктий», «Жнецы»);
  •          3) «Троадская Т.» («Александр», «Паламед», «Троянки», «Сизиф»).
  •          При постановке этой Т. против Еврипида выступил Ксенокл с Т. «Эдип», «Ликаон», «Вакханки», «Атамант». Упоминалась также «Пандионида» Филокла, которая, по-видимому, была Т. наподобие Эсхиловых, хотя заглавия отдельных пьес неизвестны. К Т., судя по заглавию, принадлежит сочинение трагического поэта Мелета «Эдиподея». Из одного примечания к «Финикиянкам» Еврипида стало известно, что эта пьеса представлялась одновременно с «Эномаем» и «Хрисиппом». Заглавие четвертой пьесы этой Т. не сохранилось.
  •          Точно так же известны только заглавия трагедий, составлявших Т. Еврипида, поставленную после его смерти, а именно: «Ифигения в Авлиде», «Алкмеон в Коринфе» и «Вакханки». Можно почти с полной достоверностью утверждать, что всем трагическим дидаскалиям от Эсхила и вплоть до Еврипида была присуща тетралогическая форма.
  •          В истории трагедии от Эсхила, в первые годы ставившего на сцене и отдельные трагедии, и до Софокла произошли три постепенные перемены трагических дидаскалий.
  •        1. Расширение одной драмы в три большие трагедии, соединенные между собой общностью мифа, к которым присоединялась сатирическая драма; таковы были трилогии и Т. Эсхила.
  •        2. Уничтожение внутренней мифической связи трагедии и разделение цельного материала на три независимые одна от другой пьесы, за которыми следовала сатирическая драма или какая-нибудь другая пьеса, заменявшая ее. В обоих случаях представление было одинаковым: все 4 пьесы одной Т. шли без перерыва одна за другой.
  •        3. Уничтожение и прекращение порядка дидаскалий, благодаря чему отдельные драмы состязавшихся поэтов чередовались между собой (нововведение Софокла).
  •          Обычай представлять три трагедии одного поэта одну за другой развился, вероятно, из расширения одной драмы в трилогию, т. е. в три трагедии, имевшие между собой связь. Образчиком подобной трилогии служит «Орестея» Эсхила, состоявшая из «Агамемнона», «Хоэфор» и «Эвменид». Внутренняя связь сюжета, по-видимому, составляет отличительный признак трилогии, и к ней, как прежде к одной трагедии, присоединялась сатирическая драма, которая, составляя веселый конец представления, имела целью загладить мрачное впечатление от трагедии, не соответствовавшее обычному веселью дионисийских празднеств. Отсюда становится понятным, каким образом Еврипид пришел к мысли заменить сатирическую драму «Алкестидой» — пьесой с веселой, забавной развязкой, и очень вероятно, что это был не единственный пример подобной Т.