Рея Кибела

    Ре́я Кибе́ла
  •          (греч. Ῥέα Κυβέλη), в греч. мифологии дочь Урана и Геи, сестра Океана, Кея, Крея, Гипериона, Япета, Кроноса, Теи, Фемиды и Мнемозины, супруга Кроноса. Р. олицетворяет женский аспект астральной энергии планеты Сатурн. Она была великой Матерью богов (Magna mater), родоначальницей олимпийского семейства богов — Зевса, Гадеса, Посейдона (поэтому она и получила эпитет «Кобылья Мать» — Кибела), Гестии, Деметры, Геры; именно в этом отношении о ней упоминают Гомер и Гесиод. В Греции она имела второстепенное почитание, всегда упоминаясь в соединении со своими детьми. По преданию, К. родила Зевса в Элиде, в тени горы Олимп, или на острове Крит, на горе Дикте или Иде (или в Ликте), где и спрятала его от преследований Кроноса (см. Зевс). Вероятно, греческая Р. имела на Крите один из древнейших культов. Другим важнейшим местом почитания Р. была Геллеспонтская Фригия и Фригия в целом. Поскольку там издревле смешались азиатский и греческий культы, то греческая плодовитая Мать богов слилась здесь с азиатской Кибелой или Кибебой, Великой Матерью (культ которой, впрочем, был занесен в Азию потомками Дардана с о. Самофракия), почитаемой во многих местностях Малой Азии оргиями. Здесь Р. полностью отождествилась с этим представлением и сделалась мистическим, всепроизводящим божеством, плодовитой «кобыльей матерью», великой, распространяющей жизнь богиней, культ которой в Греции повсеместно получил азиатскую окраску. Постепенно она смешивалась с другими богинями подобного рода — с Геей, Деметрой-Левкиппой (которая также имела «лошадиную» ипостась), с фракийской Котисой или Бендидой и даже с египетской Исидой.
  •          Главные места культа. Азиатская Кибела особенно почиталась на Троадской Иде и в Галатии (Вел. Фригии), а именно в городе Пессинунт, где находилось ее старинное святилище и хранилась ее статуя, упавшая с неба. Здесь она носила имя Агдистис или Ангдистис. В преданиях ей противопоставлялось чудовищное двуполое существо Агдист или Ангдист, оспаривавшее у нее обладание ее любимцем Атисом (Аттис, Аттин, Attes). Этот Атис, сын Наны, дочери речного бога Сангария, был красивым юношей, любимцем и жрецом Кибелы. Он был жестоко убит, и скорбь по нему выражалась самым диким образом. В честь него и Кибелы в начале весны отмечали праздник, продолжавшийся несколько дней, во время которого при шумной музыке предавались чрезмерной скорби и бешеной радости, так что даже увечили сами себя. В других местностях место Атиса занимал отождествляемый с Дионисом Сабазий. Оскопленные жрецы Р. назывались галлами (γάλλοι, galli) и имели некоторую власть над страной. Над стоявшим за городом храмом возвышалась гора Диндим, от которой пессинунтская богиня получила имя Диндимены. Во Фригии эта богиня, почтение к которой выражали в шумном торжестве, была окружена корибантами, которые так же, как и ее жрецы (тоже называвшиеся корибантами), должны были сопровождать богиню через леса и горы, исполняя неистовые танцы под дикие крики и оглушительную музыку литавр, цимбал, рожков и флейт. В Троаде, где она почиталась на горе Иде как Идейская мать, ее спутниками были идейские дактилы (см. сл.). Кроме того, главными местами ее культа в Малой Азии были Кизик, гора Сгатил, Сарды, Комана в Понте и в Каппадокийской местности Катаонии, где она является под именем Эниона (Ἐνιώ). В Греции главным местом ее культа был остров Крит. Здесь ее спутниками были куреты, смешавшиеся впоследствии с азиатскими корибантами; по преданию, Рея передала им на сохранение своего ребенка Зевса. Чтобы Кронос не услышал крика мальчика, спрятанного в гроте Иды, они производили шум, ударяя копьями о щиты. Жрецы Реи и Идейского Зевса также назывались куретами и танцевали в честь богини и ее сына шумный танец с оружием (прилис или пирриха, см. сл.). Из местностей Греции, в которых почиталась Р. Кибела, стоит также назвать Фивы, где Пиндар воздвиг ей храм, Афины, Аркадию, Элиду, Спарту. Культ Р. издавна нашел сочувствие у фракийцев, и благодаря их влиянию в служение азиатской богине вошел элемент культа Диониса.
  •          В Риме культ Кибелы стал известен во времена Ганнибала, а точнее, в 204 г. до н. э. Именно в это время из Пессинунта в Рим перевезли изображение богини, грубо обтесанный камень, и построили ей храм на Палатинском холме. Ее праздник, Мегалезии (Megalesia, от Μεγάλη μήτηρ), отмечался за несколько дней до Цереалий женами патрициев, тогда как Цереалий принадлежали плебейским женщинам. Тем не менее оргиастическое азиатское служение всегда оставалось чуждым римлянам, и для него брали жрецами фригийских галлов. Галлы проходили по улицам Рима с пением, под аккомпанемент шумной фригийской музыки, и просили милостыню для своей богини. При Антонинах в Риме в честь Кибелы и Атиса начались Тавроболии (Taurobolia, приношение в жертву быков), приносимые вместе с жертвами баранов и коз, при которых жрец напитывал свою одежду кровью жертвенного быка. Они подражали крещению и имели смысл возрождения. В Греции оргиастические проявления культа Кибелы с их фиглярством в исполнении уродливых жрецов богини — метрагиртов — имели свой круг поклонников только среди низших классов населения.
  •          Р. Кибела имела множество прозвищ, в особенности по местам ее культа. На острове Крит она называлась Пандорой, затем именовалась Фригийской богиней или Фригийской Матерью (Phrygia mater), Идейской Матерью (mater Idaea), Берекинтией (Berecynthia, от названия горы во Фригии), Кимаей, Пессинунтией, Сипиленой и т. д.
  •          Ее священными животными были кобылицы и львы (львы тащат колесницу едущей через горы Матери богов, или она едет верхом на льве); из растений ей были посвящены дуб и пиния.
  •          Р. обычно изображали как матрону и властительницу, сидящую на престоле, с короной на голове в виде башни (turrigera, turrita verg.), из-под которой ниспадало покрывало, со львами по обеим сторонам ее трона.