Прометей

    Промете́й
  •          (греч. Προμηθεύς, предусмотрительный, осторожный), в греч. мифологии титан, сын Япета (см. сл.) и Климены (или Асии, Фемиды), брат Атланта, Менетия и Эпиметея («думающего после», «крепкого задним умом»). Гесиод в «Теогонии» рассказывает следующее: когда после победы над титанами Олимпийцы с Зевсом во главе собрались в Меконе (в Сикионе) и затеяли с людьми спор о том, что люди должны приносить богам в жертву, П., как представитель людей, возымел намерение обмануть Зевса и потягаться с ним в мудрости. Он рассек быка и спрятал мясо и внутренности в кожу животного, а сверху потом положил желудок, самую неважную часть, между тем как кости он сложил в другую кучу и прикрыл их жиром. Затем он предложил Зевсу выбирать, и тот, хотя и заметил хитрость противника, выбрал худшую часть, а именно кости. Разгневавшись на этот обман, Зевс отнял у людей огонь, но П. тайно похитил его с Олимпа в тростниковой палке и снова принес людям. Зевс, воспылав еще сильнейшим гневом, тотчас придумал бедствие для людей: он велел Гефесту создать из земли прекрасную девицу, которую Паллада Афина прелестно украсила, и привести ее к людям, на большое им горе и на беду. П. же в наказание за его проступок Зевс сковал, пробил ему грудь колом и приказал большому орлу ежедневно клевать его печень, которая каждую ночь вырастала заново. Наконец, Геракл убил орла и освободил П. по воле Зевса, который хотел, чтобы его сын еще более прославился этим подвигом. В «Трудах и Днях» Гесиод рассказывает тот же миф, но с некоторыми изменениями. Гефест сделал из земли и воды женщину и дал ей человеческий голос, силу и прекрасную девичью наружность; Афина вложила в нее способность к женским рукоделиям; Афродита дала прелесть и грацию; Гермес — смелость и искусство дурачить; так как все боги одарили ее, она и получила имя Пандора (всеодаренная). Гермес привел ее к Эпиметею, который, несмотря на предостережения своего брата П., позволил одурачить себя и принял ее. Тут-то и настал конец счастливой жизни людей: Пандора приподняла крышку с ларчика бедствий, оттуда вылетели все беды и распространились между людьми, и только одна обманчивая надежда оставалась в ларчике, когда Пандора быстро захлопнула крышку. В этом мифе П. является представителем мыслящего человеческого духа; последний с использованием огня приносит культуру и все бедствия жизни, удалившейся от невинного и мирного естественного состояния. Через женщину пришло в мир величайшее несчастье, смерть, потому что продолжение рода делает невозможным бессмертие индивидуума. П., забывший об ограниченности человеческой природы, захотел состязаться с богами и своевольно отнять их привилегии. Он должен был, скованный Зевсом, страдать и терпеть до тех пор, пока Геракл, человек, достигший бессмертия борьбой и терпеливым подчинением воле верховного бога, не убил терзавшего его орла и не спас его от страданий. Эсхил изложил сказание о П. в трех следующих одна за другой трагедиях — в «Приносящем огонь», «Скованном» и «Освобожденном П.», из которых сохранилась только средняя трагедия. Идеи, выступающие у Гесиода в неясных и запутанных чертах, он развил и изобразил в величественных очертаниях. Зевс, одержав победу над Титанами, в борьбе с которыми П., по совету своей матери Фемиды, стоял на его стороне, захотел ввести новый порядок и истребить существующий человеческий род, так как он был груб и звероподобен, для того чтобы сотворить лучший. Однако П., как друг людей, воспротивился ему: он принес им похищенный у Гефеста огонь и, обучив их различным искусствам (зодчеству, астрономии, письму, счету, мореходству, прорицанию, врачебной науке и т. д.), привел человечество к высшему образованию. Зевс оставил человеческий род, а П. за его противодействие наказал тем, что приказал Гефесту и его слугам, Кратосу и Бие (Крепости и Силе), приковать его к скале в дикой Скифии. Здесь П. открывает Океану и Океанидам, навещавшим его и советовавшим ему подчиниться верховной власти Зевса, что только он может спасти Зевса от опасности, которая угрожает его владычеству, сообщив ему одну тайну. Именно П. знал, что Зевс вместе с некоей богиней (Фетидой) произведет на свет сына, который свергнет его с престола. Чтобы выведать эту тайну, Зевс посылает к П. Гермеса; но, так как тот не хочет открыть ее до тех пор, пока Зевс не освободит его от оков и не даст ему удовлетворение за причиненную обиду, Зевс поражает его молнией, и он низвергается вместе со скалой в пропасть. Этим трагедия оканчивается. Содержание следующей пьесы, «Освобожденный П.», было следующим: после долгого промежутка времени П., прикованный к скале, вновь возвращается на свет, и ежедневно его клюет орел. Это продолжается до тех пор, пока кентавр Хирон, страдающий от неизлечимой раны, нанесенной ядовитой стрелой Геракла, не соглашается добровольно отказаться от своего бессмертия и пойти за него на смерть. Теперь Геракл, с согласия Зевса, убивает стрелой орла и расковывает П., который перед своим освобождением от оков раскрывает тайну. Здесь П. противопоставлен верховному премудрому мироправителю Зевсу как упорный защитник людей, обладающий светской мудростью. Его дары, которые он доставляет людям и которые он считает самыми высшими, являются исключительно земными благами, имеющими целью земное благосостояние; высшие же нравственные блага человечества, источником которых служит сам Зевс, ему неизвестны, и он не может их дать. Полагаясь на обыкновенное благоразумие и силу человеческого духа, он не хочет подчиняться божественной воле Зевса и потому должен страдать, пока не отказывается от своего упорства.
  •          По преданию, П. в сообществе с Афиной сотворил людей из земли (или из воды и земли) либо до, либо после Девкалионова потопа. Своему сыну Девкалиону, которого он имел от Гесионы, Аксиофеи, Пандоры или Климены (Геродот называет его женой Асию), он перед потопом дал совет построить корабль для своего спасения. В Афинах П. почитался наравне с Гефестом и Афиной, с которой он многообразно связан. В его честь в Академии было воздвигнуто капище, где проводилось празднество Прометеи с факельным бегом (см. Лампадедромии).