Полибий

    Поли́бий
  •          (греч. Πολύβιος).
  •        1. П. из Мегалополиса, сын влиятельного стратега Ликорта, старинного друга Филопемена, род. ок. 200 г. до н. э. О его юности известно мало. Но все его исторические сочинения показывают, что П. получил практическое образование, чему немало способствовало его время и политические обстоятельства, в которых он принимал непосредственное и деятельное участие. В школе Филопемена и своего отца П. получил подготовку, необходимую для государственного деятеля и полководца, и только тогда приступил к сочинению истории, когда обогатился приобретенными на этих должностях сведениями и опытом. Ратуя за свободу и самостоятельность Ахейского союза, он в войне римлян с Персеем советовал держаться строгого нейтралитета, но совершенно верно предвидел опасность бездействия после падения Персея; взгляд этот находил все более и более приверженцев. В это время П. достиг звания гиппарха — высшей должности после стратега. Когда после поражения Персея верх среди ахейцев одержала римская партия, П. должен был возвратиться к частной жизни. Заподозренный римлянами, он был взят в числе 1 тыс. знатных ахейцев, которые в 166 г. были отправлены в Рим и в качестве заложников содержались там 17 лет. В Риме началась новая эпоха его жизни. П. изучил римское государственное устройство. Благоустроенный сравнительно с духом партий в его отечестве государственный порядок, знакомство и дружба с лучшими римлянами того времени, его практический склад ума, более присущий римскому, нежели греческому, национальному характеру, окончательно примирили его с Римом. В доме Эмилия Павла, сыновей которого он первоначально воспитывал, П. находил наилучший прием и скоро сделался другом и советником Сципиона Эмилиана. По ходатайству последнего он в 150 г. вместе с прочими ахейцами был возвращен в свое отечество. Но уже в следующем году П. сопровождал Сципиона в Африке. Пока последний осаждал Карфаген, П. осуществил морское путешествие, во время которого исследовал северное и западное прибрежья Африки. Он возвратился из этой экспедиции еще до завоевания Карфагена и своими советами помогал Сципиону. Во время войны ахейцев с римлянами, окончившейся разрушением Коринфа и обращением Ахайи в римскую провинцию, П. поспешил из Африки в Грецию и прибыл в Коринф как раз после его разрушения; здесь он стал усердно хлопотать о том, чтобы отвратить от своего отечества неминуемую погибель. И действительно, ему удалось совершить немало добрых дел. Некоторые города П. сохранил от разграбления, многих жителей спас от рабства и уговорил Муммия возвратить статуи Арата и Филопемена, которые были уже увезены из Греции. Лучшим доказательством уважения и доверия к нему римлян служит данное ему тогда поручение объехать отдельные города, уладить споры и приучить греков к новому порядку вещей. Это трудное поручение он исполнил к обоюдному удовольствию, так что во многих городах его благодарили почестями и статуями. Подножие одной такой статуи, воздвигнутой ему элидцами в Олимпии, было найдено в 1877 г. С этого времени П. в основном занимался подготовкой своего исторического сочинения, для чего он очень часто предпринимал путешествия. По окончании этого труда П. возвратился в Грецию, где в 122 г. до н. э. скончался 82 лет от роду от падения с лошади.
  •          Из 40 книг «Всемирной истории» П. полностью уцелело только 5, остальные же сохранились в очень отрывочном виде. Это была всеобщая история, которая ограничивалась пределами ойкумены (orbis terrarum римлян). Этот труд представляет собой историю возрастания римского могущества в продолжение 53 лет, с 220 по 168 г. до н. э. Начиная со 140-й олимпиады, т. е. с Союзнической войны в Элладе, он описывает Келесирийскую войну в Азии и Пуническую в Италии и оканчивает сочинение завоеванием Македонии. Его задачу составляло объяснение вопроса о том, как, когда и почему все известные тогда части земли попали под римское владычество, начало которого П. относит к 168 г. Все сочинение делится на три части:
  •          1) Начало римского владычества (кн. 1—2);
  •          2) Укрепление его с 220 по 168 г. (кн. 3—30);
  •          3) Система управления в Риме, реакция против римского владычества и его устранение, 168—146 гг. (кн. 31—40).
  •          Метод в его «Истории» — синхронистический рассказ; но поскольку в то же время П. подробно излагает причины и следствия каждого события, то его сочинение представляет вместе с тем первый образец прагматической истории. В этом отношении он сам называл свой труд «прагматической историей» или просто «прагматикой». Этим П. ввел новое обозначение, поскольку излагал исторические факты для государственного деятеля и дипломата и открывал ему взгляд на развитие событий. Он пишет, главным образом, для своих соотечественников, чтобы примирить последних с их печальной судьбой, но и римляне могут видеть здесь картину своего неодолимого могущества. Требуя от историка опытности в политике и наблюдения в качестве очевидца, П., однако, высоко ставит исследование источников, соединенное с необходимой критикой. Что касается достоверности его «Истории», то здесь следует отметить, что она, хотя и демонстрирует обширный опыт, здравое рассуждение и любовь к истине, все-таки написана человеком, который был сильно замешан в интересах Римского государства и Сципионов и занимал особое положение между римлянами и греками; поэтому его произведением следует пользоваться очень осмотрительно. Языку П. недостает благозвучия и гармонии, приятности и легкости изложения. Его часто грубый и однообразный стиль иногда не без оснований называют солдатским.
  •        2. П. из Мегалополя, под начальством Филопемена командовавший ахейцами в сражении при Мантинее в 207 г. до н. э.
  •        3. Вольноотпущенник Августа, завещание которого он прочел в сенате.
  •        4. Вольноотпущенник Клавдия, занимавшийся вместе с ним научным:: трудами. Козни Мессалины послужили причиной его смерти. О влиятельном положении П. свидетельствует сочинение Сенеки «Consolatio ad Polybium» («Утешительное слово к П.»).