Одежда

    Оде́жда
  •          (лат. vest is).
  •     I. Греческая О. была двух видов: ἐνδύματα (нижняя одежда, вроде рубашки) и ἐπιβλήματα или περιβλήματα (верхняя одежда, накидки). К верхней О. принадлежит хитон: дорический из шерсти, короткий, без рукавов; ионический несколько длиннее, льняной. Такой хитон до времен Перикла носили в Афинах. Хитон, который перепоясывали в талии поясом или лентой, имел или два рукава, или два рукавных отверстия, или один рукав, оставлявший свободными правую руку и часть груди. Хитон первого типа носили свободные люди, второго — рабы и рабочие. Рубашку стали носить только в позднейшие времена, поэтому т. н. хитониск — не рубашка, которую носили под хитоном, а скорее короткий хитон, между тем как хитонион женщин, по всей вероятности, был именно рубашкой. Поверх хитона носили эпиблему или периблему, иначе называвшиеся «гиматий» (плащ) — большой четырехугольный кусок материи, в который, следуя хорошему тону, закутывались с головы до пят. Его накидывали на левое плечо, придерживая рукой, затем тянули вправо через правое плечо или под правую руку и, наконец, опять перебрасывали через левое плечо. Гиматий доходил по крайней мере до колен; носить его короче считалось неприличным. В Спарте носили короткий плащ, т. н. трибон, который переняли подражатели спартанских нравов в других государствах (см. Лаконисты).
  •          В древние времена афинские мальчики носили только хитон; сделавшись эфебами, они надевали хламиду — разновидность плаща, который застегивали на правом плече или груди. Ниспадавшие концы назывались птерами (πτερά) или птеригами (крыльями). Хламиду чаще всего надевали при верховой езде или во время путешествия.
  •          В женской одежде следует также прежде всего обратить внимание на хитон, который был двух фасонов. Дорический представлял собой простую, не слишком длинную шерстяную рубашку, состоящую из двух кусков материи, которые до груди были сшиты, а верхние части, покрывавшие грудь и спину, застегивались на плечах. Ионический хитон был широкой, доходящей до ног льняной складчатой рубашкой с широкими рукавами, большей частью закрытыми и только иногда разрезанными вверху, начиная от плеча. Длинные концы, которые при застегивании дорического хитона ниспадали на спину и грудь, назывались диплойдами (διπλοίς, удвоенные). При ионическом хитоне с рукавами диплойд составляет особую часть одежды, которую надевали поверх хитона. Выпуклость, образующаяся на груди от ионического хитона, который обычно был длиннее тела и поэтому приподнимался и подтягивался с помощью пояса, называется «колпос» (κόλπος, пазуха). Пояс (ζώναον) следует отличать от митры — повязки, которой под хитоном подвязывали грудь. Верхнее платье женщин (ампехона, ἀμπεχόνη) похоже на гиматий мужчин. Название «пеплос в расхожем употреблении слова означает О. вообще. Под хитоном, если не всегда, то все-таки часто, носили тонкую рубашку (хитонион).
  •          Ткань для мужской О. была шерстяная, особенно с тех пор, как вышли из употребления льняные хитоны. В зимнее время надевали хлайну (χλαῖνα) — верхнее платье или гиматий из особо плотной материи. Зимой носили хитон из более плотной материи; летом же из более легкой. Феристрия, а также ледарий и хланис из тонкой мягкой шерсти были именно летними платьями.
  •          Кроме шерсти и полотна, женщины употребляли и другие ткани, в том числе биссос (виссон) — белую или желтую материю, изготовленную из растительных волокон и, по всей вероятности, из хлопчатой бумаги. Другим сортом материи были тонкие и прозрачные аморгины (ἀμόργινα) из особенно тонкого льна, растущего в Аморгосе. Шелк (μεταξά, σηρικά) вошел в употребление в Греции гораздо позже. Μέταξα означает, вероятно, сырой шелк — коконы, которые впервые стали разматывать на острове Кос; из нитей ткали т. н. бомбикины (βομβύκινα). Известны также косские прозрачные ткани. Меха употребляли весьма редко, но иногда встречаются хитоны из кожи (δέρμα). Наряду с белыми в широком ходу были пестрые материи, которые вошли в употребление с древних времен, как у мужчин, так в особенности у женщин (φαιά. темноцветные материи, πορφυρά, κροκικά). Особенно любили вотканные или вышитые узоры, напр. кайму по краям платья, по подолу или вороту, а также шедшую вертикально по обеим сторонам, где куски хитона сшивались, или же спереди. Подобными каймами отделывался также гиматий. Бахрома и кисти назывались «кроссы» и «тисаны» (κροσσοί, θύσανοι). Иногда встречаются разбросанно вотканные узоры, цветы и т. п., особенно на женском хитоне, а также платья с правильным рисунком, с продольными и поперечными полосками.
  •          Парадной одеждой, крой которой нельзя точно определить, была ксистия (ξυστίς); название это относилось не к фасону платья, а только к материи и украшению. Точно так же эфестрия (ἐφεστρίς) была платком или покрывалом, а не особым видом одежды.
  •          Дифтерой (διφθέρα) назывался хитон из шкурок или кожи для крестьян, особенно для пастухов; им можно было также накрыть голову. Вместо гиматия крестьяне носили сисиру (σισύρα) — толстое верхнее платье из косматых козьих шкур, наподобие тулупа.
  •          Шляпы и шапки надевали исключительно во время путешествия. Общее название для них — кина (κυνῆ) и пилос (πίλος). Петас (πέτασος), который обычно носили с хламидой, был фессалийского или македонского происхождения и имел особой формы поля. Первоначально македонская кавсия (καυσία) имела горизонтальные, круглые, часто весьма широкие поля. Шапки, особенно головные уборы моряков и ремесленников, как правило, были без козырька, часто с несколько выдающимся краем; изготовлялись они большей частью из войлока.
  •          Обувь носили только вне дома. Греки не считали неприличным дома или даже на улице ходить босиком. Входя в дом, они снимали обувь. В обуви следует различать подошву, башмак и сапог. Простые подошвы, которые подвязывались под ноги, назывались гиподематами (ὑποδήματα). Сандалии (σανδάλιον) имели ремень, шедший выше пальцев; ремень этот, постепенно расширяясь, образовал верхнее покрытие. Подошвы были из кожи, часто из нескольких слоев, иногда из пробки, и нередко снабжались разнообразными ремнями. Крепиды (κρηπίς) представляли разновидность ботинок, прикрывавших ногу спереди и прикреплявшихся ремнями сзади. Эмбады (ἐμβάδες) у мужчин были башмаками, которые носили простые люди, а также лаконисты. Изящнее были блавты (βλαῦται), ботинки или башмаки, которые прикреплялись ремнями у щиколоток. Эндромидами (ἐνδρομίδες) назывались сапоги, а карбатинами (καρβάτιναι) — кожаная обувь простолюдинов.
  •          Женщины, кроме сандалий, носили т. н. «персики» (περσικά), или котурны (κόθορνοι). Это был самый распространенный вид женской обуви. Изящнее были бавкиды (βαυκίδες). Рабыни носили тяжелые перибариды (περιβαρίς). Обычным материалом для обуви была кожа черного или натурального цвета.
  •     II. Римская О. Повседневная О. римлянина состояла в мирное время из 2 или 3 частей: туники (tunica interior и exterior) и тоги (toga). Туника надевалась на голое тело и представляла собой род рубашки, первоначально без рукавов, позже с рукавами, которые не доходили до локтя. Это была домашняя и рабочая О. римлянина. Как нижнее платье туника не должна была быть длиннее тоги (верхнего платья). Более длинные туники (tunicae tulares) считались неприличными для мужчин. Тунику подпоясывали под грудью с помощью пояса — cingulum (отсюда cingulo succinctus, подобранное платье), особенно во время охоты, работы и т. п. Встречаются также две туники: нижняя (interior), плотнее прилегавшая к телу, и верхняя (exterior). Первая называлась subucula, вторая — intusium, у Горация — просто tunica (некоторые считают intusium исключительно женской туникой). Изготовлялись туники из шерсти, позже из льна. Сенаторы носили тунику, называвшуюся tunica laticlavia, от широкой пурпуровой полосы (латиклавии), которая была воткана в тунику спереди и шла от шеи (или ворота) до пояса. Точно так же у всадников на тунике был angustus clavus (узкая полоса), состоявший из двух более узких пурпуровых полос. Широкую кайму на тунике (latus clavus) Август позволил носить также сыновьям сенаторов после достижения ими совершеннолетия. Поэтому среди военных трибунов стали отличать трибунов с широкой каймой, сыновей сенаторов (tribuni laticlavi), от остальных трибунов с узкой каймой (tribuni angusticlavi).
  •          Штанов (braccae) римляне не носили вплоть до позднейших времен Империи. Впрочем, для защиты от зимнего холода люди старые и слабые (напр. Август) закутывали голени и икры специальными повязками (fasciae, feminalia, cruralia). Носить особые набрюшники и галстуки считалось признаком изнеженности.
  •          Поверх туники надевали тогу (toga). Это было традиционное верхнее платье римского гражданина, отличавшее его от не граждан (оттого он назывался togatus, в отличие от одетых в короткий плащ простолюдинов — sagulatus: Romanos rerum dominos gentemque togatam). Поэтому изгнанники не имели права носить тогу. Первоначально не смели носить тогу и граждане, жившие вне Рима, хотя впоследствии это не соблюдалось. Тога представляла собой полукруглый кусок материи (имевший форму примерно лампового колпака в поперечном разрезе), левый конец которого был длиннее правого, а верхний край или ворот представлял довольно глубокую выемку. В выемку вставлялся второй кусок материи (sinus), наружный край которого образовывал неправильную кривую линию. Накидывали ее двояким образом, вначале просто, впоследствии широко и с более обильными складками. Сначала ее перебрасывали через левое плечо таким образом, что оно полностью закрывалось; затем тянули ее сзади через спину вперед, на грудь, и здесь, примерно в середине ее ширины, собирали в складки, так что верхняя часть ниспадала в виде sinus’a, а нижняя закрывала живот и голени. Таким образом из-под правого плеча или правой руки образовывалась косо шедшая поперек груди выпуклость со складками (umbro). Остальное затем перекидывалось через левое плечо и левую руку, которая поэтому была покрыта вдвойне. На концах часто были пришиты кисти или пуговицы для украшения или для того, чтобы своей тяжестью держать их в отвесном положении. Цвет тоги был белый (toga alba, albatus). Лица, домогавшиеся общественных должностей, надевали блестящую белую тогу (toga Candida), за что и назывались кандидатами (candidati). Обвиненные обычно старались публично вызвать к себе участие народа, поэтому они появлялись в довольно небрежной одежде и надевали грязную тогу (toga sordida). Высшие правительственные лица (magistrates) носили тогу, окаймленную пурпуровой полосой (toga praetextata). Впрочем, такую же тогу позволено было носить отрокам до достижения ими совершеннолетия, когда они надевали т. н. мужскую тогу (toga virilis). Женщинам разрешалось носить окаймленные или пестрые платья, так как они не принадлежали к составу граждан (civitas). Императорская тога отличалась цветом, она непременно была пурпуровой (toga purpurea), иногда вышитой золотом (toga picta). Пурпуровое платье носили также триумфаторы и председатели при процессиях на общественных играх; оно, возможно, употреблялось и при некоторых жертвоприношениях.
  •          Материя изготовлялась из шерсти, причем самой ценной была апульская и тарентинская, а также милетская и лаконская шерсть. Во времена Империи стали носить шелковые ткани, которые считались признаком расточительности; упоминаемые иногда sericae vestes (шелковые платья) были только полушелковыми материями. Vestes Соае называлось платье из весьма тонкой и прозрачной шелковой ткани, часто также, вероятно, из виссона, которое осуждалось как слишком роскошное и непристойное. Грязное платье отдавали чистить валяльщику (см. Валяльщик), который не только лощил свежие материи, сходившие с ткацкого станка, но и чистил ношеные платья с помощью особой травы (herba lanaria). Тога еще долго оставалась парадным платьем при императорском дворе и официальной одеждой чиновников и знатных граждан, хотя уже во времена Августа вошло в моду носить поверх тоги лацерну (lacerna), которую иногда даже надевали вместо тоги. Эта лацерна не была, подобно пенуле (paenula), закрытой О. (vestimentum clausum). Она представляла собой открытый легкий плащ, который обычно застегивали пряжкой (fibula) на правом плече, и служила скорее для украшения, хотя иногда использовалась для покрытия или защиты тоги. Для нее выбирали ценные материи и пестрые цвета, хотя и белые лацерны всегда считались весьма приличными. Зачастую для нее брали дважды крашенный пурпур (dibaphum), который был особенно дорог, так что стоимость лацерны могла доходить до 10 тыс. сестерциев. Август через эдилов велел запретить ношение лацерны в народных собраниях.
  •          Дорожной или зимней одеждой служила пенула (paenula) — длинный простой плащ без рукавов, из плотной и толстой материи или из кожи (paenula scortia), вероятно, с выемкой у шеи. Его накидывали на голову и таким образом закрывали все тело до колен. Обычно пенула (так же, как и лацерна) имела капюшон (cucullus), который надвигали на голову. Лена (laena) была разновидностью широкой накидки (duarum togarum instar); эндромий (endromis) представлял собой толстый платок или покрывало, который надевали после гимнастических упражнений для того, чтобы не простудиться. С этой же целью во время упражнений покрывали бедра легким передником (campestrе). Синтесис (synthesis) было легким и удобным широким платьем со складками, которое изготовлялось из материи более ярких цветов; его чаше всего носили на пирах, а также в праздник сатурналии; появляться в нем в другое время, как это делал Нерон, считалось бесстыдством, — Как головной убор упоминается македонская кавсия (causia) с широкими полями и фессалийский pileus, pileum, скорее шапка, чем шляпа. О petasus и galerus см. Галер, об apex см. Апекс.
  •          Днем обычно ходили с непокрытой головой (capite aperto), а Адриан не покрывал ничем головы даже во время своих путешествий. Калигула позволил надевать в театре pileus для защиты от солнечных лучей. Август даже в зимнее время защищал свою голову от солнечных лучей, покрывая ее петазом (petasus).
  •          Обувь у римлян была в большем употреблении, чем у греков. Дома носили сандалии (soleae), которые снимали за столом (demere и poscere soleas). При тоге носили башмак (calceus), который полностью покрывал ногу и имел один ремень, между тем как красный или белый башмак сенаторов имел 4 ремня (corrigiae) и покрывал ногу выше. На башмаке патрициев было изображение рога луны из слоновой кости или серебра (lunula). Муллей (mulleus), похожий на сенаторские калцеи (calceus senatirius), был обувью занимавших курульные должности. Во времена Империи вошли в моду пестрые или цветные башмаки, наподобие женских. Крепиды (crepidae), которые считают не римской обувью, были похожи на сандалии (soleae); неизвестно, имели ли они каблуки.
  •          Военной одеждой римлян был сагум (sagum) — шерстяной солдатский плащ, доходивший до колен, который носили поверх панциря и туники, приподнятой до колен. Он застегивался на плече пряжкой (fibula). Во времена крайней опасности, как, напр., в Союзническую войну, сагум надевали и носили даже в самом Риме (ut ad saga iretur diuque in eo habitu maneretur). Sagum полководца, который был несколько длиннее, назывался палудаментом (paludamentum); он был белого или пурпурового цвета (cum in proelium exeuntibus album aut purpureum dari soleret). Отправляясь на войну, полководец надевал его на Капитолии, а возвращаясь с войны, вступал в Рим только в тоге (togatus), за исключением того случая, когда он возвращался триумфатором.
  •          О солдатской обуви (caligae, осrеае) см. сл.; о головных уборах (galea, cassis) см. также Вооружение.
  •          Полное одеяние римской матроны тоже состояло из 3 частей: туники, столы (stola) и паллы (palla).
  •          Туника была довольно длинной и имела рукава только тогда, когда верхнее платье было без рукавов и она полностью покрывалась последним; она не сшивалась, а застегивалась пряжками, была длиннее тела и подпоясывалась под грудью с помощью пояса (cingulum), образуя обширную выпуклость со складками (иногда и мужчины подпоясывали тунику под грудью таким cingulum во время работы, охоты и т. п.). К подолу туники иногда пришивалась или прикалывалась фалбала (instita). Стола составляла отличительное платье римской матроны; ее не смели носить вольноотпущенницы и публичные женщины (meretrices), которые использовали вместо этого тогу. Палла надевалась только при выходе из дома; это было нарядное платье, которое можно было накинуть на голову так, что вся фигура покрывалась целиком. Матроны, кроме того, носили длинную вуаль (flammeum, ricinium).
  •          Образец одеяния матроны представляет статуя Скромности (Pudicitia) в Ватикане.
  •          В качестве женского головного убора встречается чепец или шапочка, которая называлась калавтика (calautica) или калватика (calvatiса) и ткалась из различного материала: золотых нитей, шелка, виссона, шерсти.
  •          Как особенно тонкая материя для О. иногда упоминается карбас (саrbasus) из тонкого испанского льна, нечто вроде тонкого плотного кембрика или батиста.
  •          Встречаются и упоминаются также перчатки — маники (maniсае), которые носили только для защиты от холода; иногда они на греческий манер называются хиротеками.
  •          О. рабов составляла более простая, узкая туника, называвшаяся эксомидой (exomis), которая высоко подпоясывалась или приподнималась, для того чтобы движения были более свободными. Она имела цвет натуральной шерсти, не обработанной валяльщиком, поэтому была не белой, как у свободных людей, а потемнее, серой (pullatus). На улице или в пути рабы носили поверх туники более грубую пенулу или лацерну. О тоге у рабов или столе и палле у рабынь не могло быть и речи. Прислуга за столом императоров и знатных римлян была одета в белое платье (albati). Под рабской О. (servilis habitus) иногда скрывались кутилы и беглецы.