Ксенофонт

    Ксенофо́нт
  •          (греч. Ξενοφών).
  •        1. Сын Фессала из Коринфа, олимпионик ок. 464 г. до н. э.
  •        2. Знаменитый греческий историк и писатель, сын Грилла из эрхейского дема в эгейской филе. Родился в Афинах, как полагают, между 430—425 гг. до н. э., по крайней мере в «Анабазисе» он причисляет себя к молодым людям. Он был одним из преданнейших учеников и друзей Сократа, современником Платона и Алкивиада. С Сократом его познакомил необычный случай: философ встретил его в тесном переулке, преградил ему палкой дорогу и спросил, где продаются такие-то и такие-то припасы. Получив ответ, он снова спросил: «Откуда берутся честные люди?» Когда К. затруднился с ответом, Сократ сказал: «Следуй за мной и узнаешь». С этого времени К. сделался преданным приверженцем и учеником Сократа. Приписываемое ему участие в сражении при Делии, без сомнения, относится к позднейшему времени. Нет также указаний и на то, чтобы он участвовал в Пелопоннесской войне: вероятно, он посвятил это время своему научному образованию. К. также обучался красноречию у софиста Продика, и Сократ, говорят, поощрял его желание стать историком. По окончании Пелопоннесской войны друг К. Проксен стал звать его в Сарды, чтобы представить его Киру Младшему. Поскольку положение дел в Афинах не нравилось К., он охотно последовал этому приглашению. Вскоре он завязал тесные отношения с Киром и участвовал в его походе против Артаксеркса Мнемона, не занимая при этом никакой военной должности. После сражения при Кунаксе он вместе с четырьмя стратегами руководил отступлением и при этом выказал столько ума, храбрости и неустрашимости, проявил такую мудрую уступчивость прочим полководцам, великодушно отрекшись от предложенного ему командования всем войском, что всегда будет занимать видное место в военной истории, хотя деятельность его не украшена славой одержанных побед. Когда войско добралось до Византия, К. склонил его поступить на службу к фракийскому царю Севту, который готовился к войне за возвращение отцовского престола. Когда это удалось, спартанцы, пославшие своего полководца Фиброна воевать против персидских сатрапов Тиссаферна и Фарнабаза, предложили К. присоединиться со всем войском к Фиброну. К. повел войско в Пергам и передал командование Фиброну. За участие в походе Кира Младшего и за передачу войска спартанцам афиняне наказали К. изгнанием. Это обстоятельство, вероятно, побудило его продолжить службу в войске, главное командование которым после Фиброна перешло к Деркиллиду Позже К. находился в Азии в войске спартанского царя Агесилая, с которым, благодаря продолжительным отношениям, он завязал самую тесную дружбу. Когда Агесилай был позван обратно, чтобы оказать помощь стесненному отечеству, К. сопровождал его и в 394 г. до н. э. сражался в битве при Коронее против фиванцев и афинян. Отсюда он отправился в Спарту и получил в подарок от спартанцев поместье при Скилле, недалеко от Олимпии, на землях, отнятых у элейцев. Здесь он предавался любимым занятиям: земледелию, охоте и коневодству, здесь же он написал большинство своих сочинений. Когда афиняне отказались от союза с фиванцами и потом заключили союз со Спартой, К. послал двух своих сыновей, Диодора и Грилла, сражаться за лакедемонян в рядах афинского вспомогательного войска. Диодор возвратился из похода невредимым, Грилл же пал в сражении при Мантинее. Весть о смерти сына К. получил в то время, когда приносил жертву. Он снял венок, который был надет на его голову; когда же ему сказали, что сын его погиб славной смертью, он снова надел венок и произнес знаменитые в древности слова: «Я знал, что родил смертного». Переход К. на сторону его отечества побудил афинян в 369 г. снять с него опалу по совету Эвбула. Но неизвестно, возвратился ли он в Афины после того, как был изгнан элейцами из Скилла. Умер он в Коринфе в 354 или 353 г. до н. э.
  •          К. нельзя причислить к самым выдающимся и разумным мужам древности, но, во всяком случае, его можно отнести к самым благородным из них. В нем воплотился греческий идеал человеческого совершенства: гармоничное развитие души и тела. Как ученик Сократа он до такой степени усвоил учение и образ действий своего учителя, что, передавая его слова, полностью отодвигает свою личность на задний план. У Сократа он приобрел благоразумие и практический взгляд на вещи: это замечается во всех его сочинениях. У Сократа же он научился благочестию и правилу обращаться к советам богов, которые всегда старался узнавать и исполнять с неукоснительной точностью. По своему практическому направлению он существенно расходится с идеальным воззрением Платона, однако предание о враждебных отношениях между обоими писателями — вымысел позднейшего времени.
  •          Сочинения Ксенофонта: «Меморабилии», или «Воспоминания о Сократе» («Memorabilia (Commentarii) Socratis»), «Ἀπομνημονεύματα Σωκράτους») в 4 книгах.
  •          «Апология Сократа», сочинение в защиту Сократа, не имеет большого значения и многими учеными считается подложной. В ней объясняется, почему Сократ предпочел лишиться жизни, чем умолять судей о пощаде.
  •          «Пир» («Συμπόοτον») рассказывает о том, как Сократ умел пользоваться временем, посвященным удовольствию, чтобы сообщать самые увлекательные мысли о красоте и любви. В этой книге Сократ ведет дружескую беседу в доме богача Каллия.
  •          «Домострой», или «Сочинение о домашнем хозяйстве» («Οἰκονομικός λόγος»), — представляет собой разговор об управлении хозяйством, особенно о земледелии, и главным из беседующих лиц является Сократ.
  •          Свои политические убеждения К. также получил и развил от Сократа, который, будучи космополитом, не мог примириться с действиями афинского демоса. Это недовольство народным управлением в Афинах передалось от Сократа К., который во время своего пребывания в Азии подружился с Киром и Агесилаем и здесь убедился, сколько добра при желании может сделать один человек с неограниченной властью. Поэтому монархия сделалась идеалом К., однако он четко отличает ее от тирании. В его «Гиероне», представляющем разговор Симонида с Гиероном, мы видим изображение всех страданий и лишений, присущих тирании, а также перечисление тех средств, при помощи которых правитель может обеспечить благоденствие своих подданных. Его политический роман «Воспитание Кира» («Киропедия», «Institutio Суri») в 8 книгах объясняет, каким образом правитель может соответствовать своему назначению, как он может сделаться не только завоевателем, но и отцом побежденных народов. В нем описывается воспитание и характер безукоризненного правителя по правилам Сократа на историческом, но идеализированном примере истории Кира Старшего.
  •          Исторические сочинения К. имеют характер летописей — они просто являются изображением замечательных исторических событий без руководящей идеи. Идея о божественном управлении человеческими делами, хотя местами она и проглядывает, — не основная идея его сочинений, и там, где она замечается, изложение редко бывает безукоризненно. «Греческая история» («Ἑλληνικά», «Historia Graeca») распадается на две части: первые две книги можно считать продолжением «Истории» Фукидида до конца Пелопоннесской войны, а остальная часть охватывает период от окончания войны до сражения при Мантинее. Нет оснований считать эти две части двумя отдельными сочинениями, хотя написаны они в разное время. У К. история является историей Спарты, а он сам выступает историком дорийцев и прославляет подвиги Агесилая, причем об Алкивиаде, Кононе, Тимофее, Ификрате, Пелопиде и Эпаминонде он или вовсе не упоминает, или говорит о них только вскользь.
  •          «Анабазис» («Κύρου Ἀνάβασις», «Expeditio Cyri») в 7 книгах представляет как бы соединительное звено между обеими частями «Греческой истории». В нем с детальными подробностями описывается отступление 10 тыс. греков из Азии. Сочинение это написано 18 и 20 лет спустя после изложенных в нем событий, очевидно, по заметкам, сделанным во время похода. Так как К. постоянно говорит о себе в третьем лице, то некоторые критики безосновательно приписывали это сочинение Фемистогену.
  •          Приложением к «Греческой истории» можно считать «Агесилая», панегирик умершему в 361 г. спартанскому царю Агесилаю, который содержит глубокую характеристику этого царя.
  •          Остальные сочинения К.: «Спартанское государственное устройство» и «Афинское государственное устройство», сочинение «О доходах», руководство для начальника конницы «О командовании конницей» и статьи «Об охоте» и «О верховой езде».
  •          Еще древние воздавали должную похвалу стилистическому искусству К., называя его «аттической пчелой» или «музой». Благозвучие речи, ясность, мягкость, гибкость и простота, лишенные ораторских прикрас, составляют отличительную черту его изложения, хотя с этим, впрочем, соединена некоторая сухость слога, недостаток объективности и выработанной художественной формы. Тщательнее других обработаны «Киропедия», «Домострой» и «Пир». Иногда поэтические или устарелые выражения и просторечные фразы искажают чистоту языка.
  •        3. К. из Коса, врач императора Клавдия, которого он отравил по наущению Агриппины.
  •        4. К. Эфесский, греч. писатель-эротик. Жил, вероятно, во II—III вв. н. э., но точных сведений о его жизни не имеется. Написал роман, прославляющий культ Исиды, озаглавленный «Эфесские рассказы», слог которого прост и ясен.
  •        5. Сын поэта Еврипида, в 429 г. в числе афинских военачальников участвовал в битве при Потидее.
  •        6. Ваятель и литейщик, который вместе с Кефисодотом изготовил для мегалополитян Зевса на троне, Артемиду Сотейру и изображение городской богини.