Закон

    Зако́н
  •          (греч. νόμος, лат. lex). В древнейший период истории греческих государств З. возникали не как нечто сотворенное и переменное, а как прочная власть, обязательная для государства, неизменяющаяся и не имеющая определенного источника. Царь, будучи представителем судебной власти, был вместе с тем и высшим излагателем З. В тех государствах, где после упразднения патриархальной власти новый государственный строй, возникший после периода внутреннего разложения и брожения, повел к необходимости создать новые З., чтобы соединить враждебные друг другу элементы, обычно законодательная деятельность поручалась какому-либо гражданину, пользовавшемуся всеобщим доверием. Так, в Эпизефирских Локрах по общему согласию всех граждан к созданию нового государственного строя был призван Залевк, в Катане — Харонд, в Лакедемоне — Ликург, в Афинах — Дракон и Солон (см. также Эсимнет). В то же время после того, как был установлен законный порядок общественной жизни, упразднение старых и введение новых З. было сопряжено с большими трудностями. Так, в демократических Афинах, по крайней мере до тех пор, пока произвол экклесии не заменил прежнюю любовь к З. и пока постановления народного собрания (псефисматы) не сменили З., по Солоновым З. законодательство не было делом экклесии. Последняя могла только на первом годичном собрании, посвященном ревизии законодательства, указать на недостатки существующих З. и предлагать изменения. Т. н. номофеты избирались из числа присяжных гелиастов. (О ведении дела номофетами, имевшем некоторое сходство с судопроизводством, см. Экклесия.) В римском законодательстве народное постановление, а в более широком смысле — писаное право в отличие от обычая, в самом обширном смысле — З. и норма вообще. В древнейшие времена З. были постановления куриатных комидий, вынесенные на основании предложений царя (см. Комиции, Куриатный закон и Царские законы). При Сервии Туллии законодательная власть почти полностью перешла к центуриатным комициям. Позднее З. назывались даже всенародные решения (plebiscita, см. Плебисцит). Законопроект выставлялся публично (promulgare) ответственным правительственным лицом (legis auctor или lator) за три нундины до комиций. Затем он обсуждался в комициях (которым обычно предшествовали народные собрания), где одна сторона выступала в пользу его принятия (suadere), а вторая против (dissuadere). Наконец после обычной формулы (rogatio) «Velitis jubeatis» («Постановляем») народ подавал голоса на дощечках, где U. R. означало uti rogas (изменить), а А. — antiquo (оставить в прежнем виде). Таким образом З. или принимался (accipere, jubеrе) или отвергался (vetare, non accipere, antiquare). Текст принятого З. вырезали на медной или каменной доске и выставляли на форуме или прикрепляли к стене храма (figere) вплоть до учреждения особых архивов (см. Табулярий). Каждый З. состоял из предисловия (рrоoemium), собственно З. (lex), разделявшегося на несколько пунктов, и из помещавшейся обычно в конце угрозы наказания за нарушение З., которое называлось санкцией (sanctio). Во времена Империи вместо З., издаваемых народом, стали издаваться императорские З., которые назывались декретами, рескриптами, предписаниями (edictamandata) и общим словом constitutiones (постановление).
  •          Законодательство (Legum latio). О развитии римского законодательства полнее всего сообщает экскурс у Тацита (аnn. 3. 26—28). По мнению последнего, первым римским законодателем был Сервий Туллий, его же предшественникам приписываются только отдельные распоряжения. Другие авторы приводят дословные цитаты из законов Ромула и его ближайших преемников. Такие З. называли leges regiae (царские З.), по мнению же Дионисия Галикарнасского, под этим словом следует подразумевать только сборник предписаний, касающихся сакрального права. Собрал их некто Папирий в последние времена царей (Ius Papirianum). Их толкователем был Граний Флакк, современник Цезаря («Liber ad Caesarem de indigitamentis scriptus»). Император Клавдий также ссылался еще на З. царя Тулла Гостилия. З. Сервия Туллия исходили из аристократического принципа, по которому политическое влияние гражданина возрастало прямо пропорционально его состоянию. За изгнанием царей последовало только несколько З. против несправедливых поползновений патрициев, которые все же покровительствовали свободе граждан и придали разумное направление борьбе обоих сословий. Наконец, З. XII таблиц, составленные децемвирами, положили прочное основание законодательной деятельности последующих времен. Отрывки этих З. известны нам только из разрозненных свидетельств позднейших авторов, особенно из книг Цицерона, Феста и Гая, иногда с обозначением таблицы. Тацит считал, что со времени этих XII таблиц начинается упадок римского законодательства (duodecim tabulae finis aequi iuris). З. Лициния Секстия (Leges Liciniae Sextiae) в 366 г. до н. э. закрепили за плебеями политическое равноправие с патрициями. Последовавшие за этим два столетия вследствие постоянных войн с внешними державами не благоприятствовали развитию законодательства. Законы Туллия были забыты, и под влиянием многих причин сформировался пролетариат, который рано или поздно должен был повести к падению Римского государства. Благонамеренные реформаторские попытки братьев Гракхов (134—121 гг. до н. э.), которым симпатизировали многие политические деятели, хотя и считали их утопистами, возбудили явную ненависть аристократии. Несомненно, что вследствие этих З. и З. Сатурнина и Друза, последователей Гракхов, демократия окрепла настолько, что привела к падению Республики и к учреждению единодержавия. Правда, Сулла своими реакционными мерами в 82 г. (см. Законы Корнелия) возобновил прежнее влияние аристократии, но тотчас после его смерти возникла оппозиция демократов. Борьба велась с переменным успехом. В законодательстве достигались только т. н. привилегии, которые приходилось постоянно возобновлять (in singulos homines latae quaestiones). Наконец в 52 г. Помпею было поручено навести порядок в администрации, однако сам он нисколько не соблюдал свои собственные З. Полное бесправие царствовало в последующие 24 года, во время соперничества и открытой борьбы Цезаря с Помпеем и агонии Республики. Все государственные святыни были попраны, право не существовало (non mos, non ius). И только после того, как единодержавная власть была сосредоточена в руках Августа, возвратились лучшие порядки. Август способствовал этому изданием З., которые согласовывались с новым государственным строем и с требованиями мира. Он сделал всех граждан блюстителями своих законов. Тотчас же образовалось особое сословие доносчиков (delatores), особенно с тех пор, как в 9 г. н. э. законом Папия Поппея за доносы были положены награды. Вскоре эти доносчики стали заниматься своим промыслом более для личной выгоды, чем для государственной пользы, и сделались истинным бичом всех семейств, пока наконец император Тиберий в 20 г. не учредил особую комиссию, состоящую из 15 граждан. Закон Папия Поппея (lex Papia Рорраеа), правда, не был упразднен, но все же были допущены значительные облегчения. Однако право выступать блюстителями З. в Римском государстве еще долго оставалось за гражданами. Несмотря на строгие наказания, доносчики не переводились. Затем постепенно единственной законодательницей сделалась воля императора, и истинный источник законодательства иссяк. Несмотря на это, Юстиниан (см. Юстиниан) заслужил благодарность всех последующих времен собранием постановлений римского права в «Corpus juris» и изданием 4-х книг постановлений (institutiones) (см. Юрисконсульты).