Гомер

    Гоме́р
  •          (греч. Ὅμηρος, лат. Homerus), легендарный древнегреческий поэт, стоявший у истоков греческой литературы. Достоверных сведений о времени жизни и судьбе Г. нет. Имеются только догадки и вымышленные рассказы из более позднего периода греческой истории, из которых историческое исследование может извлечь лишь незначительные и сомнительные выводы. Толкованием имени Г. занимались еще древние авторы. Эфор, опираясь на предание, толкует его как «слепой» (ὁ μῆ ὁρών). Исследователи более позднего времени полагали, что оно обозначает творца эпической композиции, составителя (ὁμοῦ — ἅρω). Некоторые видят в нем указание на тесно сплоченное сообщество певцов (ὅμηροι, товарищи), откуда, по их мнению, заимствуется название для мнимого родоначальника товарищества. Отождествляли также это имя с именем древнего фракийского певца Тамириса (Θάμυρις) и делали из Г. отвлеченное понятие. Большинство же исследователей, не признавая символического значения «заложника» или «поручителя», склоняется к тому, что Г. был реальной исторической личностью. Относительно века, в котором жил поэт, древние авторы существенно расходятся во мнениях. Кратет Пергамский утверждал, что он жил до переселения Гераклидов. Теопомп и Эвфорион говорили, что он жил 500 лет спустя после Троянской войны. Поэтому между самым ранним временем, к которому относят жизнь Г., и самым поздним находится промежуток не менее чем в 460 лет. Наиболее вероятен расчет Геродота, согласно которому Г. родился за 400 лет до его времени, следовательно, ок. 850 г. до н. э. Родина Г., как и его век, является предметом спора. Семь городов претендовали на право считать его своим гражданином. Эпиграмма у Геллия называет Смирну, Родос, Колофон, Саламин (на Кипре), Иос, Аргос и Афины, а вариации этой эпиграммы называют еще Киму, Хиос, Пилос и Итаку. Некоторые из этих городов считаются родиной Г. потому, что в них особенно процветала гомерическая поэзия; другие притязания основываются на связи колоний. Самые древние свидетельства указывают на ионический берег Малой Азии и на соседние острова, а именно на Смирну, Иос, Хиос и Колофон. Смирна была наиболее плодородной почвой для эпической поэзии, и на этой почве вполне мог появиться Г., которого можно считать ионийцем как по общему характеру, так и по отдельным чертам его поэм. Основная заслуга Г. состоит в том, что если до него поэты излагали в коротких песнях только небольшие фрагменты из великой области легенд и мифов, то он объединил в художественной композиции, соблюдая законы поэтического единства, большой законченный цикл сказаний. Цикл сказаний, из которого Г. почерпнул материалы для обеих своих больших поэм, «Илиады» и «Одиссеи»,— троянский. «Илиада» охватывает небольшой период времени, а именно 52 дня из 10 лет Троянской войны. Она описывает гнев Ахилла и его последствия до самой смерти Гектора. Ахилл, оскорбленный Агамемноном, похитившим у него рабыню Брисеиду, держится вдали от сражения, пока Гектор не убивает в сражении нежно любимого им друга Патрокла, которого Ахилл, тронутый несчастием своих соотечественников, послал в своем вооружении в бой вместе с мирмидонами. Это событие и есть центр поэмы, вокруг которого постепенно и с большим искусством сосредоточено все остальное. В начале поэмы мы знакомимся с причиной гнева. Затем следуют эпизоды битв, в которых поэт выдвигает на первый план отдельных главных героев, особенно в пятой песне — Диомеда. В это время разгневанный Ахилл остается в своей палатке. Но все усилия и храбрость героев оказываются тщетными, так что читатель с возрастающим нетерпением ожидает выступления на сцену Ахилла. Таким образом, сильный герой является величественным даже в своем уединении. Наконец, он отказывается от вражды к ахейцам, превращается в ожесточенного врага троянцев и с непреодолимой силой изменяет перевес военного противостояния: он мстит за павшего друга убийством Гектора. Если в первой части «Илиады» действие развивается медленно, то во второй части оно стремительно приближается к концу. Поэма не заканчивается непосредственно смертью Гектора. Только с выдачей и погребением его трупа, после того как суровый гнев Ахилла превратился в тихую грусть, все приходит к мирному, успокаивающему взволнованную душу слушателя финалу. «Одиссея» имеет своим сюжетом возвращение Одиссея. Здесь действие развивается в пределах 40 дней. Однако в этом кратком периоде, как и в «Илиаде», соединено множество приключений, так что обе поэмы дают нам обозрение всего круга троянских сказаний. «Одиссея» распадается на 4 главные части. Первая («Отсутствующий Одиссей») составляет 1—4 песни. В то время как Одиссей находится вдали от родины, на острове Огигии у нимфы Калипсо, женихи Пенелопы в его доме постепенно растрачивают его имущество. Однако его сын Телемах, который уже начинает чувствовать себя мужчиной, восстает против их требований и предпринимает по совету Афины Паллады путешествие в Пилос и Спарту, чтобы разыскать отца. Во второй части (песни 6—13, 92) («Возвращающийся Одиссей») Одиссей с Огигии попадает в землю феаков, которым он рассказывает о своих предыдущих странствованиях и приключениях, и отсюда возвращается на Итаку. В третьей части, которую составляют 13,93—19 песни («Одиссей, замышляющий месть»), Одиссей, остановившись у своего верного слуги, свинопаса Эвмея, вместе с возвратившимся сыном составляет план мести женихам. Они приводят его в исполнение в четвертой части, заключающейся в 20—24 песнях («Мстящий Одиссей»). «Одиссея», как и «Илиада», представляет единое, составленное по художественному плану произведение, в котором все части направлены к одной общей цели, а именно к возвращению и мести Одиссея. Здесь повсюду интерес сосредоточен исключительно на главном герое. План поэмы составлен очень искусно и сложно, потому что с рассказом о возвращении Одиссея переплетается вторая интрига — выступление Телемаха против женихов и его путешествие. Так события и действия совершаются в разных местах: в то время как автор, с одной стороны, вводит читателя в отдаленные чудесные страны, с другой стороны, он дает нам возможность обозревать расстроенное положение Итаки и, как контраст, мирную и спокойную жизнь других, уже вернувшихся из-под Трои героев. Хотя «Илиада» и «Одиссея» сходны в общем и по тону, и по языку, и по стихосложению, однако «Одиссея» с социальной, религиозной и культурной точки зрения принадлежит к более развитому времени, так что время ее создания нужно относить к более позднему, сравнительно с «Илиадой», периоду. Поэтому у так называемых горизонтов (χωρίζοντες, отделяющих) из древнегреческих грамматиков (Ксенон, Гелланик и др.) и у некоторых позднейших исследователей возникло предположение о том, что «Илиада» и «Одиссея» принадлежат двум совершенно различным составителям, из которых один жил, может быть, на 100 лет позже другого. Но разница, если приглядеться ближе, не так велика, и можно предположить, что она происходит отчасти из характера самих сюжетов, а с другой стороны, основывается на различных взглядах одного и того же автора в двух различных возрастах. Поэтому многие считают Г. реальным историческим лицом и автором «Илиады» и «Одиссеи». Нет достаточно надежного основания у тех гипотез, которые возникли в более позднее время относительно личности Г. и в связи с ней относительно происхождения гомеровских поэм. Эти гипотезы утверждают, что гомеровские поэмы — труд целой школы певцов (Гомеридов), которая придумала Г., как своего героя-эпонима (ἥερως ἐπώνομος, родоначальник) или что «Илиада» и «Одиссея» были составлены — в более древнее время, или только при Писистрате — из мелких песен, которые были сочинены в различные времена различными лицами. Если согласиться, что во время Г. и позже поэтическое искусство еще не было настолько развито, чтобы сделать возможным возникновение столь пространных литературных произведений, то происхождение «Илиады» и «Одиссеи» в столь раннее время является сомнительным. Мы, правда, знаем, что во времена Сократа некоторые лица могли пересказывать наизусть целую «Илиаду» и «Одиссею». Но даже если предположить в людях времени возникновения гомеровских поэм такую же или еще большую силу памяти, все-таки едва ли было возможно одному поэту вполне, до подробностей, запечатлеть в своей собственной или чужой памяти столь обширный труд. Более поздние исследования доказали, что письменность была широко распространена у греков, по крайней мере, во время первых олимпиад. Некоторые исследователи небезосновательно считают, что сам Г. мог записать свои произведения. Если это действительно так, то сохранение «Илиады» и «Одиссеи» в полном виде и их распространение не представляло никакого затруднения. Те люди, которые делали своим призванием устную передачу гомеровских поэм, запоминали слова поэта с помощью написанного экземпляра. Так как эпические произведения, которые иногда читали любители поэзии, главным образом предназначались для устной передачи, то они заучивались странствующими певцами и пелись ими на празднествах и особых собраниях. Таким образом большая часть нации знакомилась с произведениями своего великого поэта. Утверждают, что заслуги так называемых Гомеридов, т. е. школ певцов, которые считали Г. своим основателем, состояли в сохранении и распространении гомеровских произведений. В древности был известен только один род Гомеридов на о. Хиосе, который происходил от самого Г. и, вероятно, был изгнан эолийцами из Смирны, где жил Г., после чего поселился на упомянутом острове. Эти потомки Г. могли владеть списками его произведений, заниматься их передачей и даже иметь собственных поэтов. Однако не существует никакого свидетельства о том, что они образовали настоящую, основанную Г. школу певцов. Гомеридами вскоре стали называть всех певцов, которые передавали гомеровские произведения, то есть гомеровских рапсодов (см. Рапсоды). Такие певцы на праздничных собраниях наряду с другими эпическими произведениями передавали и гомеровские песни, чаще всего в отдельных отрывках. Когда же в более поздние времена на таких собраниях наряду с пением рапсодов появились и другие виды поэтического изложения, стало не хватать времени для передачи целых эпических поэм, и с тех пор «Илиада» и «Одиссея» были разделены и передавались и распространялись только в отдельных небольших отрывках. При более раннем, равно как и при более позднем способе распространения текста часто случалось, что сочиняющие рапсоды дополняли первоначальное целое теми или иными фрагментами. Отдельные песни, на которые были разделены поэмы, подверглись некоторому изменению в языке и тоне и часто соединялись вместе в совершенно произвольном порядке. Этим, по мнению некоторых исследователей, объясняются те различия, которые и теперь можно заметить в отдельных частях «Илиады» и «Одиссеи». По своему содержанию отдельные песни в древности сохранили самостоятельные названия, которыми пользуются Геродот, Платон и др., приводя места из Г., и которые дошли до нас. Чтобы покончить с возникшей у рапсодов путаницей, Солон предписал в Афинах, чтобы гомеровские песни при их публичной передаче излагались на основании письменных экземпляров. Эти манускрипты содержали, вероятно, только отдельные части гомеровских поэм. Заслуга Писистрата и нескольких поэтов, во главе которых стоял афинский орфик Ономакрит, состояла в том, что они из отдельных частей, на которые постепенно распались «Илиада» и «Одиссея», вновь составили единое целое с некоторыми, разумеется, небольшими вставками, соответствовавшими вкусам афинян. В то же время Писистрат приказал, чтобы рапсоды передавали на панафинейских празднествах восстановленные таким образом поэмы целиком и в непрерывной последовательности, т. е. сменяя друг друга. Афинская редакция Писистрата послужила, вероятно, основанием для всех появившихся в разных местах Греции редакции «Илиады» и «Одиссеи», большая часть которых впоследствии была собрана в оригинале или в копиях в Александрийской библиотеке. После того как, начиная от времени Писистрата до александрийского периода, отдельные лица без достаточных оснований для критики позволили себе некоторые изменения текста и вставки, александрийские ученые-критики старались восстановить редакции Писистрата. Александрийские грамматики с большим прилежанием занялись критикой и объяснением Г. Кроме превосходного грамматика Зенодота Эфесского, которому приписывают разделение обеих поэм Г. на 24 книги, Аристофана Византийского и его ученика Каллистрата, следует назвать еще Аристарха Самофракского (ок. 160 г. до н. э.), ученика Аристофана, самого образованного и заслуженного грамматика древности, который издал критические редакции и превосходные объяснительные комментарии к ним. Поэмы Г. имели огромнейшее значение для культуры греков. Они стали основой всех высоких достижений этого народа в искусстве и науке, а также первой книгой, которая давалась ребенку в руки для учения. По словам Геродота, Г. вместе с Гесиодом создали грекам их богов. Другими словами можно сказать, что религиозные представления, которые отобразили эти поэты, сохранили свое значение для всего последующего периода античной истории. Г. оказал громаднейшее влияние не только на религиозные представления, но и на общественно-политическую жизнь греков (причем даже такими отрывками, которые не имели большой художественной ценности, напр. каталогом кораблей в «Илиаде»). Поэтому не удивительно, что его почитали, как героя, воздвигая в его честь жертвенники и храмы. И в наше время дух великого поэта сохранил свое образовательное значение для всего мира, его произведения во все времена служили каноном высокой поэзии. Характерная черта произведений Г. — неисчерпаемое богатство изображаемого мира. В простой, естественной и правдивой форме, без всяких неожиданностей и эффектов, но с одинаковой жизненной достоверностью Г. изображает свой оживленный мир, сам скромно оставаясь в тени. Достойно удивления разнообразие характеров его героев. В то время как основной чертой их характера является мужество, каждый в отдельности отличается от остальных какой-нибудь своеобразной чертой: великодушием, мудростью или хитростью, грубой надменностью, гордостью или же скромностью и т. п. Так же разнообразна и жизнь на Олимпе. Чувственная естественность и иногда доходящая до грубости сила облагораживается кротким нравственным духом, который царит надо всем. Речь течет непринужденно, равномерным потоком, просто, музыкально и грациозно. Она служила образцом для всех позднейших эпиков и послужила основанием для формирования языка лирической и драматической поэзии. Кроме «Илиады» и «Одиссеи», древние приписывали Г. еще т. н. гомеровские гимны. Но эти последние, довольно разные по языку и поэтическому достоинству, возникли в различные эпохи и относятся к послегомеровским столетиям. Отчасти это произведения рапсодов, которые иногда предваряли ими свои поэтические изложения. Большие же гимны (к Аполлону Делосскому, Аполлону Пифийскому, Гермесу, Деметре и Афродите) представляют собой сказания местного характера. Подробно изложенные в простой древнеэпической форме, они, вероятно, служили в качестве вступлений при состязаниях рапсодов на празднествах соответствующих богов. Кроме того, Г. ошибочно приписывают 16 небольших произведений, т. н. «Эпиграмм», из которых наиболее интересны «Κάμινος» («Печка») и «Эресиона» («Масличная ветвь»), а также «Батрахиомахия» («Βατραχομυομαχία», «Война лягушек с мышами»), небольшая пародия на «Илиаду», появившаяся, вероятно, в V в. до н. э. Автором ее считали Пигрета из Галикарнаса. Гораздо известнее было шуточное эпическое произведение «Маргит», которое сам Аристотель приписывает Гомеру.
  •          

    Апофеоз Гомера. С античного изображения.