Приложение: Аноним. Находчивые и мужественные в военных делах женщины

Введение

К восьмой книге "Стратегем" Полиэна логически примыкает анонимное сочинение, озаглавленное в манускрипте "Находчивые и мужественные в военных делах женщины". Эта схожесть произведений заметна как по сюжетам, так и по методам работы обоих авторов. Кроме того, сочинение анонима и восьмая книга "Стратегем" объединены общими героями, а точнее, героинями: Семирамидой (Polyaen., VIII, 26), Родогуной (VIII, 27), Томирис (VIII, 28) и Феретимой (VIII, 47).
Все пассажи анонима объединены общей темой, женских деяний. В выборе темы и отборе материала автор стоит ближе к работам Плутарха из корпуса "Моралий", чем к авторам пестрых записок, таким как Элиан, Авл Геллий, Афиней и другие. Причем поступки женщин, с нашей точки зрения, в значительной степени являются хитроумными и неожиданными, а не мужественными. К первой категории мы можем отнести деяния сакской царицы Зарины, вавилонянки и египтянки Нитокрис, спартанки Аргеи, лидянки Лиды, киреянки Феретимы, милетянки Фаргелии, тогда как мужественными женщинами можно посчитать ассириянку Семирамиду, финикиянку Эллису, персиянок Атоссу и Родогуну, массагетку Томирис, галикарнассийку Артемисию и галатку Ономарис. Автор отобрал для своей работы только женщин, которые или сами правили (Семирамида, Зарина, обе Нитокрис, Атосса, Родогуна, Фаргелия, Томирис, Артемисия), или были матерями или сестрами монархов (Аргея, Элисса, Лида, Феретима), за исключением Ономарис, которая, однако, принадлежала к знатным галатам. Причем из 14 сюжетов только четыре основаны на греческом материале (§ 5; 10; 11; 13). Видимо, это не случайно, поскольку в литературе о примечательных деяниях женщин можно было найти больше восточного, нежели эллинского материала. Причем автор отображает именно греческую, а не восточную письменную традицию. В случае х Семирамидой, Атоссой и Родогуной - это греческие легенды, основанные на восточном материале и восходящие, возможно, к традиции логографов, либо полуисторический материал, который в большей степени можно ассоциировать с определенными историческими персонажами (обе Нитокрис, Элисса), или же исторические личности Востока, показанные через призму греческого восприятия (Зарина, Лида, Томирис). При этом эллинский материал менее мифологичен и более конкретен - лишь спартанка Аргея относится к легендарным временам, тогда как Фаргелия и Артемисия - исторические личности.
Как справедливо отметил А. Вестерман, можно лишь гадать, из какого первоисточника наш автор почерпнул весь блок своей информации. Иногда в качестве такового рассматривают сочинение некоего Артемона из Магнесии, озаглавленное "Рассказы о совершенном по доблести женщинами". Однако данное предположение является чисто гипотетически, поскольку это сочинение не сохранилось. О самом Артемоне нам известно только по сообщению Фотия (Bibl., 161, 103а), который говорит, что ученик неоплатоника Ямвлиха Сопатр из Апамеи (вторая половина III в.) использовал во второй книге своих "Пестрых выписок" извлечения из сочинения Артемона. И это все. С другой стороны, обратим внимание на то, что аноним обычно (кроме двух случаев) называет свои источники. Это, скорее, свидетельствует о том, что он ими пользовался непосредственно. Однако в это предположение не укладывается пассаж, посвященный Артемисии, царице Галикарнасса. Переложение свидетельства Геродота о ней заставляет задуматься о методах работы анонима. Обычно он берет компактные куски текста своего источника и вкратце излагает их. Однако в данном параграфе (13) скомбинированы свидетельства двух находящихся далеко друг от друга пассажей Геродота. В первом предложении параграфа 13 перечисляются жители подвластных Артемисии островов Коса и Нисироса, но забыт остров Калидна (= Hdt., VII, 99). Второе предложение с похвалой Ксеркса взято уже из восьмой книги "Отца истории" (Hdt., VIII, 88). Причем у Геродота нет упоминания царских даров, а изречение Ксеркса о мужестве Артемисии и неудачах финикийцев стоит в обратном порядке (Hdt., VIII, 88: "Мужчины стали у меня женщинами, а женщины - мужчинами"). Более того, сам Геродот нигде не упоминает, что Артемисия сражалась против царя, наоборот, он подчеркивает, что она у него была одной из лучших (Hdt., VII, 99; Vili, 68-69; 101-103; 107). А греки даже получили приказ захватить Артемисию живой, пленившему же ее причиталась большая награда (Hdt., VIII, 93). У Геродота упоминается лишь то, что в ходе Саламинского сражения преследуемый противником корабль Артемисии то ли случайно, то ли умышленно потопил флагманский корабль калиндян из царского флота (Hdt., VIII, 87). Позднее в греческой традиции это действие было обобщено и признано, что так Артемисия поступала в бою не раз, меняя при этом опознавательные значки на корабле с персидских на греческие и наоборот (Polyaen., VIII, 53, 1; 3; ср.: Hdt., VIH, 88). Подобные расхождения между анонимом и Геродотом заставляют подумать о том, что наш автор не прямо использовал текст Геродота, а был какой-то промежуточный источник, который ссылался на "Отца истории". В противном случае можно было посчитать, что сообщение о дарах Ксеркса взято из несохранившейся части "Истории", однако, скорее всего, Геродот не окончил свое сочинение. Тогда, возможно, аноним писал данный параграф по памяти и смешал тут свидетельства Геродота с сообщением из другого источника. Вместе с тем, за исключением данного пассажа, автор, по-видимому, сам непосредственно использовал названные им источники.
Авторский отбор материала обусловлен источниками. В качестве таковых аноним указывает на греческих писателей классической эпохи (V - первая половина IV вв. до н. э.): Геродот, Гелланик, Ктесий и философ Эсхин, а также эллинистического времени: Тимей, Ксенофил и Менекл. В двух случаях автор не упоминает своего источника (§ 11; 14). Это могло произойти то ли из-за невнимательности, то ли по вине переписчика, который просто это пропустил. В одном случае, в § 11, посвященном Фаргелии, имеется указание на существующую традицию "говорят" (φασίν). Свидетельство же о начале кельтского переселения через Дунай (§ 14) взято нашим автором, вероятно, из какого-то греческого источника эллинистической эпохи. Причем это сведение уникально.
Немного можно сказать и о методах работы нашего автора. Он максимально сжимает информацию своего источника, его не интересуют подробности, сохраняется лишь канва событий. При этом, как и у Полиэна, сквозь эпитомирование можно заметить стиль первоисточника. Однако при этом аноним несколько перерабатывает свой материал. Так, он не сохраняет ионический диалект Геродота. Свои рассказы автор размещал в определенной последовательности. Этот ряд не был ориентирован на выписки из одного автора, вслед за которым шли сюжеты из другого. Так, извлечения из особенно часто цитируемого анонимом Геродота (5 случаев из 14) стоят и ближе к началу, и к концу сочинения (§ 3-5; 12-13). Порядок сюжетов можно назвать псевдоисторическим, от более древней, по мнению автора, героини к более поздней. При приведении пассажа аноним придерживался определенного плана. Сначала идет представление женщины: имя, этническая принадлежность, социальный статус, тут же дается ссылка на источник (два раза она поставлена в конце, § 2; 10), потом излагаются обстоятельства и само деяние. Если автор источника менее известен, то есть не такой крупный историк, как Геродот, Гелланик, Ктесий или Тимей, то аноним считает нужным сказать, кто это, указав на произведение, написанное этим автором (в случае с Ксенофилом и Менеклом) или же на род занятий автора, как он делает в случае с Эсхином, отмечается, что он - философ, а не знаменитый оратор. Все это говорит о том, что аноним имел определенный литературный опыт и знал как удобнее донести до читателя материал.
Личность анонима установить по данному сочинению невозможно, поскольку в нем нет ни обычного для античных писателей вступления, говорящего о задачах работы, ни заключения, подводящего итог. Видимо, для автора родным языком был греческий, поскольку каких-то сюжетов, основанных на информации латинских писателей, мы у него не найдем. Вся работа напоминает простые выписки, которые автор сделал на выбранную тему. Такой стиль работы был особенно популярен в эпоху римской империи, во II-IV вв. н. э., когда накопилось большое количество произведений и, чтобы с ними было удобнее ознакомиться, делали различного рода сокращения и выписки. На поздний характер нашего автора указывают написания чисел не словами, а цифрами, а также употребления названия галаты, а не кельты (§ 14). Хотя наименование Γαλάται встречается уже у Аристотеля, но оно становится распространенным позднее, в эпоху римской экспансии (Polyb., I, 6, 2; II, 15, 8-9; 19, 2; etc.). Как справедливо заметила Д. Джера, трактат мог быть написан самое раннее в конце II-I вв. до н. э. М. Вельман даже полагает, что эта работа была составлена с учебными целями в византийский период.
Следует сказать несколько слов о переводе. Имена части персонажей в тексте можно переводить и исходя из именительного падежа - Нитокрис, Томирис, Ономарис и, согласно генетиву, - Никотрида, Томирида, Ономарида. Переводчик будет использовать первый вариант, следуя за традицией перевода Геродота - одного из основных источников анонима - Г. А. Стратановским. Кроме того, в переводе мы даем авторские транскрипции имен (Заринея, египтянка Никотрис, Родогина, Алиат), тогда как в комментариях и вступительной статье используются общеупотребительные транскрипции имен (Зарина, Родогуна, Алиатт).
Данный перевод, насколько мне известно, является первым переводом этого анонимного произведения с древнегреческого на русский язык. Он сделан по изданию: ΠΑΡΑΔΟΞΟΓΡΑΦΟΙ. Scriptores rerum mirabilium Graeci / Edidit A. Westermann. Brunsvigae-Londini, 1839. P. 213-218.

* * *

1. Семирамида. Как говорит Ктесий[1], она - дочь Деркето, сирийской богини, и некого сирийца, которую воспитал Сима, являвшийся слугой царя Нина[2]. Выданная же замуж за Оннея, некоего царского правителя, она имела двух сыновей. Захватив же Бактры вместе с мужем, ее узнал Нин и, будучи уже стариком, женился на ней. Она же родила от него сына Ниния. После же смерти Нина она отовсюду обнесла Вавилон стеной из кирпича и асфальта и обустроила храм Бела. Когда же на нее стал злоумышлять сын Ниний, она скончалась, прожив 60 лет, процарствовав 42 года[3].
2. Заринея. Она после кончины своего первого мужа и брата Кидрея, царя саков, была выдана замуж за Мермера, династа страны парфиев. Когда же царь персов[4] ополчился на него, она воевала, была ранена и бежала; преследуемая же Стриангеем[5], она умолила его и была спасена. Немного позднее ее муж, взяв его (Стриангея) в плен, хотел убить, а она просила спасти его, но не убедила, тогда она, освободив некоторых из плененных, убила с ними Мермера и, передав страну персу, заключила с ним дружбу, как рассказывает Ктесий[6].
3. Нитокрис - царица Египта, о которой рассказывает Геродот, - после того, как ее брат был погублен египтянами, созвала наиболее виновных и, когда они пировали в одном длинном доме, она через некий канал навела на них реку, а сама бросилась в некую комнату, наполненную пеплом[7].
4. Нитокрис-вавилонянка. Она сделалась царицей, - говорит Геродот, - более мудрой, чем Семирамида, ибо и мост соорудила через реку в городе, и озеро вырыла, и набережную облицевала камнем, и течение реки в нее повернула для замедления нападения врагов[8]. И могилу себе, - говорит Геродот, - на воротах сделала, обманув Дария, который, думая найти серебро и открыв гробницу, нашел не его, а надпись, обличающую его большую ненасытность и корыстолюбие[9].
5. Аргея, возводящая свой род к Полинику. Геродот говорит, что она родила мальчиков-близнецов и после кончины своего мужа Аристодема, царя лакедемонян, не желала сказать, кто из новорожденных старше, желая равно обоим принять царскую власть, однако тотчас же оказалось ясным, что старшего она первым обмывала и кормила[10].
6. Фиоссо. Она, - говорит Тимей[11], - на языке финикийцев звалась Элиссой; она была сестрой Пигмалиона, царя тирийцев; ею, - говорит, - Карфаген в Ливии был основан. Ибо после того, как муж ее был погублен Пигмалионом, она, сложив добро на суда, с некоторыми из граждан бежала и, много настрадавшись, была принесена в Ливию, и была прозвана ливийцами по-местному Дидоной из-за долгого своего скитания. Основав же вышеназванный город, когда царь ливийцев желал на ней жениться, а она отказывалась, но граждане все вмести принуждали, она, сославшись на исполнение некоего таинства для освобождения от клятв, огромный костер приготовила и зажгла вблизи дома, сама же из жилища метнулась в костер[12].
7. Атосса[13]. Она, воспитанная своим отцом Ариаспом, как мужчина, - говорит Гелланик[14], - наследовала царскую власть. Скрывая женские мысли, она первой придумала носить тиару, первой же - и штаны и услуги евнухов, и посредством книг давать ответы. Подчинив же многие народы, она стала во всех делах самой воинственной и мужественной[15].
8. Родогина, царица персов, - как говорит Эсхин-философ[16], - величайшим сделала царство персов. Ибо она, - говорит, - сделалась мужественной и устрашающей в делах настолько, что, когда она ухаживала за волосами, услышав, что восстали некоторые из народов, бросила полуоконченным заплетение волос и не прежде заплела их, чем заставила подчиниться вышеназванные народы. Поэтому и сопоставлено с ней золотое изображение, имеющее половину волос на голове переплетенными, а половину - распущенными[17].
9. Лида. Она, - говорит Ксенофил, написавший "Лидийские истории"[18], - была женой и сестрой Алиатея, предка Креза. Ее сын Алиат, наследовав царство отца, сделался страшно заносчивым, так, что и гиматиями достойных мужей превосходил, и презирал многих. Она же, насколько могла, сдерживала сына, а презираемым воздавала и добрыми словами, и делами. Обращаясь. же с сыном со всем радушием, она обратила его к большой любви к себе. Посчитав же, что он ее любит достаточно сильно, она, сославшись на болезнь, удерживалась от хлеба и от всего остального, он же, находясь рядом с ней и также голодая, настолько переменился, что он стал, - говорит Ксенофил, - справедливейшим и праведнейшим[19].
10. Феретима, жена Батта. Она, после кончины своего сына, сама обманом держала власть в Кирене и, поставив царем внука, противников своего сына Аркесилая отправила по морю в Египет. Прибыв туда, она всех их убила, уговорив сделать это имеющего тогда власть в Египте Арианда. Взяв же силы от царя, она сурово покарала киренцев и, возвратившись в Египет, скончалась[20], как рассказывает Менекл, написавший "Ливийские истории"[21].
11. Фаргелия-милетянка. Она, - говорят, - когда Антиох царствовал над фессалийцами, придя в Фессалию, вышла замуж за Антиоха и после его смерти царствовала над Фессалией 30 лет, и царя персов, когда он ополчился на Элладу, она приняла и проводила, вовсе не потерпев ущерба[22].
12. Томирис, царица массагетов. Она, как рассказывает Геродот, имела сына, когда Кир объявил ей непримиримую войну; сперва она советовала Киру оставаться в своих владениях в мире, а если все же он пожелает воевать, то пусть, отойдя от ее земли на расстояние трех дней, примет ее с войском или в ее землю войдет тем же образом. После того как он вторгся в ее страну, победил в битве и взял ее сына живым в плен, она, послав послов, опять советовала ему, удовлетворившись победой и возвратив ей сына, вернуться в свою страну. Он же не послушался; когда она узнала, что ее сын покончил с собой, подошла со всем войском и не только победила, но и, разыскав самого павшего царя, обесчестила его ради мертвого сына[23].
13. Артемисия-галикарнассийка, дочь Лигдамида, как говорит Геродот. Она, правившая галикарнассцами, косцами, нисирийцами, из-за собственного мужества ополчилась на Перса. Восхищаясь ее делами и мыслями, - говорит Геродот, - Перс воскликнул, что женщины у него стали мужчинами, а мужчины - женщинами. Поэтому и после морского сражения он послал Артемисии паноплию, а стратегам финикийцев - нити и веретена, почитая ее доблесть знаками мужества, а их изнеженность позоря занятиями женщин[24].
14. Ономарис, одна из именитых галаток; когда ее единоплеменники были мучимы неплодородием и стремились бежать из страны, предавая себя во власть желающему уйти, однако ни один из мужчин не хотел возглавить переселение и сложить все свое имущество в середину[25], их, будучи в числе около*[26] она, переправившись через Истр и победив местных жителей в сражении, царствовала над этой землей[27].


[1] Ктесий Книдский — один из основных наших источников легенды об ассирийской царице Семирамиде. Ктесий в 415/4-398/7 гг. до н. э. был в плену у персов, во время которого он исполнял обязанности придворного врача царя Артаксеркса II Мнемона (Пьянков И. В. Средняя Азия в известиях античного историка Ктесия. Душанбе, 1975. С. 11). Основным произведением Ктесия была недошедшая до нас «Персика» в 23 книгах. В первых шести книгах речь шла о доахеменидском периоде истории Передней Азии, об Ассирии и Мидии, откуда и взят данный фрагмент.
[2] В рукописи — Σιμόεντος Хеерен, согласно Диодору (ΙΙ, 4, 6), справедливо исправляет чтение на Σίμμα όντος.
[3] Согласно греческой традиции, легенда о Семирамиде выглядит следующим образом. Царь Нин в течение 17 лет покорил все земли от Средиземного моря до Индии. Он построил новую столицу, назвав ее в свою честь Ниневией. Семирамида была дочерью сирийской богини Деркето, наполовину женщины, наполовину рыбы. Мать, устыдившись рожденной ею от простого смертного, бросила дочь в каменистую и пустынную местность около Асколона. Затем ее кормили голубки крошками, а позднее нашел и воспитал царский пастух Симма, у которого не было детей и который назвал ее «Семирамидой», что «посирийски» значит «голубка» (Diod, II, 4, 6). Ее взял в жены сирийский правитель и первенствующий в царском совете Оннес. У них было двое детей, Гиапат и Гидасп. Семирамида, прибыв к своему мужу, находящемуся в походе и осаждавшему с Нином Бактры, вместе с воинами взобралась на плохо охраняемый акрополь врага и тем самым заставила бактрийцев сдаться. Нин, пораженный ее отвагой, взял ее в жены, а бывший муж с горя покончил с собой. У них родился сын Ниний. После смерти Нина Семирамида приняла власть. Она предприняла обширную строительную деятельность, выстроила новую столицу Вавилон со стенами, храмом Бела (Мардука), мостами и висящими садами, ставшими у греков одним из семи чудес света. Она покорила Египет, Эфиопию и Ливию, но была разбита индийцами. Ниний, недовольный тем, что его лишили царского престола, составил против нее заговор. Узнав о последнем, Семирамида добровольно передала власть сыну, а сама, превратившись в голубку, улетела. С тех пор у ассирийцев голубку почитают как бога (см.: НаЧ., I, 184; Юша., II, 1, 4-20, 5; БггаЬ., II, 1, 31; Tzetz. Chiliad., IX, 502-604; XII, 907-933). Подробнее о легенде см.: Садаев Д. Ч. История древней Ассирии. М., 1979. С. 91-93; Дандамаева М. М. Легенда о трех ассирийских владыках / / ВДИ. 1995. № 4. С 15-16. (абзац) Образ легендарной Семирамиды, как полагает М. М. Дандамаева, был сформирован в греческой среде логографами (Дандамаева М. М. Легенда… С. 14-33). Он практически ничего не имеет общего со своим историческим прототипом, ассирийской царицей Саммурамат, женой Шамши—Адада V, по–видимому, правившей пять лет в качестве ренгиши при своем малолетнем сыне Адад–нерари III (810-783 гг. до н. э.). В этот период основными направлениями внешней политики Ассирии были сиро–палестинское, индийское, урартское и вавилонское. Если походы Шамши—Адада в Левант были успешны (805-802 гг. до н. э.), то на северном направлении, в связи с усилением Урарту, положение было менее благоприятным. Тут Урарту постепенно теснило позиции Ассирии. Походы на мидян были более успешны. В целом Ассирия находилась на пороге внутри– и внешнеполитического кризиса первой половины VIII в. до н. э.
[4] Отметим, что мидяне у анонима названы персами. Обычно, наоборот, мидянами античные авторы называли персов эпохи Ахеменидов, позднее парфян и Сасанидов. См.: Пьянков И. В. Средняя Азия… С. 184.
[5] В рукописи τού Άγγαίου, исправление Хеерена.
[6] События относятся ко времени правления мидийского царя Киаксара (625-585 гг. до н. э.), во время которого покоренные парфяне отложились от мидян и передали свою область и столицу сакам. Другие перипетии этой войны кратко сообщаются в пересказе Диодором (II, 34, 1-5) «Персики» Ктесия. Произошло множество битв, после которых был заключен мир, согласно которому сохранялся status quo, но бывшие противники отныне становились друзьями и союзниками. Диодор (II, 32, 3-5) также отдельно излагает историю царицы саков Зарины, которая покорила окрестные народы, а после смерти ей поставили пирамиду с золотой статуей на вершине, оказывая почести большие, нежели предкам. История мидийского полководца Стриангея и Зарины не упомянута Диодором, но она упоминается в других источниках. Так, ритор I в. н. э. Деметрий (De eloc, 213) сообщает, что Стриангей сбросил в схватке молодую сакскую женщину (= Зарину) с коня и, пораженный ее красотой, дал ей возможность спастись. Стриангей полюбил царицу. После заключения мира и гибели ее мужа, получив отказ, не мог долее жить и покончил с собой, написав упрекающее письмо Зарине (ср.: Nic. Damasc. frg., 12 (FHG. Vol. III. P. 364-365); Tzetz. Chiliad., XII, 895-898). Подробнее об эпохе см.: Дьяконов И. М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н. э. М. — Л., 1956. С. 316-322. Впрочем, в этой монографии эпизод с Зариной и Стриангеем не упоминается.
[7] Данный пассаж вкратце пересказывает информацию «Истории» Геродота (II, 100), полученную им от египетских жрецов. У «Отца истории» мы можем найти некоторые подробности: брат Нитокрис был фараоном, а пир она устроила по поводу открытия того покоя, который и был залит водой. Согласно царскому списку египетского жреца и историка Манефона (III в. до н. э.), царица Никотрида правила в конце VI династии (2423-2263 гг. до н. э.). В Туринском папирусе (frg. 43) находим, что после краткого правления фараона Меренра II на престоле находилась царица Никотрида (Нитакра). При VI династии усиливается номовая знать, и после времени ее правления единый Египет распадается, наступает Первый переходный период. Если в пассаже нашего автора есть историческое зерно, то оно, по–видимому, относится к периоду борьбы царской власти с сепаратными тенденциями египетских номархов. В египетских источниках, как отмечает М. Пипер, этой легенды о царице не сохранилось (Pieper M. Nitokris 2 / / RE. Hbbd. 33 (1936). Sp. 773-774). Подробней о событиях этого периода см.: Перепелкин Ю. Я. Старое царство // История древнего Востока / Под ред. Г. М. Бонгард—Левина. T. I. Ч. 2. М., 1988. С. 374-377.
[8] Пассаж резюмируют три главы из рассказа Геродота (I, 185-187) о царице Нитокрис, матери последнего царя Вавилона Лабинета (= Набониду), царство которого захватил Кир II. Вероятно, прототипом Нитокрис являлась мать Набонида (556-539 гг. до н. э.) Аддагуни, которая была жрицей бога Луны Сина в Харране, затем, после захвата этого города мидянами (609 г. до н. э.), она с сыном бежала в Вавилон. Аддагуни пользовалась большим влиянием на сына. Согласно Геродоту, строительные мероприятия проводились царицей с целью затруднить проникновение в страну все более усилившихся мидян (= персам). Широкая строительная деятельность в Вавилоне, приписанная Нитокрис, на самом деле производилась еще во время Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э.). Подробнее см.: Дандамаев М. А., Виноградов И. В. Нововавилонская держава и поздний Египет / / История древнего мира. Кн. 2. M., 19893. С. 117-120; Дандамаева М. М. Легенда… С. 23; Rolling W. Nitokris von Babylon // Beiträge zur Alten Geschichte und deken Nachleben: Festschrigt für Franz Altheim zum 6. 10. 1968 / Hrg. von R. Stiehl, H. E. Stier. Bd. I. Berlin, 1969. C. 128-135..
[9] По сообщению «Отца истории» (Hdt., I, 187) гробница царицы находилась над воротами города. Тут была надпись, рекомендующая вавилонским царям воспользоваться при нужде средствами, находящимися в гробнице. Дарий I мог войти в гробницу, после того как он захватил восставший Вавилон в 522 г. до н. э. Однако, вскрыв гробницу, он, по словам Геродота (I, 187), обнаружил тут надпись: «Если бы ты не был столь жадным, то не разорял бы гробниц покойников» (перевод Г. А. Стратановского). Дж. Диллери предполагает, что история о гробнице Нитокрис была рассказана халдеями Геродоту, а он обработал ее исходя из своих представлений об иранских религиозных взглядах; в целом пассаж, по мнению исследователя, неисторичен (Dillery J. Darius and the Tomb of Nitocris (Hrd. 1. 183)) // CP. Vol. 87. 1992. P. 30-38.
[10] Опять эпитомирование Геродота (VI, 52), приводящего спартанский вариант предания о происхождении власти двух царей в Лакедемоне. Дорийцы пришли в Лаконику при Аристодеме, праправнуке Геракла, который и стал первым царем Спарты. Супруга царя, Аргея, праправнучка Полиника, родила ему двух сыновей–близнецов, Еврисфена и Прокла. Вскоре после их рождения царь занемог и умер. Вдова не назвала, кто из сыновей старший, желая, чтобы они оба царствовали. Находясь в растерянности, спартанцы отправили послов в Дельфы вопросить пифию, что делать. Бог повелел им поставить царем обоих, но старшему оказывать большие почести. По совету мессенца Панита, с целью узнать, кто из новорожденных старший, спартанцы подсмотрели, кого из младенцев царица обмывала и кормила первым, он и оказался старшим (Еврисфен). Согласно же общегреческой традиции Аристодем погиб еще до прихода в Пелопоннес (Paus., III, 1, 6; сюжет см.: Apollod. Bibl., II, 8, 2-4; Paus., III, 1, 5-9; IV, 3, 3-6). По имени сына Еврисфена Агиса был назван один спартанский царский род Агиады, а от внука Прокла Еврипонта другой род получил наименования Еврипонтиды (Paus., III, 2, 1; 7, 1). Согласно античной традиции, дорийцы пришли в Пелопоннес в 1104/3 г. до н. э. Однако, судя по современным данным, спартанское государство оформилось лишь к концу IX в. до н. э. О происхождении и функциях царской власти в Спарте см.: Шмидт Р. В. Спарта. Беотия. Фессалия. Крит / / История древнего мира. T. II. Древняя Греция. Ч. I. М., 1936. С. 227.
[11] Тимей (возможно, 345/340-260 гг. до н. э.) происходил из сицилийского города Тавромений, но прожил большую часть жизни в Афинах. Он являлся одним из наиболее известных греческих историков, основной несохранившийся труд которого в 38 книгах был посвящен истории Сицилии. См.: Кошеленко Г. А. Греция и Македония эллинистической эпохи / / Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма) / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1982. С. 69-70.
[12] У Тимея, хорошо знавшего финикийский материал, впервые встречается легенда о Дидоне. Элисса, дочь тирийского царя, бежав из родного города вместе со своими сторонниками, основала в Ливии Карфаген — «Карт—Хадашт» (Новый город). Существуют две даты основания Карфагена 814/3 и 825-823 гг. до н. э. Первая дата принадлежит Тимею, а вторая — Менандру Эфесскому, сведения которого были основаны на тирийских хрониках (Jos. Contra Ар., 1, 18; ср.: Just., XVIII, 6, 9; Solin., 27, 10; Serv. ad Verg. Aen., I, 12). Ю. Б. Циркин так объясняет расхождения в датах: в 825 г. до н. э. Дидона бежала из Тира, через два года она прибыла на место и основала город; 814/3 гг. до н. э. — год гибели Дидоны и установления республики или же год освящения храма (Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М., 1987. С. 25-26). Ливийское имя Дидона (Δειδώ) встречается на монетах и мозаике. Поскольку царь ливийцев и граждане принуждали Дидону выйти замуж, то она, под предлогом проведения жертвоприношений, бросилась в костер. Катон в речи к сенату (Solili., 27, 10) называет и имя ливийского царя — Япон (Iapon). Вергилиева версия новеллы о Дидоне и Энее встречается лишь позднее у Гней Невия (III в. до н. э.). Подробнее см.: Rossbach О. Dido // RE. Bd. V (1903). Sp. 426-433.
[13] В рукописи — Литтуса (Λύττουσα), исправление текста Штурца.
[14] Гелланик из Мителены на Лесбосе (V в. до н. э.) — последний представитель логографов, написавший многочисленные сочинения. Нам известны свыше 30 наименований его произведений, мифологических, этнографических и летописных.
[15] Атосса — легендарная царица, придумавшая использование евнухов и гадание по книгам. Сопоставить эту правительницу с другими персонажами истории представляет значительные трудности. Так звали покровительницу Зороастра, жену и сестру царя Виштаспы; отцом ее был Аур–ват–аспа, который, согласно поздним персидским легендам, правил в Балхе. Однако она не наделена никакими воинственными чертами. Климент Александрийский указывает на Атоссу как на царицу персов (FGrH. Ti. I. 1923. № 4. F. 17b. S. 149). Этим же именем звалась дочь Кира, супруга Дария I и мать Ксеркса, которая обладала большим влиянием при дворе (Hdt., VII, 3). Иногда древние сопоставляли Атоссу с Семирамидой, как это делал автор рубежа эр Конон (FGrH. Tl. I. 1923. № 26. F. 1. IX. S. 193). См.: Gauer F. Atossa 4 // RE. Bd. II. Hbbd. 4 (1896). Sp. 2134; Дандамаева M. M. Легенда… С. 20-22.
[16] Эсхин (первая половина IV в. до н. э.) — сын колбасника Лисания из аттического дема Сфетта (Plat. Apolog., ЗЗе; Diog. Laert, II, 60). Он был учеником Сократа и написал семь диалогов, посвященных сократовской философии (Diog. Laert., И, 61). Подробнее см.: Natorp. Aischines 14 // RE. Bd. I (1894). Sp. 1048-1050.
[17] Легендарный персонаж с персидским именем. Родогуну в греческом искусстве обычно изображали с наполовину причесанной головой. Филострат (Imag., II, 5) описывает картину, где представлена Родогуна, царица персов, рядом со своей лошадью после победы над восставшими армянами. Ее сложно сопоставить с другими известными нам персидскими женщинами с этим именем, в частности, с матерью Дария I (Suid., Harpacr. s. v. Ροδογούνη). Сообщение Полиэна об этой правительнице (VIII, 27) несколько отличается в деталях от пассажа анонима. Так, у автора «Стратегем» волосы царица не заплетала, а мыла. См.: ’Plaumann. Ροδογούνη) / / RE. 2 R. Hbbd. 1 (1914). Sp. 956-957.
[18] Как указывает А. Румпф, данный фрагмент единственный сохранившийся от творчества Ксенофила, историка периода эллинизма. См.: Rumpf A. Xenophilos 7 // RE. 2 R. Bd. IX. Hbbd. 18 (1967). Sp. 1566-1567.
[19] Отцом Алиатта и дедом Креза был, как указывает Геродот (I, 16), лидийский царь Садиатт. Даты правления Алиатта, согласно Геродоту (Hdt., I, 16; 26-25), 617-560 гг. до н. э. При этом царе Лидия достигла наивысшего могущества: он изгнал киммерийцев из Анатолии (Polyaen., VII, 2, 1), установил границу с мидянами по реке Галис, подчинил Смирну, однако неудачно воевал с греками из Клазомен и Милета. О перемене в характере Алиатта говорит и Николай Дамасский (frg., 64. FHG. Vol. III. P. 396): «Алиатт, сын Садиатта, царь лидийцев, пока он был молодым, был заносчивым и необузданным, но, став мужчиной, — благоразумнейшим и справедливейшим». См.: Meyer Е. Alyattes / / RE. Bd. I. Hbbd. 2 (1894). Sp. 1707-1708.
[20] Феретима — жена Ватта III Хромого, мать Аркесилая III (ранее 533 — после 522 гг. до н. э.), царей из правящего в Кирене рода Баттиадов. Геродот также подробно рассказывает о борьбе аристократии и монархии в Кирене во второй половине VI в. до н. э. (Hdt., IV, 162-167; 200-205). При Аркесилае III в Кирене возникли внутренние смуты, в результате которых царь бежал в соседний город Барку, где и был убит своими политическими противниками. Феретима в это время занимала в Кирене почетное положение и даже заседала в совете. Узнав о гибели сына в Барке, она прибыла в Египет и получила военные силы от сатрапа Арианда. В это время в Кирене царем стал ее внук Батт IV Красивый. Войско Арианда взяло Барку штурмом после семимесячной осады (ок. 515 г. до н. э.; см.: Polyaen., VII, 34). Главные виновники убийства Аркесилая были казнены, а остальные, кроме невиновных в убийстве, обращены в рабство и угнаны в Египет. Возвращаясь, персы предприняли неудачную попытку захватить Кирену, после чего ушли в Египет. Феретима прибыла туда же. Менекл сообщает некоторые подробности о репрессиях, которые проводила Феретима по отношению к своим политическим противникам. Ср.: Polyaen., VIII, 47. См.: Chamoux F. Cyrène sous la monarchie des Battiades. Paris, 1952. P. 144-168.
[21] Менекл (вторая половина II в. до н. э.) — историк из Барки, автор «Ливийских историй», рассказывающих о событиях в Киренаике и в Кирене, от ее основания. См.: Hanslik. Menekles 1 // RE. Bd. XV. Hbbd. 29 (1931). Sp. 796.
[22] Автор составил данный пассаж исходя из исторической традиции, а не по какому–то конкретному источнику. Фаргелия — гетера из Милета, известная за ум и красоту (первая четверть V в. до н. э.). Она завязывала отношения с влиятельными греками и привлекала их на сторону персов. Фаргелия, по преданию, была четырнадцать раз замужем, одним из мужей которой был правитель Фессалии Антиох. Фессалия была на стороне персов во время похода Ксеркса на Грецию (480-479 гг. до н. э.). Фаргелию, по преданию, убил один аргивянин, ранее посаженный ею в тюрьму. Для жены Перикла, Аспазии, она была образцом для подражания (Plut. Perici., 24). См.: Athen., XIII, 608 f; Philost. Epist., 73; Hesych., Suid., Phot. s. v. Θαργηλία; также см.: Fiehn. Thargelia 2 // RE. 2R. Bd. V. Hbbd. 11 (1934). Sp. 1304.
[23] Опять эпитомирование нашим автором рассказа Геродота, на сей раз рассказа о смерти Кира II Великого (Hdt., I, 205-214). Повествование «Отца истории» более подробно. Кир предложил вдове массагетского царя, царице Томирис, выйти за него замуж, но она отказала. При постройке персами мостов через Аму—Дарью Томирис прислала послов и предложила Киру войну «по правилам»: не мешать противнику переправляться через реку. Царица, по соглашению, отступила от реки. Кир переправился, прошел вперед на один переход, а затем, оставив лагерь и часть воинов, отступил. Часть войска массагетов, захватив лагерь и наевшись и опьянев от захваченных яств и питья, улеглась спать. Ночью явились персы и всех перебили или взяли в плен. Среди пленных был и сын Томирис Спаргапис. Царица предложила Киру отпустить сына и уйти, в противном случае она обещала напоить его ненасытность кровью, но он не обратил внимания на эту угрозу. В плену царевич покончил с собой. После этого массагеты перешли в наступление и разбили в сражении персидское войско. Почти все персы пали и среди них Кир. Царица велела отыскать труп Кира, отрубить ему голову и бросить ее в мех, наполненный человеческой кровью, в исполнение своего обещания напоить его кровью в отмщение за сына (ср.: Lucian. Charon., 13; Polyaen., VII, 28). (абзац) Кир II (558-530 гг. до н. э.), создатель державы Ахеменидов, покорив Среднюю Азию, решил обезопасить свою империю от набегов кочевников, подчинив область массагетов между Каспийским и Аральским морями. Он перешел на правый берег Аму—Дарьи, тогда как массагеты отступили. Во время генерального сражения массагеты использовали тактику ложного отступления, заманив персов в теснину, а затем, повернув фронт, неожиданно атаковали (Front. Strat., II, 5, 5; Just., I, 8, 10-11; Oros., III, 7, 4-5; Jord. Get., 61-62; ср.: с мнением о том, что скифы побеждают бегством: Plat. Laches, 191a-b; Plut. Crass., 24; Pompon. Porfyrion. Schol. ad Horat. Carm., I, 35, 9; Schol. ad Ael. Arist., 46; Lyban. Epist., 192). Кир потерпел поражение в сражении в начале августа 530 г. до н. э. (см.: Пьянков И. В. К вопросу о маршруте похода Кира II на массагетов / / ВДИ. 1964. № 3. С. 115-130). Однако, по другой, возможно персидской, версии о гибели Кира, передаваемой Ктесием (Phot. Bibl., 72, 37а), царь был ранен в печень индийцем в битве персов с дербиками — народом на юго–восточном побережье Каспийского моря — и союзниками последних, индийцами, и умер на третий день. Тело царя было выкуплено у противников. Кир прожил 70 лет, процарствовав 29 из них (Hdt., I, 214; Cicer. De divin., I, 23,. 46). Подробнее см.: Дандамаев М. А. Политическая история ахеменидской державы. М., 1985. С. 53-54.
[24] И снова пересказ двух пассажей Геродота (VII, 99; VIII, 88). Артемисия, дочь и наследница тирана Галикарнасса Лигдамида, привела в армию Ксеркса (480 г. до н. э.) пять кораблей из своего города. Кроме того, она командовала кораблями с подвластных ей соседних островов Коса, Нисироса и Калидны. Не понятно, почему автор считает, что она воевала против персов. Именно так следует понимать выражение анонима έπεστράτευσε τώ Πέρση (о необычности данного словоупотребления см.: Gera D. Warrior Women. The Anonymous Tractatus de Mulieribus. Leiden, 1997. P. 206, n. 7). Из рассказа Геродота нельзя сделать такой вывод. Вероятно, в более поздней традиции уже Артемисия сражалась при Саламине (480 г. до н. э.) то за греков, то за персов (Polyaen., VIH, 53, 1; 3). По более древней традиции, передаваемой Геродотом, Артемисия проявила доблесть в Саламинском сражении (Hdt., VII, 99; Plut. Them., 14; Paus., III, 11, 3; Tzetz. Chiliad., XII, 955-964). Так, согласно Геродоту (VIII, 88), Ксеркс, увидев с возвышения, как сражается Артемисия, восклицает: «Мужчины стали у меня женщинами, а женщины — мужчинами» (ср.: Polyaen., VIII, 53, 5). Греки даже назначили за поимку Артемисии награду (Hdt., VIII, 93). Финикийских навархов, которые жаловались на вредные действия ионян при Саламине, царь казнил (Hdt., VIII, 90). Факт преподнесения значимых подарков финикийцам и Артемисии Геродот не упоминает (ср.: Hdt., IV, 162). Полиэн (VIII, 53, 2), со своей стороны, упоминает, что лишь наварху флота царь послал нити и веретено. См. Stengel. Artemisia 2 // RE. Bd. II. Hbbd. 4 (1896). Sp. 1441; Munson R. V Artemisia in Herodotus // Classical Antiquty. Vol. 7. 1988. № 1. P. 98-102 Gera D. Warrior Women. P. 205-218.
[25] Сделать общественным достоянием. Ср.: Nie. Damasc. frg., 10’ (FHG. Vol. III).
[26] Число в рукописи пропущено (Хеерен).
[27] Аноним является единственным нашим информантом об Ономарис Источник его сведений неизвестен. Как считает Д. Джера, имя автора просто попало в лакуну или же пассаж написан, согласно устной традиции (Gera D. Warrior Women. P. 219). Однако на это нет никаких указаний в тексте, и он, скорее всего, составлен по какому–то письменному источнику. Женщина у кельтов занимала высокое положение и, очевидно, Ономарис пользовалась большим влиянием на соплеменников, возможно, будучи жрицей (ср.: Polyaen., VII, 50). Также не ясно, о переходе через какую часть Дуная (Истра) идет речь. Ведь уже Геродот (II, 33; IV, 49) знает, что Истр течет с далекого запада, из страны кельтов (ср.: Tac. Germ., 1). Как отмечает Ю. К. Колосовская, кельты подошли к Дунаю около 400 г. до н. э., первое же нападение кельтов на иллирийцев ардиев (запад Боснии и Герцоговины) произошло примерно в 360 г. до н. э. (Колосовская Ю. К. Кельты, иллирийцы, фракийцы на Дунае в V-I вв. (до н. э.) / / История Европы. Т. I. М., 1988. С. 504), а на автариатов — около 350 г. до н. э. (Тачева М. История на българските земли в древността. Ч. 2. София, 1987. С. 247). Д. Джера предполагает, что речь, в частности, идет о скордисках (Gera D. Warrior Women. P. 219). Отметим, что текст указывает на неурожай как на причину переселения кельтов. Подробнее см.: Gera D. Warrior Women. P. 219-224.