Арес

    Аре́с
  •          (греч. Ἄρης, лат. Mars), сын Зевса и Геры, у Гомера — яростный бог войны, для которого нет ничего приятнее сражения, губительной вражды и смертоубийства. А. унаследовал сварливый и неуступчивый характер своей матери. Ненасытный в бою и не различающий правых от виноватых, он бросается от одной воюющей стороны к другой (эпитет Аллопросалл, «переходящий») в сопровождении своей сестры Эриды и сыновей Деймоса (Страх) и Фобоса (Смятение). Он — ненавистнейший из богов даже для своего отца Зевса, и Афина, богиня честного сражения,— непримиримая противница Α., постоянно одерживающая над ним верх. В послегомеронские времена он по-прежнему воспринимается как бог-губитель, для которого обычно все равно, за кого сражаться. Напротив, в позднейшем гомеровском гимне Α., отождествляющем этого бога с планетой того же имени, А. назван защитой Олимпа, отцом доблестью добытой победы, пособником Фемиды; здесь он является борцом за высшие интересы. В древнейшее, догомеровское время Α., вероятно, был хтоническим, стихийным божеством, способным причинять и благо, и гибель, и только впоследствии в представлениях об этом боге получила преобладание губительная сторона его характера. Об этом хтоническом Α., насылающем на грешных людей войну и мор, немало говорилось в древних фиванских преданиях, и, возможно, именно древние догомеровские творцы «Фиваид», воспевавшие бедственные войны, ниспосланные на Фивы Α., сформировали одностороннее представление об этом божестве как о жестоком боге войны. Легенда о заключении А. в оковы Алоадами (см. Алоады) относится, надо полагать, к древнейшему, стихийному А. Этот могучий бог войны был возлюбленным Афродиты, которая родила ему Гармонию (Согласие), Эрота и Антэрота, Деймоса и Фобоса. Культ А. был мало распространен в Греции, редки были здесь и статуи этого бога, чаще он встречался у римлян. Обычно его изображали в виде могучего юноши с широкой грудью, сильными плечами и мрачными чертами лица, со шлемом на голове. С А. отождествлен был римский бог войны Марс (Маворс, Мармар, Марспитер). Это было одно из важнейших божеств римской государственной религии, составлявшее вместе с Юпитером и Квирином триаду воинственных богов — хранителей государства, к которым взывали о победе в сражении. Как отец Ромула Марс был отцом воинственного римского народа, которому успешными войнами помог приобрести господство над миром. Полководец, отправляясь на войну, шел к храму Марса и, потрясая там священным щитом и копьем бога, произносил: «Бодрствуй, Марс!» — Как бог войны Марс имел прозвища Град и в (выступающий на бой), Квирин (копьеносный) и Ультор (мститель). Т. к. конь — помощник человека на войне, то естественно, что Марс был покровителем конских состязаний. Так, 27 февраля и в первые дни марта в его честь совершались Эквирии (конские состязания). Подобно тому как греческий А. из божества, олицетворяющего известные силы природы, постепенно превратился в бога войны, так у римлян представление о Марсе как боге войны возникло из другого, более широкого понятия. Марс с древнейших времен был также богом, состоявшим в разнообразных отношениях с природой, охранявшим не только людей от всего вредоносного, но также и поля — от опустошения, стада — от чумы и волков. Считалось, что он мог наслать гибель урожая или падеж скота либо отвратить его. Этого покровителя полей призывали Арвальские братья в праздник богини плодородия и земледельцы во время своих Амбарвалий. В его честь первый месяц римского года был назван мартом. 1 марта в честь воинственного покровителя Рима совершалось шествие салиев со щитами. Спутниками Марса были его супруга Нериена (сила), Молы (боевые труды), Паллор и Павор (Смятение и Страх). Марсу посвящены были волк и дятел. От Марса Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема.
  •          

    Арес и Афродита, застигнутые Гефестом. С античного изображения.