3. Греко–македонские женщины
Женщины в греческом и македонском мирах были второстепенным классом граждан, хотя с некоторыми культурными различиями, такими как степень независимости. Женщины македонской элиты играли более значимую роль в обществе, чем гречанки. Теория перформативного гендера, предложенная Джудит Батлер, может иметь значение для понимания отношения македонцев к царицам династии Аргеадов в начальные периоды Войн Преемников. Для понимания исходной позиции аргеадских женщин полезно иметь обзор положения женщин в древней Греции и раннем македонском мире в виду.
Женщины в Древних Афинах
В Афинах, которые являлись одним из наиболее известных городов–государств Древней Греции, политическая власть и роли принадлежали только мужчинам. Женщины не имели права голоса и не могли занимать должности в правительстве или участвовать в принятии политических решений. Аристофан подчеркнул кажущуюся нелепость женщин у власти в комедии «Экклезиазусы», в которой женщины, выдающие себя за мужчин (с фальшивыми бородами и волосатыми подмышками), принимают нелепые законы, которые превращают Афины в неузнаваемое и анархическое общество. Стоит отметить, что положение женщин в Древней Греции не было однородным. Например, в Спарте, другом известном городе–государстве, женщинам разрешалось владеть собственностью и они вели более активный образ жизни на свежем воздухе.
Из–за высокого культурного и политического статуса Афин в греческом мире, многие другие города, по крайней мере, в какой–то степени подражали образу жизни афинян.
Большинство источников о женщинах Афин, таких как выступления ораторов, например Демосфена и Лисия, а также сатирические пьесы, имеют скрытую цель, такую как комедийный эффект, политика или пародия, что не всегда дает точное представление о жизни афинских женщин. Декреты Солона закрепили отношения между мужчиной и женщиной, разделяя их на «приличных женщин» и проституток.
Женщины в Афинах имели лишь крайне ограниченные права по сравнению с мужчинами из–за заботы город–государства о контроле за населением, этнических соображений и гражданского статуса; их рассматривали как важных «носителей потомства» для «приличных граждан» (преимущественно понимаемых как добрые мужи государства).
Женская сексуальность и плодовитость были институционализированы с целью управления имуществом внутри и между домохозяйствами города–государства. Города–государства строго охраняли свои гражданские права, поэтому для государства стало необходимым юридически устанавливать меры контроля за населением, которые зависели от целомудрия и верности супругов для производства законных детей. Социальный контроль осуществлялся, делая женщин зависимыми от старшего мужчины в ойкосе, сначала как незамужней девушки, а затем как супруги. Предполагалось и ожидалось, что девушка/женщина будет полностью предана главе ойкоса, обрывая связи с родными семьями после брака. Этот полный переход лояльности сопровождался довольно крупными придаными среди приличных семей средств и придавал отношениям между мужем и женой некоторый коммерческий характер собственности. Старший мужчина ойкоса всегда имел опеку над женщинами, очень похожую на отношения, которые, предполагалось, существовали между взрослым человеком и незрелым юношей; женщины всегда требовали разрешения на что–либо вне рамок их ожидаемых обязанностей в семье и домашнем хозяйстве.
Средний возраст начала менструации и первого брака для девочек составлял около четырнадцати лет, когда они выходили замуж за значительно старших мужчин, хотя точный возраст неопределен. Платон предложил тридцать или тридцать пять лет как идеальный возраст для мужчины, чтобы вступить в брак, в то время как Гесиод утверждал тридцать лет. Впрочем, афинские мужчины очень редко женились до восемнадцати лет, подавляющее большинство значительно позже. Основная цель брака была в репродукции, обеспечивая полис новыми законными гражданами. [1]
Было явное различие между общественной и частной сферами. На улице и среди людей, в толпе, афинские женщины были обязаны носить покрывала и сопровождаться компаньонками, и они должны были ограничивать занятия, где они могли бы встретиться с мужчинами, не из своего ойкоса.
Дом был областью жены, где она в основном проводила время, готовя еду на день, прядя пряжу и одежду и занимаясь другими домашними делами. Бедные женщины работали в магазинах, мастерских или занимались каким–либо бизнесом, в то время как более обеспеченные женщины проводили время в более менеджерской роли, наблюдая за домашним хозяйством. Центральным элементом концепции брака было управление приданым, сопровождающим невесту. Ответственные отцы не воспитывали дочерей, если они не представляли себе будущего, в котором смогли бы обеспечить своей дочери достойный брак и соответствующее приданое. Основная функция брака, помимо чисто биологической, заключалась в создании и укреплении связей между семьями или членами расширенной семьи, и как в большинстве царских и дворянских династий, семейные браки были распространены среди элиты в Афинах.
Эндогамия и браки между родственниками широко практиковались для сохранения богатства и земли внутри одной семьи. Развод был довольно распространен и не считался позором, что было неожиданным в обществе, так беспокоящемся о привязанности женщин к семье. Женщинам в Афинах не разрешалось владеть собственностью или представлять себя в суде; за них должен был выступать адвокат–мужчина.
Македонские женщины
Сравнивать повседневную жизнь македонских женщин с гречанками сложно, но можно выделить общие тенденции. Македонские источники в основном описывают царских и знатных женщин, а не среднестатистических крестьянок. На основе существующих свидетельств, ссылок в древних текстах, археологических находок и эпиграфических материалов вполне увидишь, что македонские женщины в целом жили совершенно иначе, чем женщины в Афинах. В Македонии практика семейной жизни и независимость женщин могут напоминать гомеровские традиции
Македонские женщины не ограничивались домашними делами. Природа македонского общества по своей сути отличалась от Афин; условия существования были просто слишком непохожими. Вместо рамок полиса, македонцы были более или менее исключительно скотоводами вплоть до правления Филиппа II, который, согласно Арриану, предпринял массовую эллинизацию Македонии, включая создание городов по модели полиса, хотя некоторые города существовали ранее. [2]
В отличие от Афин, женщинам, по–видимому, разрешалось разгуливать и даже разговаривать с незнакомыми мужчинами. Некоторые свидетельства указывают на то, что македонские женщины имели более широкие юридические права, чем афинянки, особенно в плане управления собственностью; кажется, например, что и одинокие женщины, и вдовы могли покупать, владеть и продавать земельную собственность даже без кириоса, «законного опекуна».
Термин «гомеровский» часто используется для описания македонской царской династии, по крайней мере, в его более ранней форме. Это объясняется харизматической монархией, зависящей от способности ее представителей исполнять обязанности военных и политических лидеров, а также независимым характером царских женщин. Несмотря на то, что они играли меньшую роль во время правления своих мужей, некоторые женщины из рода Аргеадов принимали активное политическое участие в отсутствие крепкой мужской фигуры. Женщины элиты и в доме Аргеадов, вероятно, имели относительно немного домашних забот и контролировали деятельность рабов.
В период древнегреческой архаики и ранней классики царские женщины вели домашнее хозяйство, аналогично Пенелопе из Одиссеи и другим греческим женам того времени: они в основном ткали, готовили еду и, как отмечал Геродот, пекли хлеб. На могилах мужчины и женщины элиты или королевского круга погребены согласно гендерным идеалам: мужчины — с посудой, оружием, предметами для спорта, а женщины — с зеркалами, украшениями, маслом для тела и предметами культа. Несмотря на это, существуют исключения, например, женские могилы с кинжалами и даже доспехами.
В греческих домах классического и эллинистического периодов были мужские залы, но не было четко определенных гинекеев. Во дворцах в Пелле и Эгах были квадратные комнаты для царских симпосиев. Возможно, женские помещения были на втором этаже, но это только предположение. Греческие мужья всегда контролировали движение посетителей, мужские залы были близко к входу, а вид снаружи ограничен. В Македонии во дворцах были большие веранды, что отличалось от общегреческой практики.
Более либеральное отношение македонцев к правам и свободам женщин не умаляет того факта, что их жизнь была сконцентрирована вокруг семьи, размножения и воспитания детей. Македонские женщины жили короче мужчин, чаще всего из–за осложнений при родах, независимо от социального класса и статуса. В целом они не могли вести общественную жизнь, за исключением религиозных ролей для некоторых из высших классов, и подчинялись мужчинам, в то время как также выполняли тяжелую физическую работу на фермах или в магазинах, если принадлежали к низшим классам. Исключения существуют, но они принадлежат исключительно высшим слоям македонского общества, царственным женщинам династии Аргеадов. [3]
Гендер как представление и перформативный гендер
Тема гендера и секса стала академическим предметом изучения в 1960‑х годах. Симон де Бовуар сформулировала идею, что гендер — это приобретаемый аспект личной идентичности, подверженный культурному влиянию. Джудит Батлер не согласна. Применение современных теорий о гендере и сексе к историческим персонажам может быть проблематичным из–за изменений в общественных и политических обстоятельствах. В Древней Греции была проблематичная дихотомия в понимании гендера и секса [4]
Батлер предлагает теорию перформативного гендера, которая отрицает идею о том, что гендер выражает пол. Гендер формируется через акты, жесты и поведение, определенные культурой. Это неосознанно производится и воспроизводится как общественная норма.
[1] Plut. Pericles 37.3-5; Действительно, одним из главных преступлений, приписываемых Тридцати афинским тиранам в 404-403 годах, было то, что они вынудили многих афинских невест остаться старыми девами, казнив многих политически активных и достигших брачного возраста мужчин, а также ослабив законы о гражданстве настолько, чтобы не требовать, чтобы афинская мать считалась гражданкой. (Лисий 12-21; Демосфен 13.109-113; Гиперид 1.13)
[2] Arrian. 7.9.2. Эги и Пелла, два главных полиса собственно Македонии, существовали задолго до 350‑х годов, а ряд других городов, которые первоначально были греческими колониями, например Амфиполь, были включены в состав Македонского царства во времена Филиппа.
[3] Исключения включают предполагаемое участие Киннаны в одной из кампаний Филиппа II против иллирийцев, где она, как предполагается, лично убила иллирийскую царицу–воительницу, и публичную политическую дуэль соперниц Олимпиады и Адеи–Эвридики. (Polyaen. 8.60)
[4] [Гиппократ] Epidemics VI 8.32 […] Фаэтуза […] у женщины […], родившей в более ранние сроки, прекратились месячные […]. После того, как все это произошло, ее тело стало мужским и покрылось волосами по всему телу; она отрастила бороду, а ее голос огрубел.