Фокидская конфедерация

Для фокейцев величайший кризис наступил с Третьей священной войной и устройством дел Фокиды Амфиктионийской лигой в 346 г. до н. э после Филократова мира. Его условия были, конечно, продиктованы в действительности Филиппом II. Они включали запрет иметь кавалерию или гоплитов, разрушить все города кроме Аб близ Гиамполя и эта ослабленная организация должна была выплачивать 60 талантов в год в качестве контрибуции Аполлону Дельфийскому [1]. Три года спустя они действительно начали её выплачивать и выплаты эти сделаны были ими как объединением, что показывает: даже в таких условиях им позволено было сохранить какую–то организацию. Вскоре условия улучшились до такой степени, что в 338 г. ежегодная контрибуция сокращена была с 60 до 10 талантов, города были восстановлены и укреплены стенами, а фокейцы представлены как объединение с тремя представителями в синедрионе Эллинской лиги, организованной Филиппом [2].
Попытки исследовать учреждения конфедерации этого времени были не особенно успешными, но всё же несколько пунктов можно отметить [3]. Главы правительства время от времени упоминаются, но их число и титулы разнятся и до нас дошло мало информации об их обязанностях и функциях. Так из числа записей о платежах, отправленных фокейцами в Элатею, одна запись датируется единственным архонтом, а другая — четырьмя [4]. Возможно это означает группу из четырёх архонтов, из которых в документе упомянут был только их глава. В каждом случае указан родной город этих должностных лиц. В документе, где упомянут был единственный архонт, он из Медеона; из четырёх в другом, два были из Элатеи. Позднее появляются три фокарха [5]. То немногое, что известно об этих должностных лицах, указывает на их ежегодные выборы первичным собранием. Сведений о меньшем по размерам федеральном совете нет и возможно его не существовало. Фокида была достаточно невелика для того, чтоб первичное собрание функционировало эффективно. Есть, однако, данные, что фокейцы имели коллегию номографов и что собрание могло приказывать им внести то или иное своё постановление в число законов [6]. Это указывает на периодические изменения в федеральных законах и деятельное федеральное правительство.
Это было то правительство, которое правило Фокидой с восстановления конфедерации ок. 338 г. до поглощения Фокиды Этолией после Второй македонской войны. Подчинение Фокиды Этолии продолжалось до поражения Антиоха и этолийцев в 191 г. Доказательства этолийского господства обнаруживаются в записях об освобождении рабов в Дельфах, в которых освобождения, совершаемые фокейцами, датируются по этолийским полководцам [7]. После реорганизации конфедерация, как кажется, последовала господствующему стилю времени и имела во главе стратега. Этот магистрат многократно упоминается в записях об освобождении рабов в Дельфах несколько позже 146 г. до н. э [8]. Это свидетельство того, что по крайней мере в том, что касается главы конфедерации, система периода до 146 г. сохранилась и после этой даты. Возникает вопрос, так ли это и для других органов правительства и в особенности восходит ли синедрион, прямо засвидетельствованный только для эпохи Империи к этому более раннему периоду [9]. Вероятно, предположение не худшее любого другого заключается в том, что он был учреждён во время реорганизации ок. 190 г. Так же несомненно, что когда–то, когда точно сказать невозможно, старое первичное собрание прекратило своё существование.
Для II в. до н. э. проявление независимости со стороны городов в пределах конфедерации засвидетельствовано надписью о союзе путём симполитии двух городов — Стириса и Медеона. Договор, заключённый навечно, предусматривал объединение экклесий двух городов, совместные выборы магистратов; он подробно входит в детали местного самоуправления, но даёт мало информации о федеральном правительстве. И тем не менее, членство этих двух городов в конфедерации доказывается датировкой документа по стратегу фокейцев. Договор этот не был, как кажется, контролируем федеральными властями, но был засвидетельствован двумя гражданами Лилеи и одним Титореи. Вдобавок, скреплённая печатью копия документа хранились из свидетелей из Лилеи [10]. Вовлечённые в это дело города не были ближайшими соседями. Медеон находился на побережье близ Антикиры, а Стирис на несколько миль внутрь от побережья, Лилея и Титорея — в долине Кефисса. Безусловно, наши два города были в хороших отношениях с прочими городами конфедерации, хоть они и договаривались друг с другом почти как иностранные государства и только призвали некоторых из своих собратьев фокейцев в качестве свидетелей.


[1] Diod., XVI, 60, 1-3; Paus., X, 3, 1-3.
[2] Данные о выплатах в Дельфы – SIG 3, 230-235; фокейцы в Эллинской лиге – Tod, 177. 32.
[3] Кроме обычных справочников см.: Kazarow G. De foederis Phocensium institutis, 1899.
[4] SIG 3, 231 (Tod, 172b), 232. Кацаров (р. 16) считает единственного архонта главой коллегии четырёх.
[5] IG, IX, I, 99. К нач. III в. относится элегия, записанная на камне в Дельфах (SIG 3, 361), в которой некий Ксантипп заявляет, что он был 10 раз избран фокейцами тагом. Не является ли этот титул более, чем просто поэтическим выражением для влиятельного лидера, официальным титулом которого могло быть «архонт» или «фокарх»? Сообщение о том, что он 10 раз был избран фокейцами показывает, что эта должность, каково бы ни было её официальное название, была кратковременной, скорее всего ежегодной и что органом, которому он обязан был своим избранием, было, скорее всего, первичное собрание.
[6] Inschriften von Magnesia, 34.
[7] См. список, даваемый Кацаровым (р. 23 f.). Позднейшая из датированных записей относится ко второму отправлению должности Фанеем (192-191 гг.).
[8] См. список: Daux Delphes, p. 640-643. Позднейшая из записей датируется 49-48 гг.
[9] Павсаний (X, 4,1; 33,1), говоря о членстве в конфедерации двух городков в одном (первом) случае особо упоминает о посылке синедров в собрание. В X, 5,1 упоминается здание (Дом Фокиды), в котором проводились собрания.
[10] SIG 3, 647.