Четыре македонские республики

О создании четырёх македонских республик в 167 г. до н. э. как о части урегулирования ситуации после Третьей македонской войны, обычно сообщается в истории Рима. Такой подход к вопросу естественно побуждает смотреть на ситуацию с точки зрения римской иностранной политики и иногда замечают, что это означало «начало разложения libertas и immunitas» [1] ибо Рим объявил эти государства свободными, но всё ещё требовал уплаты податей. Но, однако, авторы, смотрящие на дело с этой точки зрения мало или ничего не говорят нам о навязанной им Римом форме правления [2]. С другой стороны, авторы справочников и исследований греческих политических учреждений их обычно совершенно опускают. Исключение — недавнее исследование греческих государств Эренбергом, который приводит четыре республики в качестве примера «представительного правления в форме федеративного государства» [3]. Это пренебрежение македонскими республиками достойно сожаления. Они были столь же греческими или эллинскими как большинство федеративных государств того времени и если поставить их в один ряд с современными им учреждениями Ахейской, Фессалийской и Ликийской конфедераций, то они помогут нам продемонстрировать тенденцию того времени расставаться с первичными собраниями и вместо них учреждать представительное правление. Они важны так же для иллюстрации гибкости римской политики и наложенные на них обязательства отличаются от соглашения заключённого с Фессалийской и Магнесийской конфедерациями. Главным новым элементом, подтверждаемым налогами и ограничениями, здесь была более жёсткая и более деспотичная позиция, возобладавшая в римской политике после Пидны.
Информация о формировании и учреждениях четырёх республик извлекается из данных Ливия, которые тот, в свою очередь, получил от Полибия. Так как последний в 167 году был уже зрелым человеком, принимавшим активное участие в делах Ахейской конфедерации, а позже в Риме входил в круг Сципиона, то его данные — это данные современника, который был близок с рядом действующих лиц. Вопрос о том, в какой мере Ливий дополнял данные Полибия материалом, взятым из римских архивов, остаётся открытым. Согласно Ливию, сенат решил, чтобы Македония была свободной, но чтобы избежать опасностей, вязанных с крупным государством, она разделена была на четыре части, каждая со своим собственным собранием. Термин, употреблённый Ливием для обозначения этого собрания в единственной сохранившейся рукописи этой части труда Ливия – consilium. Если в этом senatus consultum был действительно употреблён термин consilium, а не cconcilium и если он был использован в том значении, в каком он обычно применяется к греческим учреждениям, тогда в постановлении сената содержалось распоряжение о том, чтобы каждое из четырёх государств имело представительное собрание в качестве главного органа управления [4]. То что эта форма правления была заимствованной, а не местной, доказывается более поздним правилом, что избирались сенаторы, «которых они называют synedroi», и государство управлялось в соответствии с их решениями [5]. Это правило, очевидно, применимо во всех четырёх республиках. Это в сочетании с снисходительным замечанием Полибия в отношении македонян, как непривычных к «демократическому и представительному правлению» [6] делает ясным, что правление в четырёх республиках было представительным. Отметим, однако, что слова Полибия не означают, что их строй был демократическим в том смысле, в каком демократия понималась в V в. до н. э., но только, что эти государства были республиками и не находились под царской властью.
Четыре республики не имели своих собственных названий, но были просто известны как части Македонии. Разделились они приблизительно следующим образом [7]. Первая мерида включала земли между реками Нест и Стримон с небольшой территорией к востоку от Неста и очень небольшой к западу от более низменного Стримона. Вероятно, эта часть состояла из земель, приобретённых Филиппом II и включала Филиппы и примыкающие рудники. Столицей был Амфиполь. Вторая мерида включала земли между Стримоном и Аксием за исключением района, упомянутого как принадлежащий первой мериде. Столицей его была Фессалоника. Третья мерида простиралась от Аксия до Пенея; это означало, что она включала остальное побережье Македонии от устья Аксия в нескольких милях к западу от Фессалоники до Темпейской долины. Столицей её была Пелла. Четвёртая мерида представляла собой территорию к северу от третьей; столицей её была Пелагония. Несмотря на наличие в них городов, есть основания думать, что некоторые из подразделений этих республик были скорее племенными районами, чем городами. Это особенно верно в отношении четвёртой мериды, известной при Империи как Свободная Македония [8].
Для того, чтоб понять проблемы этих государств, надо держать в уме их отношение к Риму и друг к другу. Хоть они и были провозглашены свободными, они обязаны были выплачивать Риму половину того, что они прежде платили царю. Это было установлено сенатусконсультом относительно устроения Македонии и объявлено было Эмилием Павлом в Амфиполе [9]. Это разумеется означало, что македоняне должны были не только платить дань, но и быть готовы выслушивать указания из Рима и любое их враждебное действие должно было рассматриваться как мятеж. Не похоже, чтобы сокращение дани принесло какое–нибудь облегчение. Ведь это, по всей видимости, означало, что половина налогов, прежде использовавшихся внутри страны отправлялась в Рим и лишь половина оставалась на местные нужды, включая оборону страны от её достаточно воинственных соседей. Эта задача отнюдь не облегчилась тем фактом, что римляне уничтожили или присвоили себе военные резервы царя. Однако, государствам, граничившим с варварами позволено было иметь вооружённые отряды на границах. Это относится ко всем республикам, за исключением третьей. Чтобы здесь не было соблазна строить линейные корабли или пиратские суда, вырубка корабельного леса была запрещена. Другие экономические и социальные ограничения нисколько не способствовали облегчению ситуации. Хотя добыча железа и меди и была позволена, золотые и серебряные рудники были закрыты и оставались таковыми до 158 г. до н. э. [10]. Никому не позволено было обладать собственностью более, чем в одной республике из четырёх и браки между гражданами различных республик запрещались. С другой стороны, торговля между ними не была запрещена за исключением соли и даже относительно неё существовали специальные положения о ввозе соли в четвёртую республику [11]. Тем не менее ясно, что четыре государства должны были в значительной степени пойти каждое своим путём.
О правительственном аппарате известно мало за иключением уже упомянутых представительных собраний. Во главе каждой из четырёх республик стоял один высший магистрат, соответствовавший тому полководцу, который был главой столь многих федеративных государств [12]. Сообщения, что деньги собирались или дань доставлялась в четыре столицы [13] делает ясным, что города или другие подразделения государств собирали деньги на местах и отправляли требуемые суммы в столицы. Это становится практически бесспорным благодаря сравнению с деталями организации, примерно в то же время навязанной Иллирии Римом. Иллирийцы были точно так же объявлены свободными, но на них была наложена дань в половину той, что они прежде платили своему царю. Иллирия, так же как и Македония была разделена на части (в её случае три) и внутри этих частей некоторые области были провозглашены свободными от податей, в то время как на остальные наложена была дань [14]. Так же точно несомненно, что и в Македонии на каждый город или другую административную единицу в пределах мерид налагалась дань и требовалось доставлять её в столицу. Различие состояло в том, что в Македонии, вероятно, не было свободных от уплаты общин. Общие черты этой системы несомненно заимствованы от той, что существовала при царях. Самая важная перемена заключалась в том, что общины направляли свои выплаты не в центральную сокровищницу всей Македонии, но в столицу их особой мериды. Нет информации относительно того кем и как дань переправлялась в Рим [15].
Информация о дани ничего не говорит нам о финансах республик за исключением того, что как и других федеративных государствах, они зависели от сборов, делаемых местными общинами и отправляемых в федеральную сокровищницу. Вероятно, общины продолжали посылать те же самые суммы, что они посылали царю и половина этих денег отсылалась в Рим, в то время как другая половина оставалась правительствам мерид. Деньги и иные сокровища, обнаруженные римлянами и вывезенные ими демонстрируют, что цари скапливали то, что доставлялось общинами и хранили излишки в царских сокровищницах. Так как новые правительства начали свою деятельность при пустых сокровищницах, то им непросто было финансировать свою администрацию с половиной тех прямых налогов, что собирались прежде в пользу царя. Ведь и иные доходы государства резко сократились. Рудники и царские поместья были конфискованы и стали собственностью римского государства. Сенат постановил сначала не позволять заключать никаких контрактов на эксплуатацию рудников и поместий. Позже, однако, когда дело дошло до детального урегулирования, запрет на разработку золотых и серебряных рудников остался, но добыча железа и меди была позволена. Отмечалось, что их эксплуатанты платили vectigal в размере половины того, что они платили царю. Это вряд ли верно. Право эксплуатировать рудники и поместья обычно основывается на контрактах и здесь по временам должна была иметь место разница в уплате. Поэтому самой правдоподобной догадкой представляется та, что арендаторы одну половину vectigal отправляли в Рим, а другую — правительству того государства, в котором находились рудники или поместья. Если когда были вновь открыты для разработки в 158 г. золотые и серебряные рудники применена была та же самая система, то особенно в Первой Македонии доходы сильно выросли и этим объясняется обильная серебряная чеканка этого государства [16]. Это должно было зайти так далеко, что возвратило процветание как государствам, так и отдельным лицам. Так же, как кажется, возобновилась торговля с племенами севера Македонии и это так же должно было означать дополнительные доходы.
Здесь не место описывать раздоры, от которых страдали новые государства в первый период их существования или следить за военными действиями, явившимися следствием восстания Андриска или Псевдо–Филиппа. В результате всех этих событий Македония реорганизована была в римскую провинцию. В списке её наместников, составленном учёными, Квинт Цецилий Метелл, вновь покоривший Македонию в 148 г., ставится в качестве первого наместника [17]. Создание провинции не стало, однако, концом четырёх республик, которые продолжали существовать в качестве единиц местного управления по крайней мере до времени династии Флавиев. В какое–то время к ним добавилась ещё Македонская лига. Она существовала уже в правление Клавдия, а возможно даже и Августа [18]. Может быть она была ещё и более ранней, но события, связанные с восстанием Андриска, показывают, что такой организации в то время не существовало.


[1] Выражение Бадиана: Badian E. Foreign Clientelae, 1958, p. 97.
[2] Исключения: Abbott F. F Roman Politics, 1923, p. 84; Scullard H. H. The History of the Roman World from 753 to 146 B. C, 1935, P. 296 f, обе опираются на Frank T. Roman Imperialism, 1914, p. 208 f et CP, IX, 49 ff.
[3] Ehrenberg V. Gr. State, p. 131; та же самая мысль так же в Staat, p. 159.
[4] Senatus consultum приводится Ливием в XLV, 18, главные его статьи в 18, 6-7. Это и другие основные места в данных Ливия об основании конфедерации цитируются, переводятся и обсуждаются в Econ. Surv. Rome, IV, 294-299. Другая литература на эту тему: Feyel M. Paul–Emile et le synedrion macedonien \\ BCH, LXX, 1946, P. 187-198; Larsen J. Consilium in Livy XLV, 18, 6-7 and the Macedonian synedria \\ CP, XLIV, 1949, P. 73-90 суммируется и обсуждается в Bull. ep., 1950, n 131; Aymard A. L’organisation de la Macedonie en 167 et la regime representatif dans le monde grec \\ CP, XLV, 1950, P. 96-107.
[5] Livy, XLV, 32,2.
[6] Polyb., XXXI, 2,12.
[7] Разделение это описано Ливием – XLV, 29, 5-9 (дополнительная информация XLV, 30); Diod., XXXI, 8, 8-9. Термин, использованный для обозначения отдельных частей – μερις, обнаруживается на монете, описанной Эдсоном (Edson C \\ CP, XLI, 1946, P. 107), в надписи периода Флавиев (SEG, XVI, P. 391) и в «Деяниях апостолов» (XVI, 12); cf. Rep. Gout, 109.
[8] Econ. Surv. Rome, p. 443.
[9] Livy, XLV, 18,7 et 29,4.
[10] Econ. Surv. Rome, IV, 302.
[11] У Ливия (XLV, 29,10) commercium agrorum aedificiorumque относится только к владению землёй и постройками. Кроме того, особые ограничения на торговлю солью (29, 11-13) показывают, что не вся торговля через границы была запрещена.
[12] В единственном указании (Diod, XXXI, 8, 9), четыре αρχηγοι упомянуты и связаны со столицами таким образом, что становится ясно — они стояли во главе четырёх государств.
[13] Livy, XLV, 29,9; Diod., XXXI, 8,9.
[14] Livy, XLV, 26, 11-15; Diod, XXXI, 8, 2-5. Свободные от налогов общины упоминаются только Ливием.
[15] В 167 г. добыча перевозилась из Македонии в Италию с помощью флота (Livy, XLV, 33,7). Маловероятно, что дань отправлялась тем же самым способом. Македонские республики, конечно, не могли сохранить флот, чтоб перевозить и охранять её. Возможно, четыре македонских и три иллирийских государства отправляли свою дань по суше в какой–либо порт на Адриатике, где римляне её забирали, но это чистое предположение.
[16] О конфискации поместий и рудников – Livy, XLV, 18, 3; о позволении разработки железных и медных рудников также сообщает Ливий (XLV, 29, 11); о позволении в 158 г. разработки золотых и серебряных рудников – Cassiodorus, Chron. minora, ed. Mommsen, II, 130; cf. Econ. Surv. Rome, IV, P. 312 f.; о чеканке – ibid., p. 328; Edson \\ CP, XLI, 1946, P. 107.
[17] Список даётся Гейером (Geyer \\ RE, XIV, P. 764-765); кое–что для периода 148-127 гг. добавлено в книге: Jashemski W. F The Origin and history of the Proconsular and the Propraetorian Imperium to 27 B. C, 1950, p. 129-131.
[18] Rep. Gout., p. 109; 113-115.