Акарнанская конфедерация

Данные об этой конфедерации относительно федеральных учреждений, особенно судов и сбора таможенных пошлин, обычно городами, скорее чем федеральными властями, важны и в какой–то мере даже неожиданны. Первое впечатление от истории этого периода таково, что акарнанцы настолько были втянуты в борьбу с этолийцами, эпиротами и македонянами, что имели мало шансов для мирного развития. Кульминацией этого стал раздел Акарнании между этолийцами и Александром Эпирским ок. 250 г. и как следствие роспуск конфедерации. Она была вновь воссоздана ок. 230 г. Но, к более раннему периоду конфликтов относится замечательная попытка достичь прочного согласия с этолийцами на основе союза и исополитии, о которой мы уже упоминали выше в разделе об этолийской конфедерации. К более позднему периоду относится некоторая интересная информация относительно федеральных учреждений, большей частью происходящая из надписи, впервые опубликованной в 1957 г. Этот период был не намного более мирным, чем предыдущий. Что до политических учреждений, то как и на других этапах своего культурного развития, греки должны были научиться жить среди опасностей и продолжать свою деятельность между и во время войн.
Акарнанская федерация была одним из федеративных государств не распущенных во время Царского мира, вероятно потому, что в то время она была союзником Спарты. В 375 г., в результате военных операций Тимофея в северо–западной Греции, она была вынуждена присоединиться ко Второй афинской лиге [1]. Присоединилась конфедерация как целое, но в это время здесь, как кажется, не было полного единодушия. Три года спустя афиняне под командованием Ификрата вторглись в Акарнанию, чтобы поддержать дружественные себе города против фирийцев. Поскольку акарнанцы присоединились ко Второй афинской лиге в то время когда Фивы были союзником Афин, то не удивительно, что они поставили военный контингент в армию Эпаминонда в ходе его первой пелопоннесской экспедиции [2].
Со времени интервенции Филиппа II в Грецию [3] для акарнанцев начался новый период с новой политической ориентацией. До тех пор они в основном были втянуты в спор между Афинами и Коринфом. Теперь они стали объектом политики Этолии, Македонии и Эпира. Филипп, добившись прямого контроля над Фессалией став главой Фессалийской конфедерации и возведя своего зятя Александра Молосского на трон царей Эпира, продолжал расширять своё влияние в южном направлении по всему фронту. В центральной Греции он удовольствовался тем, чтобы передать Навпакт своим союзникам, этолийцам, но дальше к западу он уже стремился к прямому господству. В 341 г. Демосфен мог в своей «Третьей филиппике» заявить, что он предпринял поход на Амбракию и Левкаду и клятвенно обещал этолийцам передать им Навпакт [4]. При таких обстоятельствах не удивительно, что акарнанцы примкнули к антимакедонской коалиции и послали войска, чтоб принять участие в военной кампании при Херонее [5]. Меры Филиппа, принятые им после своей победы, включали установку гарнизона в Амбракии, передачу власти в Акарнании промакедонской группировке и изгнание из Этолии антимакедонских лидеров [6]. Это было начало периода сильного македонского влияния. Когда смерть Филиппа пробудила в греках надежды на освобождение от македонского владычества, этолийцы постарались расстроить сделанное им в Акарнании и вернуть изгнанных им в Акарнанию своих вождей. Позже они выступили и взяли Ойниады — самый южный порт в Акарнании [7]. Это послужило началом этолийского вторжения в Акарнанию и военных действий против Македонии. Но их вторжение в Акарнанию после смерти Филиппа должно было быть остановлено после того как Александр добился признания в Греции и их нападение на Эниады должно было иметь место после того, как он удалился в Азию. Результатом его стало то, что акарнанцы стали смотреть на Македонию как на защитницу от этолийцев.
В бытность Акарнании под покровительством Македонии, Кассандр в 314 г. побудил акарнанцев покинуть ряд более мелких поселений (деревень) и сконцентрировать население в немногих городах. Но, в действительности перемена в то время ограничилась, как кажется, лишь восточной Акарнанией, городами вовлечёнными в неё были Стратий, Ойниады и Агриний, а целью, очевидно, укрепить оборону против Этолии. Верность Левкады обеспечена была посредством посольства, но она не включена была в состав Акарнании. Вместо этого Кассандр установил в городе свой гарнизон [8]. После того, как Кассандр покинул Этолию, этолийцы напали на Агриний — акарнанский город к востоку от Ахелоя. В этот пункт этолийцы двинулись из плодородных районов вокруг Трихонидского озера. Окружённый город сдался на условиях, что жителям будет позволено его покинуть, но этолийцы нарушили своё обещание, напав и перерезав ничего не подозревавших его жителей [9]. После такого поступка удивительно, пол столетия спустя, обнаружить, что акарнанцы и этолийцы заключили договор и притом не только о союзе, но и об исополитии — взаимном обмене правами гражданства.
События, приведшие к этой удивительной перемене начались с воцарением в Эпире Пирра и перехода Акарнании из сферы влияния Македонии в сферу влияния Эпира [10]. Это выглядит так как если бы статус конфедерации изменился от союза с Македонией до подчинения власти Эпира. Но подчинение это не продлилось даже в течение всего правления Пирра. Вероятно, Акарнания вновь стала свободной в 283 г., когда Пирр потерпел поражение от Лисимаха. Вероятно, вскоре за этим последовал договор о союзе между Пирром и акарнанцами. В результате Пирр оказался в состоянии набрать в Акарнании наёмников для своей экспедиции в Италию и так как договор оставался нерушимым и после его смерти, то его сын Александр II, будучи изгнан из Эпира, смог найти убежище в Акарнании. Так как Пирр был в хороших отношениях так же с этолийцами, то похоже, что в числе союзников, которые помогли вернуть Александру его царство были обе эти конфедерации.
К этому периоду относится договор о союзе между акарнанцами и этолийцами. Так как обе конфедерации поклялись хранить вечную дружбу и защищать друг друга от нападений, мирное будущее для этих двух держав казалось обеспеченным, особенно с тех пор как Акарнания, в отличие от Этолии, достигла своих естественных границ, заполучив себе к тому времени Левку, единственную коринфскую колонию на своём побережье, которая долгое время оставалась независимой. Информация о времени и обстоятельствах, при которых та была приобретена отсутствует, но это могло иметь место в течение периода союза с Пирром. Сделав реку Ахелой границей между двумя конфедерациями, договор гарантировал этолийцам длительное обладание землями, которые они приобрели в 314 году. Акарнанцы, более слабый партнёр, возможно были готовы отказаться от своих притязаний в обмен на мир. В конце концов, если дружеские отношения сохранялись и граждане двух конфедераций обладали в каждой из них всеми гражданскими правами и даже правом переносить своё гражданство из одной из них в другую, то границы не имели слишком уж большого значения [11]. К несчастью это благоразумное соглашение действовало не долго.
Вместо этого царь, которого акарнанцы приняли когда он был изгнанником и конфедерация, с которой они были союзниками, около 250 года разделили Акарнанию [12]. Немного позже, ок. 239 г., этолийцы напали на ту часть Акарнании, которой владели эпироты и на какое–то время захватили Тирион [13]. Этот раздел конфедерации должен был означать её роспуск. Федеральное государство могло сохранять своё правительство относительно невредимым под властью более сильного государства, как это было с некоторыми государствами под властью Рима, но оно едва ли было в состоянии сохраниться после разделения и подчинения одновременно. Позже, когда из–за краха монархии в Эпире, та часть Акарнании, которая подчинена была этому царству, вновь обрела в 231 г. свою независимость, конфедерация организована была заново и хотя здесь имеются и признаки некоторого разрыва в развитии учреждений, всё же здесь кое–что и сохранилось. Между тем этолийцы, за исключением утраты в какое–то неизвестное время Тириона, не только сохранили ту часть Акарнании, которую аннексировали раньше, но и так же попытались присвоить остальное. Отсюда знаменитая осада Медеона в 231 г., когда город был спасён вмешательством Агрона Иллирийского [14]. Но случай этот — пример помощи городу, а не акарнанцам в целом. Конфедерация тогда, вероятно, не была ещё восстановлена. Этолийцы, хоть и побеждённые при Медеоне и понесшие большие потери, всё же не сдались. Когда в 221 г. умер Антигон Досон, этолийцы, очевидно в надежде, что власть Македонии и Эллинской лиги рухнет, нанесли удары на различных фронтах. Надо полагать, они включали в себя и очередное нападение на Тирион, вероятно провалившееся [15].
Таким образом, восстановленная Акарнанская конфедерация была много более сжатой по размерам, постоянно сталкивалась с угрозой нападения из Этолии и естественно сама стремилась возвратить утраченные территории. Многое, включая главный город Фойтии и порт Ойниады возвращено было в 219 г. с помощью Филиппа V Македонского [16]. Но и позже с территорией были некоторые колебания. Так Тирион в 216 г. был ещё акарнанским, но должен был быть уже этолийским, когда, самое раннее в 211 г. выставлена была копия договора о союзе между Римом и Этолией. Однако, к тому времени, когда этолийцы вновь заключили мир с Филиппом в 206 г., город был снова акарнанским. Возвращение его несомненно относится к последнему периоду войны., когда римляне отказали этолийцам в помощи и Филипп со своими союзниками имел над ними превосходство [17]. С другой стороны, Стратий — старая столица Акарнании, будучи однажды взят этолийцами, постоянно оставался под их контролем и был всё еще этолийским, когда послужил целью крупного рейда Персея в ходе Третьей македонской войны.
Учреждения конфедерации до её роспуска были уже описаны выше в связи с теорией, что собрание, совет и система семи стратегов уже существовали в V столетии. Добавить к этому можно лишь немногое. В договоре с Этолией, в добавление к гам и гиппарху, упомянуты так же секретарь и казначей. Это уже свидетельство развития государственного аппарата, но всё же не такого тщательно разработанного, как в более поздний период. Тот же самый договор — свидетельство того, что когда посылалась помощь этолийцам, это могли делать стратеги и совет не советуясь с первичным собранием. Таким образом, хотя первичное собрание сохранялось, стратеги и совет облечены были значительной властью. То, что секретарь и казначей включены в этом договоре в число эпонимных магистратов — свидетельство их относительной значимости. От этого периода дальнейшей информации о федеральных финансах нет, но в свете позднейших акарнанских учреждений и обычной практики греческих федеративных государств ясно, что прямых федеральных налогов не существовало, а федеральная сокровищница пополнялась взносами, собираемыми и вносимыми городами конфедерации.
Для периода до роспуска существуют данные о даровании гражданства как городами, так и федеральным правительством. Сохранились так же три постановления городов о проксении: одно от Тириона и два — от Стратия. Вдобавок, есть и федеральное постановление, так же выставленное в Стратие. Привилегии, дарованные в двух постановлениях из Стратия и в федеральном постановлении включали право гражданства, причём в федеральном постановлении в такой форме, что человек, удостоенный такой почести мог сам выбрать акарнанский город, гражданином которого он хотел бы стать [18]. Вдобавок, договор с Этолией включал взаимный обмен правами гражданства между двумя конфедерациями. Федеральное постановление, дарующее гражданство в любом городе, в каком новый гражданин пожелает необычно и возможно уникально. Несомненно, большая часть дарований гражданства оставалась лишь почётной и потенциальной.
В управлении восстановленной Акарнанской конфедерацией после 230 г. видны некоторые перемены. Так прежняя столица — Стратий была заброшена и была основана новая. До того как она была выведена из Акарнанской конфедерации в 167 г., по решению римлян после Третьей македонской войны, это была Левкада; после этого — Тирион [19]. В этот период конфедерация приобрела так же и религиозную столицу. Первоначально святилище Аполлона в Актии было под контролем города Анактория. В ходе Союзнической войны 220 -217 гг. город оказался не способным финансировать праздник. После того, как мир был восстановлен, вероятнее всего в 216 г., конфедерация решила сделать этот храм федеральным и восстановить праздник. Это было сделано после переговоров между конфедерацией и городом и заключения соглашения, почти что договора между ними. Это соглашение и федеральное постановление, его ратифицирующее, содержатся в надписи, найденной в Олимпии и лишь несколько лет назад опубликованной [20]. В соответствии с обычной греческой практикой обнародования важных документов так же и в панэллинских святилищах. документ был выставлен на стелах в Олимпии и Актии. Несомненно уже после того, как конфедерация взяла святилище в свои руки, акарнанцы начали датировать документы по гиераполису, верховному жрецу храма в Актии, ставя его во главе списка магистратов вместо стратега конфедерации. Судя по немногим сохранившимся документам эти двое никогда не упоминались вместе и не существовало твёрдо установленного правила, какой магистрат должен быть эпонимным [21].
Самые важные перемены в реорганизованной конфедерации произошли в исполнительной власти, во главе которой теперь встал единственный стратег вместо прежней коллегии семи. Это, в свою очередь делает практически несомненным, что гиппарх, названный здесь же, но после стратега, был вице–президентом. Так же регулярно упоминается promnamon и с ним иногда три symprmnamones. Эти вероятно были ежегодными магистратами, председательствовавшими в федеральном совете [22]. Секретарь совета, упомянутый в иных из надписей, несомненно вёл протоколы этого органа [23]. Наличие ещё одного секретаря, именуемого или секретарём стратега или магистратов [24] показывает, что федеральная исполнительная власть вела достаточно дел, чтобы нуждаться в особом секретаре. А присутствие наварха в соглашении по поводу святилища в Актии возможно означает, что когда Филипп попытался развивать свой флот, он потребовал от греческих союзников присоединиться к нему в его усилиях.
В добавление к упомянутому здесь совету, здесь было так же федеральное первичное собрание с голосованием по городам [25]. Может показаться странным, что федеративное государство, реорганизованное в такие поздние времена, ок. 230 г., пользовалось первичным собранием. Но однако, реорганизация эта имела место за несколько лет до великой перемены в Ахейской конфедерации, т. е во времена когда первичное собрание было ещё обычным делом в федеративных государствах. Неизвестно, сколько ординарных собраний проводилось в год, но ясно, что вдобавок к ним так же созывались экстраординарные собрания [26]. Федеральные финансы так же обеспечивают нас достоверной информацией относительно состава совета и способа подсчёта голосов в собрании. Федеральная казна, как будет показано ниже, обычно пополнялась вкладами или взносами, посылаемыми городами. В тех случаях, когда имеются прямые доказательства использования этой системы, а именно в ранней Беотийской, Этолийской и Ликийской конфедерациях размер взносов находился в пропорции к представительству в федеральном совете. Следовательно там, где эта система финансов была в употреблении, практически ясно, что представительство в федеральном совете было приблизительно в пропорции к населению или вероятно, скорее к числу граждан и точно так же и в Акарнании. Было бы естественным применить тот же самый принцип и к подсчёту голосов в собрании. Однако, есть данные, что в жизненно важных случаях, таких как вопрос разрыва с Македонией и перехода на сторону Рима, требовалось единогласное голосование городов.
До публикации постановления относительно святилища Аполлона в Актии, информация из надписей о федеральных финансах включала такие будничные вопросы как выделение денег на жертвоприношения или оплата расходов [27]. Это постановление так же содержит некоторое количество такого рода материала. Но более важны особые предписания относительно таможенных пошлин и других сборов, собираемых в течение Актийских игр. Предписания эти ясно показывают, что обычно федеральное правительство ничего из этого не собирало. Когда на федеральное правительство легла забота о содержании храма и ежегодных игр, оно взяло на себя расходы, которые прежде нёс город Анакторий. Следовательно, было вполне логичным, что некоторые из доходов, получаемых прежде городом, должны были быть обращены на эти цели. Потому условлено было, что половина pentekoste – 2% сбора на экспорт и импорт и все другие сборы, собираемые в ходе праздника, должны были идти одна половина федеральному правительству, а другая — городу Анакторию. Очевидно, panegyris было не только религиозным праздником, но включало так же действующий рынок. Вероятно, существовал и особый доход, разделяемый таким же образом, происходящий из пошлины за освобождение рабов (манумиссии), происходившее во время праздника [28]. Рынок проводился как совместное предприятие конфедерации и города, каждый из партнёров предоставлял четырёх сборщиков и четырёх писцов собирать налоги и вести их запись, в то время как по одному агораному (смотрителю рынка) с каждой стороны было достаточно для общего управления и руководства. Но заметим, что это была особая договорённость, исключительно для праздника и связанного с ним рынка. Особая статья оговаривала, что в других отношениях жители Анактория сохраняли полную власть над своими гаванями и всеми пошлинами [29]. Этого вполне достаточно, чтобы показать, что акарнанское федеральное правительство обычно не собирало никаких налогов в пределах территории любого города конфедерации. Здесь могли быть какие–то сборы на нужды управления и здесь могли быть какие–то доходы с собственности, которой владело государство, но помимо этого доходы федеральной казны состояли из сборов от городов или других составных частей государства, если они были. При таком состоянии дел с федеральными финансами не удивительно, что так де и чеканка монеты большей частью оставалась за городами. Начало федеральной чеканки датируется временем ок. 400 г. до н. э., но и города так же продолжали свою чеканку. После 167 г. до н. э. федеральная чеканка, кажется, была прекращена. Вместо этого появляются монеты с федеральными типами, отчеканенные в Тирионе как чеканка города [30].
Принятие предписаний относительно храма и праздника представляло собой законодательный акт, устанавливающий правила, обязательные для всех акарнанцев. Их нельзя было признать недействительными ни законом ни постановлением, предложенным городом или отдельным лицом. Такие запреты на будущие действия могли быть не слишком эффективными, но это показывает, что некоторые нормативные акты считались постоянно действующими законами. После всего этого удивительно узнать из самых последних строк документа, что священные законы, т. е законы касающиеся культов и святилищ, могли быть исправлены в ходе номофесии [31], т. е систематического пересмотра законов, при условии, что ничто не будет принято вопреки настоящему документу. Таким образом, одна короткая фраза даёт доказательство периодической проверки и пересмотра законов.
Если здесь были федеральные законы, то должны были быть и федеральный суд или суды для их исполнения и вновь тот же самый документ предоставляет нам об этом данные. Город, нарушавший постановление, должен был заплатить 500 мин (действительно крупная сумма для небольшого города), в то время как частное лицо каралось смертной казнью после осуждения dikasterion, что в данном контексте может означать только федеральный суд [32]. Строго говоря, ссылка на суд в данном месте относится только к процессам отдельных лиц, но суд этот должен был обладать юрисдикцией так же и над городами, если конечно её не брали на себя другие власти, как то федеральные должностные лица и совет. Случайное упоминание у Фукидида [33] показывает, что федеральный суд существовал уже по крайней мере в 426 г. до н. э. Таким образом, кажется надёжным заключить, что Акарнанская конфедерация в течение длительного периода своего существования, с конца V в. до н. э до самого своего конца обладала федеральным судом. Что касается периодической ревизии законов, то на сегодня нет данных, что она могла проводиться до восстановления конфедерации ок. 230 г.


[1] Xen. Hell., V, 4, 65-66; Diod., XV, 36, 5. Афинское постановление относительно приёма акарнанцев и других в лигу (Tod, 126) было принято во вторую пританию архонтства Гипподама, т. е примерно в августе 375 г. до н. э.
[2] Ификрат в Акарнании – Xen., Hell., VI, 2, 37; акарнанцы с Эпаминондом – VI, 5, 23.
[3] См. особенно Roebuck C. The Settlement of Philip II with the Greek States \\ CP, XLIII, 1948, p. 73-92, со ссылками на более раннюю литературу.
[4] Dem., IX,34.
[5] Акарнанцы не упомянуты в списке Демосфена (XVIII, 237), которому следует Плутарх (Dem., XVII), но они обнаруживаются у Эсхина (III, 97-98), который сообщает, что они послали 2000 гоплитов. Их участие в военной кампании засвидетельствовано афинским постановлением (Tod, 178).
[6] Вывод об этом можно сделать из сообщения Диодора (XVII, 3,3) об изгнании после смерти Филиппа македонского гарнизона из Амбракии и решения этолийцев восстановить в правах тех, кто был изгнан Филиппом, а так же из афинского постановления (Tod, 178) в честь акарнанцев, нашедших убежище в Афинах; cf. Roebuck, p. 76.
[7] Кроме сообщения о действиях этолийцев у Диодора (XVII, 3,3) их волнения во время восстания Фив упомянуты Аррианом (Anab., I, 7,4). Дата взятия Ойниад неизвестна. Диодор (XVIII, 8,6) свидетельствует, что оно предшествовало решению Александра вернуть изгнанников; Плутарх (Alex, XLIX) — что оно предшествовало казни Филоты и Пармениона.
[8] Diod., XIX, 67, 4-5. В этом месте ничего не говорится о размещении гарнизона в Левке, но его присутствие здесь можно вывести из сообщения об изгнании его два года спустя (Diod., XIX, 89,3).
[9] Diod., XIX, 68,1.
[10] О даровании Акарнании Пирру Александром, сыном Кассандра, сообщает Плутарх (Pyrrhus, VI). О позднейших событиях, приведших к договору между этолийцами и акарнанцами см. особенно Klaffenbach G. Die Zeit des atolisch–akarnanischen Bundnisvertrages \\ Historia, IV, 1955, P. 46-51; Leveque P. Pyrrhos, 1957, P. 165-171 et 189-195. Более ранние реконструкции не учитывают данные договора между Пирром и акарнанцами (IG, IX, 207), который долго оставался неопубликованным. Некоторыми другими ключевыми элементами реконструкции являются: свидетельство Павсания (I, 9,7) о поражении Пирра от Лисимаха; тот факт, что Дионисий Галикарнасский (Ant. Ron., XX, 1, 2-3), говоря о войсках Пирра, называет акарнанцев наёмниками; сообщение Юстина (XXVI, 3,1), что Александр, сын Пирра, был изгнан из Эпира, бежал в Акарнанию и был восстановлен на троне с помощью своих союзников.
[11] IG, IX, I, 3A.
[12] Разделение засвидетельствовано Полибием (II, 45,1; IX, 34,7), в то время как Юстин (XXVIII, 1,1) сообщает, что Александр сохранил свою долю до самой своей смерти.
[13] Юстин (XXVIII, 1,1) сообщает о нападении, но не упоминает о завоевании. Завоевание Тириона выводится из того факта, что несколько лет спустя, как то видно из записи о третейском суде был членом района Стратий в пределах Этолийской конфедерации (IG, IX, I, 3B); cf. Klaffenbach в IG, IX,1, fasc. 2, p. XX).
[14] Polyb., II, 2-3.
[15] Polyb., IV, 6, 2.
[16] Polyb., IV, 63-65.
[17] В постановлении 216 г. или ок. того по поводу святилища в Актии (IG, IX, I, 583) Тирион, как кажется, акарнанский город. Об обнародовании римско–этолийского договора в Тирионе см. Klaffenbach G. Et pp. 21-26 editio princeps этого договора в Berlin Sitzungberichte, 1954, n 1. В списке городов, прилагающемся к акарнанскому постановлению 207 г. (IG, IX, l 582) Тирион так же акарнанский.
[18] IG, IX, l 243 (Тирион),391 и 392 (Стратий),393 (федеральное).
[19] Левкада засвидетельствована в качестве столицы Ливием (XXXVI, 11,9) в 191 г.; отделена от Акарнании в 167 г. (Ibid., XLV, 31, 12). Относительно Тириона Хэд (HN, 332) замечает, что после 167 г. «он стал главным местом чеканки серебра в Акарнании). Легенды на монетах городские, но типы, кажется, более ранней федеральной чеканки.
[20] Опубликовано Habicht C. \\ Hermes, LXXXV, 1957, P. 86-122 и почти одновременно Klaffenbach (IG, IX, l 583), позже Pouilloux J. Choix d’inscriptions grecques, 1960, n 29. Ср. так же Bull. Ep., 1958, n 270 и более новую литературу SEG, XVIII, 261. О датировке см. Habicht, P. 92-98.
[21] Так в IG, IX, I, 583 первый эпонимный магистрат — стратег, а гиераполис не упомянут, хотя он упомянут в самом тексте документа. В надписях 208, 209, 588 и 582 обыкновение варьировалось от документа к документу.
[22] Во всех надписях, перечисленных в пр.1 упомянут promnamon, а в некоторых так же и sympromnamones. Это должно означать, что иногда упомянута вся коллегия, а иногда — лишь её председатель.
[23] В IG, IX, I, 582 он назван секретарём синедриона, но более обычно — буле.
[24] В IG, IX, I, 582 этот секретарь назван секретарём стратега. Секретарь архонтов в надп. 583 должен был быть тем же самым должностным лицом.
[25] Это следует из двух пассажей Ливия, в которых он использует термин «populi» для обозначения людей из различных общин конфедерации. В том месте, где он говорит о Левкаде как о столице (XXXIII, 17,1) он сообщает, что здесь собрались «omnes populi»; в рассказе о собрании в Левкаде в 197 г., где обсуждался вопрос о переходе на сторону римлян, он говорит, что явились не все «populi», а те, кто присутствовал не все были меж собой согласны и потому принятое постановление было неофициальным, «privatum decretum» (XXXIII, 16, 3). Это подразумевает, что для важных решений требовалось единогласное голосование городов. Что до списка акарнанских городов в конце федерального постановления относительно праздника Артемиды в Магнесии на Меандре (IG, IX, I, 582), то он, может быть, и не столь убедителен, как я некогда считал (Rep. Gout, p. 217, n 27). Он может и не быть списком голосов, поданных в федеральном собрании, а списком городов, принявших свои собственные постановления после этого постановления федерального правительства.
[26] Собрание в Левкаде в 197 г., упомянутое в предыдущем примечании, было экстраординарным, так же как и собрание в Тирионе в 170 г. (Polyb., XXVIII, 5).
[27] IG, IX, I, 582 et 583.
[28] Ввражение των αλλων τωμ πιπτοντων εκ τας των σωματων πωλησιος (l. 32 f.) указывает на пошлину за освобождение; Habicht, p. 106 f относит их к продаже рабов, но фраза указывает на особый источник дохода. Освобождение (манумиссия) в форме продажи святилищу Аполлона, хорошо известна, конечно, из Дельф.
[29] В строках 43-45 имеется лакуна, но общий смысл ясен; ср. переводы Habicht и Pouilloux.
[30] О местной и федеральной акарнанской чеканке см. Head, HN, P. 328-334.
[31] LSJ lexicon даёт «законодательство» в качестве основного значения, но примеры показывают, что это законодательство в смысле принятия законов.
[32] Стк. 72-74. Cf. Habicht., 115.
[33] Thuc., III, 105, 1.