Мнасей Патрский

Составитель: 

Т1 Suidas:
Эратосфен. Сын Аглая (другие говорят, Амброзия); из Кирены. Ученик философа Аристона из Хиоса, грамматика Лисания Киринеянин, и Каллимаха поэта. Птолемей III вызвал его из Афин, и он дожил до Птолемея V, поскольку он занял второе место в каждой отрасли знаний для тех, кто достиг высшего уровня, он получил прозвище «платформы». Другие называли его вторым или новым Платоном, или «pentathlete». Он родился в 126‑ю Олимпиаду и умер в возрасте 80 лет, отказавшись от еды из–за того что у него ухудшилось зрение. Он оставил выдающегося ученика, Аристофана из Византия, чей ученик был Аристарх, в свою очередь. Его учениками были Мнасей, Менандр и Арист. Он писал философские произведения, стихи и историю; астрономию, или Катастеризмы; О философских сектах; Избавление от боли; много диалогов; и многочисленные грамматические работы.

Периегеза

Книга первая
F 1. Germanicus ad Arat Phaen p.196:
Но Эндимион любимец (Артемиды) говорят…первый человек который движение Луны обнаружил, там, о тридцати лет сна говорят, потому что не было ничего другого в его жизни, и он только изучал открытия, как Мнасей в книге первой об Европе сообщает.
Fulgentius. Mitf. II, 19.:
Говорили, что она влюбилась в пастуха Эндимиона по одной из двух причин, либо поскольку Эндимион был первым мужчиной, открывшим путь луны, изучав за всю жизнь лишь это открытие, он спал 30 лет (Мнасей относил это в своей первой книге к Европе), либо что она влюбилась в пастуха Эндимиона, поскольку влага ночной росы, которая является выдохом звезд, и животворящая луна смачивают живицу травы, оказывая овцам хорошую услугу.
F 2. Garpacratio:
Мнасей в книге первой об Европе говорит, всадница Афина дочь Посейдона и Корифы Океаниды, так как она первая ездила на лошади, отсюда прозвище Гиппия происходит.
F 3. Zenobius 2,67:
Судья Бунас. Эту пословицу говорят о тех, которые суд надолго продлевают и задерживают решение. Бунас был афинянином, сообщает Мнасей, который элейцев с калидонцами спор начал судить. Собравшись также о несправедливости эти мнения провозгласили. Узнав об этом, Бунас услышав действительно мнения обоих сторон, откладывал решение, пока не испустил дух.
F 4. schol. Apoll.4.264:
Мнасей сказал, что Проселен царствовал в Аркадии.
F 5. schol Pindar p. IV 104:
Нимфу называют Мелиссой, как Мнасей Патаренский (Патрский) объясняет, говорят, люди воздерживались от мяса, питаясь фруктами с деревьев, однажды одна из них по имени Мелисса, соты пчёл, оставленные нашла, первой для пищи, их с водой смешала и использовала для питья, оставшееся показала, по её имени пчёл μελααας назвали, большую неся хозяйскую заботу. Но это было в Пелопонессе. Отдельно от нимфы также Деметре приносят жертву, которая первая использование фруктов предоставила людям, и которая причина обнаружения добродетели покрытия; также отдельно свадьбу этой нимфы празднуют, это была первая уважительная причина, от которой благочестие и религиозность происходят.
F 6. Athenaios 8 p. 331:
Мнасей из Патр пишет в "Плаванье", что в реке Клитор водится рыба, умеющая издавать звуки, хотя Аристотель утверждает, что на это способны только скар и речная свинья.
F 7. schol Teocrit1. 64
Мнасей в Европе пишет, что Пан сын Буколиона.
Shol. Vatican. Eurip. Res. 36:
Кронийский Пан] Мнасей менее учёно раскрывает Пана говорит его называют Кронийским или сын Кроноса или который очень древний, от Эфера происхождение ведёт (очевидно Кронос и древностью Кроноса называли) или сын Зевса, который от деда получил имя как Ахилла называют Эакидом.
F 8. schol. Apoll. Rhod 2 1053:
Мнасей говорит, с формальной точки зрения, что герой Стимфал и женщина по имени Оринис [Птица], имели дочерей Стимфалид, что Геракл убил его, потому что они не приветствовали, и что они приняли в качестве гостей Молионидов.
F 9. schol Pind Ol. XI, 39:
В войне против Авгия Геракл сохранил жизнь бегством от Молионидов но поэтому разозлённый возле Клеон подготовил ловушку, как пишет Мнасей.
F 10. schol. Apoll. Rhod I, 131:
Гилл, любимец Геракла и сын Тиодаманта Дриопа.
F 11. Elianus Η. Α. XVIII, 47:
Мнасеас в своем труде «О Европе» говорит, что существует храм Геракла и его супруги, которую поэты прославляют как дочь Геры. Говорят, что в стенах этого храма содержится большое число птиц, добавляя, что это петухи и куры. Они кормятся и общаются друг другом в соответствии со своим полом, содержатся за общественный счет и посвящены вышеуказанным богам. Куры кормятся в храме Гебы, в то время как их супруги в храме Геракла. И неиссякающий канал чистой воды течет между ними. Итак, с одной стороны ни одна курица не является в храм Геракла. С другой стороны в сезон спаривания петухи перелетают через канал, и после сообщения с курами возвращаются в свои квартиры на стороне бога, которому служат, омывшись водой, что разделяет два пола. И сначала, как естественный результат такого союза, откладываются яйца; затем, когда куры высидят их и вылупятся цыплята, петухи уводят петушков и воспитывают их, тогда как куры свои заботы посвящают воспитанию дочерей.
Книга третья
F 12. Athenaios VII, ρ. 296 B:
Мнасей же в третьей книге "Европейской истории" называет его сыном Анфедона и Алкионы. Когда он вырос прекрасным моряком и ныряльщиком, его стали называть Морским (Πόντιος). Похитив Симу, дочь Иэлиса и Дотиды, он отплыл обратно в Азию и там поселился на пустынном острове близ Карий, по имени жены назвав его Симою.
F 13. Stephanus Byz:
Энгеланы (EggelaneV), народ в Иллирии, те же самые, что и энхелеи (Enceleai), как сообщает Мнасей в третьей книге «Описаний».
F 14. Athenaios XII, ρ. 530, Ο:
Роскоши предавался не только Сарданапал, но и фригиец АНДРОКОТТ. Он тоже наряжался в цветистые одежды, и украшал себя ярче всякой женщины: об этом пишет Мнасей в третьей книге "Европы"
F 15. Ιdem, ρ. 158, C:
Известно мне также, что Мнасей из Патр в третьей книге "О Европе" рассказывает, будто у разумнейшего и смышленейшего Одиссея была сестра по имени Чечевица, хотя некоторые называют ее Каллисто; об этом сообщает Лисимах в третьей книге "Возвращений"
F 16. Fulgentius Exp. serm. αηt. ρ. 168:
Мнасей пишет о Аполлоне, в своей книге об Европе, после того, как он был побежден Зевсом и срублен, он был унесён vispillones в его могилу.
F 17. Fotius. Lex:
Божество, чья одна голова почитается. Мнасей в его [трактате] о Европе [говорит], что Сотер и его сестра Праксидика ['вершительница справедливости] имели сына Ктесия и дочерей Гомонойю и Арету, которые были названы Праксидиками (вершителями справедливости).
F 18. schol Eur. Phoen. 651:
Зеленые кудри
Зевесово чадо, венчая и ластясь, увили.
С этого дня поднесь,
Плющом украсившись,
Жены и девы здесь
Эвия славят вакхической пляской, ликуя,
Чадо Кронидово.] Так рассказывает Мнасей когда во дворце Кадмеи подожжённая молнией Зевса (Семела родила Вакха) колонны из плюща прикрыли ребёнка, чтобы ничем пламя не повредило. Вот почему Диониса фиванцы называли Плющевым.
Книга восьмая
F 19. schol. Il.О. 336:
С Гомером соглашается Гелланик который говорит что мать Аякса Эрибоя. Но Ферекид в книге пятой и Мнасей в восьмой Алкимаха.
Из неизвестных книг
F 20. Stephanus Byz
Есть две Додоны одна в Эпире и другая в Италии Мнсаей свидетельствуют.
F 21. Stephanus Byz
Дотий, город Фессалии, названный по Дотии, дочери Элата; но по Ферекиду название происходит от Дотиды, согласно Мнасею, от Доты дочери Пеласга.
F 22. Stephanus Byz
Аканф, город Фракии, расположенный на Афоне, получил это имя или от какого–то Аканфа, как сообщает Мнасей.
F 23. Fotius. Lex:
Но Мнасей говорит, что Кроносу поклонялись геты и называли Замолксис.
F 24. schol. Apoll. Rhod. II, 675:
Мнасей пишет, гипербореи ныне называются дельфами.
F 25. schol Одyss XVIII, 85:
Эхет сын Бухета, от которого сикульский город Бухет получил имя. Очевидно сикульский тиран был назван; который туземцам вредил всеми способами, но чужеземцев убивал пытками, его большая порочность известна далеко от Сицилии, который особым образом наказания и пытки создал желая убивать, отправить к Эхету, который много жестоких инструментов придумал. Вследствие его жестокой тирании народ убил его, завалив камнями. История прочитана у Мнасея и Марсия.
F 25а. schol. Il B. 671:
Мнасей говорит есть три, имена, которых Муса, Фея, Гимно.
Arnobius Adv.gent III,16 ρ. 121:
Мнасей говорит, что Музы — дочери Земли (Telluris) и Неба (Caeli); прочие называют их дочерьми Юпитера и Мемории, или Mens; некоторые пишут, что они девы, а другие — что они были матерями.
Мы хотим теперь вкратце коснуться именно таких пунктов, в которых, вследствие разнообразия мнений, обнаруживается, что один из вас говорит одно, а другой — другое об одном и том же предмете.
Так, Эфор указывает трех Муз, упомянутый Мнасей четырех, Миртил говорит о семи, Кратет утверждает, что их восемь, наконец, Гесиод называет по именам девять [Муз], обогащая небо и звезды богами.
F 25b. Ammonius:
Нереиды отличны от дочерей Нерея. Дидим в комментарии на Эпиникии Вакхилида пишет так: Есть те, кто говорят что Нереиды и дочери Нерея различны. И эти действительно от Дориды имел его законных дочерей, но эти от других женщин родились названые Нереидами; этих незаконных насчитывалось пятьдесят, этих число также большое. Таким образом, о них Мнасей в книге о Европе сообщает.

Азия

Книга первая
F 26. schol. Apoll. Rhod 1, 1129:
Мнасей, в его книге I его книги об Азии, сказал, об Идейских Дактилях что их отцом, называли Дактила и их матерью Иду.
F 27. schol. Apoll. Rhod 1, 917:
Самофраке существует культ Кабиров, как говорит Mнасея, и их имена, четыре числом, следующие: Аксиерос, Аксиокерса, Аксиокерсос. Aксиерос — Деметра, Аксиокерса — Персефона и Аксиокерсос — Аид. Касмил, который добавлен четвертым, есть Гермес, как сообщает Дионисодор.
F 28. Stephanus Byz:
Дардан, город в Троаде, ранее Тевкрида <назывался>. Мнасей рассказывает> <этом городе следующее: Дардан пришел < бежав из Сидона?>, у него был похищенный Палладий из храма Афины, с Гармонией и Иасионом, его братом и сестрой, на <остров> Самофракия, и он, <жил> там, отправился к Кадму, сыну Агенора, другу. И после смерти Телефаи Кадм женится на Гармонии и посылает Дардана со своими спутниками в Азию к Тевкру, который троер. Тевкр признает, Дардана и дает ему его дочь Батию <в жены> и <оставляет ему> умирая царскую власть. И <Дардан> построил город <по имени> Дардан и назвал его окрестности Дарданией, которую раньше звали Тевкридой“.
F 29. schol Il.Т 291:
Согласно Мнасею Брисеида была дочерью Ээтиона
F 30. schol Il Y 234:
Мнасей говорит, Тантал похитил Ганимеда и убил на охоте. Но могила на горе Олимп Мийский у храма Зевса Олимпийского
F 31. schol Teocrit XIII, 75:
Мнасей говорит колхи названы по Колху сыну Фасида.
Книга вторая
F 32. Athenaios VIII, ρ. 346, D:
А во второй книге сочинения "Об Азии" Мнасей пишет так: "Атаргатида, по–видимому, была злобной царицей, жестоко правила своими подданными и даже запретила им есть рыбу, а приказала относить ей, потому что любила это кушанье. Поэтому до сих пор сохраняется обычай, молясь богине, подносить ей серебряных и золотых рыбок; жрецы же каждый день подают богине на стол настоящих рыб, вареных или жареных, которых они поедают сами". И немного далее: "Атаргатида, как пишет Ксанф Лидийский, за свою жестокость была схвачена лидийцем Мопсом и вместе с сыном Ихтием (Рыба) брошена в Аскалонское озеро, где ее и съели рыбы".
F 33. Idem VII, ρ. 301, D:
Мнасей из Патр пишет: "От Рыбы и брата ее Покоя были рождены [нимфа] Галена (морская гладь), Мурена и Рыбы–веретена".
F 34. Josephus C. Apiona I, 23:
Впрочем, для установления древности достаточно египетских, халдейских и финикийских памятников, помимо столь многочисленных эллинских писателей. Кроме уже упомянутых мной, и Феофил, и Феодот, и Мнасей, и Аристофан, и Гермоген, также Эвгемер, Конон и Зопирион, а возможно, и многие другие (поскольку не все книги были мне доступны) проявляли к нам не поверхностное внимание. Многие из вышеназванных мужей отступили от истины в изложении древнейших событий, поскольку не обращались к нашим священным книгам, однако все они свидетельствовали о нашей древности, в защиту которой я и предполагал здесь говорить.
F 35.Chol. Luc. Dial.deorum 23, ρ. 61:
Мнасей Патрский говорит Приап гермафродит.
F 36. Harpacratio:
Демосфен [в речи] от имени Ктесифонта упоминает о них]. некоторые говорят, чтосабои–это термин для тех, кто посвящен Сабазию, то есть Дионису, так же как и [посвященные] Вакху вакхои. Они говорят, что Сабазий и Дионис одно. Таким образом, некоторые также говорят, что греки называют вакхои сабои. Но Мнасей из Патр говорит, что Сабазий–сын Диониса.
F 37. Plutarchus De Iside et Osiride с.37:
не говорю уже о Мнасии, который отождествляет Диониса, Осириса и Сараписа с Эпафом.

Ливия

F 38. Paroemiogr Appendix ΠΙ,91, ρ. 433:
В Ливии есть город, который называют городом рабов, как говорит Мнасей Патрский.
F 39. schol. Apoll. Rhod II, 498:
Мнасей говорит, что ее собственным движением, а не похищенная Аполлоном, она пришла в Ливию.
F 40. Hesychius:
Баркейские колесницы т. е. ливийские. Посейдон первым научился ездить на лошади, также Афина научилась ездить свидетельствует Мнасей в книге о Ливии.
F 41. Plinius IIIVII, 2, 11:
Мнасей в качестве источника янтаря указывает местность в Африке под названием Сикион и реку Кратис, впадающую в океан и вытекающую из озера, на котором живут птицы, которых Мнасей именует мелеагридами и Пенелопами.
F 42. Higinus Fab. astr. II, 21 ρ. 395:
Плеяды же получили свое имя потому, что их было, по словам Мусея, пятнадцать дочерей, рожденных Атлантом и Эфрой, дочерью Океана. Пятеро из них, как он утверждает, зовутся Гиадами, потому что у них был брат Гиас, нежно любимый сестрами. Когда его на охоте растерзал лев, вышеупомянутые пять сестер, рассказывают, погибли, терзаясь неизбывной тоской. Поэтому они, особенно скорбевшие о его гибели, получили имя Гиады. Оставшиеся десять сестер горестно уразумели смерть товарок, и семеро из их числа лишили себя жизни. Ввиду того, что большинство из них рассудили одинаково, они названы Плеядами.
Из неизвестных книг
F 43. Fotius. Lex:
Пословица [проистекающая] от определенного Хелидона, божественного и прорицателя и знатока ритуалов, как Мнасей из Патр [говорит] в перипле. Но некоторые говорят, что оно происходит] потому, что [ласточка] свидетельствует о приходе весны
F 44. Beccer Anecd ρ. 783, 15.ρ. 786:
Стесихор в Орестее говорит Паламаед изобрёл буквы, Мнасей Гермес…
F 45. Herodian ρ.13, 25:
Iura; это название упоминает Мнасей

Собрание дельфийских оракулов

F 46. schol. Hesiod Theog 117:
Мнасей Патрский в собрании дельфийских оракулов говорит Эвфрисфей построил храм.
F 47. schol Pind Ol. II, 70:
В Пеанах Пиндар объясняет оракул данный Лаю, как Мнасей пишет в книге об оракулах:
Лай, Лабдакид муж всем известный.
F 48. schol Eur. Phoen 410:
Оракул данный Лаю Мнасей засвидетельствовал таким образом:
Соверши свадьбу дочерей с кабаном и львом,
которых ты будешь видеть из вестибюля твоего дома
к моему храму приближающихся, твоя душа не обманется
F 49. Zenobius V, 74:
Вся земля родина] частица оракула который бог Мелею пеласгу дал на вопрос о месте поселения. Этот оракул упоминают Мнасей и Дионисий Халкидский.
F 50. Suidas и Fotius
Ὑμεῖς, ὦ Μεγαρεῖς, οὔτε τρίτοι οὔτε τέταρτοι. Мнасей упоминает, что когда Аигийцы из Ахеи победили этолийцев в морском бою и захватили их пятидесятивесельный корабль, они посвятили десятую часть добычи в Пифо, и они поинтересовались, кто были лучшими из греков; и Пифия ответила им вышеприведенными словами.