F 47: Диоксипп и ихор

Ath. VI 57, 251a

᾽Αριστόβουλος δέ φησιν ὁ Κασσανδρεὺς Διώξιππον τὸν ᾽Αθηναῖον παγκρατιαστὴν τρωθέντος ποτὲ τοῦ ᾽Αλεξάνδρου καὶ αἵματος ῥέοντος εἰπεῖν "ἰχὼρ οἷόσπερ τε ῥέει μακάρεσσι θεοῖσι".

Аристобул из Кассандрии сообщает, что когда Александр был ранен и у него текла кровь, панкратиаст Диоксипп из Афин сказал: "Ихор, который течет в венах бессмертных богов

Фрагмент 47 взят из шестой книги "Дипнософистов" Афинея. После параситов автор описывает льстецов, обращая особое внимание на тех, кто был при дворе царей. В разделе, посвященном Александру, главный герой одного из эпизодов, Анаксарх, услышав сильный гром, повернулся к царю и спросил, его ли это работа; правитель Македонии, смеясь, отрицал, утверждая, что он не так ужасен, как сам Анаксарх, который во время обедов пытался убедить его уничтожать сатрапов и царей.
Сразу после этого Афиней вставляет фрагмент Аристобула.
Диоксипп был спортсменом, известным своими многочисленными победами в панэллинских играх [1]; он также победил на 100‑й Олимпиаде (336 г.). Плиний рассказывает, что художник Алкимах нарисовал его портрет [2]. Его сестра была вовлечена в серьезный скандал с адюльтером Ликофрона (обвиняемого Ликургом и защищаемого Гиперидом), и это, возможно, заставило спортсмена покинуть Афины [3]. Более того, у Плутарха и Элиана есть анекдот, согласно которому Диоген, видя, что Диоксипп, который въехал в город на колеснице после олимпийской победы, не мог оторвать глаз от красивой девушки и то и дело поворачивался, чтобы полюбоваться ею, воскликнул, что девчонка свернула шею здоровяку [4].
Из фрагмента Аристобула и из других источников, которые будут проанализированы, мы обнаружим, что Диоксипп следовал за Александром в его экспедиции, хотя невозможно понять, с какого времени или какой срок. О его смерти есть сведения из некоторых источников. По словам Диодора и Курция Руфа, Диоксипп во время пира в присутствии Александра был вызван на поединок одним македонцем. Во время боя, пока македонец представился полностью вооруженным, Диоксипп оказался голым и вооруженным одной дубиной, но, несмотря на это, легко одержал победу. Успех против македонца навлек на него антипатии спутников Александра и самого правителя. Поэтому было решено подставить афинского спортсмена, подложив в его вещи золотой кубок, чтобы обвинить его в краже. Диоксипп, однако, не выдержал унижения за то, что его приняли за вора и покончил с собой, написав письмо царю. Прочитав письмо, Александр был очень опечален смертью афинского спортсмена, признав его доблесть и честность [5].
В этом отрывке Афиней, не уточняя повода, представляет Диоксиппа в качестве льстеца Александра: перед раненым царем, терявшим кровь, спортсмен воскликнул, приведя стих из «Илиады», что то, что текло, было кровью богов. Стих взят из пятой книги гомеровской поэмы и в нем говорится о крови Афродиты, раненной Диомедом при ее попытке спасти сына, Энея.
Афиней не сообщает о реакции Александра, и поэтому из его истории невозможно понять, был ли царь недоволен или вместо этого польщен прославленным сравнением. Кроме того, нельзя даже выяснить контекст эпизода, потому что не представлены ни пространственные, ни временные указания.
Прежде чем пытаться вставить это событие в экспедицию Александра, стоит проанализировать другие источники, которые упоминают об этом. Об ихоре касательно Александра говорит Плутарх, не указывая при этом на Диоксиппа [6]:
"Раненный стрелой и терзаясь болью, он сказал: «Друзья, это кровь, а не ихор, который течет в венах благословенных богов».
Интересно заметить, что после этого эпизода, по словам Плутарха, последовал анекдот об Анаксархе и громе, который также был обнаружен у Афинея. Конечно, биограф не раскрывает здесь свои источники, и он не упоминает Диоксиппа при цитате об ихоре, и в самом деле цитата помещена в уста самого Александра и перевернута, чтобы отрицать общность с божествами; тем не менее можно предположить, что Аристобул является источником обоих этих авторов, и что и Афиней, и Плутарх слегка изменили цитату, чтобы приспособить ее к своей цели: представить льстеца, во–первых, и подтвердить, что среди греков Александр отрицал свою божественность, во–вторых. То, что это было целью Плутарха, показывает еще одно свидетельство: среди апофтегм, приписываемых Александру, мы читаем [7]:
"Когда он был поражен стрелой, и вокруг него столпились многие из тех, кто называл его богом, он сказал им, с безмятежным выражением лица: «То, что вы видите, это кровь, а не «ихор, который течет в жилах благословенных богов»"
К тому, что сообщается в «Жизни», добавляется еще подробность: стрела попадает в ногу Александра. Характер работы, которая является сборником известных высказываний, объясняет, почему о контексте рассказываемого события нет более точной информации. Этого, однако, также не хватает в Жизни Александра: эпизод с ихором фактически вставлен в отступление о том, что Александр трактовал вопрос о своей божественной природе среди варваров по–другому, чем среди греков, и поэтому биограф не считает необходимым контекстуализировать эпизод в рамках македонской экспедиции.
Тем не менее есть точная ссылка на контекст цитаты в другой плутарховой работе, второй речи De Alexandri fortuna aut virtute, откуда извлечен фрагмент 46 [8]:
"У ассакенов он был ранен в лодыжку индийским дротиком, и в этом случае он, улыбаясь, сказал льстецам: «Это кровь, а не ихор, который течет у блаженных»".
Здесь важны локализация ассасенов и упоминание о льстецах, которое приближают цитату к тексту Аристобула у Афинея среди его примеров о лести.
Анекдот находится еще у Диогена Лаэрция в месте, посвященном Анаксарху. Утверждается, что он стремился лишить Александра убежденности в том, что он является божеством; когда царь был ранен, то увидев поток крови, философ указал на жидкость, восклицая, что это кровь, а не ихор, который течет в венах небесных жителей. Диоген Лаэрций добавляет, что по словам Плутарха Александр сам сказал это своим спутникам [9]. Это показывает, что Диоген Лаэрций, зная данные Плутарха, знал о существовании различных версий этого эпизода.
Ритор Сенека приписывает шутку Каллисфену: видя, как кровь текла из раны Александра, философ сказал, что это кровь, а не ихор [10].
Более поздним источником является Зонара, который в свою очередь ссылается на то, что Александр, пораженный стрелой, воскликнул, что то, что вышло из раны, было кровью, а не ихором богов [11].
Есть также источники, в которых стих Гомера не упоминается, но которые также представляют отрицание Александром его божественной природы по случаю ранения. По словам Курция Руфа, пытаясь покорить город ассакенов, Александр был поражен дротиком в икру; рана причиняла ему сильную боль, и он объявил, что хотя и носит имя Юпитер, он чувствовал страдания больного тела [12]. Тот же самый эпизод обнаружен у Сенеки, который в общих чертах помещает его в Индии: пораженный стрелой Александр не прерывает разведку стен, но когда боль усиливается, он восклицает, что, хотя многие называют его сыном Юпитера, боль показывает ему, что он смертный [13].
Как видно из этого краткого изучения источников, только у Диогена Лаэрция и у ритора Сенеки эпизод вращается в отрицательном ключе, потому что остроумие вложено в уста противников македонского царя, тогда как в других версиях иронизирует над собой Александр, подчеркивая свою человеческую природу, в отличие от тех, кто, чтобы польстить ему, называли его божеством.
Из фрагмента, переданного Афинеем, невозможно с уверенностью установить содержание версии Аристобула, и реакция Александра на восклицание Диоксиппа не уточняется [14].
Стоит попытаться предположить обстоятельства, при которых эта шутка была произнесена. Интересно отметить, что большинство источников, которые упоминают цитату из гомеровского стиха, не конкретизируют времени, когда она была сказана: единственным исключением является отрывок из второй речи De Alexandri fortuna aut virtute, где говорится, что ранение произошло у ассакенов.
И Курций Руф, и Сенека имеют географические указания: среди ассакенов у первого и в Индии у второго [15].
Другая информация, позволяющая определить причину ранения, может быть дана по типу раны: Плутарх, Курций Руф, Сенека и Зонара единодушны в сообщении, что Александр был поражен стрелой в ногу.
Фактически также другие источники упоминают ранение Александра, когда он сражался против ассакенов, и они в основном согласны с тем, что он был поражен дротиком в ногу [16]. Тот же Арриан, который не ссылается на эпизод с ихором, говорит, что во время осады Массаги, города ассакенов, царь Македонии был ранен в лодыжку пущенной со стен стрелой [17].
Это не единственный случай, когда Александр ранен в ногу, но совпадение между тем, о чем сообщал Плутарх, и текстом Курция наводит на мысль, что одной из возможных локализаций этого эпизода была борьба против ассакенов. Они занимали нынешнюю долину Сват, к востоку от Инда, и их самый важный город был именно Массага [18]. Нападение македонской армии на города ассакенов датируется 327/6 г., временем похода в Индию.
Поэтому, если поместить ранение Александра и эпизод с Диоксиппом в этот контекст, то, следуя хронологическому порядку истории, мы должны вставить фрагмент 47 сразу после фрагментов о заговоре пажей и конце Каллисфена, и перед тем фрагментом, в котором указывается на строительство моста через реку Инд. С другой стороны, абсолютная изолированность пассажа Афинея и состояние эпизода с ихором, представленного источниками в разных контекстах и ​​с разными главными героями, заставляет сохранять определенную осторожность относительно ее хронологического и географического размещения в повествовании об азиатской экспедиции Александра.
В заключение скажем, что фрагмент Аристобула представляет эпизод, который будет иметь большой успех в последующих источниках, даже с некоторыми изменениями. Можно с уверенностью предположить, что он также включился, как и у Плутарха, в традицию, благоприятную для македонского царя, который, вопреки общему мнению, хочет подчеркнуть свою человеческую и небожественную природу перед македонцами; также вероятно, что в образе Диоксиппа Аристобул также хотел критиковать тех, кто некритично обожал царя, вызывая насмешки.


[1] См. также Diod. XVII 100-101; Curt. Ruf. IX 7, 16; Plin., HN XXXV 138.
[2] Plin., HN XXXV 138.
[3] P. Oxy 1607, fr. 13.
[4] Plut., de curios. 12, 521b; Ael., VH XII 58. Диоксипп является жертвой провокаций Диогена и в "Жизни философов" Диогена Лаэрция: когда глашатай в Олимпии провозглашает Диоксиппа победителем над всеми людьми, Диоген отвечает, что тот победил рабов, а людей побеждает он (VI 43).
[5] Diod. XVII 100-101; Curt. Ruf. IX 7, 16-26.
[6] Plut., Alex. 28, 3.
[7] Plut., Apopht. Alex. 16, 180e.
[8] Plut., De Alex. fort. II 9, 341b.
[9] Diog. Laert. IX 60.
[10] Sen., Suas. I 5.
[11] ZON. IV 10, 188b.
[12] Curt. Ruf. VIII 10, 29.
[13] Sen., Ep. VI 59, 12.
[14] Тарн утверждает, что версия Аристобула была изначальной, и что на восклицание Диоксиппа Александр ответил бы, что это кровь, а не ихор.
[15] Curt. Ruf. VIII 10, 29; Sen., Ep. VI 59, 12.
[16] Plut., de Alex. fort. II 9, 341b; Arr., An. IV 26, 4; Curt. Ruf. VIII 10.
[17] Arr., An. IV 26, 4.
[18] Arr., An. IV 27, 4; 30, 5; V 20, 7; Ind. 1, 1; Strab. XV 1, 17; Curt. Ruf. VIII 20, 22.