F 34: Мост на Инде

Arr., An. V 7, 1

Τὸ δὲ ζεῦγμα τὸ ἐπὶ τοῦ Ἰνδοῦ ποταμοῦ ὅπως μὲν ἐποιήθη Ἀλεξάνδρῳ οὔτε Ἀριστόβουλος οὔτε Πτολεμαῖος, οἷς μάλιστα ἐγὼ ἕπομαι, λέγουσιν.

Ни Аристобул, ни Птолемей, которым я в основном следую, не указывают, как Александр организовал переправу через реку Инд

После фрагментов, относящихся к заговору пажей и смерти Каллисфена, Аристобул цитируется при описании событий, которые происходят, когда Александр уже находится в Индии. Поэтому рассказ кассандрийского историка о продвижении македонской армии в индийский регион невозможно реконструировать.
После длительного перерыва, посвященного заговорам в македонских рядах, Арриан возвращается к хронологическому порядку событий, среди которых перечислены прибытие к Александру посольств от скифов и царя хорасмиев, марш в Согдиану для подавления восстания в регионе, вылазка Спитамена против македонского контингента в Бактрии и героический конец Аристоника, столкновения между македонцами и скифами и реорганизации Бактрии, другие бои в Бактрии и смерть Спитамена [1].
Зимой 328/7 г., по словам Арриана, Александр и его армии перешли в Навтаку, где македонский правитель собирался реорганизовать свои азиатские домены [2]. В начале следующей весны он подошел к Согдийской скале, которую захватил. Здесь он влюбился в Роксану, одну из дочерей Оксиарта, сатрапа бактриан, который восстал против македонцев, и решил жениться на ней. Эта история вдохновляет Арриана похвалить поведение Александра в отношении женщин, что еще раз напоминает о доброжелательном и уважительном обращении македонского правителя к жене, матери и дочерям Дария [3]. Благоволение царя к женским фигурам, как видно, является дорогой темой также для Аристобула [4].
Александр, затем, после того, как он также завоевал крепость паретаков, отправился в Бактру, где произошел заговор пажей, о котором Арриан сообщал ранее [5].
Наконец, когда весна подошла к концу, то, оставив в Бактрии Аминту с тремя тысячами пятистами всадников и десятью тысячами пехотинцев, Александр двинулся в Индию, следуя по дороге, которую он проложил, когда основал Александрию на Кавказе, где он остановился и на этот раз. Затем он отправился в Никею, где он разделил армию: он отправил часть ее под командованием Гефестиона и Пердикки в область Певкелаотиду, к Инду, приказав покорять все укрепленные места на своем пути, и, добравшись до реки, готовить все для переправы; сам он с остальными войсками подошел к территории аспасиев, гуреев и ассакенов. Во время нападения на один из городов Александр был ранен стрелой в плечо; ранения получили также Птолемей и Леоннат.
Это единственное примечательное событие марша, который Арриан описывает, следуя почти неизменному шаблону: армия движется и покоряет твердыни или города, с которыми она сталкивается на своем пути, побеждая противостоящим ей варваров. Так пали столица аспасиев, город Аригей, страна гуреев, область ассакенов. В этой части мы должны упомянуть ранение Александра в лодыжку во время завоевания Массаги [6] и покорение крепости Аорн, важной тем, что ее якобы не смог покорить даже Геракл [7]. Кроме того, следует подчеркнуть роль, которую в повествовании Арриана берет на себя Птолемей, который также упоминается в качестве источника [8].
Пятая книга Анабасиса Александра открывается рассказом о прибытии Александра к Нисе и его обхождении с городом [9]. В македонских завоеваниях Ниса принимает особое значение, потому что, как говорят, она была основана Дионисом при возвращении из похода в Индию: Александр, тем самым, согласно тому, что сообщает Арриан, превзошел достижения бога, выйдя за рамки того, что было исследовано до тех пор.
Затем Арриан возвращается к хронологическому порядку, сообщая, что, достигнув реки Инд, Александр нашел там наведенный Гефестионом «мост» и множество небольших лодок; кроме того, были и дары, которые ему прислала индийская Таксила. Александр тогда принес жертвы, которые были благоприятны для переправы, и учредил игры [10]. Термин, используемый здесь Аррианом для конструкции Гефестиона, — это γέφυρα (а не ζεῦγμα, как во фрагменте Аристобула), что означает либо мост, либо плотину, либо дамбу. Затем Арриан посвящает две главы описанию Индии, также ссылаясь на свое будущее сочинение, полностью посвященное этому региону [11].
Сразу после этого общего описания вставляется фрагмент 34, в котором Аристобул и Птолемей в согласии друг с другом не указывают, как Александр действовал, чтобы пересечь реку [12]. Арриан продолжает [13]:
"Также я не могу знать, был ли переход осуществлен на судах, как поступили Ксеркс в Геллеспонте и Дарий в Боспоре и на Истре, или же был построен постоянный мост; мне кажется более вероятным, что его наводили на судах [14]. Действительно, глубина воды не позволила бы перебросить мост, и за столь короткое время столь необычная работа не могла быть выполнена".
Следовательно, Арриан не находит в своих основных источниках информации о том, как Александр и армия пересекли Инд [15]. Однако, можно предположить, что если бы македонский правитель действительно построил мост, это было бы упомянуто источниками, которые не могли бы умолчать о столь значительных инженерных работах. Поэтому, вероятно, можно предположить, что македонцы использовали здесь, как и везде, мост из судов, и именно потому, что это не было необычным событием, Аристобул и Птолемей не чувствовали необходимости упоминать об этом очень подробно [16].
О мосте из судов также, похоже, упоминает более поздний пассаж Арриана. Пор со своей армией находится на другой стороне реки Гидасп, готовый сделать все, чтобы помешать македонцам перейти брод: «Когда Александр узнал об этом, он отправил обратно к реке Инд Кена, сына Полемократа, и приказал ему разобрать и перевезти к Гидаспу корабли, которые были готовы для переправы через Инд» [17].
Информация из других источников, похоже, подтверждает, что переправа произошла через понтонный мост.
Так, у Диодора [18]:
"Александр, достигнув реки Инд, обнаружил приготовленные тридцативесельные корабли и наведенный через реку мост. Предоставив своим войскам тридцать дней отдыха и принеся великолепные жертвы в честь богов, он переправил армию".
Еще яснее у Курция Руфа [19]:
"Александр послал вперед Гефестиона и Пердикку с частью войск, чтобы покорить тех, кто отвергал его власть, и приказал им добраться до реки Инд и построить суда, с помощью которых армия могла быть переправлена на другую сторону. Поскольку предстояло преодолеть немало рек, корабли проектировали так, чтобы в разобранном виде их можно было перевозить в повозках, а затем собирать снова".
Получается, два вышеупомянутых свидетельства подтверждают тезис о том, что македонская армия пересекла Инд с помощью понтонного моста. Молчание Аристобула и Птолемея о способе переправы может объясняться тем, что они считали ее рутинной операцией, и поэтому не считали необходимым останавливаться на этом подробнее.


[1] Arr., An. IV 15-17.
[2] Arr., An. IV 18, 1-4. По мнению Босуорта, Аристобул мог быть источником Arr., An. IV 18, 2.
[3] Arr., An. IV 18, 5 – 20, 4.
[4] F 2; F 10; F 11.
[5] Arr., An. IV 20, 5 – 22, 1.
[6] Arr., An. IV 22,2 - 26, 1-4.
[7] Arr., An. IV 28, 1 – 30, 4. Об этой скале см. также Strab. XV 1, 8; Diod. XVII 85, 1; Lucianus, Dial. Mort. 14, 6; Dionys. Per. 11151; Curt. Ruf. VIII 11, 2. Связь между крепостью Аорн и Гераклом находится во всех источниках. Strab. XV 1, 8; Diod. XVII 85, 2; Curt. Ruf. VIII 11, 2; Just., Epit. XII 7, 12.
[8] Arr., An. IV 24, 8 (= Ptol., FGrHist 138 F 24).
[9] Arr., An. V 1, 1 – 3, 4. Об эпизоде с Нисой см. также: Thphr., HP IV 4, 1; Curt. Ruf. VIII 10, 7-18; Plut., Alex. 58, 4-9; Just., Epit. XII 7, 6-7; Plin., HN VI 79; Pompon. III 66; Schol. ad A. R. II 904 (= Clitarchus, FGrHist 137 F 17).
[10] Arr., An. V 3, 5-6.
[11] Arr., An. V 4-6.
[12] Арриан выражается расплывчато и в других местах, в которых он приводит этот мост: см. An. IV 22, 7; 28, 5; 30, 9; V 3, 5.
[13] Arr., An. V 7, 1.
[14] О мосте из судов на Геллеспонте см. Hdt. VII 36. Был ли он был построен с использованием той же техники, что и Дарием в Боспоре и на Истре, Геродот не разъясняет, хотя это легко можно предположить из его рассказа. См. Hdt. IV 88, 1; 89, 1-3; 97, 1; 98, 3. См. также: VII 36, 4; VIII 97, 1.
[15] Следует упомянуть, что Арриан вставляет экскурс о различных способах, которыми греки и римляне строят мосты ( Arr., An. V 7, 2 – 8, 1).
[16] См. еще о мостах через Евфрат, на которых Арриан не заостряет внимания ( Arr., An. III 7, 1-2).
[17] Arr., An. V 8, 4.
[18] Diod. XVII 86, 3.
[19] Curt. Ruf. VIII 10, 2-3.