Гаргилий Марциал и его сочинение «Лекарства из овощей и плодов»

«Когда я пишу о травах, у меня растет восхищение перед людьми древности, и, чем больше появляется трав, о которых следует рассказать, тем больше они заставляют меня уважать усердие древних в изучении и щедрость, с которой они передают нам свои знания о свойствах трав», — писал великий римский ученый–энциклопедист и естествоиспытатель I века н. э., автор 37-томной «Естественной истории» Плиний Старший.[1] Изучив более 2000 книг греческих и латинских авторов, обобщив опыт предшественников и достижения народной медицины, Плиний дал исчерпывающие предписания по всем естественным наукам своего времени, включая вопросы сельского хозяйства, ботанику и медицину; последним посвящены книги 23-27 и 28-32. Его труд «Естественная история» стал мощным стволом, от которого протянулись ветви в различные области знаний о природе. На протяжении многих веков сочинения Плиния являлись одним из основных источников для всех произведении дидактической прозы и поэзии.
Медико–ботаническое описание растений, их возделывание и особенно вопросы сельского хозяйства не случайно становились основными темами научной литературы античного мира.
К. Маркс писал: «Не требуется обладать особенно глубокими познаниями, например, по истории Римской республики, чтобы знать, что скрытую ее пружину составляет история земельной собственности».[2]
Самый ранний трактат в римской агрономической литературе «De agricultura» («Об обработке земли») принадлежит Катону (первая половина II века до н. э.). Его упоминал Плиний в «Естественной истории» и по Плинию цитируют поздние писатели вплоть до Средневековья. Через 100 лет после Катона около 37 года до н. э. появляется сочинение Варрона «De rerum rusticarum libri tres» («Три книги о сельском хозяйстве»). Затем Вергилий в «Георгиках» в поэтической форме делает попытку продолжить труд своих предшественников. Разработка вопросов сельского хозяйства нередко переплеталась с проблемами ботаники, что вело к открытиям в области медицины.
Цельс на рубеже I века до н. э. и I века н. э., автор недошедшей до нас энциклопедии «Artes» («Искусства»), посвящает 5 ее книг сельскому хозяйству, и близкое знакомство с растениями помогает ему в создании знаменитого труда «De medicina» («О медицине») в 8 книгах. И, наконец, I век н. э. выдвигает Колумеллу, который оставил 12 книг о сельском хозяйстве и одну о деревьях.
Продолжателем традиций древних авторов в разработке вопросов, связанных с сельским хозяйством, ботаникой и особенно фармакологией, является Гаргилий Марциал — автор сочинения «Medicina ex oleribus et pomis» («Лекарства из овощей и плодов»).
К сожалению, мы располагаем слишком скудными сведениями о личности автора и его трудах. Было известно, что Гаргилия Марциала цитировал Палладий (IV—V вв.), писавший по вопросам агрикультуры. Он явился также источником поздней обработки Плиния, относящейся к VI—VII векам, — «Плиний Валериан». По мнению Розе,[3] текст труда «Лекарства из овощей и плодов» хорошо знали в эпоху Одо из Мена (XI в.), создателя поэмы «De virtutibus nerbarum» («О свойствах трав»), что подтверждается сравнением ряда мест поэмы с текстом Гаргилия Марциала. Однако вплоть до второй половины XIX века не было написано ни одной специальной исследовательской работы о Гаргилии Марциале, так как считалось, что его произведения потеряны. И те небольшие исследования, появившиеся в основном в Германии после первых публикаций текста Гаргилия Марциала (1864 г.), анализирующие, главным образом, источники Палладия, отсутствуют в наших библиотеках.
Упоминания древних о Гаргилии Марциале крайне незначительны и спорны. Известный комментатор Вергилия Сервий Гонорат, живший в IV веке, в комментариях к «Георгикам» говорит о том, что Вергилий не успел рассказать многое о садах. Он приводит слова Вергилия: «haec praetereo atque aliis post me memoranda reliquo» («Об этом я не говорю и оставляю другим, чтобы они рассказали после меня»).[4] Известно, что последователем Вергилия явился Колумелла, и десятая книга его произведения «О сельском хозяйстве», посвященная деревьям, была как бы попыткой дополнить «Георгики». Но Сервий Гонорат выразительно подчеркивает: aliis (другим) означает Гаргилию Марциалу. И далее, как утверждает Э. Мейер,[5] Сервий Гонорат сравнивает «Георгики» с трудами Гаргилия Марциала, которые впоследствии в IV веке цитировал Палладий.
Сельскохозяйственным писателем называет Гаргилия Марциала Кассиодор, историк VI века, отождествляя его с автором дошедшего до нас фрагмента о содержании скота и уходе за ним.
Имя Гаргилия Марциала упоминает и Эмилий Лампридий, историк императора Александра Севера (222—235 гг.), называя Гаргилия Марциала «историком его времени».[6] Он считает Гаргилия как бы историком «второго ранга», так как тот описывал лишь образ жизни Александра Севера, его симпатии и привычки, а не деяния. (7/8)
И, наконец, надгробие с надписью, где мы читаем: «Q. Gargilio Q. filio Qirina Martiali, equiti Romano praefecto cohortis I Astyrum provintiae Britanniae… ordo coloniae Auziensis insidiis Bavarum decepto, pecunia publica fecit».[7] («Квинту Гаргилию, сыну Квинта… Марциалу, римскому всаднику, префекту I когорты астиров, провинции Британии, погибшему от козней баваров, сословие Авзийской колонии поставило на общественные деньги»[8]). На надгробии сохранилась дата — март 260 года н. э.
Анализируя дошедшие до нас фрагменты трудов Гаргилия Марциала, можно сделать следующие выводы. Самыми ранними писателями, которые упоминают имя Гаргилия Марциала, были Палладий (сер. IV в.) и Сервий Гонорат (конец IV в.). Самыми поздними авторами, которых называет и цитирует Гаргилий Марциал, являются братья Квинтилии, довольно известные в свое время писатели, жившие между 151 и 180 годами, и Гален, умерший около 200 года. Гаргилий Марциал, по мнению Э. Мейера, жил между 200 и 350 годами. Если считать, что он и историк Александра Севера идентичны. то вполне вероятно, что о жизни императора Гаргилий Марциал писал скорее всего после его смерти. Александр Север умер в 235 году.
Писателем III века называют Гаргилия Марциала авторы французских и английских энциклопедий, высказывая при этом сомнение, что Гаргилий Марциал и автор сочинения «Лекарства из овощей и плодов» одно и то же лицо. Пауль,8 Э. Мейер и издатель Гаргилия Марциала В. Розе допускают такую возможность, но критически относятся к надгробной надписи. То, что Гаргилий Марциал, будучи историком, мог обладать большими познаниями в медицине, не вызывает удивления. Вполне вероятно, что он жил при дворе императора и мог наблюдать частную жизнь Александра Севера, а позднее оказался в роли наместника провинции Британия. Опираясь на надгробную надпись, можно предположить, что Гаргилий Марциал жил в первой половине III века и умер в 260 году. По мнению Э. Мейера,[9] написание труда «Лекарства из овощей и плодов», созданного, очевидно, уже в зрелом возрасте, можно отнести к периоду вплоть до 240 года.
Долгое время считали, что произведения Гаргилия Марциала утрачены, но в 20‑х годах 18 века в Лионе были обнаружены отрывки рукописи Вегеция «Ветеринарное искусство или муломедицина» и вместе с ними фрагмент, озаглавленный «Curae boum ex corpore Gargilii Martialis» («Об уходе за скотом из труда Гаргилия Марциала»), изданный в 1735 году М. Геснером. В 1826 году в кодексе–палимпсесте Королевской библиотеки Неаполя были найдены два листа из трудов Гаргилия Марциала с его именем, опубликованные Анжелло Антонием Скоттом.[10] В 1828 году эти же фрагменты с дополнениями были открыты в библиотеке Ватикана в двух рукописях X и XII веков, начинавшихся словом «incipit…». И хотя на них не стояло имени автора, сравнение с Неаполитанскими фрагментами показало, что они принадлежат Гаргилию Марциалу.
В 1832 году Анжелло Май опубликовал вышеуказанные фрагменты вместе с рукописью, которую рассматривали как отдельное сочинение неизвестного автора. В дальнейшем мы будем ее называть вместе с отрывками рукописей X и XII веков «Ватиканскими фрагментами». В связи с тем, что в труд Гаргилия Марциала «Лекарства из овощей и плодов» вошли только лекарственные предписания данных фрагментов, а издание Анжелло Маи является библиографической редкостью, целесообразно более детально рассмотреть указанные фрагменты. Особый интерес представляют Неаполитанские фрагменты, так как дополняющие их Ватиканские в основном содержат рассказ о лекарственных свойствах овощей и плодов.
Неаполитанские фрагменты имеют четыре главы: об айве, персиках, миндале и каштанах. Текст первой главы искажен в начале и в конце. С большим трудом удается восстановить, что в начале главы речь идет о культуре деревьев, затем следуют советы, как хранить фрукты, и медицинские рассуждения об айве, что дословно, по мнению Э. Мейера, без ссылок на источник можно обнаружить у «Плиния Валериана».
Вторая глава «О персиках» не имеет конца, но уже в первых ее словах речь идет о выращивании дерева из косточки, рассуждения о том, нужно ли сажать косточку отдельно или с мякотью плода и какие при этом должны быть созданы условия. Э. Мейер указывает, что испорченный текст главы можно восстановить с помощью Палладия. В этой главе полностью отсутствуют медицинские советы, найденные в Ватиканских фрагментах.
В третьей главе «О миндале» также нет медицинских предписаний, но дается подробный рассказ об уходе за деревьями.
Четвертая глава «О каштанах» начинается с середины и предлагает советы по уходу за каштановыми деревьями. Ее содержание может быть восстановлено по «Плинию Валериану» и Палладию.
Подробный анализ указанных фрагментов дает возможность предположить, что перу Гаргилия Марциала принадлежал труд о садах, который можно сравнить с утраченным трактатом Цельса. По мнению Э. Мейера, агрономическая ценность Неаполитанских фрагментов неоспорима. Если к ним присоединить Лионский фрагмент об уходе за скотом, который долгое время приписывали Вегецию, то можно согласиться с историком медицины К. Зудгофом,[11] выдвинувшем гипотезу о том, что Гаргилий Марциал написал труд о сельском хозяйстве.
В 1864 году Валентин Розе, проведя огромную исследовательскую работу, опубликовал все известные ему фрагменты сочинения Гаргилия Марциала в III томе книги «Anecdota Graeca et Graecolatina», а в 1875 году вместе с бревиарием «Медицина Плиния». В. Розе издал сочинение Гаргилия Марциала «Лекарства из овощей и плодов», куда вошли фрагменты, найденные в рукописях из Санкт Галена (cod. S. Galli (saec X) и Лиона (cod. Lugd. Vossianus oct 92 (saec X), отрывки из рукописей Лондонской королевской библиотеки (cod. Lond. reg 12 E XX (saec XII) и извлечения из Дрезденской рукописи, происходящей из Англии (cod. Dresd. D 160 (saec XII), а также фрагменты из общего для рукописей X века источника, восходящего, по мнению Зудгофа, к VI веку.
Гаргилий Марциал жил в III веке. Это был век всеобщего кризиса рабовладельческой системы, империя шла к неограниченной военно–бюрократической монархии. Бесконечная смена императоров, междоусобные войны, упадок сельского хозяйства и городов, волнения рабов и колонов, набеги пограничных племен, безграничная роскошь и расточительство богатых и крайняя нищета бедных слоев населения — все эти черты времени нашли свое отражение в литературе. Упадок литературного творчества ощущается в самой Италии и ее провинциях.
В научной литературе того времени отсутствуют капитальные теоретические труды. Еще со времен Плиния начинает проявляться интерес к естественным наукам, особенно к сельскому хозяйству и медицине. Характерной особенностью литературы III века становится практическая направленность. На смену ученым–энциклопедистам приходят составители всевозможных компиляций из греческих и латинских авторов, создаются бревиарии — сокращения, имеющие узко практическое применение. Появление подобного рода сокращений и медицинских трудов с чисто практическими рекомендациями диктовалось состоянием медицины в Римской империи. Еще Плиний, восхищаясь умением древних ученых, скептически отзывался о врачах–стяжателях, противопоставляя им народную мудрость. В 30‑й главе сочинения «Лекарства из овощей и плодов» Гаргилий Марциал приводит слова Плиния: «Ведь еще не заходили в Город врачи, которые обратили в искусство, как сохранить хорошее здоровье, и еще не привозили с собой чужеземных снадобий, чтобы назначить им такую цену, какую они хотели, но воинственные мужи лечили свои славные раны овощами бесплатно».
В эпоху империи многие знаменитые врачи работали при дворе и лечили знать (А. Муза, Гален, Андромах Старший), но основная масса населения целиком зависела от умения врачей, среди которых было много несведущих в искусстве врачевания, кроме того медицинская помощь стоила очень дорого. Автор «Медицины Плиния», появившейся в начале IV века, говорит о цели создания своего бревиария. Он хочет сделать себя и своих близких независимыми от «обманов врачей», которые продавали «самые дешевые средства за огромные деньги… брались за то, что не умели лечить» и растягивали лечение ради дохода на длительный срок.[12]
Научная литература III века представлена только двумя медицинскими сочинениями. Это дидактическая медицинская поэма Серена Самоника «Медицинская книга» (целебные предписания) и прозаический труд Гаргилия Марциала, основной частью которого является дошедшее до нас сочинение «Лекарства из овощей и плодов», где ярко отразились черты и характер научного творчества эпохи.
На первый взгляд сочинение «Лекарства из овощей и плодов» носит компилятивный характер и близко к бревиарию «Медицина Плиния». Но это не просто компиляция, так как почти все высказывания авторов или окрашены личным мнением Гаргилия или передаются в его интерпретации.
Среди источников сочинения Гаргилия Марциала мы находим авторов, которые использованы непосредственно и которые привлекаются по упоминанию у других писателей, главным образом у Плиния. Из античных авторов основными источниками сочинения «Лекарства из овощей и плодов» являются следующие.
Диоскорид (I в. н. э.; встречается в 15 главах) — это видный фармаколог древности, автор сочинения, которое в латинской версии под названием «De materia medica» было хорошо известно и оказало влияние на многие сочинения древности и средневековья.
Гален (ок. 120 — 200 гг.; встречается в 13 главах) — крупнейший представитель античной медицины, автор огромного числа сочинений по всем ее разделам, его влияние простирается вплоть до эпохи Возрождения.
Гера из Каппадокии — неизвестный автор. Удалось только установить, что о ней упоминает Цельс в сочинении «О медицине» кн. V, гл.22.
Мелиций — неизвестный автор, встречается у Гаргилия Марциала один раз. Поздние писатели его упоминают из сочинения Гаргилия.
Плиний Старший, о нем говорилось выше, является для Гаргилия Марциала основным источником. В трех главах приводится мнение самого Плиния, при этом Гаргилий Марциал называет его «наш Плиний». 11 авторов цитируются по Плинию и, как предполагает В. Розе, непосредственно Гаргилию Марциалу могли быть неизвестны. Это — Асклепиад, Хрисипп, Демокрит, Диокл, Дионисий, Главк, Гиппократ, Секст Нигер, Праксагор, Пифагор и Ксенократ.[13] По Плинию и Диоскориду, Гаргилий Марциал передает рецепты врачей, называя их: другие (54 гл.), немногие (52 гл.), многие (53 гл.), некоторые (52 гл.). Обращаясь к Плинию (25 гл.), Гаргилий Марциал объясняет: «Помнится, я читал». Не называя источник, он передает предписания греческих и латинских медиков, именуя их: греческие авторы, ученые, просто врачи, или некоторые.
В литературе нигде нет указаний на то, что возможным источником «Лекарств из овощей и плодов» является Цельс. Этот вопрос обходит молчанием и В. Розе. Имя Целься в сочинении «Лекарства из овощей и плодов» не встречается, однако сравнительный анализ глав, рецептурные предписания дают возможность предположить, что Гаргилий Марциал был достаточно хорошо знаком с трудами Цельса. В пользу последнего говорит и то, что Цельс в V книге своего сочинения в главе «О средствах, которые мы употребляем в сухом виде» приводит соединение, приписываемое Гере.[14] Это имя позднее встречается только у Гаргилия Марциала. Названия и объяснения многих болезней, круг болезней, очерченный Гаргилием Марциалом, приводятся по Цельсу. Все это отмечено в наших комментариях к тексту сочинения. Э. Мейер, анализируя Неаполитанские и Ватиканские фрагменты, медицинские предписания которых вошли в сочинение «Лекарства из овощей и плодов», отмечает, что даже эти небольшие отрывки говорят о большой эрудиции и большом практическом опыте автора. Они показывают, что Гаргилий Марциал был непосредственно знаком с трудами Аристотеля, Цельса, Колумеллы, Курция Юста и других греческих и латинских авторов.
Отражая требования своего времени, сочинение «Лекарства из овощей и плодов» имеет практическую направленность. Цель работы — описать и представить современникам дешевые и доступные средства для лечения болезней, которые не только лечат, но и питают тело. В этом отношении Гаргилий Марциал перекликается с известной поэмой Серена Самоника «Медицинская книга». Сочинение «Лекарства из овощей и плодов» состоит из 60 глав; оно не имеет начала, а последняя глава не закончена. Очевидно, текст, опубликованный В. Розе в основном по рукописям X века с добавлениями, найденными в кодексах последующих веков, является поздней обработкой Гаргилия Марциала, о чем свидетельствует неодинаковый порядок глав в различных рукописях. При восстановлении текста этого сочинения В. Розе использовал труды Плиния, Диоскорида, Галена, Палладия и бревиарий «Плиний Валериан», источником двух последних является Гаргилий Марциал. В. Розе опубликовал два варианта текста Гаргилия Марциала, второй текст является кратким изложением основного и представлен без анализа с редкими ссылками на издание В. Розе «Anecdota Graeca et Graecolatina» и сочинение De virtutibus herbarum»; выяснить, что это за текст, пока не удалось.
Каждая глава сочинения «Лекарства из овощей и плодов» посвящена одному растению. Но Гаргилий Марциал постоянно привлекает растения, не относящиеся к овощам и плодам. Всего в сочинении встречается 92 растения. Последовательность применения овощей и плодов в качестве лекарств во всех главах дается в определенном порядке. Сначала рассматривается все растение целиком, затем его основные части по принципу «сверху вниз», то есть цветы, листья, стебли, кора и корни. Особое место отводится соку из всех частей растения.
В сочинении Гаргилия Марциала отразилась господствующая в то время теория о степенях тепла и холода, влажности и сухости, восходящая к Галену и известная Гаргилию Марциалу, очевидно, по латинской переработке Галена под названием «De gradibus simplicium» («О свойствах простых средств»). Однако Гаргилий Марциал нигде не уточняет степень тепла и холода, вернее не нумерует ее, что было принято позднее. Нередко, правда, он отмечает, что растение обладает более или менее теплыми или холодными свойствами. Рассматривая лекарственные свойства и способы применения овощей и плодов, Гаргилий Марциал часто не указывает аптекарский вес, однако он постоянно приводит точный вес при описании составов, принадлежащих цитируемым им авторам. Через все сочинение проходит мысль о том, что, пользуясь растениями, нужно учитывать состояние больного. Так, в главе «О сельдерее» он призывает поставить вопрос, «откуда возникает сама лихорадка», и только потом предлагать, если в этом возникнет необходимость, сельдерей больному.
Продолжая традиции древних, следуя Демокриту, Гаргилий Марциал постоянно советует во всем соблюдать меру. В главе «О руте» он пишет: «Умному следует знать меру, чтобы из лекарства не сделать яд». Отличительной особенностью сочинения Гаргилия Марциала является отсутствие в нем суеверий. Он выбрасывает их, цитируя Плиния. Это говорит о том, что автор стоит на реальной почве и ищет более надежные средства для лечения больных. Компилируя труды древних авторов, он отбирает в них то, что отвечает его взглядам. Единственное отступление мы встречаем в главе «О капусте», где, цитируя Мелиция, он предлагает для сокращения язычка мягкого неба носить корень капусты, привешенный к шее. Но, отрицая суеверия, автор широко привлекает народные сказания о насекомых, зверях, змеях (см. главы III, XXII и др.).
Был ли Гаргилий Марциал врачом? На этот вопрос из–за недостатка сведений ответить трудно. Анализируя сочинение «Лекарства из овощей и плодов», можно сделать вывод, что оно отражает сильные и слабые стороны современной автору терапии и фармакологии. В труде четко определен круг болезней, характерных для образа жизни современной автору эпохи. Это в основном поражения, связанные с укусами насекомых, змей и собак; всякого рода отравления: пищевые и вследствие принятия ядов; заболевания пищеварительного тракта, почек, печени и легких; различные виды лихорадок и в связи со всем этим — головные боли. Находя в трудах древних лекарства против болезней, Гаргилий Марциал постоянно подвергал их критическому анализу и иногда приводил (16/17) результаты собственных наблюдении. Так, в 53‑й главе он говорит: «Я испытал на опыте над домашними и женой».
Подобные высказывания мы встречаем в главах 2, 6, 17, 32 и других. Все изложенное позволяет сделать вывод, что Гаргилий Марциал обладал широкими медицинскими познаниями. Э. Мейер подчеркивает, что Гаргилий Марциал был серьезным ботаником и фармакологом.
Язык сочинения «Лекарства из овощей и плодов» несет в себе элементы поздней латыни. Так, у глаголов полностью отсутствуют Imperfectum u Plusquamperfectum, часто нарушается Consecutio temporum, вместо придаточных предложений постоянно употребляются причастия и причастные обороты со всевозможными оттенками, игнорируются исключения у существительных III склонения. Но, несмотря на упрощения в грамматическом аспекте, лексический состав произведения богат и разнообразен. Эрудицию автора подчеркивает свободное использование греческих параллелей в названиях растений и лекарственных составов, что мы встречаем в большинстве глав. Иногда он дает толкование греческих терминов (см. главы 37, 50 и др.). Язык не свободен и от элементов риторики. Для выражения одного и того же понятия широко используются синонимы. Так, в значении «лечить, помогать» встречается более 20 глаголов. Образность языка украшает произведение и является его неоспоримым достоинством.
Вопрос о влиянии сочинения Гаргилия Марциала на последующую литературу будет предметом специального исследования и в настоящее время не входит в рамки данной статьи. Можно высказать лишь ряд предположений. Сочинение Гаргилия Марциала явилось после Плиния единственным произведением естественно научной литературы, где в одном месте сконцентрировались основные имевшиеся в то время сведения о лекарственных свойствах вполне доступных и по сей день овощей и плодов. Это, несомненно, должно было вызвать интерес как у современников, так и у последующих авторов, писавших о применении растений в медицине. Э. Мейер, Вельман и Свеннинг[15] указывали, что Гаргилий Марциал — основной и непосредственный источник Палладия, автора компиляции «О сельском хозяйстве». Неоднократно цитируется Гаргилий Марциал и в бревиарии «Плиний Валериан». Через общий источник — «Естественную историю» Плиния — можно проследить связь Гаргилия Марциала с бревиарием IV века «Медицина Плиния».
Довольно подробно разработан вопрос о влиянии творчества Гаргилия Марциала на популярную поэму Средневековья «О свойствах трав» Одо из Мена. Исследователи поэмы считают, что Гаргилий Марциал был хорошо знаком Одо из Мена и явился источником 26 глав поэмы.[16] Как источник в источнике вместе с поэмой «О свойствах трав» Гаргилий Марциал пережил и известность, и забвение.
После открытия Неаполитанских и Ватиканских фрагментов рукописей Гаргилия Марциала его имя стало появляться в «Историях медицины» и «Историях литературы». Несколько страниц в своей «Истории ботаники» посвятил Гаргилию Марциалу крупнейший немецкий ученый–ботаник Эрнест Мейер.
Творчество Гаргилия Марциала занимает значительное место в общем потоке научной литературы поздней империи. Влияние на литературу последующих веков, простирающееся вплоть до эпохи Возрождения, увеличивает историческую ценность сочинений этого автора. Произведение Гаргилия Марциала «Лекарства из овощей и плодов», этот своеобразный памятник прошлого, в наше время привлекает особое внимание в связи с возросшим интересом к народной медицине и лечению средствами растительного происхождения.
***
Сочинения Гаргилия Марциала в оригинале опубликованы в следующих изданиях:
Rose V. «Medicina Plinii una cum Gargilii Martialis medicina ex oleribus et pomis». Lipsiae, 1875.
Gesner. «Scriptores rei rusticae veteres latini». Leipzig, 1735.
Angellus Majus. Gargilii Martialis quae supersunt. E codicibus Neapolitano et Vaticanis eruit A. Majus. Lunaeburgi, 1832.
Rose V. «Anecdota Graeca et Graecolatina». Berlin, 1864.
По данным всех новейших справочных пособий, сочинение Гаргилия Марциала не переводилось ни на один европейский язык. Настоящий перевод осуществлен по изданию: Rose V. «Medicina Plinii una cum Gargilii Martialis medicina ex oleribus et pomis». Lipsiae, 1875 — и является первой попыткой перевода этого памятника на русский язык. (18/19)
***
В комментариях к Гаргилию Марциалу частично использован комментарий Ю. Ф. Шульца к изданию Одо из Мена «О свойствах трав». М., 1976.
Все ссылки имеют в виду сочинения: Плиний «Historia naturalis»; Диоскорид «De Materia medica»; Цельс «De medicina»; Бревиарий «Плиний Валериан»; Одо из Мена «О свойствах трав», М., 1976; Квинт Серен Самоник «Медицинская книга» (целебные предписания). М., 1961; Гален цитируется по В. Розе (комментарий к изданию «Medicina ex oleribus et pomis», 1875). Второй текст оригинала памятника в переводе выделен, о нем см. стр.15.


[1] Plinius C. P. Secundus. «Historia naturalis», XXVI, 1.
[2] К. Маркс. «Капитал», т. I, с. 38, прим. 33.
[3] См. Pose {так! — OCR} V. Uber die Medicina Plinii («Hermes» VIII, 1873, I Helf. s. 18-66).
[4] «Georgici» IV, 147-148.
[5] Здесь и далее: Meyer E. «Geschichte der Botanik». 2 Band Königsberg, 1855, 228-236.
[6] Т. е. времени Александра Севера. «Вестник Древней Истории» АН СССР. «Авторы жизнеописаний августов. Александр Север». 1958, вып. III.
[7] К кому относится имя Qirina, понять не удалось. Римская триба?
[8] Paylys. «Real–Encyclopädie der classischen Altertumswissenshaft». Stuttgart, 1893.
[9] См. то же сочинение, с. 235.
[10] См. в издании A. Majus, с. 17.
[11] Мейер–Штейнег Т., Зудгоф К. «История медицины» под ред. Любарского. Пер. с нем. М., 1925, раздел «Гаргилий Марциал».
[12] «Медицина Плиния». М., 1966, вступление.
[13] См. указатель имен к изданию Pose V. «Medicina ex oleribus et pomis».
[14] Авл Корнелий Цельс. «О медицине». М., 1959.
[15] Wellman M. «Palladius und Gargilius Martialis». — «Hermes». 1908, c. 1-31. Svennung I. «De auctoribus Palladii». — Eranos, 25, 1927.
[16] Одо из Мена. «О свойствах трав», исследование, перевод с лат., коммент. и приложение Ю. Ф. Шульца. М., 1976.