Аид

    Аи́д
  •          (греч. Ἅιδης, невидный, ужасный), в греческой мифологии бог — сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона, властитель преисподней, подземный Зевс (Хтоний — «подземный», Катабатис — «спускающийся вниз»). В преисподней, полученной им при разделе мира после победы над титанами (в частности над Персаем, прежним владыкой царства мертвых), он царствует со своей супругой Персефоной над тенями, как Зевс с Герой царствует на Олимпе. Строго и неумолимо А. призывает души людей и держит их в заключении, так что никто не может возвратиться к дневному свету. Поэтому его прозвища: Пиларт (запирающий двери), Полидегмон и Полидект (принимающий многих), Панкойт (покоящий всех). У Гомера он называется Клитопол, «славный конями». Это прозвище некоторые связывали с похищением Персефоны, увезенной им на колеснице в подземный мир. Вероятно, в основании этого выражения лежит древнее представление, согласно которому А. увозит на своей колеснице души умерших. Впоследствии эту должность сопроводителя душ исполняет Гермес (Психопомп, провожающий души), хотя еще Пиндар говорит о жезле Α., которым он загоняет тени в свое царство. Толпы мертвых, находящихся во власти Α., символически обозначаются стадами рогатого скота, которые пасет Менойтий в его преисподней и на Эрифее. Более мягкое его название Плутон (богатый) или поэт. Плутос, употреблявшееся в обыденной жизни и в мистериях. Такое имя А. получил потому, что он властвует над земными недрами, откуда человек черпает все богатства, растения и металлы. В землю же при совершении погребения зарывались и сокровища умерших. Бог, скрытый в глубине и творящий там тайно свои дела (невидимый), обладает шлемом, имеющим качества шапки-невидимки наших сказок. Когда Афина надела его в битве под Троей, то даже бог Арес не смог увидеть ее. Кроме похищения Персефоны (см. Прозерпина), об А. было мало мифов. Когда Геракл напал на Нелея, А. поспешил на помощь пилосцам, но был ранен Гераклом. А. были посвящены кипарис и нарцисс, ему приносили в жертву черных овец, отворачивая при жертвоприношении лицо: обращаясь к нему, молящие ударяли руками об землю. Статуй и бюстов А. мало. Его изображали похожим на братьев — Зевса и Посейдона, но с мрачным выражением лица, с волосами, спускающимися на лоб и обычно в широком одеянии. В руках у него ключ от преисподней, около него находится Кербер. Об А. или Аде в значении самой преисподней см. Подземный мир.
  •          Представления римлян о Плутоне и Прозерпине как о властителях подземного мира являются довольно поздним заимствованием греческих Плутона и Персефоны. Так, в древней формуле обречения на смерть (напр. Деция Муса) оба божества называются в числе призываемых властителей преисподней.