Афанид (Афанас) Сиракузский

Переводчик: 

Т1 Stephanus Byzantius, Ethnica, s.v. Δύμη: Дима:... Феопомп [BNJ 115 F 194] в 40-й книге: Вождями города были у сиракузян Афенид и Гераклид, у наемников димеец Архелай.
Комментарий
Идентификация Aфенида с сиракузским историком по имени Афанас у Диодора Сицилийского (T 2) и Aфанидом у Афинея и Плутарха (FF 1-3) вполне вероятна, хотя и вызывает сомнения из-за относительной редкости этих ономастических форм.
Гераклид был одним из самых знаменитых политических деятелей Сицилии в четвертом веке. Он уже был главнокомандующим сиракузской армии в начале правления Дионисия II (Diodorus Siculus 16.6.4; Cornelius Nepos, Dion 5.1), но когда тиран изгнал Диона в 366/5, он был выслан вместе с ним (Pseudo-Plato, Epistulae 3.318c; 7.348-349C; Diodorus Siculus 16.6.4; Cornelius Nepos, Dion 5.1).
Гераклид возвратился в Сиракузы в 357/6 до н.э. спустя только несколько месяцев после Диона, ведя флот из 20 триер и 1500 солдат (Diodorus Siculus 16.16.2; см. также Plutarch, Dion 32.2 с другим числом судов). Так как в то время Дионисий II все еще управлял замком Ортигией, сиракузяне, взамен за экстраординарную помощь Гераклида демократии провозгласили его навархом (ναύαρχος; см. Diodorus Siculus 16.16.2; Plutarch, Dion 33.1). Дион, однако, заставил их отвергнуть это решение, утверждая, что он больше не ‘полномочный стратег’ (στρατηγὸς αὐτοκράτωρ), если другой командует военно-морским флотом.
В 356/5 Гераклид победил Филиста в большой морской битве (Diodorus Siculus 16.16.3-4; Plutarch, Dion 35.3-6), но вскоре ему не удалось предотвратить побег Дионисия с Ортигии (Plutarch, Dion 37.4-5; ср. Diodorus Siculus 16.17.2). Тем не менее, тем же летом он был включен в совет двадцати пяти генералов, которые заменили Диона во власти, и тот в знак протеста тут же удалился в Леонтины вместе со всеми наемниками (Plutarch, Dion 38.4-5; см. также Diodorus Siculus 16.17.3).
После отставки Диона Гераклид оказался не в состоянии остановить рейды с острова Ортигии приверженцев Дионисия (Plutarch, Dion 41); поэтому собрание вспомнило о Дионе и назначило его ‘полномочным стратегом’ (Diodorus Siculus 16.20; Plutarch, Dion 42-48), по-видимому, по предложению самого Гераклида (Plutarch, Dion 48.4). В следующем году возобновление союза между Дионом и Гераклидом привело к полному освобождению Сиракуз от тирании (Plutarch, Dion 50), но вскоре Дион стал вести все более и более деспотично (Pseudo-Plato, Epistulae 4.320 Д-Е; Nepos, Dion 6.1-4), пока он не спровоцировал убийство Гераклида, который был умерщвлен в собственном доме (Plutarch, Dion 53; Nepos, Dion 6.5).
Наиболее вероятным контекстом упомянутых в Т1 событий является назначение двадцати пяти стратегов летом 356/5 до нашей эры. Оба наших источника по этому эпизоду, Диодор и Плутарх, согласны, выставляя Гераклида автором указа, который был явно направлен на то, чтобы ослабить политические позиции Диона в Сиракузах, а также творцом другой враждебной меры по отношению к Диону, лишавшей жалованья пелопоннесских наемников, которые уже помогли ученику Платона возвратить город (Diodorus Siculus 16.17.3; Plutarch, Dion 37.6).
Эта реконструкция могла казаться контрастной с предполагаемым присутствием представителя наемников, Архелая Димейского, о котором нет никаких других свидетельств, среди сиракузских вождей; но даже забыв, что наше знание лет 357/6-354/3 до н.э очень отрывочно, мы должны помнить, что по словам Плутарха (Dion 38.4) после вступления в должность Гераклид и его коллеги предложили ‘полное гражданство’ (ἰσομοιρία τῆς πολιτείας) наемникам, если они покинут Диона. Теперь, как упомянуто выше, наемники в конечном счете приняли решение следовать за Дионом в Леонтины, но, возможно, что в интервале между вступлением в должность новых стратегов и возможно отъездом Диона они затеяли через Архелая опасную политическую игру в интересах своего сиракузского патрона и себя, или (возможно) что Архелай был одним из нескольких наемников, которые согласились оставить Диона (как предполагается). Вместо этого среди возможного сценария T 1 мы должны исключить и первый конфликт между Дионом и Гераклидом в 357/6 до н.э (когда последний, после своего возвращения в Сиракузы был назначен ναύαρχος ['адмиралом'] от народа), и прошлые месяцы жизни Гераклида, так как в обоих случаях не вероятно, чтобы Феопомп просто не помнил Диона среди политических вождей города.
Последнее замечание по Aфениду: мы не можем быть уверены, правильно Стефан Византийский понял и процитировал Феопомпа; поэтому лучше не спешить с решением. Но если мы решим считать Т 1 надежным историческим источником, то методологически некорректно рисовать Афенида - идентифицируем ли мы его с историком Aфанасом/Aфанидом или нет - простым приверженцем Гераклида, ибо Феопомп говорит, что он был "одним из трех вождей" города. Вполне возможно, что он вознесся к этому положению благодаря своей дружбе с Гераклидом, однако отсутствие достоверных древних источников об Афаниде исключает какие-либо выводы о возможной предвзятости его работы.
Т2 Diodorus Siculus, Bibliotheca historica 15.94.4: Из историков Aфанас Сиракузский, начав отсюда (Ол. 104/3 = 362/1 до н.э) с целью сообщить о событиях, относящихся к Диону, написал тринадцать книг и добавил в одной книге пространство времени в семь лет, исторически не отраженное с конца работы Филиста [BNJ 556 T 11b]; сделав краткую запись фактов, он собрал их в непрерывном рассказе.
Комментарий
Заявление Диодора, что Aфанас написал тринадцать книг, начиная с событий, связанных с Дионом, не означает, что он имел дело только с Дионом, так как мы знаем из Плутарха (FF 2-3), что он охватывает и эпоху Тимолеонта. По той же причине нельзя согласиться с Шварцем, что Диодор назвал работу Τῶν περὶ πράξεων Δίωνα βίβλους τρισκαίδεκα, ‘тринадцать книг о событиях, касающихся Диона’, по той причине, что слова τῶν περὶ Δίωνα ... τρισκαίδεκα в Т 2 относятся лишь к стартовой точке повествования. Единственный титул, подтвержденный как титул в наших источниках - это Σικελικά, история Сицилии, у Aфинея (F 1).
Филист, как сообщает Диодор 15.89.3 (= ВNJ 556 Т 11б), рассказал историю Сицилии до 363/2 г. до нашей эры. Следовательно, предварительная книга Афанаса была посвящена промежутку в семь лет 362/1-356/5 до н. э., которые не рассматривал никакой другой историк (выражение ὁ χρόνος ἄγραφος [‘пространство времени ... исторически не отраженное’] кажется технической, но не имеет параллелей по-гречески). Не трудно понять, почему Афанас решил начать с 355/4 г. до н. э., так как только с этой даты Дион может действительно правил Сиракузами без оппозиции (см. Т 1). Вместо этого конечная точка Афанасова повествования неизвестна: если он закончил, как принято считать, смертью Тимолеонта (337/6 до н. э.), то каждая книга охватывала от одного до двух лет.
F1: Athenaios, Deipnosophistai 3.54 p. 98D: Вот каковы, друзья мои, софисты из числа последователей Ульпиана ... изобретатели многих выражений, на много парасангов опередившие сицилийца Дионисия, который ранее называл деву menandros, потому что она menei ('ждет') andra ('мужа'); или столб menekrates, потому что он menei ('стоит') и kratei ('держится'), или копье balantios, потому что оно balletai (‘бросается’) enantios ('против'); или мышиную нору mysteria, потому что она terei ('прячет') mys ('мышь'). Aфанид в первой книге Истории Сицилии говорит, что тот же самый Дионисий также называл вола garotas (‘пашущий землю’) и свинью iacchos ('Вакх').
Комментарий
Учитывая spatium historicum, охватываемое Афанасом/Aфанидом (см. T 2), "сицилиец Дионисий", упоминаемый в F 1, вероятно, Дионисий II, хотя как литератор больше известен Дионисий I. В любом случае, и отцу, и сыну приписывается литературная деятельность древней традицией, согласно которой Дионисий сочинял трагедии, комедии и исторические сочинения (Plutarch, Timoleon 15.7; Aelian, Varia historia 13.18; Suda , s.v. Διονύσιος [Δ 1178 Adler]; s.v. Φιλοξένου γραμμάτιον [Φ 397 Adler]; Apostolios, Collectio paroemiarum 17.104; Scholia in Aelium Aristidem , Πρὸς Πλάτωνα ὑπὲρ τῶν τεττάρων 236.6.7; Joannes Tzetzes, Chiliades 5.23.178-181; Scholia in Joannem Tzetzem, Homerica 311, 200-1 Leone), тогда как у Дионисия II были письма и сочинение о стихах Эпихарма (Suda, s.v. Διονύσιος [Δ 1179 Adler]).
F2 Plutarch, Timoleon 23.6: Но к этому времени также из Италии и Сицилии многие слетелись к Тимолеонту, и когда их стало шестьдесят тысяч, как сообщает Афанид, он разделил земли, продав дома за тысячу талантов, в то же время оставив коренным сиракузянам право выкупать свои дома, и обеспечил граждан обилием денег ...
Комментарий
В биографии Тимолеонта (главы 22-23) Плутарх рассказывает, что после окончательного освобождения Сиракуз (343/2 г. до н. э.) Тимолеонт и сиракузяне попросили из Коринфа новых колонистов, так как после долгих лет войн и междоусобной борьбы город стал практически необитаем (Plutarch, Timoleon 22.7: ἔδοξε τῷ Τιμολέοντι καὶ τοῖς πρὸς τοὺς Συρακοσίοις γράψαι Κορινθίους, ὅπως πέμψωσιν οἰκήτορας Συρακούσας; τὰς ἐκ τῆς Ἑλλάδος, ‘Тимолеон и сиракузяне решил написать коринфянам, чтобы те отправили колонистов в Сиракузы из Греции’). В ответ коринфяне, отправляя на священные игры и на празднества в Греции глашатаев, приглашали вернуться в Сицилию всех сиракузян и сицилийцев, кто захотел бы (Plutarch, Timoleon 23.1-2), как и изгнанников, которые жили в Азии и на островах (Plutarch, Timoleon 23.3). Когда колонисты собрались в Коринфе, выяснилось, однако, что их количества недостаточно, так что пришлось звать людей из Коринфа и Греции, пока они не достигли общего числа в десять тысяч (Plutarch, Timoleon 23.3). В то же время, многие другие колонисты слетелись к Тимолеонту из Италии и Сицилии, и всеми этими подкреплениями - шестьдесят тысяч человек, по словам историка Aфанида - он мог заселить город.
Это сообщение само по себе не является маловероятным. Некоторые ученые считали довольно странным, что призыв к сиракузянам и сицилийцам проводился за пределами острова. Но как ясно указывает Плутарх, в то время многие сицилийские изгнанники жили в Греции и Азии. Тем не менее, в главе 35 Плутарх пишет о другой колонизации, продвигаемой Тимолеонтом гораздо позже, после смерти Мамерка, тирана Kaтаны, в Сиракузах (о которой см. F 3): "Целый остров, который он (Тимолеон) нашел дошедшим до дикарского состояния от несчастий и ненавидимым его обитателями, он сделал настолько цивилизованным и желанным ... что многие колонисты бросились по морю заселять места, из которых прежде убегали их граждане. По этому случаю Акрагант и Гела, большие города, которые были разрушены и обезлюжены карфагенянами после Аттической войны, были вновь заселены, один элейцами, приведенными Meгиллом и Феристом, другой кеосцами во главе с Горгом ..." (Plutarch, Timoleon 35.1-2).
Другие наши источники о Тимолеонте - Диодор и Корнелий Непот - не упоминают о раннем повторном заселении Сиракуз в 343/2 г. до н. э., в то время как оба помещают сходный эпизод после битвы на реке Кримис (340/39 до н. э.). Диодор, например, рассказывает, что Тимолеонт, прогнав всех тиранов на всем острове, "провозгласил в Греции, что сиракузяне предоставят землю и дома для тех, кто пожелает присоединиться к сиракузской политии (Diodorus Siculus 16.82.5: κηρύξαντος δ αὐτοῦ τὴν κατὰ Ἑλλάδα διότι Συρακόσιοι διδόασι χώραν καὶ τοῖς οἰκίας βουλομένοις μετέχειν τῆς ἐν Συρακούσσαις πολιτείας); как следствие сорока тысячам поселенцам были переданы пустующие земли Сиракуз, а десять тысяч получили земли Aгирия (Diodorus Siculus 16.82.5). Корнелий Непот, наоборот, пишет, что после окончания военных действий (rebus confectis) Тимолеон, осознав, что не только земли, но и поселки были незаселены, стал собирать столько людей, сколько мог, сперва из Сицилии, а позднее из Коринфа (Nepos, Timoleon 3.1).
Подводя итог, Плутарх приписывает Тимолеонту два заселения: одно произошло бы в 343/2 г. до н. э. от Тимолеонта и сиракузян по просьбе коринфян и касалось бы только Сиракуз при участии колонистов, пришедших по большей части согласно Aфаниду (F 2) из Италии и Сицилии; другое, поощряемое самим Тимолеонтом, случилось бы после 340/39 до н. э. и задействовало бы весь остров Сицилию за исключением, может быть, города Сиракуз. Диодор и Корнелий Непот, со своей стороны, знают только одну повторную колонизацию Сиракуз и Сицилии, в последние годы жизни Тимолеонта, и Непот, кроме того, отмечает, что колонисты стекались сперва из Сицилии, затем из Коринфа. На наш взгляд, невозможно уточнить, Плутарх ли разделил на два этапа новое заселение Сиракуз и Сицилии при Тимолеонте, или Диодор и Корнелий Непот сжали в один эпизод более сложное и длительное событие. Большинство современных ученых верят в реальность двойной колонизации, но я считаю, что Плутарх ошибочно относит к первой репопуляции исторический контекст второй.
В любом случае, спор о количестве колонистов Плутарха/Aфанида с одной стороны (60,000) и Диодора с другой (50,000) предполагает, что Афанид вряд ли мог быть среди источников последнего.
F3 Plutarch, Timoleon 37.9-10: Но Aфанид говорит, что еще во время войны против Гиппона и Мамерка, в Mилах, в его лагере, его (Тимолеонта) зрение ухудшилось, и всем стало очевидно, что он становится слепым; он однако не снял осаду, пока не захватил тиранов. После его возвращения в Сиракузы, он сразу отрекся от абсолютной власти и умолял граждан уважить его решение, так как его миссия счастливо завершилась.
Комментарий
Согласно Афаниду Тимолеонт стал терять зрение во время кампании против тиранов Гиппона из Мессаны и Maмерка, или Марка (Diodorus Siculus 16.69.4). Мамерк, бывший вождь наемников родом из Италии (italicum ducem Nepos Timoleon 2.4) одним из первых сицилийских тиранов приветствовал прибытие Тимолеонта на остров (Plutarch, Timoleon 13.2). После битвы на реке Kримис, в которой коринфяне победили большую пунийскую армию (Plutarch, Timoleon 26-8; Diodorus Siculus 16.79-80), он и Гикет из Леонтин, опасаясь, что освободившийся Тимолеонт свергнет всех тиранов Сицилии, заключили союз с карфагенянами, которые послали Гескона для их поддержки (Plutarch, Timoleon 30.4-5; Diodorus Siculus 16.80). Сначала Гескон и его союзники вполне успешно воевали (Plutarch, Timoleon 30.6), но вскоре Тимолеонт выступил против Леонтин, схватил Гикета и казнил его вместе со всей его семьей (Plutarch, Timoleon 32-33). Затем он напал на Maмерка, бежавшего из Мессаны, и когда Мессана также была вынуждена сдаться, Гиппон и Мамерк были безжалостно казнены, первый своими согражданами, второй в Сиракузах (Plutarch, Timoleon 32-33; Nepos, Timoleon 2.4; Polyainos, Strategemata 5.12.2).
Эпизод, рассказанный в F 3, должен быть размещен в промежутке между битвой на реке Kримис (340/39 до н. э.) и капитуляцией Мессаны, что очень вероятно произошло всего за пару месяцев до выхода на пенсию и смерти Тимолеонта (в 337/6 до н. э.); однако, из-за скудости наших источников точная дата этого эпизода не может быть установлена. В любом случае, это хорошо согласуется с более общим указанием Непота (Timoleon 4.1), который рассказывает, что Тимолеонт ослеп cum iam aetate provectus esset, уже в преклонном возрасте.
Биографическое эссе
Афанас (Т2) или Афанид (F1-3) из Сиракуз жил в четвертом веке до нашей эры и написал работу о сицилийской истории в тринадцати книгах, озаглавленную наверное Σικελικά (F1), начиная с 355/4 г. до н. э., к которой он добавил предварительную книгу о семилетии 362/1-356/5 (Т2); конечной точкой Σικελικά была, вероятно, смерть Тимолеонта (337/6 до н. э.).
Афанид обычно отождествляется с политиком IV в. Aфенидом, который, по словам Феопомпа, был короткое время - вероятно, летом и осенью 356/5 - одним из руководителем города вместе с Гераклидом Сиракузским и Aрхелаем из Димы (Т 1). Эта идентификация побудила некоторых ученых предположить, что история Афанида был политически ангажирована. Возможно, но немногие дошедшие до нас фрагменты, кажется, не поддерживают эту гипотезу.