Креперей Кальпурниан

Переводчик: 

F1: Lucian, Quomodo historia conscribenda sit 15
Но другой, законченный подражатель Фукидида… даже начал свою работу как и он: со своего собственного имени — изящнейше и благоухая аттическим тимьяном! Взгляните же: ‘Креперей Кальпурниан из Помпейополя написал историю войны между парфянами и римлянами, как они сражались друг против друга, начиная с первого выстрела.
Комментарии
‘Благоухая аттическим тимьяном’ должно быть употребляется с иронией; сходное выражение находится у Феофраста (Characters 4.3) и Квинтилиана (Institutio oratoria 12.10.25). Указывая на самое начало работы Креперея Кальпурниана, Лукиан подчеркивает нелепость и высокомерие писателя, который по–рабски приспособил к своей собственной цели первое предложение работы Фукидида (Thuc. 1.1.1).
Предметом истории Креперея была Парфянская война Луция Вера 162-166 н. э.

F2 Lucian, Quomodo historia conscribenda sit 15
Начав так, он мог бы не продолжать, в том числе и о состязании в речи с коркирским оратором, в Армении.
Комментарий
По словам Лукиана образцом для этой армянской речи была речь коркирского посла у Фукидида (Thuc. 1.32-36).

F3 Lucian, Quomodo historia conscribenda sit 15
или какую чуму он заставляет претерпеть жителей Нисибиса за то, что они не стали на сторону римлян, заимствуя все целиком у Фукидида, за исключением только Пелазгика и Длинных стен, внутри которых жили тогда больные чумой. В остальном же чума так же началась в Эфиопии, затем перешла в Египет и в обширные владения персидского царя и там, к счастью, остановилась. Я оставил его хоронящим несчастных афинян в Нисибисе, так как все равно отлично знал, что он будет говорить после моего ухода.
Комментарий
Месопотамский город Нисибис был захвачен войсками Луция Вера в 165 н. э. Пелазгик или Пеларгик был линией укреплений вокруг более низких склонов афинского Акрополя. До вспышки чумы этот район вместе с Длинными Стенами вниз до Пирея населялся беженцами из афинской сельской местности (Thuc. 2.17). Эпидемия в сообщении Креперея проходит так же, как и афинская чума у Фукидида (2.48.1). Однако в случае с армией Луция Вера чума фактически началась не в Нисибисе, как заявлено здесь, но только после захвата Селевкии на Тигре в конце 165 н. э.: Ammianus Marcellinus, Res gestae 23.6.24; ‘отлично знал, что он будет говорить после моего ухода’: здесь воспроизводится, с необходимыми изменениями, погребальная речь Перикла у Фукидида (Thuc. 2. 35-46).

F4 Lucian, Quomodo historia conscribenda sit 15
Да, я еще чуть не забыл об одном: этот самый историк упоминает названия многих из видов оружия и военных приспособлений так, как их называют римляне, а также латинские выражения для траншеи, моста и так далее.
Комментарий
Здесь Лукиановы возражения против введения Крепереем латинских технических терминов в римском военном деле напоминают игривые комментарии Горация к использованию греческих слов Луцилием (Horace, Satires 1.10.27-35).
Биографический очерк
О Креперее Кальпурниане мы знаем его имя, тему одной из его работ, но не ее название и место ее происхождения (Помпейополь). Однако даже эти немногие факты вызывают споры. Основной вопрос касается простого существования историка этого имени: был ли Креперей Кальпурниан реальной фигурой или вымыслом Лукианова воображения? Сторонники его небытия отмечают, что, помимо нашего автора, Лукиан в трактате "Как писать историю" упоминает только три свои другие источника по имени: военного хирурга Каллиморфа (Lucian, Hist. conscr. 16; FHG 2.210), Антиохиана (Lucian, Hist. conscr. 30; FHG 2.207) и Деметрия из Сагаласса (Lucian, Hist. conscr. 32; FHG 2.209). Кроме Лукиана никто больше не называет этих авторов (в том числе и Креперея). Далее Crepereius может происходить от редкого латинского прилагательного creper (‘неизвестный’).
Некоторые ученые предполагают, что в этой работе Лукиан может пародировать некоторых настоящих современных историков. Тем не менее, после работы Ф. Якоби другие комментаторы твердо полагают, что Креперей существовал, и он, возможно, был пафлагонским солдатом, который получил боевое крещение в Северной Африке в составе третьего Августова легиона, прежде чем его передали армии Луция Вера на Востоке.
Род Крепереев, хотя и нечасто, действительно появляется в эпиграфических записях. Он происходил из страны сабинов, и его члены поселились в Малой Азии с первого века до н. э. для торговли или как военные колонисты, в то время как другие Крепереи засвидетельствованы в Северной Африке со второй половины первого века до н. э, куда они главным образом прибыли как солдаты. Но даже если историчность Креперея Кальпурниана будет признана, его место происхождения (Помпейополь) представляет другую проблему. До недавнего времени большинство комментаторов одобряло его идентификацию с пафлагонским городом, основанным Помпеем в 65 или 64 до н. э. Однако город того же самого имени в Киликии, прежде Солы, переименовал и воссоздал Помпей в 66 или 65. Открытие одного единственного эпиграфического подтверждения о члене рода в одном из двух Помпейополей, вероятно, решило бы вопрос. Но его пока нет, и в текущем состоянии наших знаний нам остается лишь предоставлять различные аргументы.