Алексид Самосский

Составитель: 
Составитель: 

Анналы Самоса

1.Atlieneus XIII, p. 572, F:
Алексид Самосский во второй книге своих Самосских хроник говорит, что Афродита на Самосе, которую одни называют "в камышах" (или Афродита в Kalamoi), другие "в болоте", "была воздвигнута афинскими гетерами, которые сопровождали Перикла, когда он осаждал Самос, и порядком нажились на своих чарах".

Комментарий
Самосская война закончилась в 439 году до н. э. после морской кампании, длившейся восемь или девять месяцев. Заманчиво принять за чистую монету сообщение о том, что гетеры заплатили за святилище Афродиты, однако к рассказу о том, что Перикл привез женщин из Аттики, чтобы они составили ему компанию, лучше относиться скептически. Как предположил Подлецки, обвинения против Аспазии в Афинах могли послужить основанием для подобных обвинений против Перикла на Самосе, и самосцы, вероятно, были рады ухватиться за любую клевету на Перикла из обиды на своего завоевателя. Такое отношение было заметно в Хрониках Дуриса (76 F 67), которого Плутарх (Perikles 28.1-3) так критиковал за предвзятое отношение к афинянам. Дурис прямо обвинил Аспазию в развязывании Самосской войны (76 F 65); Плутарх повторяет это обвинение без указания авторства (Perikles 24.1-2, 25.1), а фрагмент Алексида, похоже, также намекает на ее известность как хозяйки эскорт-агентства, обслуживающего политических лидеров (Plut. Perikles 24.3-5). Аналогично Алексид, похоже, подчеркивает длительность осады Самоса - так что гетеры успели подзаработать - как дань уважения сопротивлению самосцев (некоторые афиняне упрекали Перикла в затягивании кампании: Plut. Perikles 28.5). Все эти элементы позволяют предположить, что Алексид, как и Дурис, негативно относился к спецоперации Афин и приукрасил свой рассказ пикантными подробностями, чтобы дискредитировать Аспазию и Перикла. Однако если связь Перикла с гетерами является выдумкой, это не означает, что вся история вымышлена. Культ Афродиты на Самосе, похоже, не лишен историчности: несколько надписей указывают на святилище или святыни (IG 12.6.2, 261, 597, 598; см. также 545 F 4). Возможно, что афиняне сами установили культ Афродиты Понтии ("морской") или Афродиты Эвплои ("благополучного плавания") после кампании, которая была завершена в результате морской блокады. Местное святилище было известно как Афродита "в камышах" (en kalamois) или Афродита "в болоте"; невозможно определить, происходит ли это двойное название от Алексида или от Афинея (который, вероятно, обращался к другим источникам). Схолии к Ликофрону (831-832) отождествляют thea schoineis, "богиню камышей", с Афродитой на Самосе, а эффектная надпись на камне, недавно найденная в Галикарнасе, упоминает Афродиту Схойнитиду. Однако ученые расходятся в мнениях относительно значения этого слова в данном случае.
Если обозначение "в камышах" верно, а святилище точно связано с победой в 439 году, то заманчиво связать это место с другой высадкой на Самосе, в 479 году: здесь описание Геродота (Historiae 9.96.1) явно повреждено (рукописи дают καλαμίσοισι, λαμισίοισιν, λαμίοισιν), и издатели использовали этот пассаж Афинея для исправления в тексте (на καλαμοῖσι). Неудивительно, что логистическим причинам командиры двух разных военных экспедиций выбрали для десантирования одно и то же место. Само это место могло быть известно как Каламы ("Камыши"), и поэтому Афродиту "en kalamois" следует переводить как "Афродита в Каламах" (а не воспринимать буквально). Вторая версия "в болоте" может быть более поздним объяснением топонима.

Книга 3
2.Idem XII, p. 540, D:
Алексид в третьей книге Самосских хроник говорит, что Поликрат украсил Самос вещами из многих городов: он завозил собак из Молоссии и Лаконии, коз из Скироса и Наксоса, овец из Милета и Аттики. Алексид также говорит: "Поликрат собрал вокруг себя ремесленников, которых привлекали очень высокие зарплаты. Прежде чем стать тираном, он запасался дорогими драпировками и кубками и раздавал их тем, кто праздновал браки и устраивал великосветские приемы". Из всего этого можно только удивляться, что тиран нигде не упоминается как ухажер за женщинами или мальчиками, поскольку он был настолько одержим мужчинами, что стал соперником в любви поэта Анакреонта, когда со злостью обрезал волосы своему любовнику. Поликрат был первым, кто сделал лодки, которые он назвал по имени родины саменами. Клеарх говорит, что Поликрата... погубила невоздержанность, поскольку он соревновался с лидийцами в праздности. Он даже построил в своем городе "аллею Самоса", чтобы конкурировать с так называемыми "Сладкими объятиями" в Сардах...

Комментарий
Нахождение Поликрата в третьей книге после Перикла во второй книге предполагает, что работа не следовала хронологическому порядку, но этот отрывок о расходах тирана мог быть заимствован из отступления от основного рассказа. Аналогично, Алексид мог написать об Афродите во второй книге (ср. F 1) в рамках обзора религии на Самосе. То, как Афиней представляет фрагмент, показывает, что он делает выборку из различных источников (ἐκ πάντων οὖν τούτων ... οὐδαμόθεν). Отношение Алексида к Поликрату благоприятно и лишено критики, высказанной, например, Клеархом. Это может быть еще одним признаком патриотического уклона в его "Самосских хрониках". М. Гюнтер предполагает, что рассказ о завезенных животных просто развивает стереотип тирана. Но согласно Геродоту (3.122) Поликрат был первым человеком, который "правил морем" (thalassokratein); сбор ценных животных и аксессуаров из разных частей Эгейского моря мог быть свидетельством его власти за рубежом, а распределение экзотических товаров среди знати расширяло его покровительство.

3.Idem X, p. 418, E: Поэтому и Алексин пишет в книге "О самодовлении", что очень умеренно питались Бокхорис и отец его Неохабид.

Биографический очерк
Как отметил Якоби, невозможно установить время жизни Алексида. П. Педек без каких-либо объяснений утверждает, что Алексид жил позже Дуриса. Датирование третьим или вторым веком до н. э. кажется разумным, но это всего лишь предположение.