Объяснение технических выражений

Агора, место для всякого рода собраний. В Анабазисе, обыкновенно, базарная площадь в середине лагеря, где можно было доставать предметы необходимости, находившиеся, главным образом, в ведении лидийцев. Что же касается агоры, упоминаемой в городах греческих, в смысле базарной площади, то под ней нужно разуметь не столько рынок в нашем смысле, помещающийся на какой–либо площади, сколько целый квартал, подразделявшийся на меньшие части с известными предметами торговли.
Аконтисты, солдаты, вооруженные аконтием, дротиком или коротким копьем (3—5 фут.), которое, для более удобного бросания, снабжалось ременною петлею, куда продевалась рука.
Акрополь, вышгород, крепость.
Амфора, широкий сосуд, с двумя ручками, для предметов жидких и сыпучих (для хранения вина обыкновенно глиняный), различной вместимости. См. Керамия.
Армосты, наместники, особые лица в лакедемонском государстве, посылаемые спартанским правительством или для управления городами, заселенными периэками (см. это слово), или, как это было в конце Пелопонесской войны, для начальствования над гарнизонами в союзных городах. Упоминаемые в Анаб. наместники были начальники во втором значении.
Боец, борьба, бег см. гимн. состязания.
Гадатели, особые лица, состоявшие на общественной службе, хотя не принадлежавшие к числу жрецов, и приглашавшиеся, как в военное, так и в мирное время, для объяснения воли богов по разным явлениям, напр., по внутренностям животных, по полету птиц и т. п.
Гетеры, греческие женщины, служившие Афродите и разделявшиеся на несколько категорий; самый многочисленный класс–танцовщицы, арфистки и флейтистки.
Гиматион см. хитон.
Гимнастические состязания составляли существенную часть греческого образования и общественной жизни, и потому пользовались особым покровительством правительств и горожан. Состязания в Олимпии (Ан. V, 3, 7), характер которых удерживался и в состязаниях, происходивших по частным городам, и по известным случаям (напр., в Анаб., по поводу прибытия эллинов к морю, см. ІV, 8, 25—28), главным обр., состояли в следующем. Желавшие состязаться должны были заблаговременно, и притом лично, заявить об этом судьям, елланодикам, которые и подвергали их испытанию относительно их происхождения, репутации и телесного развития, — рабы, ἂτιμοι, ἀσεβεῖς и ἐναγεῖς не допускались. От них требовались доказательства, что они в продолжении десяти месяцев добросовестно проходили в одном из эллинских гимнасий обычный ряд гимнастических упражнений, и затем они распределялись на группы, смотря по роду состязания и по возрасту. В заключение они должны были поклясться перед статуей Зевса, стража клятв, что в этой священной борьбе не позволят никакой бесчестной уловки и никакого преступного деяния. К этим состязаниям принадлежали: 1) бег, 2) борьба; 3) кулачный бой; 4) панкратион; 5) пентаѳлон; 6) конские ристания.
1) Бег, главный и долгое время единственный предмет гимнастических состязаний. Бег был или простой δρόμος, в один раз через стадию, или двойной, δίαυλος, туда и обратно, или же продолжительный, δόλιχος, в котором требовалось пробежать стадию не менее семи раз. Был еще бег в шлеме, поножах, и со щитом. Пред началом состязания про. возглашались имена состязавшихся, которые должны были вынимать жребий, кому с кем состязаться, и от определенной линии бежать к известному пункту, за которым на возвышенном полукруге занимали места судьи. Сколько было групп, — а состязались всегда по четыре, — столько же раз возобновлялось состязание, а так как один должен был оставаться победителем, то победители различных групп должны были снова вступать в состязание между собою, и тогда уже окончательно решалось, кому принадлежит награда. При последнем состязании первый, достигавший цели, назывался стадиоником. См. ниже Эфедр.
2) Борьба, πάλη, совершалась по известным правилам и была ограничена. Она разделялась на прямую, ὀρθή, и лежачую, ἀλιδησις. В прямой трикратное падение одного из борцов решало победу, в лежачей требовалось, чтобы один из боровшихся признался побежденным.
3) Кулачный бой, πυγμή, принадлежал не только к самым тяжелым, но и к самым опасным состязаниям, особенно с того времени, когда руки обвивались ремнями из сырой кожи и с металлическими пуговицами. Главное искусство состояло в том, чтобы, нанося удары противнику, довести его до совершенного изнеможения, самому не получив ни одного удара. Признававшийся побежденным поднимал вверх руку. Кулачный бой пользовался большим уважением и составлял одно из любимых зрелищ.
4) Панкратион, высшее и труднейшее состязание, введенное в 33 ол., состоял из борьбы вместе с кулачным боем. Панкратиасты были обыкновенно самые сильные и ловкие атлеты, сильнее кулачных бойцов и борцов. Соперникам давалась полная свобода действовать всеми членами и все свое напряжение и искусство направлять к тому, чтобы заставить противника признаться побежденным. Подобно борьбе, панкратион производился в стоячем положении.
5) Пентаѳлон, состоял из пяти частей: прыганья, бега, бросания диска, бросания копья и борьбы. Для получения награды достаточно было выйти победителем из трех предметов состязаний.
Прыгание, ἂλμα, составляло начало пентаѳлона и происходило при звуке музыки. Состязавшиеся должны были перепрыгнуть назначенное пространство с некоторого возвышения, βατὴρ, без разбега, раскачавши круглые металлические гири, ἁλτῆρες, чтобы, таким образом, сообщить своему телу некоторый полет. Прыгнувший наидальше считался победителем. Прыжок нередко простирался на 50 футов.
Бег, как часть пентаѳлона, был только простой, от одного конца стадии до другого.
Бросание диска, διςκοβολία, состояло в том, чтобы, по правилам искусства, как можно дальше бросить диском, металлическим гладко вышлифованным шаром.
Бросание копья, ἀκοντισμὸς, состояло в том, чтобы, по правилам искусства, попасть в назначенную цель.
6) Конские ристания своим блеском возвышались над всеми другими играми и более других нравились народу; они введены были в 25 ол. и происходили в гипподроме уже после других состязаний (на олимпийских праздниках на четвертый день). Места для колесниц назначались по жребию и перед каждым местом были протянуты канаты. При выезде на гииподром возвышался алтарь, на котором сидел медный орел, и поднятие этого орла служило сигналом для начала состязаний. В тоже время опускался лежавший на перекладине дельфин и снимались веревки. Колесницы попарно выезжали на площадь. Искусство состояло в том, чтобы на широком ристалище, которое нужно было объехать кругом двенадцать раз, с одной стороны держаться самого кратчайшего, дозволенного правилами, пути, поворачивая всегда на лево, как можно ближе у служившей целью колонны, с другой стороны избегнуть столкновения со всеми другими колесницами. Победителями считались те, которые прежде других пробежали определенное пространство.
Главною наградою победителя был венок из оливкового священного дерева. В Анаб. упоминаются, как награды за состязание, золотой венок (I, 7, 7), золотые чесалки (I, 2, 10) и кожи жертвенных животных (IV, 8, 26).
(Сборник истор. оч. Пютца, пер.Чацкина; Griecli. Alt. Schoem. и «Древности» Страшкевича).
Гимнеты, легковооруженные: пращники, стрелки из лука и аконтисты.
Гипподром, см. гимнаст. состязания 6) конск. ристания.
Глашатай, вестник, общественная должность, в которую избирались лица по испытанию в силе голоса, но с известными нравственными качествами. Происхождение их чисто религиозное, в силу чего личность глашатая считалась неприкосновенной. Главные их обязанности–созывать собрание, читать при этом молитву, наблюдать за порядком, объявлять принятые решения и т. под.
Гоплиты, тяжеловооруженные пехотинцы в шлеме, панцире, с большим щитом, длинным копьем и мечем.
Гость, ксенос, лицо из чужого города, которое, в силу личной дружбы или в силу фамильных связей, служило посредником в сношениях с иностранным правительством. «Ксенос» одинаково назывался и покровительствующий и покровительствуемый, гость и хозяин.
Дарик, персидская золотая монета, так названная греками со времени Дария Гистаспа; весом 8,385 грамма=1 зол. 77,22 долей, стоимостью 6½ руб.
Долих, см. гимнаст. состязания 1) Бег.
Дрепанефоры, военные колесницы в персидском войске, изобретенные Киром Старшим, вооруженные косами, приделывавшимися к колесным осям (2) и под сиденьем (5).
Дротик, см. аконтисты.
Ефедр, см. Эфедр.
Жрецы, священные лица, избиравшиеся по жребию или по выбору, но всегда по испытанию, и притом из родовых граждан. При исполнении обрядов надевали венки из растения, посвященного данному божеству, и, повязавшись лентами, держали в руке жезл. Содержание получали из доходов, назначенных для того храма, в котором они служили жрецами, и из добровольных приношений. Им же принадлежали кожи жертвенных животных и известная часть мяса. Внешним отличием служили длинные волосы и белые или яркого цвета длинные одежды.
Залогами верности служило все, что может обеспечить обещание. Сюда принадлежали: подавание правой руки, иногда и копья (Ан. IV, 8, 7), клятва — нередко с закланием соответственных животных (Анаб. II, 8—9), заложники и т. под.
Ипиреты, особые лица при главном начальнике для исполнения разных поручений.
Камешки для подачи мнений брались — белые для утвердительного голоса и черные для отрицательного.
Капиѳа, персидская низшая мера сыпучих тел, ¹/₂₄ артабы=2,325 литра=0,73592 гарнца, т. е. около ¾ гарнца.
Карватины, низший сорт обуви, в роде башмаков, прикреплявшихся ремнями.
Карпейский танец, т. е. танец «земледельцев». Описание его см. Ан. V, 9, 7—8.
Кенотафий, надгробный памятник во имя тех, которые умерли на чужбине, или потонули в море, или же пропали без вести. Керамия, глиняный сосуд, исключительно для жидкостей, вмещавший ок. 2 ведер.
Кизикский статир, золотая монета греческих малоазийских городов, но с большой примесью (во времена Ксенофонта) серебра и отчасти меди, так что номинальная её стоимость 40 аттич. драхм в действительности равнялась 28 драхмам; вес=3 зол. 83 доли; равнялся 1½ дарикам.
Колесницы с косами см. Дрепанефоры.
Ксенос см. Гость.
Легковооруженные в греч. войске, по роду своего оружия назывались: пелтастами, аконтистами, стрелками и пращниками.
Локоть, греч. мера длины=0,46 метра=10 ⅓ вершк. См. Стадия.
Лохаг, начальник лоха.
Лох, отряд в греческом войске, состоявший в разное время из разного количества солдат, от нескольких десятков до нескольких сотен.
Магада, музыкальный инструмент, в роде арфы с 20 струнами. На нем играли обеими руками, причем под левой рукой находились нижние тоны, под правой высокие. Употреблялся главн. обр. для аккомпанемента при пении.
Медимн, греческая мера сыпучих тел, в разных греч. государствах различная. Аттич. медимн имел следующие части и вместимость.
Медимн = 52,53 литра = 2 четверика.
Шестерик (ἑκτεὺς) 6: 1 = 8,754 литра = 2,62 гарнца.
Полушестерик (ἡμιεκτεὺς) 12; 6; 1 медимна = 4,377 литра = 1,3 гарнца.
Хиник 48; 8; 4; 1 = 1,094 литра= 0,33 гарнца,
Ксест 96; 16; 8; 2; 1 = 0,547 литра = 0,165 гарнца
Котила 192; 32; 16; 4; 2; 1 = 0,274 литра = 0,082 гарнца
Киаѳ 1152; 192; 96; 24; 12; 6 = 0,0456 литра = 0,014 гарнца
Мина см. Талант.
Наместники см. Армосты.
Оргия см. Стадия.
Панкратион см. Гимнаст. состязания.
Парасанг, персидская мера длины=30 греч. стад. = 0,75 геогр. мили = 5 верст. 110 саж.
Пэан, военная религиозная песнь — перед битвой в честь Арея, после битвы в честь Аполлона.
Пелтасты, легковооруженные в греч. войске, так названные от легкого круглого щита (πέλτη), который они носили; имели сверх того короткое копье, длинный меч и полотняный панцирь.
Пентикостии, отряд солдат из 50 человек.
Периэки, второе сословие лакедемонского государства, образовавшееся из первых лакедемонян и находившееся частью в личной, частью в вещественной зависимости от первого сословия, спартиатов. Они лишены были прав занимать государств. должности, за исключением военного времени, не участвовали в нар. собрании и не имели права вступать в брак с спартанками, но, владея поземельной собственностью, обязаны были платить подати, служить на войне то в качестве гоплитов или легковооруженных, то в качестве мастеров. Кроме земледелия они занимались также и ремеслами.
Пиррихий, военный мимический танец, особенно распространенный между спартанцами, в котором, под звуки флейт, быстрыми и грациозными телодвижениями представлялось нападение и отражение ударов и вообще действия противников. Его исполняли и многие, хорами, и поодиночке.
Плеѳр, см. Стадия.
Подлохаг, помощник лохага.
Полударик см. Дарик.
Поножи, поножные латы, металлические пластинки, подбитые кожей и покрывавшие ногу от колена до лодыжек, и скреплявшиеся или крючками или тесемками.
Проксены, особые лица, избиравшиеся из граждан другого государства, в роде наших консулов, обеспечивавшие юридический быт иностранцев. За услуги, оказываемые подданным известного государства, проксены пользовались известными преимуществами в том государстве, для которого они были проксенами. Важнейшие преимущества были: свободный доступ в сенат или в народное собрание, первенство при судебных разборах (προδίκια), право приобретения собственности (ἔγκτησις), освобождение от пошлин (ἀτέλεια), и т. п.
Сагара, орудие скиѳских племен, в роде топора, но обоюдоострое.
Сатрап, начальник персидской области.
Сигл, индийская и вместе персидская серебряная монета (шекел)= 5,56 грам. 1 зол. 29,13 д.=7½ аттич. обола=около 30 коп.
Скребки, στλεγγίδες, или чесалки, металлические лопатки, употреблявшиеся в греческих гимнасиях для намазывания тела маслом и для очищения от грязи.
Стадион, определенное пространство для состязания в беге. См. Гимн. состяз.
Стадия, греч. мера длины, имевшая след. части, с переводом на наши меры:
Стадия =184,97 метра=87 саж.
Плеѳр 6; 1 = 30,83 м.=14⅔ саж.
Оргия 100; 16½; 1 = 1,85 =2ар. 10½ верш.
Локоть 400; 66⅔; 4; 1 = 0,46 = 10⅓ верш.
Фут 600; 100; 6, 1½; 1 = 0,31 = 6,97 = 1¼ фут.
Спиѳама 800; 133⅓; 8; 2; 1⅓; 1 = 231,2 мм. = 9 д.1,02 лин.
Палеста 2400; 400; 24; 6; 3; 3; 1= 77,1 = 3 д.0,35 л.
Дактил 9600; 1600; 96; 24; 16; 12; 4 = 19,3 мм.=7,6 л.
Статир, золотая греч. монета, по весу и по цене равнявшаяся персидскому дарику. См. Дарик.
Стратег, главный начальник отдельного войска, полководец.
Таксиарх, начальник отряда, подчиненный стратегу.
Талант, большая монетная единица, имевшая след. части и след. стоимость.
Талант 1= 26196,2 грм. 63 ф. 93 з. 27 ½ д. = 23,835 р. 70 коп.
Мина 60; 1 = 436,6 гр.1 ф. 6 з. 34 д. = 363 р. 90 коп.
Драхма 6000; 100; 1; = 4,366 гр. 1 ф. 2,46 з. = 24 коп..
Обол 36000; 600; 6; 1= 0,728 гр. 16,38 з. = 4 ½ коп.
Халкунт 288000; 4800; 48; 8 = 0,091 гр. 2,1 зол. = ½ коп.
Золото относилось к серебру как 1: 10 и даже как 1: 12 и 14.
Тиара, род чалмы у восточных народов, особенно у персов. От обыкновенной тиары нужно отличать, прямую и остроконечную, составлявшую исключительно принадлежность персидских царей.
Трирема или триера, военный корабль, так названный оттого, что на каждой стороне триеры помещалось по 3 ряда гребцов, один над другим.
Трофей, памятник на месте одержанной победы, который состоял в том, что на дереве или на копьях вешалось отнятое у неприятеля оружие: щиты, шлемы, панцири, стрелы, мечи и проч.
Фаланга, особый строй войска в боевом порядке, представляющий колонну в тесно сомкнутых рядах (не менее 8), впрочем, различной глубины и ширины.
Фут см. Стадия.
Хиник см. Медимн.
Хитон. Одежда греков была чрезвычайно проста и естественна. Всю их одежду можно разделить на два главных вида: на ἐνδύματα, т. е. нижнюю одежду, соответствующую нашим рубашкам, и на ἐπίβλήματα, или περιβλήματα, Куда Принадлежат накидки и плащи, накидывавшиеся или на голое тело или на ἐνδύματα. К первому отделу относится в различных его видах хитон — нижнее платье как мужчин, так и женщин. Никакого другого платья, как напр.: рубашки, под хитон, как кажется, не надевалось. Он состоял из продолговатого, сложенного пополам, куска материи; одна рука продевалась в прореху, сделанную для этой цели в закрытой стороне; свободные концы другой стороны прикреплялись на другом плече застежкой или пуговицей. С этой стороны хитон оставался или совсем не сшитым до низу и скреплялись только нижние концы его, или же он сшивался, начиная с бедра до низу. Его подпоясывали лентою или кушаком. Нередко к хитону приделывали рукава либо короткие, прикрывавшие лишь верхнюю часть руки, либо длинные, прикрывавшие руку до кисти. Впрочем, рабы, и вообще рабочий класс, носили хитоны, незастегивавшиеся на правом плече и оставлявшие это плечо и половину груди открытыми. Мужчины носили хитоны короткие, женщины длинные. Из женского длинного хитона развился двойной хитон, который надевался таким образом, что излишек материи откладывался от шеи обратно на грудь и на спину. Этот откинутый назывался διπλοϊς или διπλοϊδιον. Через совершенное отделение διπλοϊς от хитона образовалась изящная накидка, ἀμπεχόνιον, которая носилась на хитоне.
Ко второму отделу ἐπιβλήματα или περιβλήματα, Принадлежали гиматион, трибон и хламида.
Гиматион тоже состоял из широкого продолговатого куска материи. Прежде всего одним концом своим он набрасывался на левое плечо сзади наперед и придерживался тут левою рукою; затем он шел через спину на правое плечо или под правую руку, наконец другим концом своим перебрасывался опять через левое плечо назад. Для более свободного завертывания, в углы гиматиона зашивались небольшие тяжести. Гиматион носили как мужчины, так и женщины. Спартанцы находили его неудобным и носили короткий плащ из грубой материи, трибон.
Хламида была обыкновенно верхнею одеждою в путешествиях и на войне. Она тоже состояла из продолговатого куска материи и тоже пристегивалась пряжкой на правом плече, с которого спускалась длинными концами по бедрам.
Все роды одежды делались преимущественно из шерсти или полотна. Дорийцы предпочитали шерсть, ионийцы полотно. Кроме шерсти и полотна употребляли еще, исключительно для женской одежды, висон, приготовлявшийся из волокон известных растений. На о—ве Аморгосе (одном из спорадских) приготовлялась ткань для женских одежд, похожая на нашу кисею или батист. В более позднее время были введены в употребление и шелковые материи. Что касается цвета одежды, то преимущественно употреблялись одежды белого цвета, но нередко встречались и другие цвета. Одежда украшалась полосами, затканными и вышитыми узорами.
(Харикл Беккера в русском переводе. Спб. 1876 г.).
Чесалки см. Скребки.
Эномотии, небольшие товарищеские отряды до 32 человек, поклявшиеся стоять друг за друга перед неприятелем и беречь друг друга.
Эномотарх, начальник эномотии.
Эфедр, атлет, который при вынимании жребия перед началом гимнастических состязаний, остался без пары. Он должен был состязаться с теми, которые остались победителями после состязавшихся пар. Получить жребий эфедра считалось величайшим счастием, потому что атлет со свежими силами легко мог одолеть уставшего соперника.
Эфоры, пять высших государственных чиновников в Спарте, избиравшиеся на год и составлявшие особый совет, посредством которого они были помощниками царей и надзирателями за действиями как царей, так и всех чиновников, которых они могли во всякое время отстранить от должности. Их же ведению принадлежало воспитание и поведение граждан. Должность эта постоянно сохранялась и возвышалась, главным образом, вследствие пробуждавшихся демократических стремлений граждан.