О диэте

Три книги "О диэте", περὶ δισίτης, de victu, и книга Ю сновидениях", περὶ ἐνυπνίων, de somniis, которая раньше издавалась отдельно, но была присоединена к ним Литтре как четвертая книга, образуют одно целое и, несомненно, принадлежат одному автору. Имя этого автора остается неизвестным. Гален передает, что книги "О диэте" в целом и по частям приписывались многим врачам, начиная с Гиппократа: Филистиону, Эврифонту, Аристону, Филету, Ферекиду, Фаону. Авторство Гиппократа можно с уверенностью отрицать: такими натурфилософскими спекуляциями, какими переполнена первая книга, Гиппократ никогда не занимался и даже восставал против них. Но также несомненно, что автор был врач из школы Гиппократа; это сказывается во многом - в обращении особого внимания на времена года, в прописывании чемерицы и т. д. Из других имен нам кое-что известно о Филистионе, друге Платона, и Эврифонте Книдском, старшем современнике Гиппократа, и этого немногого достаточно, чтобы исключить их авторство. Остальные врачи известны только по имени; может быть, кто-нибудь из них и был действительным автором книги "О диэте". В числе возможных авторов называли также Геродика из Селимбрии, очевидно, потому, что в книгах "О диэте" гимнастическим упражнениям отводится очень большая роль в лечении (слово "диэта" обозначало у греков режим вообще, а не только пищевой). Можно с полным правом утверждать, что автор, будучи гиппократиком, был в то же время последователем Геродика; нигде в сборнике Гиппократа не говорится так много и так подробно о лечебной физкультуре. Может быть, это стоит в связи со специальностью автора: читая третью книгу, выносишь впечатление, что он был где-нибудь врачом при гимназии или палестре, где граждане занимались физическими упражнениями и тренировались для участия в состязаниях. Советы его как раз подходят для лиц последней категории. Автор, кроме того, был человеком очень образованным и начитанным, усвоившим себе натурфилософские учения V века и применившим их для объяснения процессов развития, роста и питания. Большое влияние оказал на него Гераклит, от которого он заимствовал в качестве основного элемента огонь. Пищевой диэтетике отведена почти вся вторая книга; дан полный список растений и животных, употреблявшихся в пищу, с указанием их свойств. Четвертая книга представляет собой подробный сонник.
Книги "О диэте" читали во все времена; Лейбниц заимствовал отсюда идею бессмертия живых веществ, но особое внимание филологов и философов привлекла к себе в XIX веке первая книга "Диэты", после того как Бернеис (Bernays) указал, что главы 3 - 24 могут служить источником для философии Гераклита. Вопросом этим впоследствии занимались многие видные философы - Целлер, Тейхмюллер, Байватер, Гомперц и др., ив сборниках фрагментов рядом с фрагментами Гераклита стали помещать главы из псевдогиппократовской "Диэты" с указанием мест, принадлежащих самому Гераклиту. Но наряду с этим выяснилось, что, кроме Гераклита, автор использовал и Анаксагора, и Эмпедокла. Ряд филологических работ заканчивается обширным исследованием Фредриха [C. Fredrich, Hippokratische Untersuchungen, Die vier Bücher (π. διαίτης), стр.81 - 230 в Philologische Untersuchungen herausg. von Kiessling u. Wil-lamowitz-Moellendorff, Berlin, 1899], который подверг все книги детальному филологическому анализу. Сущность его сводится к отысканию для различных мест текста сходных или параллельных мест у других авторов и установлению на этом основании факта заимствования. В результате он дает текст глав 3 - 25 первой книги "Диэты" тремя шрифтами. Крупным шрифтом выделены места, списанные прямо из не дошедшего до нас произведения Гераклита. Из 34 5 строк всего текста таких насчитывается 123 (у Байватера было больше). Места, где сказывается близость автора к Анаксагору и Эмпедоклу, Фредрих приписывает какому-то неизвестному "физику" (может быть, Архелаю) и выделяет на его долю другим шрифтом 132 строки. Почему автор сам не мог читать и перерабатывать Анаксагора и Эмпедокла, а понадобился посредник в виде гипотетического "физика", понять трудно. В итоге на долю автора остается 90 строк - "мосты, которые компилятор должен был перебросить от одной цитаты к другой", и с тех пор автор до конца фигурирует под именем "компилятора". Тот же прием анализа Фредрих применяет и к другим книгам, предполагая заимствования у всех предшествовавших и современных авторов, писавших о том же предмете. В отношении диэты таким является Диоклес, хотя доказать заимствование чрезвычайно трудно, так как нам неизвестно, что именно писал Диоклес; далее, книга "О диэте для здоровых" Полиба из Сборника Гиппократа. Для гимнастики образцом служил Геро-дик, от которого не осталось ни одной строчки, и т. д. Что касается основной идеи компилятора, его "открытия" (о котором речь будет ниже), то на Фредриха как филолога оно не производит никакого впечатления. В итоге добросовестное и научное исследование Фредриха далеко не содействует правильному пониманию книги и автора.
Общий план всех четырех книг "Диэты" таков. В введении автор перечисляет, что необходимо знать для составления хорошего трактата о диэте. Сюда относится прежде всего знание природы человека, т. е. элементов, из которых он состоит, и их значения в теле, затем пищевых веществ, их действия и способов уменьшать и увеличивать их силу. Но этого недостаточно, - надо знать свойства телесных упражнений, действие которых противоположно питанию, так как они растрачивают то, что накопляет питание. Для здоровья необходимо равновесие того и другого, отсутствие которого приводит к болезни. Это общеизвестно, но точную меру тех и других, необходимое для здоровья соответствие никто не определил. Автор, насколько возможно, это сделал, и в этом состоит его собственное "открытие". Он нашел диагностические признаки начинающегося отклонения от нормы, на основании которых можно ставить прогноз и действовать в том или другом направлении. Эту программу автор выполняет последовательно и методически до конца. Первая книга посвящена природе человека. Не будучи специалистом в этом вопросе, он, конечно, пользуется распространенными в его время учениями натурфилософов, из которых особое впечатление произвел на него Гераклит. Он заимствует от него огонь, переход огня в воду ("путь вверх и вниз") и полагает эти элементы в основу объяснений процесса развития и процессов, происходящих в развитом организме, которые можно обозначить как обмен веществ. От Гераклита же он заимствует тождество противоположностей и его туманный стиль "вещания", кое-что, может быть, и буквально, но чаще, мне кажется, просто имитируя. Эти места трудны для понимания и могут даже раздражать читателя, но в дальнейшем они исчезают, и язык автора становится все более простым и понятным, не чуждым иногда и риторики.
С главы 25 начинается изложение основных эмбриологических вопросов: первых стадий развития зародыша, возникновения мужского и женского пола, происхождения близнецов. Отсюда автор переходит к вопросу о полах, объясняет их различия, устанавливает основные конституциональные типы мужчин и женщин на основании преобладания в них огня и воды, сухости и влажности. На том же основании он рассматривает возрастные особенности и очень подробно останавливается на психических свойствах (разумность и неразумие), предлагая для исправления психических недостатков соответственный режим.
Вторая книга начинается с описания различных местностей и ветров и их влияния на человека. Здесь чувствуется близость к сочинению Гиппократа "О воздухах, водах и местностях". Затем идет подробное перечисление всех пищевых продуктов, которые употребляли греки того времени, как растительных (злаки, овощи, травы, плоды), так и животных (мясо, птицы, рыбы), кончая напитками (мед, вино, уксус) с указанием их свойств. Далее излагается то, что относится к уходу за телом: ванны, натирания, искусственная рвота, сон и, наконец, очень подробно - все виды телесных упражнений. Эта книга, независимо от всего прочего, представляет большой интерес в культурно-историческом отношении.
В третьей книге автор переходит, наконец, к изложению своего "открытия". Он излагает режим, сначала для людей деловых, вынужденных, вследствие беспрестанных поездок, вести беспорядочный образ жизни (очевидно, торговцев), затем для тех, которые могут всецело заниматься своим здоровьем (в рабовладельческом обществе большинство граждан). Режим состоит в регулировании пищи, питья, прогулок и упражнений для каждого времени года с точным указанием сроков. Уклонения от режима ведут с течением времени к различным болезням обмена веществ, к накоплению известных продуктов в организме, которые автор объединяет под общим названием плеторы (переполнения). В частности, дается описание 15 расстройств, из которых 6 вызываются преобладанием пищи, 9 - преобладанием упражнений. Указываются симптомы для диагностики в каждом случае и предписывается лечение. Схема лечения такова: сначала рвота, резкое уменьшение пищи и постепенное в ряде дней доведение до нормы.
Последняя книга "О сновидениях" считалась прежде особым сочинением. Снам у всех народов, а у суеверных греков в особенности, приписывалось особое значение ("вещие сны"). Их толковали в каждом доме, а для важных случаев обращались к специалистам - снотолкователям. Плутарх рассказывает, что внук Аристида Лизимах, будучи очень бедным, садился у храма Диониса и занимался разгадыванием снов по своей книге. Автор подходит к толкованию снов как врач и подлинный ученик Гиппократа: не отрицая существования божественных снов (иначе было невозможно), он объясняет сны процессами, происходящими в теле. Они имеют диагностическое значение, сны благоприятные указывают на здоровье, плохие - на плетору и другие болезни; они служат, таким образом, дополнением к диагностическим признакам третьей книги и требуют аналогичного лечения. В основу их перечисления был, вероятно, положен какой-нибудь рыночный сонник.
Книги "О диэте" занимают выдающееся место в Сборнике Гиппократа, представляя собой большое вполне обработанное сочинение с началом и концом, каких в Сборнике немного. Наряду с Гиппократом и врачом-гинекологом, написавшим книги "О семени и природе ребенка", четвертую книгу "Болезней" и книги "О женских болезнях", составитель "Диэты" является третьим автором Сборника, имеющим определенную авторскую физиономию. Остальные произведения или отрывочны, или безличны. И основной замысел автора, на который как-то мало обращали внимания в погоне за следами Гераклита, состоит в синтезе двух основных уклонов греческой врачебной мысли - пищевой диэтетики (Гиппократ) и гимнастики (дорийцы Икк и Геродик) на основе соразмерности (симметрия и гармонии. Как он выполнен, - это другой вопрос, но в нем проявилась одна из основных черт, характерных для античного эллина.