О зрении

Небольшая книга "О зрении", περὶ ὄψιος, de visu, дошедшая до нас в виде какого-то отрывка, в неисправном виде, является единственным сочинением Сборника, посвященным глазным болезням, что и оправдывает ее помещение здесь. Неизвестный автор книги "О страданиях", относимой к книдской школе, в гл.5-й указывает, что "глазные болезни изложены особо"; предполагают, что он имел в виду именно трактат "О зрении", принадлежность которого книдской школе считается вероятной. Древние не упоминают об этой книге, и у Галена, сочинения которого о глазных болезнях не сохранились, нельзя почерпнуть на ее счет никаких указаний. Обширное исследование книги с привлечением рукописного материала было произведено французским окулистом Зихелем (по-франц. Сишель), которое, впрочем, не дало чего-либо нового. Его перевод и комментарии помещены в т. IX издания Литтре. Содержание книги таково:
Гл. 1. Болезни с изменением цвета зрачка.
Гл. 2. Выскабливание и прижигание как средство исправления зрения.
Гл. 3. Прижигание спины.
Гл. 4. Выскабливание и прижигание век при грануляциях.
Гл. 5. Лечение утолщения век.
Гл. 6. Средства против блефарита.
Гл. 7. Лечение никталопии.
Гл. 8. Трепанация при потере зрения.
Гл. 9. Эпидемические воспаления глаз.
Бросаются в глаза чрезвычайно энергичные методы лечения; часть их сохранилась до нашего времени в лечении трахоматозных грануляций. Из средств на первый план выступает медь и ее препараты, вероятно, заимствованные от египтян, которым много приходилось заниматься глазными болезнями. Операция катаракты была неизвестна гиппократикам, хотя она давно практиковалась у вавилонян (законы Хаммураби) и, повидимому, у египтян (указание в папирусе Эберса). Описание этой операции у греков было дано много спустя Антиллом (IV в. н. э.).
Но не следует думать, что "О зрении" исчерпывает все сведения о глазных болезнях, имеющиеся в Сборнике: ряд отдельных заболеваний и в особенности рецептов рассеяны в других книгах: "Прорретикс, II", "О местах в человеке", "Эпидемиях", "Женских болезнях, I". Выдающиеся окулисты XIX века занимались офтальмологией Гиппократа; здесь достаточно упомянуть труды Магнуса (Magnus, Die Anatomie des Auges in ihrer geschichtlicher Entwickelung, Breslau. 1900, и Die Augenheilkunde der Alten, Breslau, 1901) и Гиршберга (Hirschberg, Geschichte der Augenheilkunde в Graefe-Saemisch. Handbuch., 2 Aufl., 1899). Подробное изложение офтальмологии Сборника на русском языке у Ковнера стр.518 и сл.
Литература, старая у Литтре (IX, 123); новая у Фукса (Puschm. Gesch., I, 260).

Зрачки, которые портятся, становясь самопроизвольно голубоватыми, внезапно делаются такими, и, когда сделаются, нет излечения таковых. Те же, которые становятся подобными цвету моря, портятся постепенно, в течение долгого времени, и часто другой глаз портится только много времени спустя[1]. У этих больных нужно очистить голову и прижигать вены, и, если кто лечился так с самого начала, болезнь останавливается и не прогрессирует. Перемены в цвете зрачка, которые находятся посредине между голубоватым и морским/если они происходят в детстве, останавливаются с [возрастом, если они происходят у субъекта старше семи лет... он видит лучше; он видит предметы очень объемистые и блестящие, даже издали, но неясно, и предметы, которые он приближает к глазу, также видит, но ничего другого. В этом случае полезно очищение[2] и прижигание головы, но не полезно у них выпускать кровь, ни когда глаз голубоват, ни когда он цвета моря.
2. Что касается видения глаз, если зрачок сохраняет свое нормальное состояние у молодых людей мужского или женского пола, ты не улучшишь их никаким средством до тех пор, пока тело не достигнет полного своего развития. Когда оно больше не растет, нужно, направляя все внимание на глаз, уменьшить веки выскабливанием, если это будет найдено необходимым, прижигая их изнутри прижигателями, накаленными не добела.
3. [Часть тела, которую выбирают чаще всего для прижигания, есть спина; чтобы его применить, укладывают больного надлежащим образом][3]. Потом, заставив его вытянуть ноги, привязывают его веревками и подставляют скамью, за которую он может схватиться руками; кто-нибудь должен держать его поперек тела. Обозначают потом вены спины, выбирая предпочтительно те, которые расположены больше всего кзади; потом производят прижигание толстым железом медленно, чтобы во время прижигания не произошло кровоизлияния. Если выхождение крови покажется удобным, его должно произвести прежде прижигания. Прижигание должно быть сделано до кости сзади; потом, положив на прижженное место губку, смоченную маслом, жгут еще глубже, избегая, однако, проникнуть очень близко к кости. Если губка пристает к каутеру, нужно повторить прижигание при другой губке, лучше промасленной, после чего покроют корки аройником[4], смоченным в меду. Если ты прижжешь вену или прожжешь ее, когда отпадет корка, вена натягивается, как раньше, набухает, кажется полной и бьется, когда кровь притекает снизу вверх; если прижигание, хотя глубокое, было произведено на нижней части спины, все это имеет место в меньшей степени. Если первое прижигание было недостаточно глубоко, нужно его повторить с большей силой; нужно также энергично жечь губки, в особенности возле вены, которая доставляет кровь. Чем больше корки обожжены, тем скорее они отпадают. Рубцы от ожогов, сделанные возле кости, становятся более красными. Когда раны залечиваются, (вены) снова подымаются, становятся более красными, чем соседние части, и кажется, что они должны приподниматься до тех пор, пока пройдет время. То же самое бывает, когда прижигают голову, грудь или всякую другую часть тела.
4. Когда ты будешь выскабливать веки глаза[5], сделай это сначала; потом надо прижигать веретеном из дерева, вокруг которого ты обернешь милетскую шерсть, волнистую, чистую, и берегись очень дотронуться до края век и прижечь хрящ. Знак, что не нужно дальше производить выскабливание, тот, чтобы не вытекала светлая кровь, но жидкость, похожая на кровь или водянистая. Тогда же нужно смазать каким-нибудь жидким лекарством, где находится цвет меди[6]. Наконец, после выскабливания и прижигания, когда корки спадут и раны очищенные выпускают мясистые почки, нужно произвести насечку теменной области. Когда кровь вытечет, нужно произвести смазывание одним из лекарств, которое кладут на свежие раны. После этого в данном случае и во всех остальных следует очистить голову.
5. Если веки более толсты, чем следует по природе, срежь, как только сумеешь лучше, мясо их нижней части. Потом прижигай веко каутером, не раскаленным до бела, избегая места волос, или втирай цвет меди, пережженный и превращенный в тонкий порошок. Когда отпадет корка, лечи, как все остальное.
6. Когда веки изъязвляются и зудят[7], растолки на твердом камне небольшой осколок цвета меди, потом натри веко. Потом разотри чешуи меди, насколько возможно тоньше, потом подлей туда сок незрелого винограда, пропущенный через тряпочку, старательно размешивая; потом остальной сок наливай в вазу из красной меди и понемногу растирай, пока она не примет густоты кашицы; потом, когда она высохнет, мелко истолки и употребляй.
7. Лекарство против никталопии[8]: больной должен принять средство из сока диких огурцов[9] и очистить себе голову; ему поставить на шею столько кровососных банок, сколько возможно, поддерживая вытекание крови долгое время выжиманием[10]; после некоторого времени нужно дать смоченную медом сырую печень быка[11], сколько возможно больше, один или два раза.
8. Если у кого глаза, будучи здоровыми, теряют зрение, нужно произвести разрез в теменной области, отделить мягкие части, трепанировать кость, извлечь жидкость и этим лечить. Таким образом, больные становятся здоровыми[12].
9. При годичном эпидемическом воспалении глаз очищение головы и нижней части живота полезно и, если конституция больного позволяет, кровопускание полезно в некоторых случаях этих поражений, точно так же, как применение кровососных банок на венах. Для питания-хлеб в малом количестве; для питья-вода. Больной должен лежать в постели в темноте, вдали от дыма, огня и всего блестящего, то на правом, то на левом боку. Не нужно смачивать головы, потому что это вредно. Примочки не подходящи, если нет боли, но держатся истечения. При опухолях безболезненных и после острых лекарств, употребленных как смазывание против боли, когда боль прекратилась и исчезла после смазывания лекарством, тогда подходящий момент, чтобы наложить примочку, какая покажется тебе наиболее соответствующей. Не нужно, чтобы больной смотрел пристально и долго, потому что это вызывает слезы, так как глаз не может переносить действия ничего блестящего. Но не следует также держать глаза долгое время закрытыми, в особенности когда существует теплое истечение, потому что задержанная слеза согревает. Если же не существует истечения, полезно сделать смазывание одним из сухих лекарств.


[1] Зихель предполагает, что в первом случае дело идет о глаукоме, во втором—о катаракте.
[2] Очищение головы достигалось слабительными и средствами, вызывающими чихание. Оно имело целью отвести ток жидкости, идущий от головы к глазам.
[3] Поставленных в скобки слов в подлиннике нет; они введены Зихелем. Корнарий предполагал, что вся эта глава не относится к данному сочинению, а переписана из другого места.
[4] Аройник, Arum maculatum L.
[5] Операция относится к грануляциям век, трахоме. Ξύειν, как справедливо указывает Фукс (III, 317), значит просто скоблить, а не скарифицировать, как передается во французском переводе.
[6] Цвет меди, χαλϰοῦ ἄνϑος, Flos aeris, употреблявшийся вообще при лечении ран, получался путем обливания расплавленной меди холодной водой или путем сильного вдувания воздуха. Он представляет собой закись меди в виде крупинок красновато–желтого цвета, легко растирающихся в порошок.
[7] Хронический блефарит; Гирш предполагает хроническую бленоррею.
[8] Никталопия, νυϰταλωπία, видение ночью, у Гиппократа обозначает светобоязнь и слезотечение при дневном зрении. В «Прорретике, II, 33» сказано: «Те, кто видят ночью и кого мы называем никталопами, поражаются болезнью в раннем возрасте, детском или юношеском»… и далее: «те, у кого бывает продолжительное слезотечение, становятся никталопами». Такие случаи описаны в «Эпидемиях», например, при эпидемии кашля в Перинфе. Но у других греческих врачей никталопия стала обозначать слепоту ночью, куриную слепоту, гемералопию, и это смешение продолжалось до XVIII века, причем гемералопию также лечили бычьей печенью.
[9] Дикий огурец, Momordica elaterium L.
[10] Чтобы дать наглядное представление о том, как можно различно толковать не совсем ясный текст, я попрошу читателя сравнить последнюю фразу: «ему поставить на шею столько кровососных банок, сколько возможно, поддерживая вытекание крови долгое время выжиманием» (русский перевод сделан по французскому Зихеля, IX, 159) с буквальным переводом того же места, сделанного с немецкого перевода Фукса: «возможно сильнее освежить шею и посадить больного на очень продолжительное время на строгую диэту» (III, 320). Подлинник краток и невразумителен, в нем нет ни кровососной банки, добавленной Зихелем, ни диэты, вставленной Фуксом.
[11] Средство китайской органотерапии.
[12] Эту краткую главу комментаторы сопоставляют с 15 гл.2й книги «О болезнях», где идет дело о водянке головы с потерей зрения и, после разных способов лечения, рекомендуется трепанация черепа.