О неделях

Книга "О неделях", или, точнее, "О гебдомадах", или "О числе 7", περὶ ἑβδομάδων, de Septem, или de hebdomadibus, дошла до нас только в латинском переводе, за исключением некоторых отрывков. Греческий подлинник, имевшийся в библиотеке Эскуриала, погиб при пожаре 1671 г. Обращает на себя внимание, что последняя фраза этой книги: "О всех лихорадках мной сказано, об остальном я теперь скажу", буквально повторяется в начале третьей книги "Болезней". Основываясь на этом, ученые считают, что третья книга является непосредственным продолжением книги "О неделях". Гален называл эту книгу: "Первая книга о болезнях, малая", а нашу третью книгу - "Вторая книга о болезнях, малая".
Книга "О неделях" в главной своей части медицинская; она трактует о лихорадочных болезнях, их этиологии, семиотике, терапии, кризисах, прогностике, кончая смертью, но в первой части (главы 1 - 23) автор излагает свое натурфилософское profession de foi. Две основные идеи владеют автором: это значение числа 7 в жизни вселенной и человека и связанное с этим сопоставление макрокосма и микрокосма, вселенной и человека. Это же число 7 имеет значение в болезнях и кризисах. Литтре обратил внимание на близость к книге "О неделях" книги "О мускулах", где также числу 7 придается особое значение, и предполагал, что, может быть, они принадлежат одному автору. Учение о числе 7 пользовалось большой популярностью во все последующие времена. В новейшее время вопрос о значении числа 7 в греческой философии и медицине был подробно разработан в ряде статей немецким ученым Рошером, который пришел к заключению, что первые 11 глав книги "О неделях" очень древнего происхождения и представляют отрывок из какого-то натурфилософского сочинения милетской школы времен Анаксимандра и Анаксимета (Rocher W. H., Die neuentdeckte Schrift eines altmilesischen Naturphilosophen d. 6. Jahrh. v. Chr. "Memnon", Bd. V, H. 3 - 4, 1911). Несмотря на критику Дильса, мнение Рошера поддерживал проф. Маковельский, который в своей известной книге "Досократики" (ч. 1, Казань, 1914) дал русский перевод первых 11 глав. Не отрицая большой древности учения о числе 7, ведущего свое начало из Вавилона и от вавилонских жрецов-астрономов, нельзя усмотреть оснований для утверждения, что первые И глав книги "О неделях" переписаны из какого-то натурфилософского сочинения, придуманного ad hoc. О том, насколько врачи времени Гиппократа были привержены числам и числовым периодам, свидетельствуют многие книги Сборника, не говоря уже о пифагорейской школе, в которую входили многие известные врачи. Таким образом, нет ничего удивительного, что крупные врачи практики и писатели, подчиняясь духу времени, строили свое миропонимание на цифрах. То же относится и к параллели микрокосм и макрокосм, распространенной в то время.
Настоящий перевод сделан по тексту, приведенному в VIII томе издания Литтре. Впоследствии Дарамберг нашел другой более полный текст, опубликованный в томе IX того же издания.
Литература. Литтре, I, VIII, IX. - Фукс, Puschm. Gesch., 3, 211. - Маковельский, Досократики, I, XV - XXV.

Посев, зима, весна, лето, сбор плодов, осень.
5. (Литтре). В человеческой природе семь времен, которые зовут возрастами: ребенок, отрок, юноша, молодой человек, муж, пожилой, старик. Возраст ребенка - до семи лет, эпоха прорезывания зубов; отрок - до появления спермы, дважды семь лет; юноша - до появления бороды, трижды семь; молодой человек - до увеличения всего тела, четырежды семь; муж - до сорока девяти лет, семью семь; пожилой - до пятидесяти шести, семью восемь лет. А отсюда начинается старость.
20. Тепло, взрастившее наше тело, нас же и убивает.
24. Когда тепло и холод находятся в точном соотношении друг с другом, человек здравствует.
28. Прежде всего, четырехдневная лихорадка не поражает, никогда не поражала и не поразит одного и того же человека дважды, однажды излечившегося от нее; причина того в том, что она наступает, следуя собственной природе каждого человека и возрасту, который необходимо должен быть зрел: действительно, требуется, чтобы это была зрелая природа человека, которую могла бы поразить четырехдневная лихорадка, и по прошествии этого возраста возможность поражения четырехдневной лихорадкой для нее исключена.
46. Признак, наилучше определяющий больных, долженствующих выздороветь, это если горячая лихорадка не против природы; то же самое и в отношении других болезней, ибо ничего ни ужасного, ни смертельного не бывает в вещах, соответствующих природе. Второй признак - это если время года само по себе не является помощником болезни, ибо в общем человеческая природа не торжествует над силой совокупности вещей. Третий признак - это если лицо перестает быть опухлым и багровым и если вены на руках, в углах глаз и бровях приходят в состояние покоя, не имея его раньше. Между прочим, если голос становится более слабым и более ровным и дыхание более редким и более тонким, то на следующий день будет улучшение болезни. Вот что нужно принимать в соображение при приближении кризисов, а также покрыт ли язык при раздвоении чем-то вроде белой слизи; это бывает также и на конце языка, но в меньшей степени; если этот налет невелик, болезнь поддается на третий день; если более толст - на следующий день, если еще толще - в тот же день. Еще следующее: в начале болезни белки глаз необходимо темнеют, если болезнь сильна; если они снова сделаются чистыми, это указывает на полное выздоровление; если мало-помалу - более медленное; если сразу - более быстрое.
50. Все происходящее против природы при горячей лихорадке является насильственным и отчасти даже смертельным, - это первое, а второе - опасно, когда время года способствует болезни, например, лето - горячей лихорадке, зима - водянке, ибо совокупность природы побеждает; еще более это опасно при болезни селезенки.
51. Язык вначале терпкий, хотя и сохраняющий свое окрашивание, но со временем делающийся шершавым, синеватым и трескающимся, является смертельным признаком; сильно почерневший, он указывает на кризис на четырнадцатый день; самый плохой из всех - это язык черный и желтый; если недостает какого-либо из этих признаков, это указывает, что поражение в соответствующей степени меньше. Вот признаки, которые нужно принимать в соображение при острых лихорадках, когда больной должен или погибнуть, или выздороветь. Правое яичко холодное и стянутое есть смертельный признак (Аф. VIII, 11). Черные ногти и холодные, черные, сжатые пальцы ног показывают близость смерти (Аф. VIII, 12); то же самое для концов пальцев, сделавшихся синеватыми. Губы синие и отвислые, вывороченные и холодные, - смертельный признак (Аф. VIII, 13). Больной, у которого головокружение, который отворачивается от людей, которому нравится быть одному, который находится во власти сна и большого жара, - безнадежен (Аф. VIII, 15). Больной, у которого есть какой-то гнев без возбуждения, который не узнает, который не слышит, не понимает, находится в смертельной опасности (Аф. VIII, 16). При тетанусах и опистотонусах расслабление челюстей - смертельный признак; также смертельные признаки при опистотонусе - пот, расслабление тела, обратное истечение питья через нос, крики или болтливость, когда с самого начала больной потерял речь. Действительно, это признак смерти на следующий день. У больных, которые скоро умрут, эти признаки становятся более очевидными; животы растягиваются и наполняются воздухом; у таких больных дыхание становится прерывистым, как у детей, перестающих по приказу громко плакать и втягивающих дыхание в нос.
52. Наступление же смерти бывает тогда, когда тепло души выше пупка восходит к месту выше диафрагмы и вся влага будет сожжена. Когда легкое и сердце потеряют влагу, а тепло соберется в смертоносных местах, дух теплоты обильно испаряется оттуда, откуда он всецело господствовал во всем теле. Затем душа частью через кожу, частью через те отверстия в голове, откуда, как мы говорим, идет жизнь, покидает телесное жилище, холодное и получившее уже вид смерти, оставляя его желчи, крови, слизи и мясу (Аф. VIII, 18).