Cod. 167. Иоанн Стобей. Антология

Автор: 
Автор: 
Переводчик: 

Прочитал Иоанна Стобея[1] «Выдержки, суждения и предписания», четыре книги в двух томах. Он посвящает его тому, для кого, как он сам говорит, он работал, своему сыну Септимию. Его собрание составлено заимствованием из поэтов, ораторов и знаменитых политиков. Он соединил вместе, говорит он, в некоторых случаях выбранные отрывки, в других — некоторые суждения, и кое–где некоторые жизненные правила для дисциплинирования и совершенствования своего сына, вот так вот ненавязчиво сообщая ему небольшой дар для памятного чтения.
Его первая книга посвящена естественным наукам; начало второй — языкам, а остальная часть морали; третья и четвертая, исключая некоторые данные, посвящены морали и политике. Первая книга насчитывает шестьдесят глав и которых автор размещает цитаты и знаменитые высказывания древних. Вот эти темы.
После начального обращения к Богу, как к создателю того, что есть Провидение, которое управляет всем, он интересуется теми, кто отрицает существование Провидения и божественных сил, исходящих от него, и которые способствуют контролю над вселенной. Затем он обсуждает правосудие установленное Богом для руководства деяниями людей и наказания грешников. О божественной необходимости, которая обеспечивает, что все происходит согласно неумолимой воле Бога. О Судьбе и порядке событий. О Роке или Удаче. О движении слепой судьбы. О природе времени, его делении и что чему причина. О небесной Афродите и божественной любви. На десятом месте, о принципах, элементах и вселенной.
Затем о материи, о форме, о причинах, о телах и их делении, о бесконечно малом, об изображениях, о цветах, о смеси и сочетании, о пустоте, месте, пространстве, о движении. На двенадцатом месте, о порождении и разрушении, о мире (что он одушевленный и управляется Провидением?); где тот принцип, который упорядочивает его, и где найти его истоки? О строении мира, о единстве вселенной. О природе и делении неба.
О природе звезд, их фигурах, их движении, их значении. О природе солнца, его размере, форме, эволюциях, о затмениях, его признаках и движении. О природе луны, ее размере, форме, свете, о затмении и как оно выглядит, об интервалах и предсказании. О Млечном Пути; о кометах, о падающих звездах и других пространственных явлениях. О громе, вспышках, ударах молнии, ураганах, тайфунах. На тридцатом месте, о радуге, утренней заре, ложном солнце, лучах, об облаках и тому подобном, тумане, дожде, росе, снеге, инее, граде. О ветрах; о земле: она единственная, ограниченная ли? Каков ее размер, положение, форма? Она неподвижна или движется? О землетрясениях, о море, о приливах и отливах. О воде, о всем прочем. О природе и причинах, которые исходят от нее. О порождении живых существ, и т. д. Сколько видов живых существ? Все ли они наделены разумом и чувствительностью? О сне. О смерти. О растениях. О пище и аппетитах живых существ. О природе людей, о душе, сердце, чувствах и осязаемых предметах; правдивы ли чувства, сколько чувств существует? Какова природа и деятельность каждого из них? О зрении. Об образах, возвращаемых зеркалом. О слухе. О вкусе. Об осязании. Об обонянии. О голосе: бестелесен ли он? Каков принцип, по которому он действует? О воображении, о суждении. Сто и девятый. О взглядах и шестидесятый. О дыхании и его нарушениях. Таковы вот главы первой книги и таково их содержание; ясно, что они имеют отношение к физике, исключая несколько первых, которые скорее можно классифицировать как метафизика[2]. Он собрал здесь, как я уже сказал, мнения древних, неважно согласны ли они или расходятся. Однако в этой книге, прежде чем обратиться к перечисленным главам[3], имеются две главы, одна из которых является похвалой философии, где также есть извлечения из различных авторов; другая обращается к различным направления, которые составляют философию. Именно там он объединил вместе древние взгляды на геометрию, музыку и арифметику.
Вторая книга состоит из сорока шести глав. Он сначала обращается к толкованию божественных знаков, и говорит, что для людей правда о познании природных сущностей вещь незначительная. Затем он обсуждает диалектику и риторику, стиль и письмо, поэзию, формы стилей у древних, моральную сторону философии, о том, что зависит от нас, об идее, что никто не злонамерен сознательно, о том, что философ обязан относиться с уважением к божественному; что благочестивые и праведные люди получают помощь от божества. Гадание. Что нужно, чтобы много общаться с мудрецами и избегать худых и безкультурных людей. О внешнем виде и действительности. О том, что не следует судить о человеке по его речи, но по его характеру. О тех, кто ставит ловушки другим, тем самым вредит себе неосознанно. О славе. Об известности. Что умеренность лучше всего. Что добродетели трудно достичь, а порок легко практиковать. Что не следует принимать во внимание мнение людей лишенных разума. Почему лицемерие пагубно для тех кто использует его и для тех против кого оно используется, и должно быть изгнано из души. О том, что за мирскими делами не должно гнаться, потому что такое отношение вызывает зависть и клевету. О том, что если человек совершает ошибку, ничего нет лучше покаяния. Об оскорблении; то что не благородное. О том, что когда мы оскорбили, необходимо позаботиться, чтобы не впасть в ту же ошибку. О неизбежности в жизни. О том, что нужно действовать обдуманно. О воле. О том, что не нужно действовать беспорядочно. О том, что невзгоды часто целительны, особенно от глупости. Об образовании. О преподавании. О том, что дружба наилучшая из всех вещей. О том, что сходство характеров порождает дружбу. О том, что в бедах и опасностях не следует пренебрегать друзьями. Что не должно вовлекать друзей в несправедливости. О ложных и сомнительных друзьях. О том, что нужно скорее примириться с друзьями, терпя их ошибки и забывая их. О том, что в несчатьи мы узнаем, кто наши истинные друзья. Заповеди дружбы. О вражде и как вести себя в отношении к врагам. Как можно извлечь выгоду от оных врагов. О доброжелательности. О том, что расположение сделанное в нужное время ценится больше. О взаимности выгоды. О том, что не должно ни вредить им, ни получать от них. Заключительная глава: о неблагодарности. Таковы главы второй книги[4].
В третьей книге сорок две главы. Он сначала обращается к добродетели; затем к пороку. О благоразумии, неосторожности, умеренности, невоздержанности, мужестве, трусости, справедливости, корыстолюбии и несправедливости, истине, лжи, лести, откровенности, расточительности, бережливости, самоконтроле, разрешении, смирении, гневе, самопознании, высокомерии, себялюбии, совести, памяти, провалах памяти, клятвах, лжесвидетельстве, необходимости труда, праздности, порядочности, наглости, молчании, значимости слов, краткости, болтливости, доброте, зависти, о родине, о чужбине, тайнах, а на сорок втором месте — о клевете[5].
Вот темы четвертой книги. Первоначально конституция, во–вторых законы и обычаи, народ[6], власть оного в городах, могущество, как качество необходимое лидеру; чем монархия лучше. Заповеди царства. Критика диктатуры. Война. Храбрость. Молодость[7]. Военные руководители и необходимость войны. Заповеди о мире, сельское хозяйство, мир, навигация, искусство, хозяева и рабы, грубая любовь и желание плотских удовольствий, красота, брак и все что его касается в этой главе. Заповеди о браке, дети и все, что касается их в этой главе. О том, что родители должны получать от детей почтение, которое им причитается. Позиция, которую отцы должны принять в отношении своих детей. О том, что есть самое лучшее — братская любовь и почитание родителей. О знати и все что касается их в этой главе. О состоянии простонародья. О богатстве и все что его касается в этой главе. О нищете. Сравнение бедности и богатства.
О том, что жизнь коротка и полна суеты. О печали, которая очень мучительна. О болезни и лечении. О здоровье и его сохранении. О врачах. О счастье. О беде. О том, что человеческое процветание непрочно. О тех, кто незаслуженно счастлив. О тех кто незаслуженно несчастлив. О том, что для поддержания благородства нужны удары судьбы. Что нужно, чтобы показать счастье и скрыть несчастья. О надежде. О том, что случается вопреки ожиданиям. О том, что нельзя радоваться чужому горю. О том, что страдающие нуждаются в сочувствии[8]. О старости и все что ее касается в этой главе. О смерти. О жизни. Сравнение жизни и смерти. О трауре. О погребении. Об утешении. О том, что мертвых нельзя оскорблять. О том, что память о большинстве людей быстро исчезает после смерти.
Вот пятьдесят восемь глав четвертой книги. Во всех четырех книгах — двести восемь[9], где, как мы уже сказали, Иоанн представляет некоторые мнения, цитаты и знаменитые высказывания, которые он черпает из извлечений, суждений и предписаний.
Он собирает их из философов Эсхина–сократика, Анаксарха и Анахарсиса, Аристонима и Аполлония, Антисфена и Аристиппа, Аристона, Аристоксена и Архита, Аристотеля, Анаксимандра, Анаксимена, Анаксагора, Архелая, Архинета, Аркесилая, Арриана, Антипатра, сына Гистиая, Антифана, Аполлодора, Аристарха, Асклепиада, Аристея, Архедема, сына Гекатея, Аполлофана, Аигимия, Аисара, Аттика, Амелия, Альбина, Аристандра, Гарпократиона, Апеллеса, Аристагора, Аристомброта, Архимеда, Боэция, Бианта, Бероса, Вероника, Бротина, Биона, Главкона, Демонакса, Деметрия, Дамиппа, Диогена, Диодора, Демокрита, Диотима, Диокла, Дамармена, Дидима, Диона, Дианта, Евклида, Евфрата, Эпихарма, Эпандрида, Эрасистрата, Экпола, Эпикура из Гаргетта, Эпиктета, Гермеса, Эмпедокла, Эпикура афинского, Евсевия, Евриса, Эратосфена, Евристрата, Экфанта, Эпидика, Евдокса, Эпигена, Эвения, Еврифама, Залевка, Зенона, Зороастра, Гераклида, Гераклита, Герофила, Фемистия, Феобула, Феана, Феагена, Феофраста, Феодора, Фаида, Феокрита, Фрасилла, Иерома, Гиппия, Ямблика, Гиерокла, Гиппала, Иона, Гиппона, Гиеракса, Гипподама, Гиппаса, Ионка, Критона, Клеобула, Кебета, Кориска, Клитомаха, Критолая, Клинея, Карнеада, Клеанфа, Каллимаха, Крития, Крантора, Калликратида, Левкиппа, Луция, Лисиса, Линка, Ликона, Леофана, Лонгина, Менехма, Метрокла, Метопоса, Менедема, Мусония, Мнесарха, Мелисса, Метродора, Милона, Модерата, Максима, Николая, Нумения, Навмахия, Навкрата, Никия, Никострата, Ксенократа, Ксенофана, Оната, Окелла, Онетора, Панакия, Питтака, Периандра, Пифагора, Плутарха, Пемпела, Платона, Панаития, Посидония, Перистиона, Порфирия, Парменида, Полемона, Пифея, Пора, Полибия, Плотина, Протагора, Пифиада, Пиррона, Руфа, Регина, Солона, Сотиона, Сосиада, Серена, Сократа, Стилпона, Спевсиппа, Стратона, Скифина, Сфаира, Селевка, Севера, Тимона, Тимея, Тавра, Тимагора, Телеса, Гипсеоса, Филоксена, Филолая, Ферекида, Фаворина, Финтия, Хиона, Хрисиппа, Харонда, Хилона, и из киников: Арисфена, Диогена, Кратета, Гегесинакса, Онесикрита, Менандра, Монима, Полизела, Ксанфиппа, Феомнеста. Вот философы, из которых он сделал свой сборник.
Из поэтов Афинодора, Анаксилла, Архиппа, Аполлонида, Алкидама, Аристея, Антимаха, Антифана, Аристарха, Архилоха, Ахайя, Эсхила, Агафона, Алексида, Аристократа, Амфида, Алкея, Арата, Астидама, Андроника, Анаксандрида, Аристофана, Аралоха, Аполлодора, Александра, Анакреонта, Аксиника, Аристофонта, Вакхилида, Биона, Биота, Бафонта, Дифила, Дионисия, Деметрия, Дикаиогена, Диодора, Диктиса, Евфидама, Евполида, Евфрона, Эратосфена, Эпихарма, Эвена, Евфориона, Гермолоха, Еврипида, Зенона, Зенодота, Зопира, Гесиода, Герода, Гениоха, Гелиодора, Феодекта, Феспида, Феогнида, Феокрита, Фелерофа, Иофонта, Гиппофооса, Гиппонакса, Исидора, Гиппофоонта, Юлия, Иона, Клеанфа, Клеанета, Каллимаха, Крития, Клеобула, Кратина, Каркина, Керкида, Каллиника, Клиния, Крантора, Клитомаха, Лина, Ликимния, Ликофронта, Леонида, Лаонта, Менандра, Мирона, Мосхиона, Мениппа, Мосха, Мимнерма, Мелино, Метродора, Менофила, Никострата, Николая, Неофронта, Никомаха, Навмахия, Неоптолема, Ксенофана, Ксенарха, Гомера, Орфея, Олимпиада, Пиндара, Парменида, Посидиппа, Павсания, Полиида, Патроклея, Писандра, Паниасиса, Пирифоя, Помпея, Риана, Софокла, Сотада, Симонида, Сосифана, Симила, Сисифеоса, Склериоса, Сапфо, Сарапиона, Сисикрата, Стагима, Сопатра, Сфенида, Совсарона, Стесихора, Тимострата, Тимоклеса, Тиртея, Телесиллы, Гипоболимея, Гипсея, Филета, Филоксена, Филиппида, Фриниха, Филонида, Филемона, Фокилида, Филиппа, Фоникида, Филиска, Ферекрата, Фанокла, Финтия, Филеоса, Херемона, Хорила, Хареса. Вот поэты которыми он заполняет цитаты в своих главах.
Ораторы, историки, цари и полководцы (ибо он также собрал воедино свидетельства от всех этих групп): Аристид, Аристокл, Элиан, Эсхин, Агафон, Антифонт, Архелай, Гай, Горгий, Демосфен, Демад, Демарат, Эфор, Зопир, Гегесиад, Гегесий, Фукидид, Тесей, Феодор, Фрасилл, Феопомп, Исократ, Исей, Корнелиан, Каллисфен, Клитофон, Ктесий, Лисий, Никий, Ксенофонт, Обрим, Полиен, Продик, Протагор, Сострат, Тимагор, Трофил, Гиперид, Филострат, Хрисерм, Александр, Агесилай, Агафокл, Антигон, Агис, Агриппин, Анаксилай, Архидам, Дионисий, Дарий, Эпаминонд, Эвдамид, Фемистокл, Ификрат, Гиппарх, Котис, Клитарх, Ликург, Леонид, Ламах, Маллий, Перикл, Пирр, Птолемей, Семирамида, Сципион, Скилловр, Тимофей, Филипп, Фокион, Фаларис, Харилл, Хабрий, Харес, Аристофан, Эсоп, Антигенид, Аристотель, Аристид Справедливый, Алкмеон врач, Антилл врач, Аримнет, Апеллес, Брисонт, Главкон, Гален врач, Дикеарх, Дион, Дионисий, Диокл врач, Евксифеос, Гермарх, Гермипп, Евриксимах, Евфраний, Эрасистрат врач, Еврифронт врач, Эратосфен, Евбул, Феопомп, Феокрит, Фимарид, Финон, Гиппократ врач, Катон, Кефисодор, Клеострат, Клитомах, Ликимн, Мусон, Метродор, Метрокл, Никострат, Правсион, Симонид, Серифиос, Сотион, Сострат, Спевсипп.
Вот такое количество глав, в которых Иоанн Стобей систематизировал высказывания более ранних авторов и большого числа писателей, философов, поэтов, ораторов, царей и полководцев из которых он заимствовал, чтобы сделать свое собрание. Эта книга вполне очевидно полезна для тех, кто читал труды этих писателей; она поможет их памяти и будет полезна тем, кто еще не обращался к ним, но благодаря постоянным упражнениям может в короткое время приобрести сводные знания множества прекрасных и разнообразных мыслей. Обе категории будут иметь преимущество, естественно, будучи в состоянии найти без усилия или пустой траты времени то, что испрашивается, если кто–то хочет пересказать что–то из этих глав для завершения работы. Более того, для тех кто хочет говорить или писать, эта книга будет небесполезна.


[1] Это хорошо известный антологист 5‑го в. н. э., чья Антология сохранилась. Текст, который дошел до нас, отличается от того, что имел перед собой Фотий. Об этом смотри:
A. Elter, De Ioannis Stobaei codice Photiano, diss. Bonn, 1880;
Hense, s. v. Joannes (n. 18), in P. W., t. IX (1916), col. 2549 ;
Luria, Entstellungen der klassiker Texte bei Stobaeus, in Rh. Mus. t. LXXVIII (1929), p. 81.
Wachsmuth—Hense, Berlin, 1884-1912, 5 vol. (Critical edition).
Эти исследования показывают насколько мы обязаны Фотию. Его синопсис дает нам истинные заглавия сборника, объем работы и ее полный план, насколько мало мы знаем об ныне утраченном введении, и целях автора при написании труда. Без оглавления, представленного здесь, мы не имели бы общей картины первых двух книг, которые сильно пострадали от разрушительного времени. Это также дает возможность специалистам квалифицировать множество фрагментов, разбросанным по рукописям, который зачастую неидентифицированы, как взятые из Стобея.
[2] Первые 10 глав.
[3] Сравнение этого перечня тем с рукописями показывает, что это перечисление глав по порядку и с них заголовками. Это особенно ценно для утраченных глав. Есть несколько расхождений между этим списком и рукописями, а формулировки заглавий почти совпадают. Первые две главы практически полностью утрачены. Таким образом Фотий дает возможность разные фрагменты из них размещать в правильной позиции. Серия из 60 заглавий позволяет востановить названия глав 2, 52, 54, 58 и 60. Главы 33-35, 37, 44 и 46 утрачены.
[4] Перечисление Фотия также соответствует тому что в рукописях, и восстанавливает названия некоторых глав. Главы 10-14, 16-30, 32 и 34-35 утрачены.
[5] Книги III и IV, в отличие от первых двух книг, дошли до нас почти полностью. Только Первая глава утрачена.
[6] Эта глава, которая третья, отсутствует в рукописях Стобея и известны нам только от Фотия.
[7] После этой главе, под номером 11, Фотий опускает заголовок главы 12.
[8] Этот последний заголовок не название главы, но вторая часть главы 38. Заголовок главы 39 опущен.
[9] Итог правильный несмотря на все повреждения рукописей. Эльтер предполагает, что отдельно записанный перечень был использован Фотием. Список из более чем 450 наименований представляет много проблем, не в последнюю очередь потому, что такие списки склонны к повреждению при передаче. Эльтер единственный ученый, который пытался их идентифицировать. Генри предпочел даже не пытаться решить эту проблему.
Эльтер обсуждал, как был создан этот регистр. Он делится и пять частей, из которых только первые две четко отделены друг от друга в кратком синопсисе. (1) Ряд философов, в том числе киники. (2) Поэты. Синопсис представляет ораторов, историков, царей и полководцев: (3) ораторы и историки, и (4) цари и полководцы. Наконец (5) ряд имен, в котором появляется несколько врачей и других людей, которые не принадлежит ни к одному из 4‑х предыдущих списков. В каждом списке имена расположены в алфавитном порядке, но только по первой букве, и каждое из них ссылалось на отрывок, в котором упомянуто впервые.
Мнение Эльдера и тех кто следовал ему таково, что Фотий не составлял этот список, но нашел его в рукописи, которой пользовался.