Акусилай

Автор: 
Составитель: 

Свидетельства о жизни и сочинении

1. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 41 [из 10, 1]: Некоторые присоединяют [к семи мудрецам] Акусилая, сына Каба или Скабра, аргосца. Гермипп в книге «О мудрецах» [фр. 8 FHG III 37] говорит, что их было семнадцать, к ним относятся Солон, Фалес, Питтак, Биант, Хилон, <Мисон>, Клеобул, Периандр, Анахарсис, Акусилай, Эпименид, Леофант, Ферекид [7 А 2а] и т. д.
2. СУДА, под словом «Акусилай», сын Каба, аргосец, из Керкады (города близ Авлиды), древнейший историк. Написал «Генеалогии», [переписав их] с медных табличек, которые, как говорят, нашел его отец, раскопав некое место своего дома.
3. СУДА, под словом «Гекатей»: Гекатей… первым обнародовал историю в прозе, Ферекид — прозаическое сочинение [7 А 2], ибо книга Акусилая считается неподлинной.
4. КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, VI, 26 (II, 443, 2 St.): Стихи Гесиода переложили в прозу и обнародовали как свои собственные историки Эвмел [FHG II 20] и Акусилай.
5. СУДА, под словом «Сабин»: Сабин — софист, живший при цезаре Адриане. Написал: … комментарии к Фукидиду, Акусилаю и другим, а также иные эксегетические сочинения.

Генеалогии

1. Plato Sympos. p. 178. B:
Гесиод говорит, что сначала возник Хаос… В том, что эти двое, то есть Земля и Эрот, родились после Хаоса, с Гесиодом согласен и Акусилай.
2. Etymol. M.
Кой, отец Латоны, называемый ещё κοεῖν , что означает то же что и νοεῖν и συνιέναι  (знать, понимать),так как κοῖος означает νοῖος   мудрый, умный. В эолийском буква х вместо ѵ (в начале слова) используется.
Гесиод: Кой и Гиперион и Иапет. Но они, называются титаны и титаниды, как говорит, Акусилай.
3. Schol. Hesiod. Theog. 870, p. 269 a:
Акусилай три ветра, вторя Гесиоду: борей, зефир, нот. Эпитет αργἐατην (поспешный или белый т. е. белые облака в небе, душа) является прилагательным.
4.Schol. Nicandri Theriac. v. 11, p. 6:
Животных, которые наносят ущерб отравленным укусом, от крови титанов не следует приписывать Гесиоду, но Акусилай говорит, что родились из крови Тифона все животные, которые, наносят раны укусом.
5.Schol. Apollon. IV, 828:
Акусилай сообщает, что Сцилла и Геката дочери Форка и Гекаты, но в Великих Эоях Скилла - дочь Форбанта от Гекаты.
6.Strabo X, p. 472 D:
Аргивянин Акусилай считает Кадмила сыном Кабиро и Гефеста и отцом трех кабиров, от которых произошли нимфы–кабириды.
7.Scholia Homer. ad Odyss. K, 2:
Девкалион, при котором, произошёл потоп, сын Прометея и, как многие говорят, Климены, но по словам Гесиода Пандоры; в соответствии с Акусилаем - рождён от Гесионы, дочери Океана, и от Прометея.
Schol. Pind. 0l. 9, 70: Есть традиция, что Девкалион и Пирра, бросая камни, назад сделали их людьми об этом, свидетельствует Акусилай.
8. Schol. Apollon. III, 1123:
Акусилай и Гесиод говорят в Великих Эоях, что Иофосса, дочь Ээта, родила Фриксу Аргуса.
9.Schol. Apoll. Rh. IV, 1147:
Многие описывают, руно золотым; но Акусилай в книге Геналогии говорит, что руно было пурпурным от моря.
10.Schol. Apollon. IV, 67:
Эндимион, говорит Гесиод, сын Эфлия или Зевса от Калики, кому был дан подарок Зевсом выбрать какой смертью он умрёт.
То же самое сообщают Писандр, Акусилай, Ферекид.
11.Tzetzes ad Lycophr. 177:
Океан и Тефия, Инах, дети Инаха и Мелии, дочери Океана. Фороней и Эгиал, от которого Эгиалия получила имя. Фороней, принцепс Пелопоннеса, от нимфы Теледики - Апис и Ниоба. Апис, от царствования которого Пелопоннес получил имя Апия, жил как тиран, убит Телксионом и Телхином. Ниоба, сестра Аписа, имела сына Аргуса от Зевса, от которого земля получила новое имя Арголида, как сообщает Акусилай. Пеласг, до которого Пелопоннес назывался Апией, основал Фарсал и Лариссу, называемые Пеласгией.
11 a. Didymus apud Macrob. Saturn. V, 18:
Акусилай в первой книге показал, что Ахелой — старейший из всех рек. Он сказал так: «Океан женится на сестре своей Тефии; от них родятся три тысячи рек; из них Ахелой — старейший и почитается наиболее».
12. Apollod. II, I, I:
От Зевса и Ниобы, первой смертной женщины, с которой сошелся Зевс, родился сын Аргос, а также, как сообщает Акусилай, и Пеласг, по имени которого жители Пелопоннеса были названы пеласгами. Гесиод же сообщает, что Пеласг был автохтоном.
Idem III, 8, 1:
Теперь возвратимся к Пеласгу, о котором Акусилай говорит, что он был сыном Зевса и Ниобы, как мы уже сообщили выше.
13.Ge. Syncellus Chronograph. p. 64, B. C.:
Перед Огигом греки не сообщают ничего достойного упоминания, кроме Форонея, что подобен, а так же его отца Инаха, который первым царствовал в Арголиде, как сообщает Акусилай.
Сравни: Pausan. II. 15, p. 144 sq.
Фороней, сын Инаха, был тем, кто впервые соединил людей в общество, а до тех пор они жили разобщенно, каждый сам по себе; и то место, где они впервые собрались, было названо городом Форониконом.
14. Clemens Alexandr. Strom. I, p, 321,A, et ex eo Euseb. Praep. evang. X, 12, p. 497, D:
Акусилай вообще называет Форонея первым человеком, отчего и автор Форонеиды называет его «отцом смертных». (103, 1) Поэтому и Платон, в согласии с Акусилаем, говорит в Тимее: «Однажды, вознамерившись перевести разговор на старые предания, он [Солон] начал излагать им наши мифы о древнейших временах — о Форонее, почитаемом за первого человека, и о Ниобе, и о событиях, последовавших за первым потопом».
Euseb. Praep. ev. X, 12, p. 489, A (ex. Julio Africano):
Если в Аттике летописи велись и раньше, то от Огига, который считался у них коренным жителем тех краев (в то время произошел первый потоп, а Фороней царствовал над аргивянами, как указывает Акюсилай), и до первых Олимпийских игр прошло 1020 лет.
15. Joseph. Archaeol. 1, 4, extr:
Гесиод и Акузилай сообщают, будто древние люди жили по тысяче лет.
16. Pausan. II, 16, 3, p. 146, de Mycene:
В поэме, которую эллины называют «Великие Эои», она именуется дочерью Инаха и женою Арестора. Говорят, что от нее произошло и имя города. Но не могу согласиться с тем преданием, которое приписывают Акусилаю, будто Микен был сыном Спартона, а Спартон — сыном Форонея, потому что этому не верят и сами лакедемоняне. У лакедемонян в Амиклах есть изображение женщины Спарты, но если бы они услыхали, что есть Спартон, сын Форонея, они крайне бы этому удивились.
17.Apollod. II, 1, 3:
Аргос, переняв от Форонея царскую власть, назвал Пелопоннес по своему имени Аргосом.
18.Apollod. II, 1,3:
Гесиод же и Акусилай утверждают, что она была дочерью Пирена.
19.Apollod. II, 2, 2.:
А у Пройта от Сфенебеи родились Лисиппа, Ифиноя и Ифианасса. Войдя в пору зрелости, эти девушки впали в безумие, как говорит Гесиод, в возмездие за то, что отказались участвовать в дионисийских таинствах; Акусилай же называет другую причину их безумия: то, что они оскорбили древнюю деревянную статую Геры.
20.Apollod. 11.5.7:
Об этом быке Акусилай сообщает, что это тот самый бык, который перевез нимфу Европу для Зевса.
21.Apollod. III. 4.4:
Причиной гибели Актеона, по словам Акусилая, был гнев Зевса, вызванный сватовством Актеона к Семеле.
21 a. Probus ad Virgil. Bucol. II, 48:
Цветок Нарцисс, как сообщает Акусилай, Наркисс Амаранфский который был эрехтейцем с острова Эвбея, убит Эпопом. Из его крови выросли цветы, что получили его имя.
22.Apollod. III, 12. 6:
Река Асоп происходила от Океана и Тефии, но, как говорит Акусилай, от Перо и Посейдона.
23. Schol. Homer. Odyss. Ξ, 533:
Эрехтей, царь афинский, имел дочь по имени Оритию, отличавшуюся большой красотой. Однажды нарядил он ее и послал как канефору в акрополь, чтобы принести жертву Афине Полиаде. Ветер Борей в нее влюбился и незаметно для смотревших и охранявших девушку похитил ее и, перенесши во Фракию, сделал ее своею женой. От нее родились у него дети, Зет и Калаид. Они по своей храбрости поплыли на Арго вместе с полубогами в землю колхов за золотым руном. Этот рассказ находится у Акусилая.
24.Apollod. III, 15,2,de Zete et Calai:
Акусилай, однако, сообщает, что они (Зет и Калай) пали от руки Геракла у Теноса.
25.Schol. Pindar. Pyth. III, 25:
Казус, почему Коронида предпочла выйти замуж за Исхия, Акусилай объяснил тем, что боясь быть презираемой богом, она предпочла бы быть со смертным человеком.
26.Schol. Homer. II. Υ, 307:
Афродита, услышав оракул, что трон Приама падёт и потомки Анхиза будут править Трою, соединилась со старым Анхизом и родила Энея; желая привести к падению дома Приама она вдохновила Александра страстью к Елене, и после похищения она сделала вид, что она сражается на троянской стороне, в то время как на самом деле она сглаживала их поражения, для того, чтобы они не впали в отчаяние и не вернули Елену.
27.Schol. Hom. Odyss. Α, 519:
Эврипил сын Астиохи и Телефа сына Геракла, наследовавший отцовское царство в Мизии. Чтобы получить его помощь Приам послал его матери Астиохе золотую лозу. За это она отправила её сына в поход. Но он был убит Нептолемом сыном Ахилла.
Schol. Pind. Ol. VII, 42:
Эврифил, от которого Ормен, от которого Ферет, от которого Аминтор, от которого Астидамия, мать Тлеполема и сам Аминтор происходит от Зевса, сообщают.
28. Apollod. III, II, I:
У Менелая от Елены родились Гермиона и, как сообщают некоторые, Никострат. От рабыни же Пиериды родом этолянки (Акусилай называет ее Тереидой) у него родился сын Мегапент.
29. Schol. Apollon. 4. 992:
Акусилай говорит в книге третьей, что когда Уран был кастрирован, из капель крови, которые упали на землю, произошли феаки; другие говорят, что гиганты. Так же Алкей, то же самое говорит Акусилай - феаки ведут происхождение от каплей крови Урана.
30. Schol. Homer. Odyss. P. 207:
Итак и Нерит сыновья Птерелая, родившегося от Зевса, жили на Кефалении. Они решили оставить свои обжитые места и перебраться на Итаку. Когда они увидели место подходящее для поселения, они вывели туда колонию. Итак стал её основателем. Остров Итака получил имя от Итака, но соседняя гора Нерит, от Нерита.
31. Harpocratio:
Гомериды, семья на острове Хиос как Акусилай пишет в книге третьей.