Глава 4 ЭКОНОМИКА ГРЕКО-БАКТРИИ

Сельское хозяйство
Основой экономики любой развитой в материальной сфере цивилизации древности является сельское хозяйство. Поэтому первый вопрос, требующий рассмотрения, касается развития сельскохозяйственного производства на территории греко-бактрийского государства.
В Средней Азии до прихода греков существовало высокоразвитое многоотраслевое ирригационное сельское хозяйство, о чем свидетельствуют как археологические материалы, так и письменные источники. Судя по материалам источников, греческое завоевание не привело к коренным изменениям в технологии сельскохозяйственного производства. Вместе с тем в эллинистическую эпоху происходит резкое увеличение масштабов ирригационного строительства и площади обрабатываемых земель. В частности в Восточной Бактрии наблюдается стремление к освоению всех доступных для орошения земель, несмотря на огромные затраты труда. В некоторых районах греки непосредственно осваивали хору, в первую очередь в окрестностях больших городов. Кроме того, можно полагать, что в некоторых районах вместо сохи стал использоваться плуг греческого типа. Видимо, в эпоху эллинизма традиционные для греков сельскохозяйственные культуры, например виноград, стали выращиваться в большем объеме на территории Бактрии и Согдианы.
Все это позволяет сделать вывод о том, что греческое влияние на систему расселения было значительным и порождалось как политическими, так и экономическими факторами. То есть основание новых для иранцев по своей политической организации полисов привело и к экономическим изменениям. Окрестности полисов стали осваиваться всеми возможными способами. К тому же, очевидно, это привело впоследствии не только к экономическому скачку в сельском хозяйстве, но и увеличению населения Греко-Бактрии, в том числе эллинского.
Одно из важнейших мест в экономике и культуре Центральной Азии занимает коневодство. Об этом свидетельствует и военная история Греко-Бактрии. Вспомним столкновение 10 000 бактрийских всадников с армией Антиоха III при его переправе через р. Арий (Polyb. X, 49). Такое количество конницы не могло появиться без развитого коневодства. Это был традиционный вид скотоводства для Бактрии и Согдианы. Еще со времен первых Ахеменидов эти области поставляли для персидского войска многочисленные конные подразделения.
Помимо развитого коневодства ландшафт Центральной Азии располагал к овцеводству, распространенному в условиях горной местности, подобно греческой и малоазийской. Поэтому разведение мелкого рогатого скота на территории Бактрии и Согдианы было для эллинов делом знакомым.
Разница между видами скотоводства состояла в социальной сфере. Коневодство подразумевало по крайней мере полукочевой образ жизни, который вряд ли привлекал эллинов. Поэтому на развитие греко-бактрийского коневодства эллины, по-видимому, не оказали значительного влияния.
Вообще природное богатство Бактрии в эпоху эллинизма породило значительный успех греко-бактрийского государства не только в экономике, но и во внешней политике. Ведь прямая зависимость удачной внешней политики от экономического подъема государства - одна из основных политико-экономических закономерностей. В подтверждение этого мы приводим слова Страбона об эллинистической Бактрии: "Бактрия обширна и производит всевозможные продукты, кроме оливкового масла. Вследствие плодородия страны греки, которые склонили Бактрию к восстанию, приобрели такое могущество, что стали владыками не только Арианы, но, по словам Аполлодора из Артемиты, также и Индии; они подчинили себе больше племен, чем Александр... " (Strab. XI, 11, 1).
В Ахеменидской державе существовал такой вид зависимого населения, как курташ. Это были работники царского хозяйства и хозяйства персидских вельмож. В этническом отношении курташ состояли из представителей покоренных персами народов: египтян, вавилонян, лидийцев, ионийцев, каппадокийцев, карийцев, согдийцев, бактрийцев и т. д.[1] О существовании подобного вида социальных отношений, распространенных преимущественно в сельскохозяйственном производстве, в эпоху эллинизма мы ничего не знаем, и, судя по тому, что курташ были работниками в хозяйствах персов, можно предположить с большой долей уверенности, что в эпоху эллинизма таких отношений на территории Бактрии и Согдианы не существовали. Скорее всего, в греко-бактрийских хозяйствах по сравнению с прошлыми этапами истории Центральной Азии стало более развитым рабство, но, конечно, не в такой степени, как в классическом греческом полисе. При этом количество рабов пополнялось преимущественно за счет иноплеменников и военнопленных. В условиях постоянных боевых действий с кочевниками на границах и частых войн с соседями этот источник рабства не иссякал.
К этому следует добавить гипотезу о существовании некоторых зависимых категорий местного населения, о чем речь пойдет далее. И естественно, следует отметить, что сравнительно небольшое количество эллинов не были в состоянии обработать весь объем сельскохозяйственных угодий без использования труда туземцев, и, безусловно, этот труд во многом был подневольным, так как верховным собственником всего являлся обожествленный монарх.

Ремесленное производство
О развитии ремесла можно судить прежде всего на основании археологических материалов. Под влиянием греков в Центральной Азии отчасти меняются методы обработки сельскохозяйственной продукции: входят в употребление ручные мельницы, тарапаны, совершается переход от горизонтального к вертикальному ткацкому станку. Заметно влияние греков в строительном деле. Возведением крупных сооружений руководили опытные архитекторы греческой выучки. Мастера-каменотесы изготавливали архитектурные детали чисто греческого характера. При обработке деталей колонн использовался токарный станок. В эллинистическую эпоху здесь появились мастера-мозаичисты. Мастера-камнерезы изготовляли из различных видов полудрагоценных и поделочных камней парадную посуду, пиксиды, шкатулки и т. д. Большинство предметов этой категории изготавливалось местными мастерами в духе старых ахеменидских традиций, однако чисто греческие по функциям предметы - алабастры - выполнены в соответствии с греческой технологией - на токарном станке. Техника работы по дереву, судя по найденным рабочим инструментам и предметам, была греческой. Благодаря влиянию греков развилась и обработка слоновой кости.
Греческое влияние на металлургию и металлообработку, достигших в Центральной Азии высокого уровня развития в предшествующую эпоху, сказалось только в появлении типично греческих предметов вооружения и некоторых орудий труда, производимых старыми традиционными методами.
Одной из ведущих ремесленных отраслей было керамическое производство, включавшее изготовление посуды, строительных материалов (обоженный кирпич, черепица, декоративные элементы: антефиски, мерлоны и т. д.), терракотовых статуэток. Исследование производства керамики показало, что в Ай Ханум около 300 г. до н. э. резко меняется репертуар керамических форм, на смену традиционным формам посуды приходят новые, отражающие греческое влияние. Так называемый айханумский комплекс керамики достаточно широко представлен и в других центрах Средней Азии, что свидетельствует, видимо, о переселении мастеров-керамистов из Греции в Бактрию и другие области Средней Азии. Параллельно под влиянием греков происходят технологические изменения (техника ангобирования), меняется гончарный круг, в Бактрии начинается изготовление керамических архитектурных деталей, возрождается коропластика. Греческое влияние заметно и в развитии ювелирного дела. Благодаря грекам в Средней Азии появилось и монетное дело.
Сопоставление археологических и письменных источников показывает, что греческая колонизация осуществлялась главным образом путем создания городских центров. Сооружался либо новый городской центр (Ай Ханум), либо греческий город возводился рядом со старым центром (Балх, Мерв). Создание новых городов в соответствии с принципами полисного устройства (и в этом проявляется своеобразие греческой колонизации) было вызвано необходимостью опираться на коллектив греков-переселен-цев, для которых полисное устройство - условие существования. Археологический материал в целом подтверждает данные письменной традиции о ведущей роли города в греческой колонизации, которая сыграла значительную роль в развитии урбанизма всего исследуемого региона, приведя к созданию новых городских центров и трансформации ряда старых, существовавших до прихода греков. Благодаря грекам развились крупные городские центры - столицы областей, но экономическое влияние их распространилось на меньшую зону, чем политическое.
Однако экономический подъем также проявился в строительстве новых городских центров. В эпоху эллинизма значительно усовершенствовалась техника строительства, улучшились планировка городов, система водоснабжения, благоустройство. Наряду с городами или отдельными кварталами старого типа с бессистемно возводившимися постройками появились новые районы или целые города, построенные иначе. Они имели регулярную планировку, в основе которой лежал принцип перпендикулярно-осевой сети. Главные улицы были шире остальных. Центром городов становился комплекс площадей, украшавшихся общественными, торговыми зданиями или храмами. Среди общественных сооружений важное место занимали булевтерии (здания для заседания городского совета -булэ), гимнасии, в которых граждане получали физическую подготовку, театры. Города имели фортификационные сооружения - стены, башни.
Приход греков способствовал росту и мелких городских центров, но это влияние имело не прямой, а опосредованный характер. Подъем небольших городов был следствием общего экономического подъема региона. Видимо, в мелких городах греков было относительно немного, основную часть жителей составляло местное население.
В целом рост городского населения Греко-Бактрии способствовал развитию всех видов ремесел, так как городская жизнь располагает прежде всего к увеличению количества квалифицированного труда в области строительства и ремесленного производства.
Города, входившие в состав Греко-Бактрии, имели сельскую округу -хору. Являлась ли хора собственностью граждан полисов или она рассматривалась лишь как их условное владение? На этот вопрос источники нам не дают четкого ответа. Однако, сопоставляя данные других эллинистических государств, можно предположить, что вся земля принадлежала монарху, а гражданин полиса получал ее во владение за обязательную военную службу и, может быть, за исполнение каких-то небольших повинностей.
Особое место в экономике Бактрии еще с древнейших времен занимала добыча минеральных богатств, прежде всего золота (самый примитивный способ сбора золотых крупинок методом "золотого руна", как свидетельствовал Д. Н. Логофет, применялся неподалеку от храма Окса в Тахти Сангине еще в начале XX в.) [2]. Помимо золота в Бактрии добывалось значительное количество других металлов, драгоценных и полудрагоценных камней. Об этом свидетельствуют обильные находки этих полезных ископаемых, бывших предметом торговли в других странах.

Торговля
Описывая индийскую или восточную торговлю Селевкидов, игравшую большую роль в экономике этого государства, В. Тарн рассматривает три торговых пути из Индии в страны Средиземноморья: северный, центральный и южный. Первые два из них, сухопутные, проходили через территорию Бактрии[3].
Монеты из клада храма Окса показывают, что торговые связи Бактрии со Средиземноморьем (Малая Азия, Афины, Финикия) существовали еще в Ахеменидский период [4]. "Золото, которое здесь использовано, доставлено из Лидии и Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик, которые использованы здесь, доставлены из Согдианы", - из надписи о постройке дворца в Сузах[5], возведенного по сообщению Страбона еще при Кире II Великом (XV, 3, 2). Таким образом, следует отметить, что еще со времени завоевания персами Бактрии торговые контакты между Центральной Азией и Ближним Востоком были весьма развиты. Большое значение имела караванная дорога, которая, пересекая Загросские горы, соединила Вавилон с Экбатанами и продолжалась до Бактрии и индийских границ [6].
Из Согдианы и Бактрии в страны Передней Азии поступали лазурит и сердолик [7]. Бактрийские купцы в городах персидской державы занимались мелкой торговлей, в том числе, самоцветами[8].
В строительных надписях Дария I из Суз указано, что золото, которое использовалось для украшения царских дворцов в столице Ахеменидской державы, доставлялось из Бактрии[9]. М. А. Дандамаев предполагает, что Бактрия была лишь промежуточным пунктом в транзитной доставке золота с востока на запад[10]. Ведь из Бактрии в страны Ахеменидской державы поступало сибирское золото, но в V в. до н. э. приток этого металла прекратился из-за движения народов Средней Азии, отрезавшего торговые пути[11]. Однако следует учитывать тот факт, что золото на территории Бактрии продолжало добываться до XX в., о чем упоминалось выше.
В вавилонских текстах ахеменидского времени упоминаются увезенные из Бактрии рабы. Есть мнение, что они были уведены во время подавления там восстаний и позднее (в 512 г. до н. э.) проданы в Вавилонии[12]. И все же нельзя отвергать возможность того, что эти рабы не были по своему происхождению пленниками-восставшими. Они могли быть и иноплеменниками для бактрийцев, и каким-то зависимым бактрийским населением.
Вероятно, южноуральские кочевники поддерживали торговые контакты со центральноазиатскими сатрапиями Персидской державы. О вероятных торговых связях Ирана с Центральной Азией и областями к северо-востоку от нее свидетельствуют и раскопки алтайских курганов VI-IV вв. до н. э., где в условиях вечной мерзлоты среди других предметов найден стриженный ворсовый ковер, по-видимому, изготовленный мидийскими или персидскими мастерами[13]. Таким образом, можно предполагать, что кочевой мир к северу от персидской державы был интегрирован в сферу общеиранских торгово-экономических отношений.
Вообще персы, мидийцы, бактрийцы, хорезмийцы, сог-дийцы и саки осознавали свое общее происхождение, а также близость материальной и духовной культуры (Strab. XV, 2, 8) [14]. Тем не менее в Персеполе бактрийцы изображены в виде данников с сосудами и двугорбыми бактрийскими верблюдами[15], а документы говорят также о поездках государственных чиновников и работников из Бактрии, Арейи, Арахозии, Тандхары в Сузы и Персеполь [16].
Таким образом, можно заключить, что иранцы Ближнего Востока и Центральной Азии имели тесные торговые отношения, видимо, еще в доахеменидскую эпоху, но со временем ближневосточные иранцы (персы) подчинили центральноазиатских (бактрийцев). В связи с этим возникли новые экономические отношения: помимо торговли появилась данническая зависимость, т. е. караванные пути стали использоваться не только для частных нужд, но и государственных. Однако несмотря на уплату налогов в казну Ахеменидов, торговые операции стали более интенсивными из-за объединения Бактрии с Западным Ираном в рамках одного государства.
На территории Центральной Азии обнаружены даже изделия, изготовленные греческими ремесленниками из города Навкратис в дельте Нила [17]. Поэтому закономерен вывод: персидское завоевание Бактрии предоставило для купцов этой страны возможность беспрепятственно достигать любых уголков Ближнего Востока от Египта до Малой Азии, и наоборот, торговцы из этих стран смогли доставлять свои товары в центральноазиатский регион по причине единого государственного пространства.
Таким образом, эллинистическим правителям Центральная Азия досталась во владение с уже устоявшимися внешнеторговыми связями. Однако кардинально новая эпоха в развитии экономики страны наступила с завоеванием греко-бактрийским государством независимости. Бактрия и Согдиана освободились от иноземного, ближневосточного экономического гнета, сохранив торговые контакты с этим регионом. Начиная с правления первых греко-бактрийских царей средства, ранее направлявшиеся в качестве подати ближневосточным монархиям, используются на внутренние нужды. За счет этого строятся новые городские центры, оживляется внутренняя торговля, растет ремесленное и сельскохозяйственное производство.
Поэтому можно утверждать, что несмотря на прерывание единого государственного пространства между Центральной Азией и Ближним Востоком, греко-бактрийские товары сохранили рынок в странах Средиземноморья за счет своей высокой способности конкурировать с товарами из других стран. Кроме того, единству экономического пространства в эпоху эллинизма способствовало сохранение власти эллинов как на Ближнем Востоке, так и в Центральной Азии. Поэтому подчинение Бактрии и Согдианы эллинами и в итоге установление независимой царской власти греков в этих странах оказало мощное влияние на рост экономики Центральной Азии, в частности, внешней торговли. Из-за бурного развития городской и сельской экономики в Греко-Бактрии увеличился избыточный продукт, который мог использоваться во внутренней и внешней торговли. К тому же с появлением греков в Центральной Азии начинается активное развитие торговли с Европой, даже монеты греко-бактрийских правителей имели обращение на территории Европы. Независимость Бактрии принесла Греко-бактрийскому государству прибыль за счет транзитной торговли между странами Средиземноморья и Индией. Теперь за провоз товаров через территорию Греко-бактрийской державы, по-видимому, следовало платить пошлины (раньше товары могли следовать через Бактрию в страны Ближнего Востока беспошлинно), так как Бактрия была частью ближневосточных монархий.
Сокращение объемов внешней торговли началось из-за проблем с Парфией, скорее всего, после смерти Антиоха III, и уже точно - со времени Евкратида, способствовала этому и потеря на западе греко-бактрийского государства территорий, перешедших к Парфии. Однако появление морского пути по Индийскому океану дало возможность греко-бактрийским эллинам расширить торговлю, причем впоследствии этот путь используется кушанами в торговле с Египтом. Хотя неудачи во внешней политике Греко-Бактрии, ее завоевание кочевниками, сказались и на экономике Бактрии, однако торговые контакты между областями, которые входили в греко-бактрийское государство, и Средиземноморьем после падения Греко-Бактрии не прекратились. Например, в следующие века после падения Греко-Бактрии развивалась торговля между Кушанским царством и Египтом, что прекрасно отражено в работе Т. А. Шерковой "Египет и Кушанское царство". Продолжает развиваться влияние античной культуры на этот регион. Торговля между Центральной Азией и Средиземноморьем скорее оживляется, нежели приостанавливается. Происходит даже денежная реформа, вводится золотая монета в правление Вимы Кадфиза, что говорит об увеличении масштабов внешней торговли [18].
Мнение о том, что металлическая монета впервые в Греко-Бактрии распространилась в эпоху эллинизма под влиянием греков, на наш взгляд, не совсем верно, так как Амударьинский клад дает иного рода информацию. Ведь в нем содержатся как ахеменидские металлические денежные знаки, так и греческие классического периода. Вообще мнение о какой-либо недоразвитости товарно-денежных отношений в доэллинистический период при наличии только натурального обмена не обосновано. Например, существование крупных городских центров (Бактры, Кирополь, Мараканда) говорит об обратном. Скорее следует согласиться с тем, что походы Александра Македонского нанесли серьезный удар по Бактрии и Согдиане. По материалам Южной Бактрии установлено, что в ахеменидское время там существовали 47 поселений, в селевкидское - 28, и лишь в греко-бактрийское время отмечается значительный рост числа поселений-до 76. Еще в IV в. до н. э. во многих странах Ахеменидской державы появились более или менее самостоятельные чеканки монет, выпущенных по образцу афинских тетрадрахм с греческими легендами и изображением совы и богини Афины. Аттический стандарт превалировал в Иудее, а также был известен в Сирии и Финикии. Афинские тетрадрахмы найдены и в Амударьинском кладе из северной Бактрии. Афинские серебряные монеты занимали место мирового серебра, как и персидские дарики - мирового золота[19].
Тем не менее, не следует и преуменьшать роль независимого греко-бактрийского чекана на территории Центральной Азии. Монетный чекан первых греко-бактрийских правителей, без сомнения, оживил товарно-денежные отношения внутри государства, способствовал удобству внешнеторговых сделок. Богатая минеральными ископаемыми, в том числе серебром и золотом, Бактрия по своей природе была предрасположена к появлению своего собственного чекана монет. И только за счет выпуска драгоценных денежных знаков греко-бактрийские монархи могли значительно пополнять свою казну, как это произошло в классических Афинах V в. до н. э. или в Македонии времен Филиппа II. Основанная на аттическом стандарте, популярном на всем эллинистическом Востоке, греко-бактрийская монетная система была не только удобна, но и способна конкурировать на рынках Запада. Кроме того, выпуск монет с изображениями новых греко-бактрийских монархов имел выдающееся политическое значение. Поэтому греко-бактрийский чекан, безусловно, стал своего рода микроэкономической революцией в центральноазиатском регионе.

Социально-экономические связи в Греко-бактрийском царстве
Роль царской власти в развитии экономики и ее администрировании, видимо, была решающей.
Как и в большинстве эллинистических государств, греко-бактрийскому монарху принадлежали инициативы постройки любого мало-мальски крупного поселения, так как зачастую он основывался для расселения там новопоселенцев-эллинов. Соответственно их политическому статусу, они должны были жить по полисным законам, и лишь царь имел право даровать им полисные свободы, наделять автономией гражданский коллектив для решения незначительных внутренних вопросов, касающихся экономики, уголовного права и т. д. Скорее всего, монарх контролировал экономическую жизнь полисов, отдавая особо ответственные посты своим ставленникам.
Как складывались отношения греко-бактрийской короны со своими туземными подданными в экономической сфере -не вполне понятно. Однако следует попытаться смоделировать эти отношения. Вероятнее всего, местная знать была обязана царям прежде всего военной повинностью, как и греческие подданные. Однако помимо знати существовали рядовые общинники, которые могли попасть в зависимость к монархии. Они были обязаны платить налоги и исполнять трудовые повинности.
Однако подобно тому, как существовало частное рабство, могло существовать и рабство государственное, т. е. рабы, работавшие в царских хозяйствах. Возможно, государственное рабство осталось в Греко-Бактрии со времен Селевкидов наследием селевкидского времени и эти рабы находились на положении так называемых λαοί. Были ли они исключительно иноплеменниками или в их число входили и люди, попавшие в зависимость из-за долгов, неизвестно. Однако вследствие непрекращающихся внешних конфликтов с сопредельными народами и государствами число рабов в Греко-Бактрии должно было быть значительным. Следует все же отметить, что греко-бактрийские цари должны были учитывать специфику центральноазиатского региона, где традиционно труд лично свободного человека превалировал над рабским, а рабство по своим формам зависимости было менее кабальным, чем в греческой цивилизации, где раб не считался даже человеком, а скорее каким-то животным. Контроль над количеством рабов, чье число, без сомнения, увеличилось с приходом греков, и их минимальными правами следовало осуществлять на государственном уровне, поскольку и рабский труд составляет основу экономики государства.
Хотя прямых свидетельств мы не имеем, все же встает вопрос о налоговых льготах храмам. Храмы и храмовые общины подчинялись государству, которое осуществляло общее управление их жизнью. Цари должны были предоставлять им освобождение от тех или иных налогов. Скорее всего, правители предпочитали предоставлять храмам свободу от налогов и известную самостоятельность во внутренних делах, получая в ответ поддержку со стороны авторитетного жречества и многочисленных почитателей разных божеств.
Особое место в экономике царского хозяйства должна была занимать внешняя торговля, поскольку Бактрия контролировала очень важные транзитные пути из Индии, Алтая, Южной Сибири в страны Ближнего Востока и Средиземноморья. Греко-бактрийские монархи не могли не воспользоваться столь удачным географическим положением и не взимать с купцов пошлины.
Кроме того из самой Бактрии и Согдианы вывозилось большое количество полезных ископаемых, а возможно, существовал экспорт сельскохозяйственной продукции. В связи с этим цари Греко-Бактрии вполне могли держать в своих руках монополию на внешнюю торговлю некоторыми товарами, ибо такая практика существовала в эллинистическом Египте. Финансовые и хозяйственные документы сокровищницы Ай Ханум дают нам ценнейшую информацию о финансовом устройстве Греко-бактрийского государства, поскольку сокровищница в Ай Ханум имеет, несомненно, отношение к государственной казне Греко-Бактрии.
Сходство надписей Ай Ханум с надписями александрийской царской канцелярии - свидетельство в пользу гомогенного характера письма в финансовой организации эллинистических государств. Одна из характерных надписей, обнаруженная на стенке кувшина из сокровищницы: "От Зенона. Было сосчитано при помощи Оксебоака и посредника Оксюбадза 500 драхм. Оксебоак запечатал"[20].
По мнению исследователей, магистраты дифференцируются на директоров-банкиров (одно лицо), всегда эллинского происхождения, представленных в надписях в единственном числе, и подведомственных им казначеев, функционировавших более длительное время, представленных двумя чиновниками, часто с иранскими именами[21].
Большую ценность представляет сводная таблица К. Рапэна, составленная с соблюдением хронологической последовательности магистратов. Приводим ее в русской транскрипции:

Магистраты сокровищницы Ай Ханум

надписи

Директор–банкир

Казначеи сокровищницы

4a

Зенон

Оксебоак, Оксюбадз (в паре)

4b

Тимодем

Оксебоак, Гермей (в паре)

8d

Стратон

Стратон, Молосс (в паре)

1a/2a

-

Стратон, Молосс, Гиппий

Филиск

Стратон, Арианд

6

Филиск

Стратон (?) и другой (в паре)

lb

Филиск

Теофраст и другие (?)

13c

Никерат

Косм

12b

Никерат

(неизвестны)

Некоторые имена, представленные в Ай Ханум, характерны для македонцев и жителей Северной Греции: Писаний, Трибалл, Молосс. Другие, наоборот, явно иранского происхождения: Оксебоак, Оксюбадз, Антат, Арванд, Ксатран, Оман[22].
Примечательно, что эта разница, как оказалось, соответствует социальной иерархии. С появлением государственных банков в греческом мире трапезиты греческого происхождения повсеместно сменили метеков, обладателей частных банков. Подобное распределение отмечено и у Птолемеев, где греки занимали все ответственные посты, оставляя подчиненные должности местным чиновникам [23]. Эта же структура прослеживается в Ай Ханум на этикетаже, сохранившем полные тексты (4а, 5, 13)[24].
К сожалению, не представляется возможным определить количество чиновников сокровищницы Ай Ханум, одновременно пребывающих в должности, а также докимастов, определяющих качество серебра (пробирных экспертов). Вероятно, был один директор (агораном), осуществлявший одновременно функции пробирной палаты, и при нем было не менее двух казначеев[25]. По мнению И. Р. Пичикяна, роль директоров ограничивалась управляющим казной[26].
К. Рапэн отмечает ценность этих документов в связи с их открытием на наиболее удаленных землях, колонизированных греками на Востоке, так как они демонстрируют глубокое единство греческой культуры Средиземноморского бассейна до предгорий Парапамисад[27].
Итак, следуя К. Рапэну, по данным сокровищницы видно, что местное население могло иметь доступ к государственным должностям, но в отличие от эллинов иранцы могли занимать лишь низкие должности на царской службе. Подобную ситуацию мы наблюдаем в птолемеевском Египте, очень схожая политическая система существовала в классической Спарте. То есть прежде всего завоеватели-дорийцы и их потомки имели доступ к власти. Неслучайно лаконскую модель государства брал за образец, как наиболее близкую к своему идеальному государству, Платон, учитель Аристотеля. В свою очередь идеи Аристотеля были сильно распространены по всему эллинистическому миру, от Афин и Александрии до окраины Бактрии. Об этом говорит находка отрывка философского диалога в Ай Ханум, восходящего к платоновской или перипатетической школе.
В спартанском обществе иноплеменники, потомки ахейцев, тоже были интегрированы в их общество, но не имели право занимать ведущие роли в управлении государством. Они составляли слой илотов и периэков. Обусловлено такое высокое положение потомков дорийцев было тем, что они являлись завоевателями на территории Пелопоннеса и тем более Мессении. Спартанцы жили словно в военном лагере, окруженные враждебным туземным населением.
Социальные отношения эллинов и иранцев Бактрии и Согдианы напоминали отношения между спартанцами-дорийцами и ахейцами Лаконии и Мессении. Другой вопрос сложился в Греко-Бактрии политический институт, подобный илотии в Спарте. Вряд ли зависимость такого типа могла быть распространена в Греко-бактрийском царстве в таких размерах, как в спартанском государстве, однако наверняка местные жители низких социальных слоев подверглись подобной эксплуатации. Одни из них могли напрямую работать в царских хозяйствах, другие -в полисных хозяйствах, а греко-бактрийские полисы в свою очередь находились в сильной зависимости от царской власти.
Несомненно, что эллинистическая эпоха была временем экономического подъема в среднеазиатском регионе, в этот период создаются большие ирригационные системы, осваиваются для земледелия новые территории, строятся города[28]. Эллинизация и строительство новых городских центров способствовало развитию ремесел и внутренней, и внешней торговли.
Просуществовав лишь немногим более столетия, Греко-бактрийское государство тем не менее оставило яркий след в истории и экономике Бактрии и ряда соседних стран. Распространение власти греко-бактрийских правителей на север Индии и временное объединение под единой властью Бактрии и Гандхары, без сомнения, способствовали развитию межобластной торговли. Эти экономические предпосылки в немалой степени содействовали тому, что объединение двух высокоразвитых областей, не удавшееся потомкам Евтидема и Евкратида, спустя полтора столетия было осуществлено кушанскими правителями [29].


[1] Дандамаев M. А. Луконин Б. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. М., 1980. С. 168.
[2] Логофет Д. Н. На границах Средней Азии. Путевые очерки в 3–х книгах. Кн. III. СПб., 1909. С. 57.
[3] Тарн Б. Эллинистическая цивилизация. М., 1949. С. 219-221.
[4] Пичикян И. Р. Культура Бактрии. Ахеменидский и эллинистический период. М., 1991. С. 56.
[5] Дандамаев M. А. Луконин Б. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. С. 256.
[6] Там же. С. 216-217.
[7] Там же. С. 220.
[8] Пьянков И. Б. Город Средней Азии ахеменидского времени по данным античных авторов // Древний Восток. Города и торговля. Ереван, 1973. С. 135.
[9] Kent R. G. Old Persian. Grammar. Texts. Lexicon. New Haven, 1953. P. 142.
[10] Дандамаев M. A. Подати и повинности в Передней Азии в VII–IV вв. до н. э. (626-330 гг.) // Подати и повинности на Древнем Востоке. СПб., 1999. С. 68.
[11] Tarn W. W. The Greeks in Bactria and India. Is ed. Cambridge, 1938. P. 109.
[12] Дандамаев Μ. Α., Луконин В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. С. 291.
[13] Руденко С. И. 1) Искусство Алтая и Передней Азии. М., 1961. С. 22-29; 2) Древнейшие в мире художественные ковры и ткани. М., 1968. С. 52.
[14] Дандамаев M. А. Луконин В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. С. 285.
[15] Там же. С. 195.
[16] Там же. С. 281.
[17] Пиотровский Б. Б. Древнеегипетские предметы, найденные на территории Советского Союза // CA. 1958. № 1. С. 26.
[18] Шеркова Т. А. Египет и Кушанское царство. М., 1991. С. 164.
[19] Дандамаев Μ. Α., Луконин Б. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. С. 207.
[20] Rapin С. Les inscriptions économiques de la trésorerie hellenistique d'Ai Khanoum (Afghanistan) // BCH. 1983. T. CVII. №- 1. P. 320; Пичикян И. P. Культура Бактрии. С. 267.
[21] Rapin С. Les inscriptions économiques… P. 360; Пичикян И. P. Культура Бактрии. С. 269.
[22] Rapin С. Les inscriptions économiques… P. 360; Bernard P. Campagne de fouilles 1976-1977 a Ai Khanoum (Afganistan) // CRAI. 1978. P. 454; Grenet F. L'onomastique iranienne a Ai Khanoum // BCH. 1983. T. CVII. № 1. P. 373; Пичикян И. P. Культура Бактрии. С. 269.
[23] Rapin С. Les inscriptions économiques… P. 360.
[24] Пичикян И. P. Культура Бактрии. С. 270.
[25] Rapin С. Les inscriptions l'economiques… С. 361.
[26] Пичикян И. Р. Культура Бактрии. С. 270.
[27] Rapin С. Les inscriptions économiques… P. 371; Пичикян И. P. Культура Бактрии. С. 271.
[28] Кошеленко Г. А. Греческий город эллинистического Востока (Основные проблемы культуры) // Развитие античного и средневекового города: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1987. С. 7.
[29] Массон В. М., Ромодин В. А. История Афганистана. Т. 1-2. М., 1964. Т. 1. С. 129.