Глава 3 ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И АРМИЯ ГРЕКО-БАКТРИИ

Царская власть
Несмотря на то что бактрийские правители стали независимыми только в середине III в. до н. э., истоки этого лежат в предыстории возникновения Греко-бактрийского царства. Это можно увидеть, исследуя в истории державы Ахеменидов восстания бактрийских наместников, которые делали попытки обрести независимость для Бактрии. Наиболее известным примером установления царской власти на территории Бактрии является провозглашение Бессом себя новым царем Артаксерксом. Попытки обретения независимости делались и при Александре Великом.
Однако подлинное установление независимости и царской власти в Греко-Бактрии произошло в период правления Диодота I, который поднял восстание против Селевкидов. Селевкидам пришлось в этот период бороться еще и с парфянами, и так как союзниками в этой борьбе выступили бактрийцы, можно предположить, что Диодот I получил от них признание права на ношение царской диадемы. Однако остается вопрос об обожествлении первого греко-бактрийского царя, который был прозван "Спасителем" и "Богом". Вероятно, обожествление произошло в правление Евтидема I или его преемников. Царская власть в период Диодота II не пользовалась популярностью среди эллинов, он был свергнут другим эллином, Евтидемом из Магнесии, а все его потомки были убиты.
Качественно новый этап в формировании царской власти представляет собой правление Евтидема I. Первое время Евтидему пришлось укреплять авторитет царской власти, пошатнувшейся в период правления Диодота II. Признание же за Евтидемом его царского титула со стороны Антиоха III окончательно дало официальное признание независимости Греко-бактрийского царства от державы Селевкидов. Видимо, именно из-за этого Евтидем получил прозвище "Бог". Данный эпитет говорит о складывании в Греко-Бактрии царского культа, подобного тому, который существовал в других эллинистических монархиях. Стабильность внутри государства при Евтидеме стала залогом удачной внешней политики. Рост экономики и территории государства создали предпосылки для роста управленческого аппарата. При нем же возникает система соправителей.
Потомки Евтидема I распространяют свою власть на народы индийского полуострова. Исходя из данных нумизматики (например, монеты Агафокла (ил. 21-25, 44)), окончательно вырабатывается идеология, обожествляющая предыдущих царей и возводящая династию Евтидемидов к Селевкидам и даже к самому Александру. Окончательно оформляется царский культ. Уже при жизни Евтидемиды берут себе громкие эпитеты (Деметрий Непобедимый, Антиох Бог, Агафокл Справедливый и т. д.). Подобные шаги следует рассматривать как пропаганду Евтидемидов, направленную против Евкратида I и его преемников. При первых Евтидемидах Греко-Бактрия достигает огромных размеров за счет присоединения индийских территорий, происходит значительный экономический рост. Однако Деметрий I и, возможно, другие Евтидемиды не смогли устоять перед новым узурпатором.
Евкратид I был смелым политиком и полководцем. В зените своей славы он принимает титул "Великий царь". Как уже упоминалось, это связано с покорением Евкратидом индийских владений Евтидемидов. Принятием такого громкого титула Евкратид поставил себя в один ряд с Ахеменидами, Александром и Селевкидами и, возможно, тем самым узаконил претензии греко-бактрийских царей на восточные владения бывшей державы Ахеменидов, включавших и долину Инда. Он также хотел легитимизировать свою узурпацию власти и поставить себя выше потомков Евтидема I. Однако политика Евкратида I, ориентированная на борьбу с Евтидемидами, оказалась пагубной. При нем Греко-Бактрия теряет часть западных владений, захваченных парфянами. Конец жизни "Великого царя" плачевный: он был убит своим сыном. При первых Евкратидидах царская власть ослабевает и вскоре Евкратидиды теряют власть над Бактрией после вторжения туда кушан.
Греко-бактрийская монархия прошла все возможные ступени развития эллинистической единоличной власти. Бактрийский наместник за примерно сто лет эволюционировал до "Великого царя". Тем не менее, сравнившись по значимости с Ахеменидами, Александром, Селевкидами, греко-бактрийские правители также стремительно потеряли свое величие.
Несмотря на скудность наших литературных и эпиграфических источников, хотелось бы отметить ряд соображений относительно царской власти в Греко-Бактрии, осуществляя сравнительный анализ с другими эллинистическими монархиями.
Хотя принятие царского титула Диодотом I было прямо связано с его внешнеполитическими успехами, процесс становления монархии в Греко-Бактрии вряд ли происходил при непосредственном участии войска. По крайней мере, в источниках отсутствуют свидетельства конституционной роли армии. Что же касается государств Селевкидов и Лагидов, то, по убедительно аргументированному мнению Э. Бикермана, армия здесь не играла конституционной роли, "за армией отнюдь не признавалось права приводить к власти царей или низвергать их"[1].
Сами эллинистические монархи отождествляли государство и государственную власть со своей собственной личностью. Для большинства эллинистических государств характерен высокий уровень концентрации власти в руках царя.
Власть любого эллинистического царя имела военный характер. Это выражалось в том, что правитель обладал высшей военной властью, осуществляя часто лично командование армией, руководил разработкой военной стратегии, принимал решения относительно начала войны или заключения мира. Если Евтидем I сам не участвовал в боевых действиях против Антиоха III у реки Арий, это не значит, что он не был главнокомандующим армией и не принимал участия в обороне Бактр. Как мы знаем, Менандр умер во время похода (Plut. Мог. 821), а Евкратид принимал участие в битве с армией Деметрия (Just. XLI, 6, 4)[2]. Сам Деметрий, по-видимому, был великим полководцем, который завоевал некоторые области Индии и имел прозвище " Непобедимый ".
Наиболее важные дипломатические акции греко-бактрийские цари осуществляли лично или через приближенных, что видно, например, из переговоров между Антиохом III и Евтидемом.
В соответствии с греческими представлениями о царской власти монарх считался источником права - обладал прерогативой издания государственных законов. Вероятно, в Греко-бактрийском царстве, как и в других государствах эллинистического мира, законы издавались на двух уровнях. Первый - решения народных собраний городов, которые принимались только для жителей данного полиса и не распространялись на граждан других общин. Причем по поводу дел, касающихся монаршего престола, правители в той или иной степени и форме стремились оказывать влияние на законодательную деятельность народных собраний городов. Второй, более высокий уровень составляли законы, вышедшие из царской канцелярии. Издавались они от лица царя, распространяли свое действие на население всей страны. Для более верного решения вопроса о характере власти греко-бактрийских царей важно выяснить, существовали ли какие-либо юридические ограничения их деятельности, защищалась ли отдельная личность в государстве от произвола монарха. Например, источники по истории другого эллинистического государства, Пергама, приводят примеры своеволия царей, расправы по желанию монарха над отдельными людьми и над целыми группами[3].
Велика была роль греко-бактрийских царей в религиозной жизни страны. По-видимому, им принадлежала инициатива в распространении новых культов в стране, в организации празднеств. Возможно, происходили какие-то церемонии, при которых обожествленный правитель сам являлся причиной для торжества.
В области идеологии становление сильной царской власти, обладавшей значительными материальными возможностями и военным потенциалом, выразилось в формировании царских культов. В социально-политической, культурной и религиозной жизни греческого мира культовые, профессиональные, возрастные и другие объединения играли важную роль. Среди них наиболее значительную группу составляли религиозные товарищества, объединявшие почитателей какого-либо божества или обожествленной личности. Например, в Пергаме существовал союз атталистов, который, подобно другим культовым коллегиям эллинистического мира, имел собственные средства, имущество, находившееся в общем владении; возможно, выбирался казначей[4]. Возможно, в Греко-Бактрии тоже существовала подобная коллегия почитателей обожествленной царской персоны. Неслучайно некоторые правители Греко-Бактрии наделялись эпитетом "Бог".
Дворцы и резиденции эллинистических правителей находились не только в столице, но и в других значительных городах государства. Таким примером служит дворец, открытый в Ай Ханум. Безусловно, такой город, как Бактры, который выдержал двухлетнюю осаду селевкидских войск, должен был иметь царскую резиденцию, и, скорее всего, он являлся одной из столиц Греко-бактрийского государства. В других эллинистических полисах Бактрии и Согдианы также могли располагаться царские апартаменты.
Пример других эллинистических государств говорит о том, что строительство новых городов, переселение жителей из одного населенного пункта в другой тоже разрешалось лишь с позволения греко-бактрийского царя или при личном участии, или по его инициативе. Это положение подкрепляется наличием на территории Греко-бактрийского государства городов, названных в честь греко-бактрийских монархов: Евтидема (Евтидемия), Евкратида (Евкра-тидия).

Административные и военные должностные лица
Государство Ахеменидов было разделено на военные топархии, количество которых менялось (например, при Ксерксе было семь топархий, а при Артаксерксе II - четыре). В персидской державе бактрийцы, хорезмийцы и согдийцы объединялись в единую административную область. Возможно, что страны, населенные этими племенами, составляли топархию. В перечне персидского войска, сохранившемся в труде Геродота, говорится о шести военачальниках, которые, возможно, возглавляли топархии (Herod. VII, 82)[5]. Таким образом, еще во времена персидского владычества Бактрия и Согдиана объединялись в одну административно-военную единицу. Скорее всего, Александр и Селевкиды сохранили данное административное устройство этих стран.
После получения независимости для Бактрии и Согдиа-ны и образования Греко-бактрийского государства возникла необходимость в их новом административно-территориальном делении. Известно, что Греко-бактрийское царство было разделено на сатрапии (Strab. XII, 11, 2). Названия двух из них упоминает Страбон: Аспион и Турива (Strab. XII, 11, 1). Это были административные единицы, меньшие по размеру по отношению к сатрапиям державы Ахеменидов или Александра. Ведь в государстве Ахеменидов Бактрия была сатрапией, в состав которой входили другие территории этого государства, например Гандхара в VI в. до н. э. Однако в 508 г. до н. э. Гандхару, которая в административном отношении вначале была присоединена к Бактрии, выделили в самостоятельную сатрапию[6]. Когда были образованы эти сатрапии, точно не известно, однако есть все основания полагать, что это произошло или во времена Диодота I, основателя греко-бактрийской державы, или во времена Евтидема I, в начале активного расширения земель Греко-Бактрии.
Наместники сатрапий осуществляли общее управление сельской местностью и городами. Тем не менее власть греко-бактрийского наместника сатрапии была значительно меньше, нежели полномочия сатрапа времен Ахеменидов. Объясняется это прежде всего намного меньшей территорией сатрапии, нежели сатрапия в державе Ахеменидов или Александра. Греко-бактрийский наместник сатрапии был ограничен не только в политической сфере (решение принципиальных государственных вопросов принадлежало царю), но и в финансовой: при наличии обширного нумизматического материала мы не встречаем самостоятельной чеканки мелкой разменной монеты той или иной греко-бактрийской сатрапии. Предоставление разного рода льгот полисам, военным поселениям осуществляли наместники провинций, видимо, только с разрешения царя.
Вероятно, наместник греко-бактрийской сатрапии носил титул стратега, как и в других эллинистических государствах. Этот титул не встречается в эпоху греко-бактрийского эллинизма, но нумизматика более поздних периодов дает подобную информацию. Так, индо-скифские наместники провинций носили такие титулы, заимствованные от бактрийских и индийских греков[7].
Вероятно, сатрапии делились на более мелкие подразделения. После падения власти греков в Бактрии мы встречаем названия этих административных областей: μερίδες ("части"), которые управлялись μερίδοφχες ("наместниками частей"). Данные титулы встречаются в Северо-Запад-ной Индии, на эпиграфических памятниках, датируемых I в. до н. э., относящихся к закату греческого правления в этом регионе. Один из этих меридархов носил имя "Феодор" (или "Федор"), а другой, может быть, был индийцем[8].
Другие чиновники раннеэллинистического периода в Бактрии назывались фрурархами, "командующими гарнизоном" (Arr. Anab. IV, 16, 4-5). Согласно Арриану, гарнизоны располагались Александром на акрополях больших бактрийских городов и их начальники выбирались из среды "гетайтов"[9]. Подобная военно-административная должность сохранилась и в Греко-бактрийском царстве, потому как не только каждый крупный город имел цитадель (например, в Ай Ханум), но на границах с северными номадами, скажем, где-нибудь в Согдиане, должны были существовать крепости для отражения внезапного вторжения кочевников. Такой значимый в стратегическом отношении пост мог занимать, как и во времена Александра, человек, отличившийся своей службой монарху, прежде всего опытный в военном деле и лично преданный короне. На эту роль идеально подходил кто-нибудь из "телохранителей", личной охраны царя. К тому же такая должность располагала к предотвращению всякого рода сепаратизма как со стороны наместников дальних от столицы сатрапий, так и со стороны местного населения, влиятельных аристократических иранских кланов.
Полибий рассказывает о битве бактрийской конницы у реки Арий (Герируд) с войсками Антиоха III в 208 г. до н. э. (X, 49). Поданным этого автора, отряд греко-бактрийского царя Евтидема I состоял из 10000 бактрийских всадников. Возможно, это было подразделение, называвшееся "мириадом", т. е. "отряд из 10 000 воинов". Этот отряд делился на три части - гиппархии. Такое подразделение было способно осуществлять боевые операции в одиночку, возглавляемое царем, который в момент сражения мог находиться на расстоянии, не на поле битвы.
Каждая гиппархия должна была иметь своего командира. Иначе кто бы управлял такой массой конницы во время столкновения на Арии? Вероятнее всего, конными подразделениями бактрийцев командовали в основном представители местной знати. Какой чин они носили сообразно с иерархией греко-бактрийского царства - не известно. Должность гиппарха, начальника конницы, часто в античных государствах не полностью соответствовала своему названию. Гиппархи скорее были заместителями главнокомандующего, чем предводителями конницы государства. Поэтому командиры гиппархий - иранцы по происхождению могли быть даже крупными должностными лицами тех провинций, откуда поступали конные отряды в войска греко-бактрийских монархов.
Еще в IV в. до н. э. персидские сатрапы обычно осуществляли военное руководство войсками своих областей, подчиняясь лишь главнокомандующему, который нередко был также сатрапом какой-либо области. Например, во время войны с Александром Македонским бактрийцы сражались под командованием своего сатрапа[10]. Александр не упразднил пост сатрапа Бактрии. После окончания похода в Бактрию и Согдиану он оставил там македонянина Аминту (Curt. VII, 1,19; 2,14; Arr. Anab. IV, 17, 3; 22, 3). Аминта получил большой контингент: 10 000 пехоты и 3500 конницы (Arr. Anab. IV, 22, 3), который не находился весь целиком под рукой наместника, а был расквартирован по крепостям и по акрополям крупных поселений[11].
Из этого следует сделать вывод о том, что большинство административных должностей были и военными, этому способствовало и само географическое положение Греко-Бактрии. В условиях постоянной опасности вторжения со стороны кочевников перед наместниками сатрапий стояла необходимость в организации обороны.
В позднее время в индо-греческих царствах значительные посты могли занимать и представители местного населения. Должности сатрапа, стратега, меридарха были не только административными, но и военными, т. е. эти магистраты являлись и предводителями военных подразделений во время военных действий. В мирное время они должны были поддерживать материальную базу вверенных им войсковых подразделений, совершать тренировки, осуществлять во время войны вербовку войска из греко-македонского населения. Выполнение же ими функций полевых командиров во время кампаний выглядит весьма вероятным[12].
Почти полное отсутствие надписей в Ай Ханум препятствует исследованию организации царской администрации[13]. Вероятно, большую роль в системе центрального управления играла царская канцелярия. Этот орган оформлял царские распоряжения, законы и рассылал должностным лицам и городам. Официальным языком Греко-Бактрии, на котором велось делопроизводство, был греческий.
Одна из черт центрального управления эллинистических царств заключалась в том, что нередко исполнение важных военных и административных функций возлагалось на ближайших родственников царя. Например, при Евтидеме I подобные обязательства легли на его сына Деметрия, который был отправлен к Антиоху III послом для заключения мира. В случае отъезда царя с военной или дипломатической миссией, скорее всего, его замещал один из близких родственников.
К сожалению, мы ничего не знаем о таких распространенных в эллинистических государствах придворных титулах, как "родственник", "брат", "друг", "телохранитель", в Греко-бактрийском царстве. О личной охране, гвардии царя, агеме, также не имеется прямых свидетельств. Можно лишь предполагать существование этих должностей в Греко-Бактрии.
При дворах эллинистических монархов часто проживали ученые, философы, скульпторы, художники. Они не занимали никаких государственных должностей и составляли своего рода интеллектуальное, творческое окружение правителя. Некоторые из них, имея достаточно близкое знакомство или даже дружбу с царями и их родственниками, вовлекались так или иначе в сферу придворных отношений, могли оказывать определенное влияние на политику. Понятно, что влияние людей данного круга, осуществляемое неофициально и непрямо, весьма мало отражено в источниках. Вряд ли Греко-Бактрия была исключением из этого правила. Наличие греческой интеллектуальной элиты в эллинистической Бактрии подтверждают находки из Ай Ханум: шедевры архитектуры, скульптуры, текст с дельфийскими максимами, поставленными неким Клеархом (возможно, известным перипатетиком Клеархом из Сол), отрывок философского диалога и другие предметы, говорящие о наличии в Бактрии не только эллинских наемников, но и греков, способных созидать произведения искусства.
Следует полагать, что в Греко-Бактрии не сложилась практика полного разделения гражданской, административной, финансовой и военной власти. Материалы эллинистических государств дают немало примеров соединения военных и гражданских полномочий в руках одного лица либо исполнения военным командиром гражданских функций и наоборот.

Военные поселения и полисы
Еще Александр основал в Центральной Азии большое количество военных поселений и городов: πόλεις и urbes (Diod. XVII, 24; Strab. XI, И, 4; Arr. Anab. IV, 1, 3-4; 15, 3; Curt. VI, 6, 25-26; Just. XII, 5, 13), φρούρια и oppida (Arr. Anab. IV, 4; 15, 4; Curt. VII, 10, 15), κατοικίαι и coloniae (Diod. XIX, 27, 5; Strab. XV, 2, 9; Curt. IX, 7, 1). Страбон называет 8, а Юстин 12 городов, основанных Александром (Strab. IX, И, 4; Just. XII, 5, 13).
Можно предположить, что значительный контингент, полученный сатрапом Аминтой от Александра, не состоял целиком из вновь прибывших и оставленных в этой стране, а включал в свой состав и представителей местного населения [14].
В 327-325 гг. до н. э. и 323 г. до н. э. в "Верхних сатрапиях", Бактрии и Согдиане, произошли восстания. После подавления восстаний диадохам пришлось нанимать наемников для службы в Бактрии, так как во время восстания 323 г. до н. э. там были истреблены все военные поселенцы.
Колонизация этого региона проводилась активно при первых Селевкидах, особенно при Антиохе I (281-261 гг. до н. э.). Это был период, когда новая большая группа колонистов из Карии, с юго-запада Малой Азии, направилась в долину Окса. Отражением этого может служить то, что третий греко-бактрийский царь Евтидем I был из Магнесии[15]. Кария имела старые традиции поставки на восток наемников[16], однако среди колонистов находились не только "солдаты удачи", но и ремесленники, земледельцы, торговцы и представители других профессий.
Чтобы привлечь греческих новопоселенцев и наемников, Селевкидам пришлось изменить колонизационную политику Александра. Они не только основывали новые полисы в Центральной Азии, но и стали предоставлять бактрийским городам и военным колониям статус полиса[17].
Политика основания новых поселений греко-бактрийскими монархами должна была лежать в русле колонизационной политики Селевкидов, так как она отвечала интересам эллинского населения Бактрии и Согдианы. Преимущественно основываются новые полисы. Военные поселения если и возникали, то в небольших количествах на границах Греко-Бактрии, а колонии, основанные Александром и опустевшие после восстаний 320-х годов до н. э., получили статус полисов.
Таким образом, во времена эпигонов (в эпоху развитого эллинизма) произошла эволюция эллинистической колониальной политики в сторону ее демократизации. Этот процесс наблюдается и в других эллинистических государствах. Итогом развития некоторых военных колоний Пер-гама было превращение их в конечном счете в полисы или сближение их организации с полисной[18].
Отношения полиса и единоличной власти в эпоху эллинизма приобрели форму сложного диалога. Гражданская община и все органы управления полиса сохранились, но правитель осуществлял верховный контроль и управление через назначаемых им главных должностных лиц полиса. Таким образом, был достигнут компромисс.
В эллинистическую эпоху вследствие того, что на место единой державы Александра Македонского пришло несколько соперничавших государств, у отдельных полисов или их союзов появилась возможность, лавируя между этими силами, проводить хотя бы отчасти независимую политику. Органически в состав эллинистических государств вошли только полисы, на завоеванных территориях греческие города на всем протяжении эллинизма оставались элементом, в значительной мере чуждым монархии[19].
Иная судьба постигла эллинистические полисы, которые вошли в состав азиатских государств. В парфянское время происходит постепенное ужесточение контроля центрального правительства над городским самоуправлением. Конечным результатом этого процесса может быть даже полное уничтожение городской автономии, в других случаях городское самоуправление лишается своего реального содержания[20].
Вероятно, основной движущей силой в борьбе за независимость Бактрии в середине III в. до н. э. были именно греческие полисы, которые составляли своего рода союз. Когда появилась возможность приобрести независимость, воспользовавшись проблемами Селевкидов на западе, цен-трально-азиатские полисы, населенные преимущественно эллинами, подняли восстание. Восставшие представляли собой население бактрийских и согдийских полисов, военизированное из-за близости кочевого мира, ведь многие полисы были некогда военными колониями. Возникновение царской власти в Греко-Бактрии непосредственно связано с тем, что такие обширные многонациональные территории не могли управляться исключительно полисными магистратами. Существовала необходимость в централизованной власти, а она во времена эллинизма могла иметь только монархическую форму. Поэтому в условиях военного противостояния с могущественной державой Селевкидов центральноазиатские полисы должны были поддержать Диодота I, сочувствовавшего желаниям эллинов верховенствовать в Бактрии и Согдиане.
В молодом Греко-бактрийском государстве был достигнут компромисс между монархической и полисной системой, при котором обе стороны учитывают интересы друг друга. В противных случаях эллины, населявшие бактрийские и согдийские полисы, выражали свое недовольство существующим режимом. Это было продемонстрировано свержением Диодота II Евтидемом из Магнесии, греком по происхождению, жившим в Центральной Азии, который, скорее всего, входил в гражданский коллектив одного из бактрийских или согдийских полисов. В дальнейшем успех Евкратида состоял в том, что он получил поддержку эллинов Бактрии в борьбе против Деметрия I, сына Евтидема. Ведь отнюдь не индийские владения Деметрия, а Бактрия и Согдиана были заселены греками, основной социальной опорой власти греко-бактрийских царей. Центральноазиатские греки видели в Деметрии угрозу второго Александра, тирана, не считавшегося с интересами вольных полисов, насаждавшего имперские порядки, презрев все законы и права эллинов, управлявшего своей державой по своему произволу. Поэтому одна из причин политического кризиса не только Греко-Бактрии, но и других эллинистических держав состояла в конфликте полисного и монархического начал в управлении государством.
Из-за отсутствия необходимой информации внутриполитическую картину греко-бактрийского полиса дают нам синхронные модели Запада.
Полисы, вошедшие в состав Греко-Бактрии, имели свою территорию, гражданскую общину, законы, органы управления, финансовую систему, устанавливали экономические и политические связи с другими городами, т. е. обладали тем набором черт, который объединяется понятием "городской строй". В общественном сознании греков эпохи эллинизма полисный строй по-прежнему был основной формой организации свободного полноправного населения, а гражданский коллектив рассматривался как действительный носитель власти в полисе, несмотря на ограничения со стороны царской власти.
Коллектив полноправных граждан полиса был социальной основой одного из важнейших органов городского управления - народного собрания. В законодательной деятельности народного собрания заметно проявлялось влияние царской власти. Часто монархи прибегали к откровенному давлению на полис. Собрание также формировало аппарат исполнительной власти, коллегии должностных лиц. Гражданская община избирала притана, секретарей, гимнасиархов, жрецов ряда культов. Народное собрание имело право освобождать от городских налогов, литургий, даровать гражданский статус, распоряжаться городскими финансами, отдавать указания коллегиям и должностным лицам. Но и эти области не остались сферой компетенции исключительно собрания.
Совет полиса, очевидно, исполнял функции совещательные, контрольные, предварительно обсуждал проекты городских законодательных актов.
В условиях сильной милитаризации значительную роль в греко-бактрийском полисе, скорее всего, играла коллегия стратегов. Например, в Пергаме коллегия стратегов имела законодательную инициативу, занималась финансовыми полисными проблемами, в отношениях с другими полисами стратеги выступали в качестве представителей гражданской общины, играли важную роль в отправлении культа правителя[21].
После эллинского завоевания Центральной Азии местные городские центры, по-видимому, приобрели греческие черты своего устройства - народное собрание, совет, институт гражданства, коллегии должностных лиц, филы, законы, хотя могли сохранять местные черты. По мнению В. Тарна, даже Бактры, будучи превращены в столицу Александровой бактрийской сатрапии, должны были носить название Александрии[22]. Хотя это мнение не бесспорно, оно показывает нам, что даже название говорило о внутреннем устройстве города, который когда-то был туземным. Безусловно, столица греко-бактрийского государства должна была иметь значительное греческое население[23] и, конечно, соответственное полисное устройство.
Впоследствии постепенный территориальный рост Греко-бактрийского царства диктовал центральной власти необходимость выбора таких форм управления новыми подчиненными городскими поселениями, которые могли способствовать эффективному контролю со стороны короны. Например, в завоеванных индийских городах, скорее всего, не вводились полисные порядки, характерные для Греко-Бактрии, так как в них не было такого количества эллинского населения, а во главе городов ставился наместник, опирающийся на гарнизон.
Катойкии (у латинских авторов: "колонии"), основанные еще Александром, населялись воинами. Каждый из них наделялся клером из царской земли. За пользование землей в военное время колонист был обязан служить в войске царя. Данная обязанность передавалась из поколения в поколение, от отца к сыну. Держатели этих наделов, клерухи, скорее всего использовали труд рядового местного населения, и эта практика существовала на протяжении всей эпохи эллинизма[24]. Распределение клеров находилось в ведении сатрапа. Данная система существовала, по-видимому, со времен Александра и при Селевкидах.
Селевкиды основывают по большей части полисы вместо военных поселений, но обязанности поселенцев не меняются. Почву для рассуждений по этому вопросу дают документы из Месопотамии и Юго-Западного Ирана, которые четко показывают, что за пользование землей житель полиса был обязан служить в войске царя[25]. Сложно себе представить, чтобы в восточных частях государства Селевкидов, включая Бактрию, была какая-то другая система воинского набора в местных полисах. Другое дело, что в дальних восточных сатрапиях клерухи скорее защищали данные территории, нежели использовались в царских войсках для участия в кампаниях на Западе[26].
Таким образом, восточноэллинистический полис представлял особое социальное образование, порожденное своеобразными условиями эллинистического государства. Продолжая оставаться полисом, он в то же время испытал серьезные изменения в сфере отношений собственности: над коллективом собственников, т. е. полисом, появлялся верховный собственник земли, то есть царь. Собственность коллектива становится условной, полис взамен полученной земли обязан военной службой царю[27]. Поэтому в армии греко-бактрийских царей большую роль играли гражданские ополчения полисов государства. Как известно, одной из черт полиса было совпадение в принципе социально-политической и военной организации, при которой каждый гражданин полиса являлся воином, входил в состав полисного ополчения и получал в детские и юношеские годы не только гражданское воспитание, но и физическую и военную подготовку. Этой цели должен был служить институт эфебов и юношей как особых возрастных объединений.
Остается вопрос: все ли военные эллинистические поселения были превращены в полисы и основывалось ли какое-то их количество после возникновения независимого Греко-бактрийского царства? Как уже отмечалось, скорее всего, эллинских военных поселений по сравнению с количеством полисов на территории Греко-Бактрии было мало, если вообще таковые существовали. Размещение еще при Александре многих военных поселений вдоль границ показывает, что они могли исполнять роль постоянной пограничной службы.
В целом военных поселенцев можно охарактеризовать как профессиональную и социальную категорию, обладавшую определенными правами и привилегиями, занимавшую хотя и невысокое, но устойчивое экономическое и общественное положение. Различие военных поселений и восточноэллинистических полисов главным образом заключалось в отсутствии полисных институтов, большей зависимости военных колоний от царской администрации, милитаризации повседневной жизни. Военный колонист представлял собой прежде всего воина, обязанного всем своему господину, монарху.
Население Греко-Бактрии было сложным по своему этнического состава. Городские центры были заселены не только греками, но и представителями местного населения. Местные народы сохраняли свой язык, традиционный уклад жизни, имена, письменность. Коренное население в этом регионе сохраняло веру в местные божества до конца античности.
Основную массу граждан полисов составляли люди среднего и небольшого достатка: мелкие землевладельцы, ремесленники, торговцы, воины. К числу свободных неполноправных, т. е. не входивших в состав гражданского коллектива, жителей полисов относились вольноотпущенники и некоторые другие социальные группы.
Неоднородное по своему социальному и этническому составу население греческих городов Бактрии в эпоху эллинизма можно разделить на три основные категории по юридическому положению: граждане, негражданское (неполноправное) свободное население и рабы.
Многочисленные надписи городов Малой Азии, откуда происходило большое количество греко-бактрийских колонистов, свидетельствуют о сохранении в эпоху эллинизма института гражданства и замкнутых гражданских общин. Обретение прав гражданина в любом городе было возможно лишь по решению народного собрания данного полиса. Незаконное присвоение гражданских прав каралось. Можно полагать, что в ряде городов гражданином считался лишь тот, у кого и отец, и мать происходили из полноправных семей, подобно тому, как это было установлено в Афинах при Перикле в 451 г. до н. э.
Местные жители еще со времени Александра были включены в состав населения основанных Александром городских поселений. Вспомним, например, основание Александрии Дальней в Согдиане (Arr. Anab. IV, 4,1). Они принимали участие в восстаниях 327-325 гг. до н. э. и 323 г. до н. э. (Diod. XVII, 99, 5-6; Curt. IX, 7). Диодор говорит о 500 фракийцах, катойкиев из "Верхних сатрапий", т. е. из Бактрии и Согдианы, воевавших в 317 г. до н. э. на стороне Эвмена (XIX, 27, 5). Уцелевшие после похода 329-327 гг. до н. э. в Бактрию и Согдиану бактрийцы и согдийцы служили в войсках Александра. Александр вообще создал особый контингент из иранцев и приказал 30000 из них организовать, натренировать и вооружить по-македонски (Diod. XVII, 110, 1-2; Plut. Alex. 47; Arr. Anab. VII, 6; 8, 2; 11, 3; Curt. Χ, 3, 10; 13; Just. XII, 12, 4). Это было результатом еще реформ Филиппа II, который ввел в македонской армии регулярные части, рода войск, общее вооружение и стандартное построение[28]. Практика привлечения к военной службе местных восточных народов получила широкое распространение в государстве Селевкидов, в армию которых входили также представители центральноазиатских народов[29].
Несмотря на значительное проникновение местных элементов в гражданский коллектив, по данным из Дура-Европос, греко-македоняне в известной мере сохраняют привилегированное положение в городе. Особенно это относится к старым македонским фамилиям, потомкам первых колонистов[30]. Такая же ситуация вполне вероятна и для Греко-Бактрии, которая некогда, как и Дура-Европос, принадлежала Селевкидам.
Не известно, привлекалось ли население завоеванных греко-бактрийскими царями территорий и городов к службе в армии. Здесь рассматриваются страны, не входившие первоначально в состав Греко-Бактрии, т. е. земли вне Бактрии и Согдианы. Пассаж о "царе индов" Деметрий и его войске в 60 000 воинов может подтвердить включение в состав войска греко-бактрийских монархов представителей покоренных народов (Just. XII, 5).
Характеризуя развитие рабовладельческих отношений в городах Греко-Бактрии, мы вынуждены сослаться на недостаток источников. Как правило, основную массу рабского населения эллинистических городов составляли частновладельческие рабы. Социальные отношения между сословиями в городах Греко-Бактрии скорее всего не были острыми, и классическое рабство было слабо развито в этом государстве.
Типичным примером полиса, основанного на восточных территориях, является греко-бактрийский город Ай Ханум. Административный характер города определяется благодаря господствующему положению дворца, а также вследствие характера самого населения. Если не считать солдат гарнизона, в этом огромном городе проживало, по-видимому, лишь ограниченное количество населения, обладавшего высоким социальным статусом: очевидно, греческие колонисты, должностные лица при дворе, офицеры гарнизона, крупные землевладельцы. Дома, находящиеся вне городских стен, в северном пригороде, еще более монументальны, чем в городе (108x72 м). Из 14 имен, которые дали надписи, 12 - греческие. Это хороший материал для рассмотрения политики слияния между колонистами и местным населением, существование которой иногда допускается историками для объяснения того, как греки Центральной Азии, отрезанные с сер. III в. до н. э. от Селевкидской империи в результате появления Парфянской державы, смогли продержаться еще в течение века во враждебном окружении[31].
Впечатлению немногочисленности населения города, состоящего по большей части из греческих колонистов, которое может сложится после осмотра частных жилищ (что не дает возможности предположить a priori размеры города), противоречит, однако, наличие трех общественных сооружений, которые по своему качеству и размерам, по-видимому, рассчитаны на более обильное население.
Гимнасий был построен не только для греков Ай Ханум и собственной территории города, но и для того, чтобы собирать эфебов со всей провинции, политическим и административным центром которой был город. Если вместимость театра превышала местные нужды, то только потому, что, как и в городах греческого мира, он собирал в дни больших ежегодных праздников зрителей со всей провинции. Вдобавок к этому следует учитывать склонность к колоссальному, которую колонисты Ай Ханум обнаруживали в своей архитектуре, в частности в общественных зданиях. Например, театр мог вместить около 6000 зрителей, т. е. больше, чем греческий театр в Вавилоне, и чуть меньше, чем эллинистический театр в Эпидавре[32].
Большой архитектурный административный комплекс П. Бернар атрибутирует как дворец. Это следует прежде всего из самой архитектурной концепции комплекса, сходной с архитектурной концепцией восточных дворцов, которая группирует и объединяет в пределах одного и того же комплекса все архитектурные ансамбли различного функционального значения: частные апартаменты с двором и ванными комнатами, залами для приемов, канцеляриями, кладовыми и сокровищницей, где хранились финансовые запасы, драгоценные предмет и необработанные материалы (полудрагоценные камни). Размеры зданий, их монументальность, богатство архитектурного декора несут на себе печать скорее монарха, чем его наместников, так как такой размах их жилищ мог стать подозрительным их правителю [33].
Но наряду с царской властью в городе, несомненно, существовали собственно муниципальные институты, потому что он должен был управляться вполне автономно, как это было в греческих городах, некогда входивших в состав Селевкидской империи[34].

Состав армии
Основой греко-бактрийских войск, безусловно, были ополчения, состоявшие из граждан полисов, эллинов по происхождению. Они являлись не только социальной опорой монархии, но и наиболее боеспособной силой в греко-бактрийской армии. Именно колонисты-эллины Бактрии и Согдианы, борясь за традиционные полисные свободы, подняли восстания 327-325 гг. до н. э. и 323 г. до н. э. Именно при помощи бактрийских и согдийских колонистов-эллинов была завоевана независимость для Греко-Бактрии и выдержана осада Бактр со стороны войск Антиоха III после поражения бактрийской конницы на р. Арий.
Участие военных поселенцев в войнах, которые вели греко-бактрийские цари, связано с наличием военных поселений в составе Греко-Бактрии. Поэтому этот вопрос не может быть решен однозначно из-за отсутствия должных источников по данной теме. В период правления греко-бактрийских царей такие поселения существовали преимущественно на границах государства, и эти военные поселенцы не могли быть в полной мере использованы, например, в войнах на западе против Селевкидов и Парфии и на востоке во времена походов в Индию. Этому препятствовала перманентная угроза вторжения кочевников с севера. В итоге это вторжение и произошло в период ослабления военного могущества государства, когда Деметрий I Непобедимый во главе греко-бактрийских войск производил захват индийских территорий, а большинство боеспособного эллинского населения вело братоубийственную войну. Одни эллины сражались на стороне Евкратида и его преемников, другие - на стороне Евтидемидов.
Вопрос о греческих наемниках на службе греко-бак-трийских царей носит гипотетический характер и не может быть решен однозначно из-за отсутствия необходимых источников. Однако исходя из некоторых косвенных данных можно предположить наличие таких людей на службе у царей Греко-Бактрии. Так, в комедии великого римского драматурга Плавта "Хвастливый воин", поставленной между 205-200 гг. до н. э. заинтересовывают слова параси-та Артотрога в адрес Пиргополиника, хвастливого воина из Эфеса:

А то еще ты в Индии
Одним ударом руку перебил слону
  (25-26; пер. А. Артюшкова).

По мнению некоторых ученых, этот отрывок дает следующую информацию: часть наемников из Малой Азии принимали участие в покорении Востока, в том числе Индии[35].
Вряд ли греко-бактрийское царство, как и большинство эллинистических монархий, обходилось без наемников, хотя приток их со стороны эллинского населения был впоследствии затруднен наличием мощного Парфянского государства на западных границах Греко-Бактрии.
Еще в войнах, которые вели Ахемениды, большую роль играли восточные иранцы[36]. В частности, Бактрия поставляла в персидское войско 30 000 всадников (Curt. VII, 4, 30). Бактрийцы входили в ядро персидской армии наряду с персами, мидийцами, саками[37]. Эсхил (Pers. 732) называет бактрийцев цветом персидских союзников. Терракотовые статуэтки, изображающие восточных иранцев, в том числе бактрийцев, согдийцев, саков, хорезмийцев, в башлыках и узких длинных штанах, обнаружены при раскопках во многих городах Персидской державы, начиная от Египта и кончая Средней Азией. Мардоний, оставаясь во главе персидского войска в Греции и выбирая наиболее боеспособные части, включил в него бактрийцев (Herod. VIII, 113). Именно иранцы первыми стали широко применять конницу еще в начале I тысячелетия до н. э. и наносить поражения менее маневренным ассирийским колесничим[38]. Комбинированные действия кавалерии и лучников обеспечили персам победы во многих войнах, и до начала греко-персидских войн ни одна армия не могла противостоять персидской. Лучники расстраивали ряды противника, а после этого кавалерия уничтожала их.
После владычества персов в Центральной Азии наступает верховенство македонцев. После победы над персами Александр Македонский начинает превращать греко-македонскую национальную армию в имперскую. Одно мероприятие проливает свет на план Александра ввести иранцев во все воинские подразделения на равных правах со старыми воинами: отправляясь в Индию (Diod. XVIII. 4, 8; 7, 1), он поручил наместникам восточных провинций вооружить 30 000 молодых иранцев македонским оружием и обучить их греческому языку и письму (по-видимому, как принятому официальному языку уже сейчас и будущему государственному языку всей империи). Сам он эту реформу стал осуществлять в 324 г. до н. э.[39]
Большинство эллинистических государств использовало в своих армиях представителей восточных народов, как подчиненных, так и соседних, и привлекая их на основе военной повинности, и получая от них помощь как союзников, и используя местные контингента в качестве наемников.
Участие бактрийцев в битве на реке Арий доказывает, что местное население, и прежде всего местная знать, играло важную роль в Греко-бактрийском царстве[40]. В. Тарн писал, что Греко-Бактрия была "двойным государством", управлявшимся и местной знатью, сохранившей свои позиции, и эллинами[41]. Таким образом, бактрийцы по происхождению формировали не только конный корпус в войсках греко-бактрийских царей, но и играли важную роль в управлении государством. Безусловно, они принимали участие в антиселевкидском восстании 256 г. до н. э.
Их роль нельзя преувеличивать, как это делает В. Тарн. Как верно отмечает В. П. Никоноров, исходя из ономастических данных из Ай Ханум, можно сказать, что подавляющее большинство имен первых должностных лиц - греко-македонского и балканского происхождения. Все греко-бактрийские и индо-греческие цари имеют имена эллинского происхождения. Мало этого, если обратиться к "Милиндапанхе", там можно встретить данные по иерархии индо-греческого общества державы Менандра. Даже греческие женщины по иерархии будут стоять выше представителей традиционных индийских варн: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (общинников)[42]. Из этого можно сделать вывод, что греки и их потомки от смешанных браков были привилегированным классом на завоеванных землях Северо-Западной Индии[43]. Социальная ситуация в Бактрии должна была быть подобной.
Несмотря на это, местная знать играла важную роль в войске эллинистической Бактрии. Завоевателям приходилось еще со времен Александра Великого проявлять лояльность к туземцам, для того чтобы иметь большую социальную опору в этом регионе и пополнять военные контингента "воинственными" бактрийцами. Некоторые контингента из местных жителей квартировались в больших городах Бактрии в качестве частей их гарнизонов[44]. Так, на акрополе Ай Ханум были найдены маленькие сооружения, подобные типичным иранским святилищам, которые, по мнению П. Бернара, могли служить для туземных воинов местного гарнизона[45].
Исходя из того, что местное население было по социальному статусу ниже эллинского, становится ясным участие в битве у реки Арий только бактрийской конницы против войск Антиоха III. Встает резонный вопрос: почему Евтидем не пошел со всем войском к реке Арий? По мнению B. Тарна, он боялся, что его греческие воины не пойдут против легитимного правителя, Селевкида, Антиоха III, и дезертируют[46]. А. Симонетта считает, что конница Евтидема могла нанести ощутимый удар по пешим подразделениям Антиоха III, прежде всего фаланге, так как во время переправы через Арий она была расстроена. К тому же у Евтидема не хватало пеших войск, чтобы противостоять в открытом поле селевкидской фаланге, поэтому он сохранил свою пехоту для защиты Бактр[47]. Таким образом, Евтидем убил сразу двух зайцев. Он был прав с точки зрения военной стратегии, что не дал решающего сражения, и с точки зрения политической ситуации, при которой могли пойти на соглашение с Антиохом III не только эллины, но и бактрийцы. В итоге Евтидем смог выдержать двухлетнюю осаду, сохранив власть и войско[48].
Даже в период политического кризиса Греко-бактрийского царства бактрийцы не теряют своей боеспособности. Юстин (XXXVI, 1, 4) отмечает, что в 141 г. до н. э. Деметрий II, царь из династии Селевкидов, использует в борьбе против парфян бактрийские контингента в качестве вспомогательных войск (auxilia), которые могли наниматься как наемники или участвовать в военном конфликте как союзники.
Следует отметить "македонизацию" армий эллинистических государств, что не обошло стороной и Греко-Бактрию, но к этому добавились и восточные элементы ведения боя, например, использование на поле сражения боевых слонов[49]. Один из них изображен на монетах Деметрия I Непобедимого (ил. 45).
В "Вопросах Милинды", древнеиндийском литературном памятнике, упоминаются четыре части войска индо-греческого царя Менандра: боевые слоны, конница, боевые колесницы и пехота[50]. Несмотря на то что индо-греческие цари происходили из Греко-Бактрии, они, подчинив часть индийцев, использовали иные воинские контингента, состоявшие в том числе из индийского местного населения. Соответственно, они использовали другой состав родов войск, другое оружие и снаряжение. Они кроме того были вынуждены подстраиваться под ведение боя в других условиях. К тому же характер этого древнеиндийского сочинения является философским и в полной мере не отражает реальности. Здесь мы можем столкнуться просто с литературным клише, ведь вряд ли автору было нужно скрупулезно рассматривать реалии военного устройства державы Менандра.
Пехота греко-бактрийских царей состояла прежде всего из пешей фаланги, снаряженной и вооруженной наподобие македонской или селевкидской. Она состояла из эллинов-колонистов, имеющих тяжелое вооружение. В качестве вспомогательных войск могли использоваться наемники, составлявшие отряды "второй линии". Это были пел-тасты, лучники, пращники, метатели дротиков, первые из которых защищали фланги фаланги, а остальные находились перед ней, совершая обстрел противника[51].
Полибий не указывает на вооружение конных бактрийцев, лишь говорит, что они наступали "не строем" (ατάκτως) (X, 49). Отсюда можно сделать вывод, что они, не имея сомкнутого строя, скорее всего, обладая легким снаряжением, использовали дротики и стрелы на расстоянии, не вступали в прямое соприкосновение с противником[52]. Подобное описание вооружения бактрийцев в предыдущее время мы встречаем у Геродота (VII, 64) и в древнеиндийском источнике - VIII книге "Махабхараты"[53].
В этом же отрывке Полибий указывает на то, что бактрийцы наступали тремя гиппархиями, каждая из которых составляла линию. По-видимому, это была обычная для центрально-азиатских народов тактика: наступление лавой. Деление войска на три отряда также традиционно для народов, имевших соприкосновение со степью. Это обуславливается удобством развертывания армии на широком пространстве степи, где одна часть является центром, а другие две -правым и левым флангами.
Диапазон действия воина Центральной Азии был гораздо шире греко-македонского. Иранцы с одинаковой ловкостью сражались в конном и пешем строю, чего нельзя было сказать о греках, особенно о фалангитах, имевших одно-единственное назначение - лобовая атака сомкнутым строем на открытом ровном пространстве. Достижением античного военного искусства считается умение различных подразделений (например конницы и фаланги) выступать во взаимодействии. Этот прием был известен центрально-азиатским народам, выработавшим свой вариант совместной атаки конницы и легкой пехоты: всадники-даки, по двое сидевшие на лошади, при приближении противника действовали как конники и пехотинцы: один из них оставался на лошади, а другой соскакивал с нее (Curt. VII, 7, 32-33). Этого приема конно-пешей атаки не знали македоняне. Тактика среднеазиатских кочевников: конная атака лавой (характерная для народов степняков), притворное отступление, нападение конницы, а затем рукопашный бой в пешем строю, наскоки малыми группами с последующим введением резервов, стремительное преследование противника при отступлении[54].
Не позднее первой половины II в. до н. э. греко-бактрийские правители, возможно, учитывая поражение у р. Арий, стали использовать тяжеловооруженную конницу (катафрактов), которая была способна вступать в прямое столкновение с войсками противника и взаимодействовать с легкой конницей. Об этом говорят находки из Ай Ханум: элементы железного доспеха и для воина, и для коня, но не греческого, а иранского происхождения[55]. Катафракты появились в греко-бактрийской армии под влиянием народов степей Центральной Азии[56].
Наши данные, тем не менее, дают информацию и о коннице греков. Из одного из пассажей "Махабхараты" мы узнаем о 3000 греческих всадников, вооруженных копьями, мечами, дротиками, названных "наиблагороднейшими среди героев", что подчеркивает их принадлежность к первому классу, высшему в своем обществе[57]. Конечно, роль эллинской конницы в армии греко-бактрийских царей не была значительной. Это следует в частности из изображения на монетах Евкратида скачущих Диоскуров, иллюстрирующих внешний облик всадника греко-македонско-го происхождения из подразделений греко-бактрийской армии. Эти всадники изображаются в тяжелом вооружении с сариссами, и их снаряжение типично македонского стиля[58] (ил. 46). Тяжеловооруженные всадники в греческом снаряжении встречаются на монетах и других греко-бактрийских и индо-греческих правителей (ил. 34, 47-49). Кажется весьма вероятным, что в подобном стиле были вооружены 300 воинов Евкратида из рассказа Юстина (XLI, 6, 4) о войне этого царя с "царем индов" Деметрием. Там говорится о том, что после выдержанной пятилетней осады Евкратид с 300 воинов разбил 60 000 воинов Деметрия. Это было бы возможным, если предположить, что это был отряд, подобный царский агеме, состоящей из телохранителей[59]. Интересно, что в "Милиндапаньхе" упоминаются 500 воинов, окружавших индо-греческого царя Менандра и сопровождавших его во всех поездках[60].
В. Тарн предполагает, что эти телохранители Менандра составляли при нем так называемый Совет, подобный другим эллинистическим Советам при греко-македонских монархах, копировавший Совет Александра Великого. К тому же, вероятно, существовало пешее элитное подразделение, агема, состоявшая из тяжеловооруженных пехотинцев. Здесь можно привести в пример изображение такого пешего воина на золотой бляшке из Тиллятепе[61] (ил. 50).
Третьей составляющей греко-бактрийского войска были слоны, которые появились в Бактрии еще во времена Селевкидов. Так, Евтидем I по мирному соглашению 206 г. до н. э. выдает Антиоху III слонов после поражения у реки Арий и двухлетней осады Бактр (Polyb. XI, 34, 10). В связи с этим следует рассмотреть два серебряных фалара из коллекции Эрмитажа, которые были, на наш взгляд, правильно отнесены к произведениям греко-бактрийского искусства еще К. В. Тревер[62]. На них изображены боевые слоны, несущие башни, в которых внутри сидят два воина[63]. На монетах Деметрия I, сына Евтидема I, изображается головной убор в виде головы слона[64] (ил. 16). Статуэтка из музея Метрополитен в Нью-Йорке найденная в Египте, изображает Деметрия I или какого-то представителя династии Птолемеев в головном уборе в виде слона[65]. Кроме того, в Ай Ханум было найдено стрекало для погона, скорее всего, слонов[66].
Некоторые ученые предполагают, что существовал четвертый род войск, описанный в "Милиндапаньхе", - боевые колесницы[67]. Однако, как справедливо считает В. П. Никоноров, этот вопрос нельзя решить сегодня с полной уверенностью[68]. Существуют два изображения колесниц на монетах, относящихся к этому региону: монеты Вахшувара[69] и монеты Платона[70]. К тому же есть интересное замечание Юстина (XLI, 6, 5) о гибели Евкратида, который был убит своим сыном на обратном пути из Индии. После убийства Евкратида его сын проехал по его трупу на колеснице. В. П. Никоноров предполагает, что только Платон печатал монету с изображением колесницы. В "Милиндапа-ньхе" Менандр использует прекрасную колесницу для поездок[71]. Скорее всего, эти колесницы использовались людьми высшего сословия не для битв, а для передвижения [72].
Сегодня можно говорить о том, что в войска греко-бактрийских царей использовали метательные машины. Об этом свидетельствуют находки из укреплений Ай Ханум: шары и снаряды диаметром от 12,3 до 25,8 см, весом от 2,2 до 20,5 кг [73]. Эти снаряды должны были использоваться против людей или легких сооружений, но вряд ли против мощных укреплений[74].
Говоря о количестве греко-бактрийских войск, можно привести предположение А. М. Симонетты, основанное на сведениях Полибия о сражении на реке Арий. Во времена Евтидема I количество войск было около 22 000 человек, исходя из количества бактрийцев в 10 000 человек, так как вряд ли количество греческой пехоты превышало эту цифру, а конницы греков было около 2000 человек[75].
Юстин (ΧΓΙ, 6, 4) передает сведения о войске греческого царя Деметрия в Индии в количестве 60 000 человек. Это количество воинов может быть принято при условии, если греков было менее половины[76].
После смерти Александра главной ударной силой западных эллинистических армий остается, как и в классическою эпоху, пешее войско. Тактика же боя греко-бактрийских войск подразумевала широкое использование конницы, как это было во время походов Александра в Индию. Это обусловливалось наличием на границах Греко-Бактрии воинственных кочевых племен. Поэтому следовало приспосабливаться к ведению боя против номадов. В итоге возникла тактика взаимодействия тяжелой конницы катафрактов с легкой конницей, что было применено еще персидскими войсками в битве при Гавгамелах в 331 г. до н. э (Arr. Anab. III, 13, 3-4). Однако широкое использование катафрактов получило развитие в следующий период, период владычества юэчжей[77].
Существовала также и обычная эллинистическая практика ведения боя, построение тяжеловооруженных копьеносцев-сариссофоров. Это было типичное македонское построение пеших воинов, снаряженных и обученных македонской тактике боя, отличавшейся использованием слонов в сражении.
Она выглядела так. Слоны выстаивались перед фронтом войска, и в момент соприкосновения с противником для них выделялись участки для отступления и в бой входили пешие и конные подразделения[78]. Некоторые ученые считают, что основная сила слонов заключалась в страхе, который они наводили на людей и лошадей. Боевые слоны прежде всего использовались против противника, который увидел их в первый раз, против коней, которые не привыкли к слонам[79]. Данная тактика была характерна для войск индо-греческих царей.

Оружие и вооружение
Мечи и их элементы, найденные на территории Греко-Бактрии, в основном принадлежат греко-македонскому типу: махайры и ксифосы. Подавляющее большинство находок элементов этих мечей приходится на греко-бактрийское время. Ксифос - прямой, обоюдоострый меч, используемый пехотой в рукопашной схватке[80]. Махайра имеет заточенную часть с одной стороны. По форме махайра скривленная, используется и пехотой, и конницей в рукопашной схватке[81]. Навершия махайр отличаются от наверший ксифосов изображением головы грифона (ил. 51) или другой сложной формы, в отличие от прямого навершия ксифоса.
Копья в греко-бактрийских войсках использовались разные. Прежде всего были македонские сариссы, которые изображены в руках Диоскуров на монетах Евкратида[82]. Ученые расходятся в оценках размеров и веса этого копья. Указываются размеры и вес от 2,75 м (1,9 кг)[83] до 6,1 м (5,5 кг)[84]. В. П. Никоноров говорит о что и первое и второе утверждение являются крайними[85], однако соглашается с мнением П. А. Манти о том, что македонская сарисса была самым длинным копьем пешего войска в древности[86]. Были также на вооружении традиционные греческие копья δόρατα и ξύστα, которые, судя по литературным источникам, отличались от сарисс только размерами. Большое количество дротиков и стрел имеют так называемое "скифское" происхождение.
Широкое распространение в греко-бактрийское время получили стрелы с железным наконечником, а в более ранние и более поздние периоды были также распространены стрелы с бронзовыми наконечниками (так называемый скифский тип). Таким образом, греческая техника изготовления стрел не укоренилась на территории Бактрии, и более устойчивым оказался традиционный для этой страны скифский тип наконечников стрел.
Другим видом оружия греко-бактрийского воина были секиры, которые использовались не только для боевых, но и для бытовых нужд (например для рубки древесины). Были трезубцы, в греческой и римской иконографии - атрибут бога Посейдона (Нептуна). Это был инструмент скорее для охоты и рыбной ловли[87]. Трезубцы могли употребляться для военных нужд, но только в кушанскую эпоху, и их функция скорее была символической, так как они были атрибутом царской власти [88].
Другим традиционным оружием легковооруженного пешего воина времен эллинизма была праща[89]. В Ай Ханум были найдены небольшие камни для метания из пращи (от 0,7 до 1,5 кг)[90].
Наибольшее распространение в эллинистической Бактрии получили шлемы "аттические" и "беотийские". Еще Ксенофонт (De re eq. XII, 3) рекомендует всадникам использовать "беотийские" шлемы для лучшего обзора и защищенности. Вариации "беотийского" шлема получили широкое распространение во всем эллинистическом мире, в том числе и Бактрии. Как головной убор можно отметить и башлык, который носили бактрийцы и другие иранцы[91].
Существовало два основных вида доспеха, которые использовались греко-бактрийскими воинами. Первый -кираса, состоящая из двух больших пластин из бронзы или железа, покрывавших грудь и спину воина и скреплявшихся на плечах и сбоку. Эти типично греческие кирасы делились на две разновидности: одна в форме мускул[92], другая ровная[93]. Второй вид - пластинчатый панцирь, типичный восточный доспех, состоящий из металлических пластин в виде чешуек, соединенных друг с другом железными заклепками. Фрагменты такого доспеха были найдены в Кампыр-тепе[94] и в Ай Ханум [95].
В греко-бактрийской армии использовались два вида набедренной защиты. Первый был типично греческий (πτέρυξ), состоящий из узких полос кожи или толстой ткани^ прикрепленной к поясу, сделанной в один или два ряда[96]. Второй тип восходит и к греческой, и к восточной традиции. Это -подол или юбка из ткани или тонкой кожи, к которой прикреплены металлические пластины, обычно в два ряда[97].
Исходя из археологических находок, поножи также делились на два вида. Первые типично греческие (κνημίδες), которые имели вид голени и обычно прикрывали ногу от колена до стопы[98]. Другой вид принадлежал доспеху тяжеловооруженного всадника или катафракта и состоял из железных обручей в виде трубы, защищавшей целиком все ноги [99].
Элементы щитов, найденные на территории Греко-Бак-трии, имеют типично античные формы, представленные основными тремя видами. Первый - из плотной кожи в виде человеческой маски [100]. Второй тип имеет вид "тарелки" строгой формы с различным внешним обликом. Железные элементы такого щита были найдены в Кампыр-тепе[101]. Третий - хорошо известный "θυρεός", имеющий овальный вид, большого размера[102] (ил. 52). К предметам чисто греческого вооружения классического периода, найденным в храме Окса, относится и целый круглый щит аттического типа с круглым бронзовым умбоном и расходящимся от него к внешнему бронзовому канту ногами (диаметром около 60 см) (ил. 53). Подобные щиты, известные по аттической вазописи VI-IV вв. до н. э. [103], восходят, как считают исследователи, к щиту быстроногого Ахилла[104]. Два декоративных набора щитов были найдены в арсенале в Ай Ханум. Один из них представляет большой круглый щит (1,15 м в диаметре), украшенный концентрическими черными, желтыми и красными лентами [105]. Другой представляет конфигурацию большого овального щита (1,30 м длиной и 0,64 м шириной), возможно, типа "Όυρεός"[106].
Геродот (IX, 20-27) и Плутарх (Arist. 14) так описывают вооружение знатного персидского полководца Масисты, бактрийского сатрапа: он ездил на нисейском коне с золотой уздечкой и другими украшениями и был одет в золотой чешуйчатый панцирь, а руки и ноги были покрыты золотыми, медными и железными латами[107]. Это единственная литературная зарисовка, изображающая тяжеловооруженного всадника, хотя и перса, имеющего какое-то отношение к Бактрии.
В Ай Ханум были найдены элементы конского снаряжения тяжеловооруженного воина, катафракта. Железные пластины, возможно, для конского доспеха [108] . К тому же были обнаружены детали конской упряжи: удила и бляхи для украшения узды [109].
Военный флот - традиционный для эллинов вид войска. Существовал ли он в греко-бактрийской армии -это вопрос, который может вызвать сегодня дискуссию, так как прямых данных об этом нет. Однако есть ряд соображений, с которыми следует считаться.
Во-первых, несмотря на то что Греко-Бактрия не имела прямого контакта водным путем со Средиземноморьем, это государство располагалось в непосредственной близости от Аральского моря. Во-вторых, греко-бактрийские правители, захватившие долину Инда, безусловно, получили выход в Индийский океан и Аравийское море, и, соответственно, морской путь к берегам птолемеевского Египта и далее в Средиземное море. Из этих двух фактов следует вывод о существовании флота у греко-бактрийских правителей. Однако его количество и боевая мощь нам не известны. Скорее всего, он был немногочисленным, так как не было необходимости защищаться от крупных вражеских военно-морских сил, разве что от пиратов или народов, занимавшихся морским разбоем по берегам Индийского океана.


[1] Бикерман Э. Государство Селевкидов / Пер. с фр. Л. М. Глускиной. М., 1985. С. 9.
[2] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria (700 ВС—450 AD). Vol. 1-2. Stockport, 1997. Vol. 1. P. 45.
[3] Климов О. Ю. Царство Пергам: очерк социально–политической истории. Мурманск, 1998. С. 60.
[4] Там же. С. 66.
[5] Пъянков И. В. «История Персии» Ктесия и среднеазиатская сатрапии Ахеменидов в конце V в. до н. э. // ВДИ. 1965. № 2. С.48.
[6] Дандамаев M. А. Луконин В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. М., 1980. С. 111.
[7] Tarn W. W. The Greeks in Bactria and India. 3nd ed., Chicago, 1985. P.241-242.
[8] Ibid. P. 242, 358.
[9] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 32.
[10] Дандамаев Μ. Α., Луконин В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. С. 113.
[11] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 32.
[12] Ibid. Р. 46.
[13] Бернар П. Проблемы греческой колониальной истории и урбанизм эллинистического города Центральной Азии // Проблемы античной культуры. М., 1986. С.255.
[14] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 32.
[15] Bernard P. Les monnaires hors trésors, questions d'histoire Greco–Bactrienne // MDAFA. T. XXVIII. 1985 (Fouilles d'Ai Khanoum. T. IV). P. 131-132.
[16] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 31.
[17] Кошеленко Г. A. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979. С. 212-221.
[18] Климов О. Ю. Царство Пергам. С. 83.
[19] Маринович Л. П. Греки и Александр Македонский. М., 1993. С. 211.
[20] Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. С. 264.
[21] Климов О. Ю. Царство Пергам. С. 97.
[22] Tarn W. W. Notes on Hellinism In Bactria and India // JHS. 1902. Vol. XXII. P. 270.
[23] Кошеленко Г. A. Греческий полис на эллинистическом Востоке. С. 148.
[24] Holt F. L. Alexander the Great and Bactria. 2nd imp. Leiden, 1989. P. 63-64.
[25] Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. С. 227-239.
[26] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 33.
[27] Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. С. 239.
[28] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 34.
[29] Климов О. Ю. Царство Пергам. С. 84.
[30] Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. С. 249.
[31] Бернар П. Проблемы греческой колониальной истории… С. 252.
[32] Там же. С. 253.
[33] Там же. С. 254.
[34] Там же. С. 255.
[35] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 42.
[36] Литвинский Б. Α., Пьянков И. В. Военное дело у народов Средней Азии в VI–IV до н. э. // ВДИ. 1966. № 3. С.36.
[37] Дандамаев Μ. Α., Луконин В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. М., 1980. С. 229.
[38] Tarn W. W. Hellenistic military and naval developments. Cambridge, 1930. P. 51.
[39] Шахермайр Ф. Александр Македонский / Сокр. пер. с нем. М., 1986. С. 215.
[40] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 39.
[41] Tarn W. W. The Greeks in Bactria and India. 3nd ed. P. 125.
[42] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. 1. P. 40.
[43] Парибок A. B. Вопросы Милинды (Mилиндапанха). M., 1989. C. 48-49, 108, 393.
[44] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 40.
[45] Бернар П. Проблемы греческой колониальной истории… С. 251, 257.
[46] The Greeks in Bactria and India. 3rd ed. P. 124.
[47] Simonetta A. Some Hypotheses on the Military and Political Structure ofthe Indo–Greek Kingdom // JNSI. 1960. N 22. P. 59-60.
[48] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 44.
[49] Ibid. P. 37.
[50] Парибок А. В. Вопросы Милинды. С. 66, 86, 88-90.
[51] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 38.
[52] Ibid. Р. 39.
[53] Махабхарата. Книга VIII: О карне (Карнапарва). М., 1990. С. 54.
[54] Гафуров Б. Г., Цибукидис Д. И. Александр Македонский и Восток. М-, 1980. С. 244.
[55] Rapin С. La trésorerie du palais hellenistique d'A'i Khanoum. L'apogee et la chute du royaume grec de Bactriane // MDAFA. T. XXXIII. 1992 (Fouilles d'A'i Khanoum. T. VIII). Pl. 65; Bernard P., Garczinski P., Guillaume O., Grenet F., Ghassouli N., Leriche P., Liger J. — C., Rapin C. Rougeulle A. Thoraval J. de Valence R., Veuve S. Campagne de fouille 1978 a Ai Khanoum (Afghanistan) // BEFEO. T. LXVIII. 1980. Pl. XXXVII–XXXVIII; Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 43. Fig. 11 m–p; P.45. Fig. 13b–e.
[56] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 39.
[57] Махабхарата. Книга VIII: О Карне (Карнапарва). С. 131, 143, 178, 217, 256. Прим. 199.
[58] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 51. Fig. 19b; P. 53. Fig. 21e; P. 54. Fig. 22b, e; P. 27. Pl. 3B.
[59] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 41.
[60] Парибок А. В. Вопросы Милинды. С. 66, 76-78, 80, 82.
[61] Сарианиди В. И. Храм и некрополь Тиллятепе. М., 1989. С. 73-77. Рис. 28; Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 56. Fig. 24e, f; P. 27. Pl. 3C.
[62] Тревер К. В. Памятники греко–бактрийского искусства в собраниях Государственного Эрмитажа. Т. 1-2. M.; Л., 1940. T. 1. С. 45-48.
[63] Там же. Рис. 1-2; Nikonorov V. Ρ. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 48. Fig. 16a, b; P. 26. PI. 2A.
[64] Bopearachchi O. Monnais greco–bactriennes et indo–grecques. Catalogue raisonne. Paris, 1991. Pl. 4. Ser. 1/3; Nikonorov V. Ρ. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 48. Fig. 16c.
[65] Sekunda N. Seleucid and Ptolemaic Reformed Armies (168-145 ВС). Vol. 1-2. Stockport, 1994. Vol. 1: The Seleucid Army under Antiochus IV Epiphanes. Fig. 50.
[66] Francfort H. — P. Le sanctuaire du temple a niches indentees. P. II: Les trouvailles // MDAFA. T. XXVII. 1984. (Fouilles d'Ai Khanoum. T. III). PL 26. N 6; Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 46. Fig. 14c.
[67] Bar–Kochva B. The Seleucid Army. Cambridge, 1976. P. 83-84; Sekunda N. Seleucid and Ptolemaic Reformed Armies. Vol. 1. P. 26.
[68] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 43.
[69] Gardner P. New Coins from Bactria // NC. New Series. 1879. Vol. XIX. PL 2; Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 39. Fig. 7g.
[70] Bopearachchi O. Monnais greco–bactriennes et indo–grecques. Pl. 24. Ser. 3/B; Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 51. Fig. 19g.
[71] Парибок A. B. Вопросы Милинды. С. 66, 76, 78, 81.
[72] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 43.
[73] Leriche P. Les remparts et les monuments associes // MDAFA. T. XXIX. 1986 (Fouilles d'Ai" Khanoum. T. V). Ph. 27, 28.
[74] Ibid. P. 114-115.
[75] Simonetta A. M. Some Hypotheses on the Military and Political Structure ofthe Indo–Greek Kingdom. P. 59-60.
[76] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 43.
[77] Ibid. Р. 45.
[78] Ibid.
[79] Scullard H. H. The Elephant in the Greek and Roman World. Cambridge, 1974. P.246-247.
[80] Пугаченкова Г. А. Халчаян. Ташкент, 1966. С. 53, 56. Рис.30; Nikonorov V. P., Savchuk S. A. New Data on Ancient Bactrian Body–Armour in the Light of Finds from Kampyr Tepe // Iran. Vol. XXX. 1992. P. 50. Fig. 2; Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 44. Fig. 12p; P. 56. Fig. 24a.
[81] Snodgrass A. M. Arms and Armour of Greeks. London, 1967. P. 84-85, 97. PI. 50-52.
[82] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 46.
[83] Manti P. A. The Cavalry Sarissa // AW. N 8/1-2. 1983. P. 73-80.
[84] Simonetta A. M. Some Hypotheses on the Military and Political Structure of the Indo–Greek Kingdom. P. 59.
[85] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 47.
[86] Manti P. A. The Cavalry Sarissa. P. 80.
[87] Rapin C. La trésorerie du palais hellenistique d'Aï Khanoum. P. 258. N 1016.
[88] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 47.
[89] Ibid. Р. 48.
[90] Leriche P. Les remparts et les monuments associes… P. 114.
[91] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. I. P. 48.
[92] Сарианиди В. И. Храм и некрополь Тиллятепе. С. 73-77. Рис. 28; Nikonorov V. Ρ. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 56. Fig. 24e, f.
[93] Массой Μ.Ε., Пугаченкова Г. А. Парфянские ритоны Нисы // Труды Южно–Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. М.; Ашхабад, 1959. Рис. 17в, 27-29, 31, 35; Nikonorov V. Р., Savchuk S. A. New Data on Ancient Bactrian Body–Armour… P. 50. Fig. 2; Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 55. Fig. 23q; P. 56. Fig. 24a.
[94] Nikonorov V. P., Savchuk S. A. New Data on Ancient Bactrian Body–Armour… P. 50. Fig. 1; Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 45. Fig. 13a.
[95] Bernard P., Garczinski P., Guillaume О., Grenet F., Ghassouli Ν., Leriche P., Liger J. — C., Rapin С. Rougeulle A., Thoraval J., de Valence R., Veuve S. Campagne de fouille 1978 a Ai Khanoum. Р1. XXXVII–XXXVIII; Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol II P. 45. Fig. 13c, e.
[96] Nikonorov V. P., Savchuk S. A. New Data on Ancient Bactrian Body–Armour… P. 50. Fig. 2; Nikonorov V. Ρ. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 51. Fig. 19d; P. 56. Fig. 24a.
[97] Массон Μ.Ε., Пугаченкова Г. А. Парфянские ритоны Нисы. Рис. 17в, 27-29, 31, 35; Сарианиди В. И. Храм и некрополь Тилля–тепе. С. 73-77. Рис. 28; Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 54. Fig. 22e; P. 55. Fig. 23q; P. 56. Fig. 24e, f.
[98] Nikonorov V. P., Savchuk S. A. New Data on Ancient Bactrian Body–Armour… P. 50. Fig. 2; Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 56. Fig. 24a.
[99] Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 45. Fig. 13d.
[100] Ibid. P. 50. Fig. 18a; P. 55. Fig.23i.
[101] Ibid. P. 50. Fig. 18b, c; P. 52. Fig. 20b; P. 55. 23f, h, j; P. 56. Fig. 24d–f.
[102] Nikonorov V. P., Savchuk S. A. New Data on Ancient Bactrian Body–Armour… P. 50. Fig. 2; Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 57. Fig. 25a.
[103] Boardman J. Athenian Black Figure Vases. New York, 1974. PI. 203, 104
[104] Пичикян И. P. Культура Бактрии. Ахеменидский и эллинистический периоды. М-, 1991. С. 105.
[105] Bernard P., Garczinski P., Guillaume О., Grenet F., Ghassouli Ν., Leriche Ρ. Liger J. — С., Rapin C-, Rougeulle A. Thoraval J. de Valence R., Veuve S. Campagne de fouille 1978 a Ai Khanoum (Afganistan). P. 59. Pl. XXXVIc.
[106] Ibid. Pl. XXIII.
[107] Дандамаев Μ. Α., Луконин В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. С. 230.
[108] Bernard P., Garczinski P., Guillaume О., Grenet F., Ghassouli Ν., Leriche ΡLiger J. — С., Rapin С, Rougeulle А. Thoraval J, de Valence R., Veuve S. Campagne de fouille 1978 a Ai Khanoum. P. 59. Pl. XXXVII–XXXVIII; Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. II. P. 43. Fig. 11m–p; P. 45. Fig. 13b.
[109] Bernard P. Fouilles d'Ai Khanoum. T. I // MDAFA. T. XXI. 1973. Fig. 43; Guillaume O. L'archeologie de la Bactriane ancienne. Paris, 1985. Fig. 7-9, 11-15; Nikonorov V. P. The Armies of Bactria. Vol. Π. P.47. Fig. 15.