3. ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ

Особое место в истории древнегреческой философии и именно в развитии стихийного материализма ионийской философии занимает Гераклит из Эфеса, которого Ленин называет одним из основоположников диалектики [1]. Гераклит происходил из знатного рода и жил приблизительно между 544 и 475 гг. до н. э. Согласно Диогену Лаэртскому, акмэ Гераклита приходится на 504-501 гг. Свое учение Гераклит изложил в сочинении, которое было известно под названиями: "О природе", "Музы", "Логос", от которого дошло довольно значительное число фрагментов (137, включая сомнительные). Как сообщает Диоген Л. (IX, 5), книга Гераклита "О природе" делилась на три части: о вселенной, о государстве и о божестве. Написана она была образным языком. Большинство отрывков представляют собой афоризмы. Отрывочность и своеобразный стиль этих изречений чрезвычайно затрудняют их понимание, поэтому Гераклит уже в древности был прозван "Темным" (σκοτεινός).
Однако необыкновенная яркость образов в афоризмах Гераклита, искусное пользование его любимой фигурой - антитезой - придают даже тем отрывочным фрагментам, которые мы имеем, своеобразное очарование. Перевод не может дать полного представления о них, так как они написаны ритмической прозой, но даже в переводе можно оценить Гераклита как большого мастера языка и афористической формы.
С милетскими философами Гераклита сближало его учение об огне как сущности мира. "Этот мировой порядок, тождественный для всех, - говорит Гераклит (фр. 30), - не создал никто, ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем (πὔρ ἀείζωον), мерами вспыхивающим и мерами угасающим". Здесь выражено признание вечности, несотворенности материального мира, а также вечности присущего миру движения. Этот фрагмент Ленин назвал очень хорошим изложением начал диалектического материализма [2].
"Все обменивается на огонь, - говорит Гераклит в другом месте (фр. 90), - и огонь на все, подобно тому, как на золото товары и на товары золото".
Так, по Гераклиту, возникают воздух, вода, земля и затем снова все превращается в огонь.
В мире все находится в вечном движении и изменении. В нем нет ничего, что можно было бы назвать абсолютно неподвижным или неизменным. Впоследствии тезис Гераклита о всеобщности движения и изменения формулировался в словах "все течет". Вот как Гераклит сам выражает этот принцип в дошедших до нас фрагментах:
"В одни и те же воды мы погружаемся и не погружаемся, мы существуем и не существуем" (фр. 49a).
"В одну и ту же реку невозможно войти дважды и <вообще > нельзя дважды коснуться смертной субстанции, которая была бы тождественной <по своему свойству >; но изменяясь с величайшей быстротой, она· рассеивается и вновь собирается <лучше же сказать, не вновь и не затем, но в одно и то же время она и прибывает и убывает>, и притекает и уходит" (фр. 91).
Само движение и изменение Гераклит определял как борьбу противоположностей, враждующих друг с другом, и в этой борьбе видел начало движения.
"Война есть отец всего, царь всего. Она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными" (фр. 53).
"Но должно знать, что война всеобща, что правда есть раздор и что все возникает через борьбу и по необходимости" (фр. 80).
С учением о борьбе противоположностей непосредственно связано учение о том, что все существующее представляет собой единство противоположностей.
"В нас <всегда> одно и то же: жизнь и смерть, бдение и сон, юность и старость. Ибо это, изменившись, есть то, и обратно - то, изменившись, есть это" (фр. 88).
Борьба и единство противоположностей образуют гармонию. "Расходящееся сходится, и из различных образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу" (фр. 8).
Течение вещей, борьба и гармоническое сочетание противоположностей подчинены закономерному началу, которое Гераклит называет Логосом (λόγος), что в переводе на русский язык значит слово, разум, разумное основание. Термин "логос" впервые вводится в философию Гераклитом.
Логос он считает познаваемым. Логос познается как всеобщее, и средством познания его является мышление.
"Желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее подобно тому, как государство < зиждется > на законе и даже еще крепче. Ибо все человеческие законы питаются единым божественным. Ибо последний господствует, насколько ему угодно, довлеет всему и все побеждает" (фр. 114).
"Мудрость заключается в одном: познавать мысли, как то, что правит всем во всем" (фр. 41).
"Мышление есть величайшее превосходство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к <голосу> природы, поступать согласно с ней" (фр. 112).
Таким образом, у Гераклита в связи с учением о логосе ставятся и гносеологические проблемы об отношении мысли и бытия, познаваемости бытия и средствах познания. При этом познание не есть путь субъективного развития мысли, а путь следования голосу природы. Поэтому Гераклит не только не отвергает чувственное восприятие, но считает необходимым опираться на него. "Все, что доступно зрению, слуху и изучению - я предпочитаю" (фр. 55). При этом зрению, как источнику знания, Гераклит отдает предпочтение. "Ибо между тем, как у нас по природе как бы два некиих органа, при посредстве которых мы все узнаем и исполняем множество дел, <а именно> зрение и слух, <однако> зрение гораздо правдивее: ибо глаза более точные свидетели, чем уши" (фр. 101 a).
Как видно из изложенного, учение Гераклита в образной форме выражало некоторые принципы объективной диалектики. Оно было одной из тех гениальных догадок, которыми так богата древнегреческая философия. Но это была именно только гениальная догадка, лишенная всесторонней проверки и той научной аргументации, которую дало развитие наук и общественной жизни в XIX веке, когда Марксом и Энгельсом была создана философия диалектического материализма. Диалектика Гераклита, равно как и его политические взгляды, несла в себе черты той ограниченности, которая определялась рабовладельческим строем греческих полисов, недостатком научных знаний и созерцательностью греческой философии. Это сказалось в наивном отождествлении начала всего сущего с огнем, в понимании борьбы противоположностей как некоторой гармонии и в аристократических взглядах Гераклита, нашедших выражение в следующем фрагменте (49): "Один для меня десять тысяч, если он наилучший".
Говоря об ограниченности диалектики Гераклита, следует отметить, что, по свидетельствам Аэтия (II, 32, 5-6), Аристотеля ("О небе" 279 b 14-17) и др., Гераклит признавал цикличность в образовании и гибели миров, считая, что через определенный промежуток времени мир обращается в огонь, из которого возникает новый мир, гибнущий в новом мировом пожаре, причем каждый мировой год (продолжительность существования мира) Гераклит считал равным 10 800 солнечным годам.
Последователем Гераклита был Кратил, современник Платона. Ошибочно истолковав положение Гераклита о всеобщей изменчивости как тезис, отрицающий объективные определенности сущего, он пришел к убеждению, что об изменяющемся нельзя ничего высказать истинного, а поэтому, по словам Аристотеля, "под конец пришел к тому мнению, что не следует ничего говорить, но только двигал пальцем" (Мет. III, 5, VII 1010a - 13).
В учении о происхождении языка Кратил придерживался того мнения, что наименования вещей не произвольны, а обусловлены природою вещей.


[1] См. В. И. Ленин. Философские тетради, 1947, стр. 291.
[2] Там же, стр. 294.
Ссылки на другие материалы: